Международная правосубъектность наций и народов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация).

Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) проявлялась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добились независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права.

Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Необходимо отличать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности.

В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, а во втором – народ уже реализовал свое право на самоопределение и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства – самостоятельного субъекта международного права.

Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.

Такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ (ВИДЫ)

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств.

Основные виды международно-правового признания следующие:

· Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

· Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.

· Признание восставшей (воюющей) стороны.

· Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

· Признание организаций сопротивления.

Кроме того, по критерию времени признания разделяют на:

· Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства (А. Фердросс, Л. Оппенгейм).

· Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права (например, признание КНР Соединенными штатами Америки в 1979 году).

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:

· Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства.

· Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

Существуют следующие формы международного признания:

· Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношенийвсегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.

· Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.

· Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной госу- дарственности.

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и созда- ние собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после создания ими какого-либо координирующего борьбу органа. Например,

таковым является Организация Освобождения Палестины, которая до создания независимого Палестинского государства выступает от имени палестинцев. В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Восточное Самоа, Бермуды, Виргинские острова, Кай- мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, ост- ров Гуам, острова Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нация- ми. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством Международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными со- глашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одна из основных задач системы опеки ‒ способ- ствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий, находящихся под опекой, его прогрессу в об- ласти образования и прогрессивному развитию в сторону самоуправ- ления или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения наро- дов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно при- нятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществле- ние своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться сво- ими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе вза- имной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости ко- лониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, проти- воречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осу- ществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должна исполь- зоваться как предлог для задержки достижения независимости.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной госу- дарственности.




Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и созда- ние собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после создания ими какого-либо координирующего борьбу органа. Например,

таковым является Организация Освобождения Палестины, которая до создания независимого Палестинского государства выступает от имени палестинцев. В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Восточное Самоа, Бермуды, Виргинские острова, Кай- мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, ост- ров Гуам, острова Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нация- ми. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством Международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными со- глашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одна из основных задач системы опеки ‒ способ- ствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий, находящихся под опекой, его прогрессу в об- ласти образования и прогрессивному развитию в сторону самоуправ- ления или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения наро- дов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно при- нятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществле- ние своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться сво- ими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе вза- имной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости ко- лониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, проти- воречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осу- ществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должна исполь- зоваться как предлог для задержки достижения независимости.

Понятие и сущность международной правосубъектности наций и народов

Международная правосубъектность – это совокупность обязанностей и прав субъектов международного права, которые предусмотрены непосредственно нормами международного права.

В системе международных отношений международная правосубъектность народов и наций чаще всего связывается с их национально-освободительной борьбой в попытке создания собственной государственности.

Правосубъектность наций и народов определяется наличием у них определенных международных прав и обязанностей, а также способности самостоятельно их осуществлять. В контексте международных отношений эти способности имеют свою особую специфику, которая отличает международную правосубъектность народов и наций от международной правосубъектности государств.

Народы и нации в своей борьбе за создание независимых государств способны принимать участие в международных отношениях лишь в той части, которая непосредственно касается вопросов реализации прав народов и наций на самоопределение. Соответственно народам и нациям в системе международных отношений предоставляются основные права, включая:

  • право присоединения к многосторонним международным соглашениям;
  • право заключения международных договоров с государствами, международными организациями и иными народами, реализующими свой национальный суверенитет.

В случае присоединения народа или нации к международным договорам или при их заключении от имени народа или нации обычно выступают органы, которые будучи сложившимися в период борьбы за независимость их представляют. В роли таких органов могут выступать:

  • временное правительство;
  • фронт национального освобождения;
  • руководство политической партии, которая пользуется поддержкой большей части населения и т.п.

Одним из основополагающих прав народов и наций в системе международных отношений выступает право международно-правовой защиты и получения поддержки от иных субъектов международного права. Не менее важную роль имеет право народов и наций на самоопределение. Применительно к каждому народу оно раскрывается сквозь призму его национального суверенитета. Таким образом, каждому народу присуще суверенное право на независимое государственное существование, самостоятельность в достижении государственности и свободу выбора путей своего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Если нации и народы наделены правом самоопределения, это значит, что на все государства накладывается обязанность уважать это право. Помимо прочего обязанность эта охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых в роли субъекта выступает непосредственно нация или народ.

Основанием международной правосубъектности выступает само право народов и наций на самоопределение, которое самым тесным образом связано с их национальным суверенитетом.

Проявление международной правосубъектности наций и народов

Исторически международная правосубъектность наций и народов чаще всего свое проявление находила во времена крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. Отдельные ее проявления можно встретить и сегодня.

В современном мире абсолютному большинству ранее колониальных народов удалось добиться своей независимости. Тем не менее, конфликты на данной почве все еще периодически возникают. Сегодня значение принципа самоопределенности подчеркивается правом каждого народа, выстроившего свою государственность, на определение внутреннего и внешнего политического статус без вмешательств извне и осуществление по собственному усмотрению политического, экономического, социального и культурного развития. В том же случае, если речь идет о самоопределении отдельных наций и народов в рамках самостоятельного государства, решение вопроса должно опираться на конкретные обстоятельства в контексте основных принципов международного права, взаимосвязанных друг с другом.

Говоря о проявлении международной правосубъектности, следует помнить, что реализация одним народом в рамках национального суверенного государства своего самоопределения не должна нарушать права прочих его народов. Следует помнить, что самоопределение наций и народов, не обладающих какой-либо государственностью, отличается от самоопределение наций и народов, этой государственности уже достигших. В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом в то время как во втором случае народом уже реализовано его право на самоопределение, а его национальный суверенитет изыскивает защиту среди государства, также выступающего самостоятельным субъектом международного права.

Стоит отметить, что самоопределение народа или нации внутри многонационального государства само по себе еще не предполагает обязательного отделения и формирования собственного самостоятельного государства.

Основы международной правосубъектности наций и народов, ведущих борьбу за независимость

Правосубъектность народов и наций, ведущих борьбу за свою независимость, имеет объективный характер, поскольку существует вне зависимости от чье-либо воли. Принцип самоопределения считается одним из ключевых принципов международного права, а само его становление приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Свое окончательное закрепление право народов и наций на самоопределение получило после принятия Устава Организации Объединенных Наций.

Современная система международного права сдержит в себе нормы, которые непосредственно подтверждают правосубъектность борющихся наций. При этом считается, что нация или народ должны иметь догосударственную форму организации.

Нация или народ, борющиеся за независимость, вступает с государством, контролирующим территорию, в определенные правоотношения. При этом различают два типа прав, которыми обладает нация (рисунок 1).

Рисунок 1. Типы прав борющейся нации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые вытекают из национального, а вторые – из государственного суверенитета. В целом же суверенитет народа или нации, борющихся за независимость, не зависит от признания ее в качестве субъекта международного права другими акторами.

Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость

Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.

Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме — мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах — старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых — в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) — несовместимы с международным правом.

В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально- освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.

Читайте также: