Межбюджетные отношения в рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бюджетное устройство– это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт—Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Межбюджетные отношения– это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы Необходимо отметить, что важнейшей задачей любого государства является экономическое

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

ЛЕКЦИЯ № 6. Межбюджетные отношения

ЛЕКЦИЯ № 6. Межбюджетные отношения Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и

20. Бюджетное финансирование инвестиций

20. Бюджетное финансирование инвестиций Бюджетное финансирование инвестиций – выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной

28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия

28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система предприятия – это совокупность

24. Межбюджетные отношения

24. Межбюджетные отношения Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений

25. Межбюджетные трансферты

25. Межбюджетные трансферты Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.Целевое их назначение и состав формируются

14. Бюджетное законодательство РФ

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

26. Бюджетное обязательство

26. Бюджетное обязательство Бюджетное обязательство– признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

2.2.4 Межбюджетные отношения: разделение финансов

2.2.4 Межбюджетные отношения: разделение финансов Как уже отмечалось, в последние годы произошла централизация бюджетных ресурсов, повысилась роль федерального бюджета, а региональные бюджеты сводят концы с концами во многом за счет возросшей финансовой помощи Центра.

40. Межбюджетные отношения

40. Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений,

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Итак, стоимость, вновь присоединяемая ежегодно при помощи вновь присоединяемого труда, – а следовательно, и часть годового продукта, в которой представлена эта стоимость и которая может быть

Стройте не просто отношения, а близкие отношения

Стройте не просто отношения, а близкие отношения Отношения помогут вам работать меньше и успевать больше, но это не значит, что время, которое вы тратите на их создание, – обязательно полезная трата. Создание отношений само по себе требует времени. Часто мы с кем-то

4. Устройство для сегментации (Кох)

4. Устройство для сегментации (Кох) ИнструментУпомянув о теме садоводства в работе Парето при объяснении сущности предыдущего инструмента, обычной проблеме, с которой часто сталкивается каждый садовод, потерявший всякие надежды на хороший урожай, мы затронули

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами и структурами управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые призваны регулировать бюджетные процессы.

Возникновение этих отношений вызвано разницей уровня состояния экономики на разных территориях. На некоторых территориях присутствуют природные ресурсы, ценность других состоит в их стратегическом положении, что определяет значение территории для государства. Все природные богатства принадлежат всему населению, поэтому задача государства соблюсти интересы страны путём перераспределения стоимость ренты за использование ресурсов.

Экономика в регионах развивается неравномерно, одни из них развиваются быстрыми темпами, другие отстают. Экономический кризис конца прошлого столетия охарактеризовался падением производства до 50%, спад экономического развития был неравномерным и отразился на разных регионах по-разному.

Государство может оказывать регионам финансовую поддержку, которая оформлена юридически путём и заключается в подписании субъектами соглашения об исполнении бюджета. Финансирование регионов осуществляется из федерального бюджета и передаётся в регионы через федеральное казначейство.

При этом на субъекты Федерации это налагает определённые обязательства, имеющие следующие ограничения:

  1. Сумма бюджетного кредита не должна превышать 3% от расходной части бюджета.
  2. Государственные гарантии составляют не более 5% расходной части бюджета.

Сумму финансовой помощи субъекту определяют в соответствии с существующими нормативами финансовых затрат на предоставление финансовых услуг. Они разработаны на основе государственных социальных стандартов, регламентирующих объём услуг, гарантированных государством.

Бюджеты объектов Федерации могут получать субвенции целевого характера, а именно:

  1. На расходы, которые передаются из бюджетов других уровней бюджетной системы.
  2. На выполнение федеральных целевых программ.
  3. На капитальные расходы.

Готовые работы на аналогичную тему

У субъектов Федерации есть возможность получать бюджетные ссуды для финансирования кассовых разрывов, которые возникают в результате сезонного характера поступления доходов. Ссуда может быть возмещаемой и не возмещаемой и выдаваться на срок до полугода.

У Министерства финансов и Счётной палаты есть право провести ревизионную проверку состояния бюджета субъекта, получившего помощь из федерального бюджета. Если сумма оказываемой помощи превышает половину расходов консолидированного бюджета, то аудит бюджета проводится в обязательном порядке.

Бюджеты муниципалитетов получают помощь от бюджетов субъектов Федерации. Финансовые поступления в муниципальные структуры имеют следующие формы:

  • Ассигнования, обеспечивающие выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
  • Субвенции целевого назначения.
  • Бюджетные ссуды, покрывающие образовавшиеся временные кассовые разрывы при выполнении статей местного бюджета.

Исполнение бюджетов местных органов проверяют ревизионные органы субъектов Федерации.

Местные органы могут получать финансовую помощь, как от субъектов, так и из федерального бюджета, что предусмотрено Законом о федеральном бюджете, для предотвращения срыва выполнения федеральных программ или законов. Расходы выделяемых в таком случае средств также проверяются федеральными ревизионными органами.

Межбюджетные трансферы

Для повышения результативности выполнения насущных задач территориальных бюджетов существует система межбюджетных трансферов. Суть её заключается в передаче средств одного бюджета другому в бюджетной системе РФ. Перечисление средств осуществляется Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, Фондом регионального развития, Фондом реформирования региональных и муниципальных финансов и Фондом компенсаций.

Существуют следующие группы межбюджетных трансферов:

  • Группа нецелевых дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности.
  • Группа целевых трансферов.
  • Группа компенсационных выплат.

В бюджетном кодексе РФ прописан ряд форм межбюджетных трансферов, а именно Финансирование бюджетных расходов с помощью:

  • бюджетных кредитов;
  • дотаций (безвозмездных и возмездных);
  • субвенций.

Кредитные средства предоставляются юридическим лицам и имеют возмездную и возвратную основу.

Дотации выделяются Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, в случае соблюдения субъектами РФ и органами местного самоуправления законов РФ о налогах и сборах.

Субвенции - это перенаправление бюджетных средств между бюджетами элементов бюджетной системы РФ.

Консолидированный бюджет РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Консолидированный бюджет РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бюджетные трансферы и их целевое назначение определяются исходя из расходов федерального бюджета в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством.

Федеральный бюджет выделяет межбюджетные трансферы бюджетам, входящим в состав бюджетной системы РФ субъектам РФ в форме:

  1. Дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности и субсидии.
  2. Субвенции для бюджетов.
  3. Иные межбюджетные трансферы.

Так же межбюджетные трансферы могут направляться в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетное регулирование напрямую связано с разнообразием видов и типов трансфертов. Трансферты, в отношениях между руководством штатов, муниципалитетов и центральным (федеральным) правительством, выполняют с целью:

Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределение средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы.

· Поддержание стабильности экономики

· Обеспечение ее сбалансированности

· Предотвращение кризисных ситуаций

· Обеспечение структурных сдвигов

Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

Межбюджетные отношения – это совокупность отношений между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

· Самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

· Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системы РФ

· Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом

· Законодательное разграничение доходных источников между бюджетами

· Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности

· Единство бюджетной системы РФ

· Передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в региональные бюджеты

Межбюджетные отношения реализуются посредством финансовой помощи субъектам федерации. Основой для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определяемые на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи может быть осуществлено в следующих формах:

1. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

2. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.

3. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции бывают 2 видов:

· Текущие субвенции – направляются на финансирование текущих расходов с целью выравнивания условий финансирования регионов и покрытия дефицита нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов. При этом приоритет отдается финансированию общегосударственных социальных расходов, к которым относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения.

· Инвестиционные целевые субвенции - направляются на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности в части капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды и комплексное развитие территорий. Их использование не приводит к изменению формы собственности на построенные с их помощью объекты.

4. Бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на финансирование бюджетных расходов на возвратной и возмездной основе.

5. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной или возмездной, но возвратной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Как правило, они предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов.




6. По рекомендации Всемирного банка реконструкции и развития в механизм межбюджетных отношений РФ была введена новая форма оказания финансовой помощи региональным бюджетам – трансферт (нормативно-долевая дотация).

Трансферт – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозмездной и безвозвратной основах в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых в соответствующих бюджетах.

Межбюджетные трансферты выполняют следующие функции:

· возмещают бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты

· способствуют устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в т.ч. решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами

· служат для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала

1. обусловленные трансферты, предполагающие наличие определенных условий их предоставления и финансовую ответственность и отчетность их получателей. Такие трансферты направляются, как правило, на финансирование проектов деятельности, соответствующих национальным интересам государства и не могущим быть реализованными за счет собственных средств бюджетов (например, трансферты на дорожное строительство, охрану окружающей среды и т.п.).

При предоставлении финансовой помощи региональному бюджету из федерального бюджета уполномоченный орган федеральной власти вправе провести ревизию регионального бюджета. Причем при получении финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов консолидированного регионального бюджета, такая ревизия проводится в обязательном порядке. Правом проводить ревизию наделены контрольный орган Министерства финансов и Счетная палата РФ.

2. безусловные (выравнивающие) трансферты, используемые по собственному усмотрению бюджетом-получателем. Они, как правило, направляются на выравнивание уровня жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ.

3. связанные трансферты, предоставляемые на основании договоров, заключаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль за их целевым использованием.

7. Бюджетная компенсация – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня бюджетной системы для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня.

Взаимные расчеты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение финансового года вышестоящие органы власти принимают какое-либо решение (например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы или снижение ставок налогов), что не было учтено при формировании бюджетов на текущий год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей или путем предоставления.

Бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределение средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы.

· Поддержание стабильности экономики

· Обеспечение ее сбалансированности

· Предотвращение кризисных ситуаций

· Обеспечение структурных сдвигов

Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

Межбюджетные отношения – это совокупность отношений между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

· Самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

· Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системы РФ

· Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом

· Законодательное разграничение доходных источников между бюджетами

· Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности

· Единство бюджетной системы РФ

· Передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в региональные бюджеты

Межбюджетные отношения реализуются посредством финансовой помощи субъектам федерации. Основой для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определяемые на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи может быть осуществлено в следующих формах:

1. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

2. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.

3. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции бывают 2 видов:

· Текущие субвенции – направляются на финансирование текущих расходов с целью выравнивания условий финансирования регионов и покрытия дефицита нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов. При этом приоритет отдается финансированию общегосударственных социальных расходов, к которым относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения.

· Инвестиционные целевые субвенции - направляются на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности в части капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды и комплексное развитие территорий. Их использование не приводит к изменению формы собственности на построенные с их помощью объекты.

4. Бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на финансирование бюджетных расходов на возвратной и возмездной основе.

5. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной или возмездной, но возвратной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Как правило, они предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов.

6. По рекомендации Всемирного банка реконструкции и развития в механизм межбюджетных отношений РФ была введена новая форма оказания финансовой помощи региональным бюджетам – трансферт (нормативно-долевая дотация).

Трансферт – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозмездной и безвозвратной основах в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых в соответствующих бюджетах.

Межбюджетные трансферты выполняют следующие функции:

· возмещают бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты

· способствуют устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в т.ч. решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами

· служат для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала

1. обусловленные трансферты, предполагающие наличие определенных условий их предоставления и финансовую ответственность и отчетность их получателей. Такие трансферты направляются, как правило, на финансирование проектов деятельности, соответствующих национальным интересам государства и не могущим быть реализованными за счет собственных средств бюджетов (например, трансферты на дорожное строительство, охрану окружающей среды и т.п.).

При предоставлении финансовой помощи региональному бюджету из федерального бюджета уполномоченный орган федеральной власти вправе провести ревизию регионального бюджета. Причем при получении финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов консолидированного регионального бюджета, такая ревизия проводится в обязательном порядке. Правом проводить ревизию наделены контрольный орган Министерства финансов и Счетная палата РФ.

2. безусловные (выравнивающие) трансферты, используемые по собственному усмотрению бюджетом-получателем. Они, как правило, направляются на выравнивание уровня жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ.

3. связанные трансферты, предоставляемые на основании договоров, заключаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль за их целевым использованием.

7. Бюджетная компенсация – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня бюджетной системы для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня.

Взаимные расчеты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение финансового года вышестоящие органы власти принимают какое-либо решение (например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы или снижение ставок налогов), что не было учтено при формировании бюджетов на текущий год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей или путем предоставления.

Межбюджетные отношения - это отношения между федеральными органами государственной власти. органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Наиболее распространено подразделение межбюджетных отношений на вертикальные и горизонтальные (рис. 18).


Рис. 18. Виды межбюджетных отношений в России Инструментами реализации межбюджетных отношений являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы в форме дотаций, субсидий, субвенций, межбюджетных ссуд.

Межбюджетные трансферты выполняют следующие основные функции:

1) компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

2) стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня социальной обеспеченности;

3) выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории государства.

Читайте также: