Методологическое сомнение декарта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лидерами наступающей научной революции становятся уже не философы-мыслители, но, прежде всего, выдающиеся ученые-новаторы, глубоко заинтересованные в разработке проблем методологии и теории познания. Одним из таких лидеров становится Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя – Картезий; Renatus Cartesius (1596, Лаэ, Турень, - 1650, Стокгольм), французский философ и математик, представитель классического рационализма.

Декарт – создатель алгебраической символики, он занимался астрономией, физикой, оптикой, открыл условный рефлекс, создал физическую теорию кровообращения, ему принадлежит закон сохранения количества движения и закон преломления света (Гарвей).

Для Декарта первый вопрос философии - это вопрос о возможности достоверного научного знания и о методе,посредством которого может быть получено такое знание. Философия должна отвечать на вопрос, существует ли достоверное знание, на которое могло бы опереться, как на фундамент, всё здание науки.

Так как, считал Декарт, заранее у нас нет никаких гарантий истины, то начинать исследование необходимо с сомнения решительно во всем, что принято считать истинным. Первый шаг в опровержении скептицизма должен состоять, как ни парадоксально, во всеобщем и полном сомнении.

Начиная во всем сомневаться, я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Пусть недостоверна всякая моя мысль и всякое познание. Но как можно отрицать достоверность самого сомнения?

Принцип субъективной достоверности Декарта означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных. Сомнение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной.

Аргумент Декарта предполагает убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным исознание ценности субъективно-личного. Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Декартом в основание философии.

Однако самосознание у Декарта не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. Все смутные идеи суть продукты только человеческой субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от Бога, а потому объективны.

Бог, по Декарту, породил единственный и совершенный мир, создал его раз навсегда и одновременно создалвечные истины: математические законы и начала, по которым всё в мире существует и развивается.

Всё, что чувства показывают нам в предмете, изменчиво и приходящее. Подлинную же сущность вещей составляют лишь такие свойства, которые всегда, при всех обстоятельствах остаются неизменными и от наших чувств не зависящими.

За этим вычетом остаются только свойства предмета, постигаемые разумом: его математические элементы: протяженность предмета в пространстве, фигура, движение. Итак, достоверное и строгое познание возможно, возможно только как сведение (редукция) всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания.

Cogito – это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект – мыслящая субстанция. Существование же другой субстанции – материальной – открывается нам опосредованно. Такая философская позиция называется дуализмом. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом.

Декарт, по существу, приходит к идее антропного принципа: мир устроен так, что в нем необходимо живет человек, способный познать этот мир. Никакой опыт (всегда конечный) не может привести человека к идее целостности мира, его бесконечности.

Мыслящая субстанция в качестве главного атрибута наделена непротяжённостью и потому неделима. Телесная – имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру,движение и определённое расположение частей. Только эти качества действительно присущи телесной субстанции, а все остальные – свет, вкус, запах, тепло, твёрдость и т.д. – Декарт, вслед за Галилеем, называет вторичными: они обязаны своим существованием воздействию первичных качеств на человеческое тело и составляют содержание т.н. смутных идей.

Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее объяснял с помощью механического толчка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) было утрачено. Благодаря понятию толчка, предполагающего равенство действия и противодействия, Декарт ввёл понятиемировых вихрей. Строя на его основе свою космогонию. Механическими законами объяснял Декарт и все отправления живого тела, включая человеческое. Источник силы приписан трансцендентному Богу-творцу. В механике Декарта на неизменности Бога основан закон инерции, который был впервые им сформулирован. А из тождества пространства и материи учёный выводил идею безграничности Вселенной. Подобная позиция называется деизмом: Бог признаётся, но его роль ограничивается первоначальным толчком и изначальным установлением законов движения.

В своей космогонии Декарт стремился объяснить нынешнее состояние и строение Вселенной из её прошлого, т.е. из развития. Спустя многие десятилетия космогонические идеи Декарта найдут своё продолжение в т.н. называемой небулярной гипотезе И.Канта.

Инструментом этого конструирования является метод, который должен как бы превратить научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного нахождения истин – в их систематическое и планомерное производство.

Другое видение новой науки мы находим у французского философа Рене Декарта (1596-1650). Как и Бэкон, Декарт видит бесплодность и бесполезность предшествующей схоластической учености, как и Бэкон, он убежден, что для создания новой науки необходим надежный метод познания.

Два принципа, по мысли Декарта, должны быть положены в основу нового метода познания – принцип сомнения и принцип рациональной самоочевидности.

Декарт, в противоположность Бэкону, создает дедуктивный метод познания и кладет начало рационализму и вообще новому типу культуры, опирающейся на рациональные основания. При этом следует иметь в виду, что декартово сомнение имеет более глубокий смысл, чем просто сомнение и поиск доказательств обоснованности или необоснованности уже известных научных положений. Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться.

Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию. Ведь, как и Бэкон, Декарт считает, что наука нужна нам, прежде всего для обустройства и переустройства нашей жизни и потому достоверность знания имеет, прежде всего, практическое значение.

Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки. Впрочем, доводы эти были известны уже античности. Возможно ли сомневаться в данных органов чувств? – спрашивает Декарт и отвечает утвердительно. На расстоянии четырехугольная труба кажется нам круглой, железнодорожные рельсы сходятся вдали, нас могут посещать галлюцинации и тому подобные явления. На практике, конечно, мы можем скорректировать наши ощущения и восприятия и установить истину, но логически несомненно, что чувства могут нас обманывать, а проверить их показания мы можем только с помощью других чувственных восприятий. Но если чувства нас обманули один раз, то где гарантия, что новые чувственные восприятия не являются ошибочными. Исходя из этого, Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.

1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности);
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа);
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона.




Почему Декарт исходит из принципа самоочевидности? Декарт сам является математиком, а в это время именно математика и опирающаяся на нее механика занимают господствующее положение в науке. А в основу математики, как известно, положены аксиомы, на которые и опирается все здание математики. Стоит изменить аксиомы, и сразу или рухнет или будет выглядеть совсем по-другому (к примеру, геометрии Евклида и Лобачевского) все здание науки.

Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции.

Таким образом, в противоположность Бэкону, Декарт последовательно проводит принцип рационализма, и критерий истинности наших знаний видит в разуме и только в разуме. Наука, чтобы быть истинной, должна начинать с самоочевидных идей, доступных разуму, с помощью рациональной интуиции и используя дедукцию систематично и последовательно строить все свое здание. Последователями Декарта в его рационализме были голландский философ Б.Спиноза (1632-1677) и немецкий философ Г.-В.Лейбниц (1646-1716). Они, как и Декарт, полагали, что только разум может быть источником истины и только ясность и самоочевидность могут служить критерием истины, в противоположность эмпирикам, полагающим источником истины опыт, а критерием истины – наблюдаемость и эмпирическая наблюдаемость.

Другое видение новой науки мы находим у французского философа Рене Декарта (1596-1650). Как и Бэкон, Декарт видит бесплодность и бесполезность предшествующей схоластической учености, как и Бэкон, он убежден, что для создания новой науки необходим надежный метод познания.

Два принципа, по мысли Декарта, должны быть положены в основу нового метода познания – принцип сомнения и принцип рациональной самоочевидности.

Декарт, в противоположность Бэкону, создает дедуктивный метод познания и кладет начало рационализму и вообще новому типу культуры, опирающейся на рациональные основания. При этом следует иметь в виду, что декартово сомнение имеет более глубокий смысл, чем просто сомнение и поиск доказательств обоснованности или необоснованности уже известных научных положений. Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться.

Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию. Ведь, как и Бэкон, Декарт считает, что наука нужна нам, прежде всего для обустройства и переустройства нашей жизни и потому достоверность знания имеет, прежде всего, практическое значение.

Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки. Впрочем, доводы эти были известны уже античности. Возможно ли сомневаться в данных органов чувств? – спрашивает Декарт и отвечает утвердительно. На расстоянии четырехугольная труба кажется нам круглой, железнодорожные рельсы сходятся вдали, нас могут посещать галлюцинации и тому подобные явления. На практике, конечно, мы можем скорректировать наши ощущения и восприятия и установить истину, но логически несомненно, что чувства могут нас обманывать, а проверить их показания мы можем только с помощью других чувственных восприятий. Но если чувства нас обманули один раз, то где гарантия, что новые чувственные восприятия не являются ошибочными. Исходя из этого, Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.

1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности);
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа);
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона.

Почему Декарт исходит из принципа самоочевидности? Декарт сам является математиком, а в это время именно математика и опирающаяся на нее механика занимают господствующее положение в науке. А в основу математики, как известно, положены аксиомы, на которые и опирается все здание математики. Стоит изменить аксиомы, и сразу или рухнет или будет выглядеть совсем по-другому (к примеру, геометрии Евклида и Лобачевского) все здание науки.

Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции.

Таким образом, в противоположность Бэкону, Декарт последовательно проводит принцип рационализма, и критерий истинности наших знаний видит в разуме и только в разуме. Наука, чтобы быть истинной, должна начинать с самоочевидных идей, доступных разуму, с помощью рациональной интуиции и используя дедукцию систематично и последовательно строить все свое здание. Последователями Декарта в его рационализме были голландский философ Б.Спиноза (1632-1677) и немецкий философ Г.-В.Лейбниц (1646-1716). Они, как и Декарт, полагали, что только разум может быть источником истины и только ясность и самоочевидность могут служить критерием истины, в противоположность эмпирикам, полагающим источником истины опыт, а критерием истины – наблюдаемость и эмпирическая наблюдаемость.

Р. Декарт – это выдающийся французский философ и ученый XVII века, автор многих известных концепций в области математики, физики, рефлексологии, сторонник дуализма и рационализма.

Сомнение как метод познания в философии Декарта

Р. Декарт с самого детства отличался тягой к знаниям и любовью к чтению. Свое образование будущий философ получал в иезуитском колледже Ла Флеш, а затем знакомится с естествоиспытателем И. Бекманом, общение к которым оказывает значительное влияние на его становление как ученого.

Еще в период своего ученичества в колледже в сознании Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее формируется критическое отношение с реализуемой там системе преподавания и обоснования знаний, которая полностью базируется на использовании ссылок на авторитетные источники – труды античных авторов, средневековых схоластов и безусловно священное писание. Необходимость принимать знания об окружающем мире фактически на веру, без какой-либо доказательной базы, закономерно приводит Декарта к необходимости сомнения и критического отношения к любой информации. Сомнение, поиск источников и аргументов поддерживающих ту или иную идею становится главным методом работы Декарта.

В качестве критерия истинности знания Декарт вводит понятие самоочевидности. В качестве самоочевидности знания он понимает его ясность, незамутненность, внутреннюю природу, исходящую не от внешнего источника, а из глубин разума, согласно представлениям философа о врожденных идеях.

Методологическое сомнение становится основой рациональной гносеологии выстраиваемой Декартом. Ощущения и впечатления обманчивы, они не способны дать истинной информации о мире, единственным инструментом объективного познания является разум, а методом последовательное сомнение в предъявляемых фактах. Декарт формулирует ряд рекомендаций по организации такого мышления:

Готовые работы на аналогичную тему

  • мышление доложено начинаться с последовательного расчленения сложной идеи на ее более простые составляющие, до тех пор, пока не будут найдены самоочевидные априорные истины;
  • за анализом должен следовать обратный синтез понятия, при котором базовые истины используются для обоснования истинности более сложных звеньев цепи;
  • важным аспектом является тщательный анализ каждого звена, а также соблюдение строгой последовательности размышлений как в прямом, так и в обратном порядке.

Дуалистическая философия Декарта

Одной из посылок методологического сомнения, и в тоже время одним из оснований для концепции самоочевидности истин, стали дуалистические взгляды Декарта на бытие. В отличие от средневековых философов которые предполагали, что бытие сводится к одной субстанции – богу, который является первоначалом и первопричиной мира, Декарт выделяет две самостоятельных субстанции:

Главным свойством духа является мышление. Дух нематериален, его невозможно ощутить или воспринять с помощью телесных органов чувств, он доступен лишь разуму, поскольку человеческий разум – есть проявление духа, в то время как тела и связанные с телом переживания – есть материя. Таким образом не только мир, но и человек имеет дуалистическую природу, представляя собой вынужденный союз тела и разума. При этом хотя материя и дух обоюдно независимы, в рамках человека тела и разум способны взаимно влиять друг на друга.

Так сенсорную чувствительность, равно как и эмоциональные проявления Декарт относил к феноменам материи, функционирующим на механистический манер (движение животных духов по полым трубкам нервов в результате изменения давления в этих трубках благодаря открытию и закрытию клапанов и т.д.), и называл страстями. Страсти по убеждению философа оказывают самое пагубное воздействие на чистоту и ясность рационального мышления, они способны погасить свет духа на время, или и вовсе погубить способность человека к разумному существованию. В тоже время разум хотя и является пленником в клетке тела также способен воздействовать на телесные процессы сдерживая и укрощая действие страстей.

Данное противоречие – взаимодействие независимых субстанций в рамках человеческого существа, снимается Декартом за счет того, что и материя, и дух хотя и являются самостоятельными субстанциями, но были порождены богом, и подчиняются законам, заложенным им для своего функционирования. Признания бога в качестве высшей субстанции делает дуализм Декарта непоследовательным.

Дуализм и гносеологические воззрения Декарта

Важным следствием дуалистической картины мира, становится введение Декартом в теорию познания таких определяющих терминов как субъект и объект.

Субъект – это активная сторона процесса познания, которая производит целенаправленные действия по исследованию окружающей реальности.

Объект – это пассивная сторона процесса познания, которая испытывает на себе воздействие субъекта.

Субъект ассоциировался Декартом исключительно с духом, а точнее человеческим разумом. Хотя материя не является пассивной, с той точки зрения что ее части постоянно находятся в движении, это движение всегда детерминировано внешними причинами и закономерностями ее существования. Активность разума напротив самостоятельна, она исходит из самой его духовной природы, а потому независима от внешних воздействий и может быть целенаправленной.

В качестве объекта Декарт воспринимал не только материю, но также человеческое тело, и даже человеческий разум, который может объективировать себя в процессе интроспекции, т.е. само исследования.

Рене Декарта (1596 - 1650) считают одним из основоположников современной западной философии.

Взаимодействие науки и философии

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт считал, что философия представляет собой систему, подобную дереву. Корнями этого дерева является метафизика, а наружным стволом – физика. И как в обычном дереве ствол и ветви не смогли бы вырасти без корней, так и другие науки не сформировались бы до метафизики или без нее.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности.
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

  • Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.
  • Второе правило – необходимо разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.
  • Третье правило – необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.
  • Четвертое правило – составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить.

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания.

После этого вброса Декарт пускается в описание своего жизненного опыта, в котором фиксирует: (а) недовольство изученными науками и философией, потому как в них слишком много полярных мнений; (б) мультикультурность этого опыта, освободившую его от многих стереотипов; и наконец (в) решение потратить остатки жизни на совершенствование метода, который подобен дороге, что, постепенно протаптываясь, становится все более удобной.

почему-то обычно предпочитают другой портрет Декарта (на нём он жестковат), но мне кажется в жизни это был мягкий, спокойный человек, с усталостью в глазах

почему-то обычно предпочитают другой портрет Декарта (на нём он жестковат), но мне кажется в жизни это был мягкий, спокойный человек, с усталостью в глазах

Сам метод представляет собой 4 правила, опирающихся на последовательное рассуждение. В сущности, именно Декарт впервые дал внятную схему рациональности: последовательное мышление по выбранному основанию (так что правила могло быть всего два). Однако при этом он не уточнил общий смысл метода или сферу, для которой метод разработан. Видимо, предполагая его универсальность для любого мышления. Итак, взглянем ближе на эти правила (я их буду пересказывать своими словами, но очень близко к тексту).

Первое правило: ничего не принимать за истинное, что я не признал бы таковым с очевидностью. Декарт настаивает на тщательности и отказе от поспешности: в свои суждения нужно включать либо то, что представляется уму ясным и доступным определению – то есть не дающим повода к сомнению или ранее доказанным этим же методом. Иными словами – это правило выбора оснований для рассуждения. Допустив ошибку на этом шаге, мы фактически обнуляем все свои усилия.

Второе правило: делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Это самое простое правило, правило анализа, предполагающее, что элементарное нашему уму дается проще. Однако стоит понимать, что именно механистическая картина мира не позволяет Декарту (как и большей части философов Нового времени) принять к сведению, что целое может быть больше, чем просто сумма частей.

Третье правило: располагать свои мысли (а точнее: соображения) в определённом порядке, начиная с простого и легко познаваемого, и восходить (как по ступеням) к познанию наиболее сложных. Важное дополнение, которое делает Декарт: мы должны мыслить, допуская существование порядка даже там, где его не видим (например, искать связи там, где вещи не предшествуют друг другу). Это правило можно определить как правило реконструкции: элементы анализа приводятся к связкам, которые до разделения могли быть незаметны. Как если бы мы на втором шаге разобрали часы, теперь нам их нужно собрать обратно, строго держа в уме, что лишних и нефункциональных деталей нет.

Четвертое правило: делать всюду перечни настолько полные и обзоры (revues) столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Это можно понять так: перечень – это фиксация пути мысли, обзор – отчет о том, что теперь известно и связано, а что осталось непонятным. Данное правило нацелено на самопроверку, а также становится передаточным звеном к новому циклу. Я что-то понял и это становится основанием для других рассуждений (т.е. подчиняется первому правилу).

И все-таки если мы взглянем на эти правила, то их можно попробовать понять как некоторые правила умозаключений, но не формальные, а формально-содержательные. Но можно увидеть в них и правила для практики. В самом деле, не только научные или философские проблемы может решать подобная последовательность, но и практические. Я уже упоминал, что современные коучи Декартом пользуются довольно часто (например, квадратом Декарта).

Допустим, я хочу создать расписание дел для себя, такое чтобы было мне удобно и в то же время не слишком перегружало. Первое правило даст мне базовые и неотменимые элементы: количество часов в сутках, траты времени на сон и питание, внешние требования (например, расписание занятий, которое не я устанавливаю). Второе правило: анализ всех дел и их длительности, которые я хотел бы вместить. Третье правило потребует предварительного проекта и его оптимизации (например, вряд ли стоит ставить на один день только образовательные дела). И наконец четвертое правило – обозреть итоговый план, и усилиями рацио и воображения представить хочу ли я вообще жить по такому распорядку. Именно оно подскажет мне что нужно вернуться к шагу 1, 2 или 3 и что-то переделать. Кстати, сам Декарт видит в своих правилах и способ установить основания метафизики (об этом поговорим в следующий раз).

Моральные максимы Декарта мудры, но все же несколько удивляют.

Что ж, я бы мог порассуждать о том, где и в чем эти 3 максимы противоречат 4 правилам, но не стану (а вы если хотите, попробуйте), но мне не удержаться от маленькой ремарки. Идеи Декарта как раз и есть то, что весьма сильно повлияло на мир (по крайней мере социальный мир и мир человеческих практик, а, следовательно, на природу), так что лично я с той последней максимой согласен лишь отчасти.

Читайте также: