Методология кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Методология - это то, как мы проводим исследования. Это можно делать разными способами, и получить в итоге разные результаты.

Пример 1. Если мы будем рассматривать кошку в темноте, да ещё и в солнечных очках, то она нам, скорее всего, покажется, черной. Хотя на свету она белая. Вот как смотреть на кошку, чтобы увидеть её реальный цвет - это и есть методология.

Пример 2: госпожа Ермакова Ирина Владимировна решила покормить лабораторных крыс генномодифицированной соей. В результате более половины потомства крыс умерли. Вывод? "ГМО вредны. Караул! Травят. " Однако, мы забыли упомянуть одну "маленькую" деталь - госпожа Ермакова Ирина Владимировна кормила крыс сырой соей, размоченной в воде. А в сырой сое содержится ядовитый белок ингибитор трипсина, от которого крысы и травились. Таким образом прежде чем оценивать вред ГМО-сои неплохо бы сначала исключить факторы риска, не связанные с генетикой (элементарно сварить эту сою!). Таким образом, госпожа Ермакова Ирина Владимировна допустила фундаментальные методологические ошибки, из-за чего результаты её исследования не были признаны научным сообществом.

Пример 3: некоторые люди считают, что расположение звезд и планет на небе в момент рождения человека определяет его характер, а так же события в его жизни. Какова методология подобного исследования? Примерно такая: "А Зинка-то залетела! В 16 лет, ага. Ну Водолей, что с нее взять! - А вот у меня подруга, тоже Водолей, так она в 47 родила! - Ох уж эти Водолеи!" А если провести исследования, руководствуясь научной методологией (и такие исследования уже были), то надо проследить судьбу детей, родившихся в один день в одном роддоме. Если действительно два ребенка, родившихся в соседних палатах примерно в один и тот же час, станут летчиками, или эмигрируют в одном возрасте, или будут хорошо петь, или будут избегать шумных компаний, - то можно сделать вывод, что звезды над головой действительно на что-то влияют. Но такого не произошло. Таким образом, корректность исследования напрямую зависит от методологии. И если методология бабушки на лавочке дает положительный результат, то может статься, что он ложно-положительный, т.к. методология бабушки на лавочке слишком примитивна и не учитывает огромное количество факторов, влияющих на результат.

Здравствуйте! а можете привести примеры попроще? ваши примеры безусловно очень хорошие и понятные. но мне нужно. Читать дальше

Что такое метод? Метод - это система действий, которые надо предпринять для получения определённого результата.

Что такое методология? Методология - это наука, изучающая систему методов какой-либо области деятельности человека.

Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.

Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

  • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
  • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

  • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
  • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
  • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
  • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Понятие социологической методологии

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;


Методологические науки принято понимать как учение о процедурах и методах осуществления научной деятельности. Также под этим термином понимают общую теорию познания (гносеологию), философию науки, эпистемологию (теорию научного познания).

Теоретическая база

Методологические подходы – это способы осуществления научно-познавательной работы. В широком смысле в это понятие вкладывается рационально - рефлексивная мыслительная деятельность, которая направлена на изучение вариантов преобразования человеком окружающей действительности.

Особое значение методологические исследования имеют для современной педагогики. С их помощью учителя занимаются со своими воспитанниками поисковой деятельностью, организуют исследования сплоченности классного коллектива, выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Методологические подходы – это отличный способ поиска, разработки, систематизации методов научного познания, без которых невозможно сформировать у подрастающего поколения представление о картине материального мира.

методологические подходы

Основные цели методологии

Теоретико - методологические методы позволяют решать следующие вопросы:

  • определять стратегию научного познания;
  • регулировать и организовывать процесс познания либо практического преобразования конкретного объекта;
  • изучать не только методы, но и иные средства, которые обеспечивают исследовательский процесс (понятия, принципы, ориентации, категории);
  • разрабатывать методологические новации.

основные методологические подходы в воспитании

Функции и виды методологии

Методологическая основа исследования выполняет определенные функции:

  • выявляет способу приобретения научных знаний, отражающих динамику явлений и процессов;
  • предусматривает индивидуальный путь, благодаря которому можно достигнуть поставленную научно – исследовательскую цель;
  • гарантирует разносторонность получения информации о процессе или явлении;
  • обеспечивает систематизацию, обогащение, уточнение понятий и научных терминов, способствует введению дополнительной информации;
  • создает систему, базирующуюся на объективных явлениях.

Исходя из перечисленных функций, можно сделать вывод, что методологическая психология – это способ изложения информации о состоянии отдельного объекта. В современной педагогике, в частности, предполагается рассмотрение методик и принципов развития отдельного ребенка.

методология в современном образовании

Виды методологии

В настоящее время выделяют три разновидности методологии:

  • фундаментальную (философскую);
  • общенаучную;
  • частичнонаучную.

Философской методологией называют совокупность диалектических методов, являющихся общим для всей научной сферы.

Общие методологические приемы основываются на моделировании, системном, логическом историческом принципе исследования.

В научных разработках исследователи используют системно-деятельностный подход. Именно на этом принципе строится современная воспитательная и образовательная деятельность в школьном образовании.

Теоретическо-методологические приемы позволяют создавать условия для осуществления комплексного изучения всех сфер человеческой деятельности.

Частичнонаучная методология представляет собой совокупность специфических методов отдельной науки, являющихся базой для поиска ответа на поставленную проблему.

Методологическое образование рассматривает философию в качестве высшего уровня науки, позволяющего определять общую стратегию принципов познания сфер деятельности.

Она выполняет две основные функции:

  • выявляет суть научной деятельности, ее связь с иными областями (культурой, политикой);
  • оптимизирует и совершенствует исследовательскую деятельность, опираясь на общие постулаты и методологические ориентиры.

Какой прием является в науке методологическим? Это сложный вопрос, ответ на который заложен в современном мировоззрении.

как выглядит современное образование

Уровни методологии

В наши дни в логике науки выделяют следующую схему уровней:

  • философский;
  • общенаучные принципы проведения исследования;
  • конкретно-научный подход;
  • методику и технику исследования.

Отметим, что методологический - это базовый подход к рассмотрению определенной проблемы.

Философская методология

Она основывается непосредственно на самой исследовательской деятельности. В качестве основы определенных научных проектов выступают серьезные философские теории.

В подобной ситуации, прием, который является методологическим - это форма научного мышления. К примеру, при знакомстве школьников с основами органической химии, такой базой выступает теория химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

особенности методов обучения

Общенаучная логика

Чем она характеризуется? Методологический - это универсальный принцип научного познания. К примеру, к этой категории можно причислить концепцию структурно-уровневого подхода, кибернетическое описание систем, концентрическую концепцию школьного образования. В частности, курс химии в современных российских школах основывается на общенаучной методологии.

Для усвоения школьниками основных химических законов, терминов, понятий, педагог осуществляет эмпирическую и теоретическую работу, включает в учебное занятие моделирование, наблюдение, эксперименты.

Конкретно-научная методология

Она охватывает проблемы в рамках конкретной науки. Происходит это в диапазоне системы знаний, которые создаются разными научными школами. Например, в рамках школьного образования, это предполагает существование нескольких методических комплектов, выбор одного из которых сохраняется за преподавателем учебной дисциплины.

Объект предмета (вещество) рассматривается с помощью различных методов химического анализа, способствует формирования позитивного отношения у школьников к изучаемой учебной дисциплине.

Методологические ориентации

Помимо подразделения по уровням методологического знания, в настоящее время осуществляется процесс деления его по содержательному аспекту. Есть несколько подходов, которые особенно актуальны в педагогике после введения в российские школы образовательных стандартов нового поколения:

  • системный, в котором отдельные элементы рассматриваются в виде совокупности компонентов;
  • личностный, предполагающий признание личности в виде носителя культурного и исторического наследия (внимание акцентируется нравственной и интеллектуальной свободе личности);
  • деятельностный, при котором создаются оптимальные условия для развития личности;
  • культорологический, обусловленный взаимосвязью культурной среды и человеческого общества.

методология науки понятие

Основные ориентиры

Сегодня выделяют в методологии несколько ориентиров:

  • критико-аналитический;
  • проектно-конструктивный.

Первый вариант ориентации предполагает выступление методолога в качестве исследователя деятельности в определенной дисциплине. В рамках ФГОС нового поколения функцию методолога выполняет ученик. Он осуществляет исследовательскую и критическую рефлексию, анализируя свое развитие в рамках урока (внеурочной деятельности).

Реализация проектно-конструктивной ориентации помогает специалисту развивать и модернизировать свой предмет, Существенным результатом является распределение терминов по смежным дисциплинам. Например, в химии выделяют несколько разделов:

  • неорганическую;
  • аналитическую;
  • физическую;
  • коллоидную;
  • органическую;
  • биохимию.

Каждая область имеет свою систему терминов и специфических закономерностей, что позволяет развивать каждый раздел химии.

методология науки

Значимость методологии

В настоящее время трудно представить себе продуктивное развитие любой сферы деятельности, если она не имеет прочной научной базы. К примеру, в рамках модернизации отечественного образования, осуществляется переход на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Педагог в своей работе руководствуется основными методами, присущими данному подходу. Это позволяет ему в полной мере выполнять задачу, поставленную перед школой государством – формировать всесторонне развитую гармоничную личность.

Важной задачей методологической мысли является осознание педагогом значимости введения проектно-исследовательской работы в образовательный процесс. Что дает участие в исследованиях современному школьнику? Почему данный метод работы включен в требования ФГОС второго поколения?

Остановимся подробнее на особенностях и методологической базе исследований, проводимых в рамках образовательной деятельности со школьниками. Особенность подобной работы заключается в максимальной реализации индивидуального подхода. Работа над проектом или исследованием осуществляется с одним ребенком или небольшой группой (2-3 человека).

Это позволяет педагогу анализировать уровень сформированности универсальных учебных навыков на начальном этапе, следить за их развитием и совершенствованием по мере продвижения по проекту. В рамках совместной деятельности формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, информационная компетентность. Ребята, работающие в одной проектной группе, участия выстраивать диалог, получают опыт межличностного общения.

Заключение

Трудно представить себе в наши дни образованного человека без высокого развития культуры мышления. Для развития подобного качества существенное значение имеет формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Они должны быть сформированы у человек во время обучения в школе, а по мере взросления ребенка совершенствоваться, переходить на более высокий уровень развития.

Развиваются мыслительные операции в процессе познавательной деятельности. Она будет результативной только в том случае, когда ребенок осознает необходимость получения умений и навыков, обладает знаниями о методиках научных исследований.

Например, одной из целей использования методологического знания в познавательной работе, является развитие способностей к обобщению и анализу, ведению научной дискуссии, постановке задачи, поиску ее решения. В современном обществе ощущается острая нехватка творческих, неравнодушных, талантливых людей, которые готовы совершать поступки, брать на себя ответственность за совершаемые ими действия.

Формирование критического мышления возможно только на базе методологических подходов и принципов. Современный этап научно-технической революции характеризуется масштабным использованием комплексных междисциплинарных исследований. Владение алгоритмами воспитательной и образовательной деятельности помогают педагогам воспитывать настоящих патриотов страны, ученым - получать ответы на многие вопросы, политикам - завоевывать внимание и доверие избирателей.

Читайте также: