Институты политической власти республики казахстан кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор, соискатель Университета им. Д.А. Кунаева А. Белиспаев считает, что суждение о Президенте как гаранте системы разделения властей может очень близко подвести казахстанскую демократию к опасной для нее стадии развития, в которой первенствует единоначалие, которое характерно более для авторитарных и тоталитарных начал правления.

Автор, соискатель Университета им. Д.А. Кунаева А. Белиспаев считает, что суждение о Президенте как гаранте системы разделения властей может очень близко подвести казахстанскую демократию к опасной для нее стадии развития, в которой первенствует единоначалие, которое характерно более для авторитарных и тоталитарных начал правления.

Президент государства - единоличный (т.е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства.

Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты:

- президент - глава исполнительной власти;

- президент - глава государства;

- президент - глава государства и глава исполнительной власти;

- президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства.

В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах президент, помимо того, что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства (кабинета).

Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве.

В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.

В президентской республике налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направления его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства, в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др.

Однако в качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он рование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент, глава государства, больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны.

Данные суждения, в свою очередь, позволяют автору заключить, что президент не относится ни к одной из названных в Конституции ветвей власти, а политико-правовое наполнение его конституционного статуса сводится к арбитражно-координационному осуществлению государственной власти. В.И. Чиркин, подчеркивая важность фигуры президента, делает акцент на существующей политической практике, где арбитражно-координационные и доминирующие качества президента только усиливаются, так как в поддержке президента нуждаются и партии, и иные общественные движения. Даже применительно к полупрезидентским республикам, в таких обстоятельствах президент может стать доминирующей фигурой. Здесь и возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей. «При изменении ситуации, - пишет В.И. Чиркин, - изменяются некоторые качества президентской власти, но при сохранении формы полупрезидентской, полупарламентарной республики ее суть как особой ветви власти остается неизменной /1/.

Таким образом, Республика Казахстан является президентской республикой, социальное, экономическое и политическое развитие которой последние десятилетия связываются с сильной политико-правовой фигурой Президента, что повлекло за собой массивные центробежные явления во всей структуре государственного устройства.

Существенные изменения достигнуты в политико-правовой сфере распределения и перераспределения властных конституционных полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством и судом. Конституция 1995 года еще более усилила политическую власть Президента как главы государства и одновременно высшего должностного лица исполнительной власти. Она окончательно утвердила президентскую систему правления и возложила на Президента бремя ответственности за обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, а также органов власти перед народом. В качестве главы государства Президент республики провозглашен символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 40 Конституции).

Данная конституционная концепция президентства, конечно же, превзошла все известные мировой правовой системе политические объемы контрольных полномочий Президента, что позволило некоторым правоведам высказываться о наделении его Конституцией чрезмерными полномочиями /9, с. 146/. В современных демократических странах лишь Конституция наделена статусом полноправного гаранта осуществления государственной власти, общественных отношений, а также прав и свобод человека. Такой подход вытекает из общепризнанных международных актов по правам человека. В частности, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 года /10/ и Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированного Казахстаном /11/, говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. И.И. Рогов в данном случае отмечает, что современное казахстанское общество развивается в направлении осознания ценности каждой личности, признания и защиты ее достоинства, утверждения идеи неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека. Конституция республики содержит систему гарантий реализации этой сложной, но важной задачи /12/.

Однако говорить об оправданном либо неоправданном завышении роли Президента во властно-распределительных отношениях можно только проведя политико-правовой, а порой и сугубо политологический анализ ситуации в нашей стране, включающий все исторические и социальные предпосылки, а также сравнительное правоведение.

Из 183 стран, входивших в 1993 г. в ООН, более 130 государств возглавляли президенты. Конституционный статус и полномочия президента различаются в зависимости от типа республики /13, с. 209-210/. Здесь следует вспомнить, что суть концепции разделения властей сводилась к тому, что ограниченный монарх, занимая пост главы государства, одновременно будет осуществлять исполнительную власть, направляя деятельность подчиненных ему министров на выполнение законов, принятых парламентом /14, с. 372-373/. В президентских республиках, где монарх был заменен президентом, в основе взаимоотношений органов государства, в тех странах, где нет коллегиального органа типа правительства (кабинета министров), президент с подчиненным ему государственным аппаратом приводит в действие законы, а в конечном счете исполняет и решения, принятые судами /14, с. 372-373/.

Следует также уточнить, что в некоторых президентских республиках классического типа ситуация существенно усложнилась из-за кардинальных различий между нормами конституций и фактическим положением, что приводит к тому, что отношения между высшими органами государства часто регулируются традициями, обычаями, сложившимися на практике /14, с. 372-373/. Здесь президент самостоятельно назначает и смещает членов правительства, определяет его структуру и политику, что не всегда находит непосредственное регулирование в Основном законе страны. В таких странах система разделения властей признана жесткой, что является характерным признаком президентского правления.

Политико-правовой анализ Конституции Республики Казахстан 1995 г. доказывает, что Президенту отводится не столько роль арбитра, сколько право и обязанность тотального контроля за функционированием государства и общества.

Президент Республики Казахстан в соответствии с Конституцией 1995 года наделен весьма значительными полномочиями в области законотворческого процесса (п. 1 ст. 61, п. 1-2 ст. 45). Действующим законодательством Республики Казахстан определены контрольные полномочия Президента над законодательной властью /15/.

Отношения судебных органов с Президентом основаны на том, что глава государства целиком формирует судебный корпус нижнего и среднего звена и участвует в формировании высшего судебного органа. В его прерогативу также входит образование и упразднение судов.

Конституция закрепляет также право Президента на участие в процедуре конституционного контроля (пп. 2 п. 1 ст. 72 Конституции РК).

Совершенно обоснована позиция Е.М. Арына и Е.М. Абена, считающих, что в Республике Казахстан сложилась суперпрезидентская система правления с расширенной компетенцией президента в отношении трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной /16, с. 3-54/.

Уточним, что авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. В отличие от этого, тоталитарная политическая система характеризуется полным подчинением общества и личности власти, всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства. Демократия - это контроль общества (большинства) над властью.

Если один человек является источником власти при авторитаризме, то политическую систему следует считать автократической, если группа лиц - аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.

Однако нельзя не согласиться с выше приведенными суждениями о причинах очевидного суперпрезидентства в Республике Казахстан, указывающих на дистабилизационную обстановку переходного периода. При этом следует отметить, что за период очевидного подъема Казахстана создавалась нормативно-правовая база, усиливающая тенденции централизации, в то время когда республика уже подошла к тому периоду, когда ее демократический статус должен определяться децентрализационными процессами. Об этом говорит и сам Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев /19/.

В данном отношении актуализируется проблема разработки политико-правовой концепции государственной власти в Республике Казахстан. В концепции необходимо отразить ее институциональные особенности, реализация и развитие которых зависит прежде всего от отечественного правопонимания, уважения демократических ценностей, заложенных в действующей Конституции Республики Казахстан.

2. Сапаргалиев Г.С. Некоторые концептуальные идеи о государственном устройстве, о принципе разделения государственной власти на ветви. Вестник Института законодательства Республики Казахстан № 1(5), 2007 г.

6. Ибраева А.С. Президентская власть в Казахстане. К вопросу о выборе формы правления в Казахстане. Конституционное строительство президентско-парламентских взаимоотношений на постсоветском пространстве. Бишкек. ОФЦИР. 2003.

7. Айтхожин К.К. Конституционная модель президентской формы правления: проблемы совершенствования. Конституционное строительство президентско-парламентских взаимоотношений на постсоветском пространств. Бишкек. ОФЦИР. 2003.

8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. Лазарев В.В. 2-е изд. доп. и перераб. М., Спарк. 2001.

9. Тусупова А.Ж. Конституция и законы как источники конституционного права Республики Казахстан. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Республика Казахстан. Алматы, 2007.

14. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.

16. Арын Е.М., Абен Е.М. и др. Реформирование структуры высших органов государственной власти в контексте модернизации политической системы Казахстан (1985-1998). Евразийское сообщество. 1998, № 4.

17. Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования). Монография. Алматы: Арыс, 2001.

Государственная власть в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Причем предусмотрен такой механизм разделения властей, который ориентирован на условия президентской республики.

Законодательная власть. Парламент Республики Казахстан.Согласно Конституции Республики Казахстан, двухпалатный Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. Мажилис состоит из ста семи депутатов. Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет. Исполнительная власть.Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий. Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство образуется Президентом Республики в составе Премьер-министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-министра, руководителей Канцелярии Премьер министра, министров, председателей государственных комитетов Республики. Премьер-министр Республики Казахстан назначается Президентом с согласия Парламента. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Наряду с Правительством в структуру органов исполнительной власти включаются государственные органы специальной компетенции -- это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. Их структура, как уже отмечалось, по предложению Премьер-министра определяется Президентом Республики. В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются: министерство; государственный комитет; комитет, департамент, агентство, а также иной орган государственного управления при (в) министерстве, государственном комитете Республики. Они обобщенно называются ведомством; комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной республиканский орган государственного управления, не входящие в состав Правительства. Такие государственные органы, как Комитет национальной безопасности, Прокуратура, не входят в систему центральных исполнительных органов Республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан и обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами Акимы районной, городской администрации назначаются и освобождаются акимом областной администрации по согласованию с Президентом Республики. Местные представительные органы -- маслихаты и исполнительные -- местная администрация как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни.

Судебная власть Республики Казахстан. Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд Республики Казахстан и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается. К местным судам относят: - областные и приравненные к ним суды; - районные и приравненные к ним суды; также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые). Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование. Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа согласованному с председателем Верховного суда. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

Государственная власть в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Причем предусмотрен такой механизм разделения властей, который ориентирован на условия президентской республики.

Законодательная власть. Парламент Республики Казахстан.Согласно Конституции Республики Казахстан, двухпалатный Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. Мажилис состоит из ста семи депутатов. Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет. Исполнительная власть.Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий. Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство образуется Президентом Республики в составе Премьер-министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-министра, руководителей Канцелярии Премьер министра, министров, председателей государственных комитетов Республики. Премьер-министр Республики Казахстан назначается Президентом с согласия Парламента. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Наряду с Правительством в структуру органов исполнительной власти включаются государственные органы специальной компетенции -- это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. Их структура, как уже отмечалось, по предложению Премьер-министра определяется Президентом Республики. В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются: министерство; государственный комитет; комитет, департамент, агентство, а также иной орган государственного управления при (в) министерстве, государственном комитете Республики. Они обобщенно называются ведомством; комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной республиканский орган государственного управления, не входящие в состав Правительства. Такие государственные органы, как Комитет национальной безопасности, Прокуратура, не входят в систему центральных исполнительных органов Республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан и обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами Акимы районной, городской администрации назначаются и освобождаются акимом областной администрации по согласованию с Президентом Республики. Местные представительные органы -- маслихаты и исполнительные -- местная администрация как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни.

Судебная власть Республики Казахстан. Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд Республики Казахстан и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается. К местным судам относят: - областные и приравненные к ним суды; - районные и приравненные к ним суды; также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые). Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование. Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа согласованному с председателем Верховного суда. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Казахстана

Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Казахста́н (каз. Қазақстан [qɑzɑqˈstɑn], официально Респу́блика Казахста́н (каз. Қазақстан Республикасы))— государство в Центральной Азии, между Каспийским морем, Уралом, Сибирью и Средней Азией. Западно-Казахстанская и Атырауская области, а также часть Актюбинской области западнее реки Эмба находятся в Европе.

По площади территории занимает девятое место среди государств мира (2 млн 724,9 тыс. км²). Расположение: от восточной окраины дельты Волги на западе до Алтайских гор на востоке, от Западно-Сибирской равнины и южной оконечности Урала на севере до Тянь-Шаньской горной системы и пустыни Кызылкум на юге страны.

Граничит на севере и западе с Россией — 7548,1 км, на востоке — с Китаем — 1782,8 км, на юге — с Киргизией — 1241,6 км, Узбекистаном — 2351,4 км и Туркменией — 426,0 км. Общая протяженность сухопутных границ — 13392,6 км. Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей. Казахстан — крупнейшая страна, не имеющая выхода в Мировой океан.

В административно-территориальном отношении делится на 14 областей и 2 города республиканского значения.

Экономико-географически делится на Центральный, Западный, Восточный, Северный и Южный регионы.

Первоначально, Токаев должен был оставаться Президентом Казахстана до 2020, то есть до истечения срока полномочий Назарбаева. Однако, 9 апреля 2019 было объявлено о проведении внеочередных выборов, назначенных на 9 июня 2019. На прошедших выборах победу одержал Токаев, набрав 70,96 % голосов, и вступил в должность 12 июня 2019.

Президент РК

Парламент Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Парламенті) — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции.

Парламент состоит из двух Палат: сената и мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат (47 мест). Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, избираемых косвенными выборщиками. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Казахстана. Срок депутатских полномочий — 6 лет, при этом половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые 3 года.

Мажилис (107 мест). 98 депутатов избираются по пропорционально-списочной системе с 7-процентным заградительным барьером по общенациональному округу, 9 — избираются Ассамблеей народа Казахстана. Срок депутатских полномочий — 5 лет.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Парламент Казахстана

Мажили́с (каз. мәжіліс) — нижняя палата Парламента Республики Казахстан.

Депутаты мажилиса

Срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Мажилиса Парламента.

Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.

Лишение депутата Мажилиса Парламента мандата может быть произведено при:

выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран.

Мажилис Парламента РК

Сенат Парламента Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Парламенті Сенаты) — верхняя палатапарламента Республики Казахстан.

В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после ухода со своего поста).

15 сенаторов назначает президент.

32 избираются на собрании выборщиков — депутатов маслихатов (местных органов представительной власти).

Срок депутатских полномочий — 6 лет, при этом каждые 3 года состав верхней палаты частично обновляется.

Сенат Парламента РК

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ КАЗАХСТАНА — регулярные заседания министров под председательством главы правительства, уполномоченных принимать решения от имени правительства в целом.

  • Министерство внутренних дел Республики Казахстан
  • Министерство здравоохранения Республики Казахстан
  • Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
  • Министерство иностранных дел Республики Казахстан
  • Министерство культуры и информации Республики Казахстан
  • Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан
  • Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
  • Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
  • Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
  • Министерство финансов Республики Казахстан
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
  • Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан
  • Министерство юстиции Республики Казахстан
  • Министерство нефти и газа Республики Казахстан
  • Министерство образования и науки Республики Казахстан
  • Министерство обороны Республики Казахстан

Его статус прописан в Конституции Казахстана (Статья 81) и в Конституционном законе О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан (Глава 3).

Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (статья 75 Конституции).

Органами Верховного Суда являются

1) надзорная коллегия гражданским делам;

2) надзорная коллегия по уголовным делам;

3) пленарное заседание суда.

При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Верховный Суд РК

Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики (по состоянию на 2012 год, таковых нет). Председатель — И. И. Рогов (ранее — Ю. А. Ким, Ю. А. Хитрин). Совет предусмотрен Конституцией 1995 года и пришёл на смену Конституционному суду РК. На решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета (статья 73 Конституции).

Обращаться в КС имеют право Президент, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министр (статья 72 Конституции), суд (статья 78 Конституции — только в случае ущемления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина нормативным правовым актом).

Конституционный Совет РК

Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики (по состоянию на 2012 год, таковых нет). Председатель — И. И. Рогов (ранее — Ю. А. Ким, Ю. А. Хитрин). Совет предусмотрен Конституцией 1995 года и пришёл на смену Конституционному суду РК. На решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета (статья 73 Конституции).

Обращаться в КС имеют право Президент, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министр (статья 72 Конституции), суд (статья 78 Конституции — только в случае ущемления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина нормативным правовым актом).

Конституционный Совет РК

Читайте также: