Международное научно техническое сотрудничество кратко

Обновлено: 04.07.2024

форма междунар. сотрудничества, включающая торговлю лицензиями на произ-во продукции и технология, методы, совм. науч. разработки, осуществление крупных технич. проектов, стр-во пр-тий и др. объектов, геологоразведочные работы, подготовку нац. кадров и т. п. СССР осуществляет Н.-т. с. со мн. странами. При его технич. содействии (на 1 янв. 1987) введено в эксплуатацию св. 3,3 тыс. пром. ар-тий и др. объектов за границей.

Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Смотреть что такое "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО" в других словарях:

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — форма международного экономического сотрудничества. Включает торговлю лицензиями, совместные научные разработки, осуществление крупных технических проектов, строительство предприятий и других объектов, геологоразведочные работы, подготовку… … Большой Энциклопедический словарь

научно-техническое сотрудничество — форма международного экономического сотрудничества. Включает торговлю лицензиями, совместные научные разработки, осуществление крупных технических проектов, строительство предприятий и других объектов, геологоразведочные работы, подготовку… … Энциклопедический словарь

Научно-техническое сотрудничество социалистических стран — одно из важнейших направлений международного социалистического разделения труда (См. Международное социалистическое разделение труда). Выражается в обмене между социалистическими странами научным и производственным опытом, разделении… … Большая советская энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — сотрудничество между странами в различных областях науки и техники, имеющее целью, как правило, не получение коммерческих результатов, а стимулирование развития соответствующих научных направлений, хотя участвующие в сотрудничестве страны вносят… … Внешнеэкономический толковый словарь

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — составная часть военного сотрудничества, включающая поставки вооружения и военной техники, а также различного военного имущества; оказание услуг в освоении, организации эксплуатации и боевом применении вооружения и военной техники, их ремонте и… … Юридическая энциклопедия

Военное и военно-техническое сотрудничество России и Китая — Российско китайское военно техническое сотрудничество развивалось непросто, пройдя в своем развитии два этапа. Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 году, но в 1969 году вследствие ухудшения советско китайских отношений были… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией — Сотрудничество России и Индии в оборонной сфере началось с середины 1950 х годов. С тех пор СССР, а потом Россия являлись основными поставщиками вооружения и военной техники (ВиВТ) Индии. Фактически СССР и Россия сыграли решающую роль в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Научно-исследовательский институт — (НИИ) самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно конструкторских разработок[1]. Содержание 1 Предыстория 2 История … Википедия

техническое — 3.1.5 техническое диагностирование (диагностирование): Процесс определения технического состояния объекта технического диагностирования с определенной точностью. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии объекта… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

техническое задание — 3.29 техническое задание (statement of work): Документ, используемый заказчиком в качестве средства для описания и определения задач, выполняемых при реализации договора. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99: Информационная технология. Процессы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


В докладе рассмотрено современное состояние российской науки в сравнительной перспективе, проанализированы основные цели и задачи, стоящие перед Россией для повышения международной конкурентоспособности отечественной науки, дан обзор российского законодательства в сфере МНТС, обозначены основные проблемы, решению которых призвано способствовать МНТС. Автор обозначает несколько приоритетных направлений и предлагает ряд мер по продвижению российских интересов.

В докладе рассмотрено современное состояние российской науки в сравнительной перспективе, проанализированы основные цели и задачи, стоящие перед Россией для повышения международной конкурентоспособности отечественной науки, дан обзор российского законодательства в сфере международного научно-технического сотрудничества (МНТС), обозначены основные проблемы, решению которых призвано способствовать МНТС.

Автор обозначает несколько приоритетных направлений в области международного научно-технического сотрудничества России и предлагает ряд мер по продвижению российских интересов в рамках МНТС.

Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы

Жизнь современного общества во многом определяется развитием его научно-технического потенциала. Научно-технический прогресс расширил сферу национальной научно-технической деятельности и привел к усложнению и удорожанию научно-исследовательского процесса, он также обусловил необходимость объединения усилий государств в решении наиболее сложных научно-технических проблем, поскольку ни одно государство, обладающее мощным научно-техническим потенциалом, не может одновременно вести исследования по всем важнейшим направлениям науки и техники. Научно-технический прогресс является фактором, порождающим межгосударственную интеграцию.

Потребность межгосударственного сотрудничества в сфере науки и техники, вызванная научно-техническим прогрессом, требует надлежащего правового закрепления, выражающегося в создании международно-правовых норм. Таким образом, возникает группа правовых норм, регулирующих международные отношения в области науки, техники и технологии, другими словами, международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества.

Глобальные технологии, порожденные научно-техническим прогрессом, потребовали соответствующего уровня сотрудничества государств, в результате существенно расширилась сфера международно-правового регулирования. Это произошло не только за счет совершенно новых областей производственной деятельности человека, но и в результате смещения сфер регулирования между национальным и международным правом. Использование космического пространства и небесных тел, генная инженерия и защита окружающей среды - йот лишь некоторые примеры областей, в которых национальное право не может удовлетворить всех потребностей в правовом регулировании. Научно-технический прогресс в значительной мере способствовал восприятию человечеством идей общности судьбы, взаимозависимости, универсальности международной безопасности. Вопросы, считавшиеся ранее сугубо внутренним делом государств, вошли в сферу международных отношений, а значит, попали под действие международно-правовых норм 1 См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1973. С. 23. .

В настоящее время не до конца разрешены вопросы о месте правовых норм, регулирующих международное научно-техническое сотрудничество, в системе международного права, а также о соотношении международного экономического и международного научно-технического сотрудничества. На протяжении длительного времени в зарубежной и отечественной доктрине научно-техническое сотрудничество государств рассматривалось в рамках международного экономического права. Не отрицая данной позиции, ряд ученых считают уместным особо выделять из совокупности экономических отношений отношения сотрудничества в области науки и техники. Акцент при этом делается на то, что экономическое взаимодействие государств — это прежде всего разновидность торговых отношений. Под влиянием научно- технического развития международные экономические отношения все более расширяются, из чисто внешнеторговых перерастают в промышленное и научно-техническое сотрудничество, и оно является особым видом межгосударственных взаимоотношений 2 См.: Тункин Г.И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 335. .

Специфика международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества обусловлена содержанием и целью общественных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении определенной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Именно эта характеристика свидетельствует об отличии научно-технических отношений от экономических. Такая специфика отношений обусловлена их материальным содержанием.

Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие международное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества. Несмотря на разнообразие отношений, правовые нормы, регулирующие научно-техническое сотрудничество, обладают собственным специфическим содержанием и целью.

Базу международно-правового регулирования научно-технических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая общие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных научно-технических отношений, в связи с чем возникают специальные (отраслевые) принципы.

Специальные принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который выделил принципы: свободы научных исследований; свободы выбора формы организации научно-технических связей; сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; научно-технического содействия, равноправия и недискриминации в научно-технических связях; эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями; взаимности 3 См.: Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1990. .

В настоящее время нет широкого универсального международно-правового акта, содержащего специальные принципы международного научно-технического сотрудничества. Однако следует отметить, что на региональном уровне подобные документы имеются.

Самостоятельные цели и задачи международного научно-технического сотрудничества зависят в первую очередь от того, на какой основе оно осуществляется: 1) на универсальной основе, когда в решении научно-технических проблем принимают участие государства, находящиеся в разных регионах земного шара; 2) в пределах отдельных групп стран, составляющих в своей совокупности международное региональное сообщество; 3) на двусторонней основе.

В последние десятилетия большой объем международного научно- технического сотрудничества приходится на долю межгосударственных контактов. Однако в международном научно-техническом сотрудничестве участвуют самые разные субъекты: государства и отдельные ученые, международные и национальные компании, организации. Значительное число международных контактов в области науки и техники происходит в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций 4 См. подробнее: Маркушина В. И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983. .

Рассматриваемое многообразие отношений в области международного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и двустороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:

Международное научно-техническое сотрудничество как самостоятельная область отношений, регулируемая международным правом, появляется относительно недавно, а именно во второй половине XX в. Тем не менее в настоящее время наблюдается быстрое развитие международно-правовою регулирования данного вида сотрудничества. Вызвано это научно-техническим прогрессом, важностью достижений научно-технической деятельности для мирового сообщества, появлением новых видов и форм сотрудничества и другими причинами. Основываясь на выводах относительно критериев выделения отраслей международного права и многообразия научно-технической деятельности, подчеркнем, что международные научно-технические отношения являются особой разновидностью международных отношений. Их специфика определена самостоятельным предметом правового регулирования, а именно отношениями в области науки, техники и технологии, значительным объемом нормативного материала, критериями новых свойств (содержания) этого нормативного материала, качественной обособленностью группы правовых норм, заинтересованностью общества в развитии новой отрасли права. Поэтому нормы международного права, призванные урегулировать данные отношения, также носят особый характер и представляют собой систему норм международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере науки и техники, другими словами — право международного научно-технического сотрудничества .

Научно-техническое сотрудничество – еще более молодая форма международных нематериальных экономических отношений. Она во многом обусловлена НТР и развитием межгосударственной специализации и кооперирования не только в производстве, но и в сфере НИОКР.

В первую очередь это относится к странам, вступившим в стадию постиндустриального (информационного) общества. Научно-техническое сотрудничество может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе и иметь разные формы: купли-продажи научно-технических знаний, реализации совместных международных проектов, создания общих научно-исследовательских центров, совместного экспериментирования и др.

Главной из этих форм была и остается купля-продажа научно-технических знаний, которую в научной литературе обычно именуют трансфером (франц.) или трансфертом (англ.) – терминами, имеющими один латинский корень – transfero (передача, перемещение). Когда говорят о трансфере технологий, то чаще всего имеют в виду торговлю патентами – документами, содержащими описание того или иного изобретения и условий его применения и продажи, и лицензиями, которые позволяют другим лицам и организациям пользоваться этими патентами.

О масштабах мирового рынка технологий свидетельствует то, что в середине 1990-х гг. продажа лицензий оценивалась уже в 25 млрд долл., а на основе иностранных лицензий в мире выпускалась продукция почти на 1 трлн долл.

Объем зарубежного патентирования составил 450 тыс. патентов. Поскольку ведущую роль в этой торговле играют ТНК, 95–97 % мирового трансферта технологий происходит между экономически развитыми странами Запада, которые ныне фактически связаны международным технологическим разделением труда.

Экономико-географы МГУ им. М. В. Ломоносова выделяют три основных мировых центра трансферта технологий.

Первый такой центр – Северная Америка при безусловном лидерстве США, которые на мировом рынке патентов и лицензий занимают первое место, являясь и крупнейшим экспортером технологий, и очень крупным их импортером. США активно экспортируют свои научно-технические разработки во многие страны мира, но в особенности – в Канаду, Западную Европу и Японию. Оттуда же они получают заграничные патенты и лицензии.

Второй центр– Западная Европа. Здесь лидируют ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Как экспортеры технологий они выступают на рынках других развитых стран, а также некоторых развивающихся государств. Покупают же технологии они друг у друга, а также в США и Японии.

Третий центр – Восточная Азия с лидирующей ролью Японии. Еще в 50—70-х гг. XX в. эта страна была едва ли не самым главным в мире получателем иностранных лицензий, но затем она превратилась в их экспортера, заняв второе место после США. Японский трансфер технологий направлен как в США и Западную Европу, так и в соседние страны Азии. Кроме Японии, в этом центре уже заявили о себе в качестве продавцов и покупателей технологий Китай и Республика Корея.

Все сказанное означает, что огромный технологический разрыв между США, с одной стороны, и Западной Европой и Японией – с другой, который имел место после Второй мировой войны, больше уже не существует. Оно означает также, что Центрально-Восточная Европа, Юго-Западная и Южная Азия, Африка и Латинская Америка пока принимают сравнительно небольшое участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Наряду с трансфером технологий получила развитие более высокая форма научно-технического сотрудничества, заключающаяся в подготовке и осуществлении совместных научно-исследовательских проектов, которые могут реализовываться на основе либо двусторонних, либо многосторонних соглашений.

Наиболее яркие примеры такого сотрудничества демонстрирует, пожалуй, мирное освоение космического пространства, причем и на двустороннем (Россия – США), и на многостороннем (в создании Международной космической станции участвуют 15 государств) уровнях.

Участие России в международном научно-техническом сотрудничестве в 1990-е гг. заметно сократилось. Раньше страна имела двусторонние соглашения примерно со 100 государствами, а в середине 1990-х гг. – только с 30. По объему реального сотрудничества из партнеров России выделяются Германия и США, с которыми она осуществляет наибольшее число совместных программ и проектов и ведет обмен учеными. За этими двумя странами следует Италия, а далее с большим отрывом идут

Читайте также: