Методические приемы экскурсионного показа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основное и определяющую роль в экскурсии играет показ. Показ - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, экскурсанты получают под руководством экскурсовода в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) объекта, наблюдают, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность показа зависит от организации правильного наблюдения объектов экскурсантами.

Цель показа - научить экскурсантов определенным образом смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В ходе экскурсии цель реализуется путем решения таких задач, как показ: объектов, находящихся перед экскурсантами; объектов, которых уже нет; исторических событий, которые происходили на данном месте; действий исторического лица; объекта таким, каким он был в период события, описывается.

Показ базируется на созерцании и осмотре.

При осмотре человек воспринимает только внешний вид объекта, при показе же изучает его разные стороны с помощью объяснений экскурсовода.

Существует сюжетный и бессюжетный показ. Сюжетный отличается присутствием конкретных личностей с их характерами, действиями. Такой показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают увиденное, усваивают суть событий. Бессюжетный показ характерен чаще для обзорных экскурсий, при этом экскурсанты получают общие впечатления (например, о застройке города).

Для эффективного показа экскурсионных объектов необходимо выполнить следующие условия:

- правильно выбрать точки показа и благоприятное для него время;

- предусмотреть возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не раскрывают тему;

- использовать приемы движения;

- подготовить экскурсантов к восприятию.

Указания экскурсовода могут:

- ориентировать на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения): "Сейчас слева на фоне заката можно будет увидеть башни дома - памятника архитектуры";

- направлять внимание экскурсантов на определенный объект: "Справа будет виден памятник Т.Г. Шевченко";

- рекомендовать сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (например, памятники Артему в Донецке и в Святогорске)

- разъяснять особенности объекта показа с целью его более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

- выделять объект из ансамбля или из ряда подобных ему в окружающей среде;

- предлагать сделать выводы на основе общих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты "заговорить" особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло, при показе объектов необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение, функции, выполняемые в настоящее время, покраска.

Виды показа. Одним из признаков экскурсии, как уже отмечалось ранее, является движение по заранее составленному маршруту. Темп движения в различных экскурсий разный, в зависимости от чего выделяют показ объектов по ходу движения и во время специальных остановок.

Для автобусной экскурсии характерны, например, такие виды показа:

1) комментарии экскурсовода по объектам, которые видят экскурсанты по ходу движения на скорости 50-60 км / ч. Такой вид показа характерен для путевой информации;

2) показ при замедленном движении (до 40 км / ч). Дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) показ объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) более глубокий показ на остановке с выходом из автобуса. Используются методические приемы показа.

Особенности показа на экскурсии. Характерными чертами показа на экскурсии являются:

1. Активность. Показ - не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

2. Логическая последовательность. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой к раскрытию темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются продуманной очередности.

3. Главное значение. Без показа не может быть экскурсии. Он первичный и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

4. Определяющая роль. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу или используется одновременно с ним. Это привело к рождению формулы "от показа - к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств.

5. Сюжетность. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии сложнее, чем в произведении литературы или изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий ее участников, показ хода исторического события, жизни и деятельности исторического деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, сочетающая элементы показа и рассказа. Конечно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектами показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

6. Парадоксальность заключается в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что находится перед ним в этот момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше того, что он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта. Например, он мысленно представляет не только видимую стену дома, но и то, что находится за этой стеной, внутри дома. На основании образного рассказа экскурсовода перед ним возникают образы кабинета писателя и самого автора, работает над произведением.

Методические приемы показа. Методические приемы показа организуют наблюдения объекта и позволяют выделить его из окружающей среды. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения.

Предварительный осмотр используется в начале наблюдения объекта. Существуют два варианта этого приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым экскурсантам предлагается самостоятельно провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта дает экскурсантам возможность:

- Составить представление об исторической местности, где происходили рассмотрены события;

- Представить данный объект в естественной обстановке;

- Дать определенную оценку объекта;

- Получить представление о его природное окружение.

Во втором варианте приема предварительного осмотра началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно стоит увидеть в ходе наблюдения объекта, которые его качества и конкретные особенности рекомендуется при этом обнаружить.

Панорамный показ позволяет наблюдать его состояние. Для этого приема можно использовать башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля боя, долины, реки. С целью активизации восприятия панорамной картины необходимо выявить в ней композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов. Также для раскрытия темы нужно указать те объекты, которые этому способствуют, и перейти от общего к частному. Данный прием используется в экскурсиях по Святых Горах, на Саур-Могилу и т.д.

Зрительная реконструкция (восстановление). Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (вида) чего-нибудь по остаткам или письменным источникам. Сущность данного приема заключается в том, что путем словесного описания восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Экскурсовод при этом опирается на зрительные впечатления экскурсантов. Такой прием широко используется при показе памятных мест, где проходили, например, военные бои, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда можно отнести места, связанные с жизнью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Его компетентность позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Зрительный монтаж является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя этот прием, составляет нужный образ, суммируя внешний вид нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже используются фотографии, чертежи, рисунки.

Локализация играет важную роль в конкретизации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в пределах данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала предполагается переход от общего к частному. (Например, эффективное использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор").

Прием локализации требует от экскурсовода точности воспроизведения исторического события и часто сочетается с приемом реконструкции. Использование данного приема вызывает у экскурсантов чувство причастности к событиям, оказывает сильное эмоциональное воздействие и получило образное название "власть места". Чаще всего прием используется в экскурсиях на исторические и военно-исторические темы.

Абстрагирование предусматривает мысленное выделение частей из целого для последующего глубокого наблюдения. Оно может быть построено на наблюдении одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, одной из частей дома (этажа, балкона, колоннады) при отвлечении от других частей, которые менее существенны при раскрытии темы. Очень часто применяется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы.

Сравнение. В экскурсионной методике используются различные виды этого приема: зрительное, словесное сравнение объекта с тем, что мысленно реконструируется или показанным ранее. Прием построен на зрительном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта, находящихся в поле зрения экскурсантов. При этом сравниваются объекты, как похожи, так и различные по своему внешнему виду.

Использование предметов зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), сократить количество цифр в рассказе.

Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подводя итоги "наблюдение", экскурсовод называет подобные или отличные элементы сравниваемых объектов.

Например, в обзорной экскурсии по. Донецк, демонстрируя копию пальмы Мерцалова, которая изображена на гербе Донецкой области, экскурсовод предлагает сравнить данный объект с растением пальмы, проявляя общие и отличительные черты.

Интеграция(воссоединения). Прием построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, сооружение, экскурсовод идет путем объединения разных сторон, деталей, свойств. Прием не вызывает затруднений, так как каждый человек начинает познания окружающего мира по изучению единичных предметов.

Может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждый дом отдельно, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, и на заключительном этапе группа наблюдает ансамбль как единство нескольких домов.

Зрительная аналогия. Прием более сложный, чем зрительное сравнение, потому что задача экскурсовода - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде подобного объекта. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Данный прием иногда называют еще приемом ассоциации. Особенно часто он строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности.

Переключение внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переводят взгляд на другой объект (например, из дома, построенного в начале IX в., на сегодняшний многоэтажный дом). Присутствие контрастов обогащает новыми впечатлениями.

Показ мемориальной доски. При наличии ее на экскурсионном объекте экскурсоводу следует начать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание обращают на мемориальную доску. Если она хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует читать подпись на ней.

В случае если объект, о котором идет речь, не сохранилась и мемориальная доска установлена на доме (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где происходили события, освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски .. В тематической экскурсии "Донецк литературный "при рассказе о В. Стуса и университет, в котором он учился, можно продемонстрировать мемориальную доску на доме корпуса филологического факультета. При этом читать надпись не надо, но можно обратить внимание на оригинальность мемориальной доски, сравнив ее с другими, ранее увиденными.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т.п. Кроме этого, движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение экскурсионной группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться все явственней, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Методические указания

Методические указания Перед массажем волосистой части головы должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Все движения выполняются по направлению роста

Методические указания

Методические указания Массаж лица требует специальных знаний и опыта.Перед массажем лица должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Перед массажем лица следует очистить кожу лица нейтральным косметическим средством.Массировать холодное лицо

Методические указания

Методические указания Осторожно применять прерывистую вибрацию, т. к. это может вызвать повышение

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, — это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас

ВИДЫ ПОКАЗА

ВИДЫ ПОКАЗА Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной.

Показ в экскурсии − целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода; демонстрация чувственно воспринимаемых объектов, раскрывающих содержание экскурсии.

Итак, показ должен быть целенаправленным и следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов. Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Обычно показ строится на переходе от общего к частному.

Показ – это двусторонний процесс, объединяющий:

Составляющими показа как процесса являются:

- выбор месторасположения экскурсионной группы;

- протяженность во времени;

Выбор месторасположения группы экскурсантов – это поиск наиболее благоприятной точки (места) осмотра объекта, обеспечивающей' удобство и безопасность экскурсантов.

Расстановка экскурсионной группы предполагает расположение группы таким образом, чтобы:

- всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод;

- экскурсовод видел экскурсионный объект и держал в поле зрения группу.

Экскурсионный объект в основном многоплановый, поэтому может иметь несколько выгодных точек осмотра. Помня, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от различного угла зрения, экскурсоводу важно найти оптимальные точки и ракурсы осмотра, умело используя их в экскурсии. Например:

- при угле зрения в 45 градусов (на расстоянии две − две с половиной высоты объекта) лучше всего воспринимается в целом весь объект;

- на значительном удалении (под углом зрения 18 градусов) объект воспринимается вместе с его фоном, окружением (ландшафтом), при этом нужно учитывать психологический аспект предельного числа воспринимаемых объектов (это число колеблется от 7 ± 2объектов).

Кроме того, при расстановке группы, экскурсовод должен учесть:

- характер освещенности объекта;

- особенности его расположения;

Показ объектов должен быть целенаправленным, последовательным и логичным.

Последовательность показа объектов означает логическую цепочку показа и характеристики объектов в неразрывной связи с преемственностью материала экскурсии. При показе объектов необходимо помнить о его продолжительности, которая предусмотрена для каждого объекта методической разработкой.

Показ экскурсионных объектов осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. Рассмотрим их согласно следующей классификации:

Показ следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом. Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может задерживаться долго на одном неподвижном объекте (5-7 минут).

Цель приема предварительного осмотра дать возможность экскурсантам сориентироваться в пространстве, воспринимая экскурсионный объект в его историческом и ландшафтном окружении. Осмотр объекта предваряет рассказ и продолжается 1-2 минуты.

Предварительный осмотр может осуществляться с сопровождением рассказа экскурсовода и без сопровождения (пауза), помогая экскурсантам остаться как бы наедине с природой, памятником искусства, самостоятельно оценить их, выявить наиболее характерные детали.

Экскурсионный (зрительный) анализ − это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение экскурсионного объекта или его отдельных частей с целью более глубокого изучения их свойств.

Различают следующие виды экскурсионного (зрительного) анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.

Искусствоведческий анализ используется как прием показа произведений искусства, архитектуры и имеет целью выявление идеи произведения искусства, объяснить средства и приемы создания художественного образа. Приемы искусствоведческого анализа находятся в прямой зависимости от вида искусств.

Исторический анализ позволяет выявить в экскурсионном объекте черты, характерные для определенной эпохи, освещая при этом связь объекта с историческими событиями. Исторический анализ строится на хронологическом принципе.

Цель естественнонаучного анализа выявление существенных свойств экскурсионного объекта путем использования многообразных методов различных наук.

При проведении производственных экскурсий используется такой вид анализа, как производственно-экономический.

Экскурсионный (зрительный) анализ объекта может осуществляться ступенчато:

- выделение объекта из окружающей среды;

- установление связи объекта с содержанием экскурсии.

Такой подход анализа объекта прививает экскурсантам умение видеть и воспринимать окружающую нас действительность.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания) это восстановление первоначального облика частично сохранившегося или несохранившегося объекта. Применяется при показе памятника, события, связанного с ним, памятных мест (по уцелевшим частям, деталям, фрагментам или используя наглядные пособия).

Прием зрительной реконструкции может использоваться и при раскрытии подтемы, связанной с будущим обликом (памятника, улицы, города и др.).

Прием зрительного монтажа является вариантом методического приема зрительной реконструкции, позволяющим зрительно представить экскурсантам объект, суммируя (монтируя) из отдельных частей, элементов его внешний облик.

Прием локализации событий это способ показа исторического места, события, явления в соответствии с локальной (местной) обстановкой, в которой они протекали, происходили. Обстановка описывается словами: здесь, на этом месте и т.д. Приему локализации свойственна точность воспроизведения порой в сочетании с приемом реконструкции.

Умелое использование данного приема оказывает на экскурсантов эмоциональное воздействие, вызывая чувство сопричастности показываемому объекту.

Прием зрительного сравнения это прием, с помощью которого осуществляется сопоставление (сравнение) объекта или группы объектов по сходству или различию между ними. Разновидность последнего − сравнение по контрасту.

Использование приема сравнения позволяет экскурсантам мысленно увидеть предметы, явления, события, не доступные непосредственному восприятию.

Показ мемориальной доски производится после анализа объекта, событий, связанных с ним. Если же объект не сохранился, а мемориальная доска установлена на сооружениях, возникших на этом месте позже, следует начать с непосредственного показа мемориальной доски. Читать надпись на мемориальной доске не рекомендуется. Экскурсовод должен ее знать наизусть.

Показ наглядных пособий − вид показа, применяемый с целью восполнения зрительного ряда или конкретного восприятия объекта и связанных с ним событий. Наглядные пособия не подменяют зрительный материал, а являются дополнительным источником знаний, помогающим воссоздать в экскурсии эпоху, историческую обстановку, конкретные события.

Так как наглядные пособия лишь дополнительный иллюстративный материал, применение их большого количества в одной экскурсии не рекомендуется, например: для трехчасовой экскурсии оптимальное количество до 15.

Панорамный показ вид показа, с помощью которого осуществляется общее знакомство с некоторым количеством экскурсионных объектов с определенной точки, определенного места (панорама города, его района), исторического места и др.

Показ по ходу движения целенаправленный последовательный показ объекта с предварительным выделением его характерных, специфических опознавательных черт. Показ в движении исключает детальность и требует предварительной подготовки экскурсантов к осмотру объекта. Общие сведения об объекте предваряют его появление в поле зрения экскурсантов. Предполагает движение экскурсантов вблизи объектов с целью лучшего их наблюдения: вдоль крепостных стен, вокруг памятника, вдоль улицы и т.д. Используется с той целью, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона, о высоте башни. Наибольшую эффективность использование приема движения дает в тех случаях, когда по замыслу автора экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Например, проделать путь, которым следовал тот или иной герой.

Прием локализации событий связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к тому месту, где произошло событие. В ряде случаев прием локализации событий сочетается с приемом реконструкции.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей в единое целое. Действие методического приема интеграции связано с методом синтеза – соединение отдельных частей в единое целое, обобщение разорванных фактов. Этот прием может быть использован при показе архитектурного ансамбля (сначала показывается каждое здание, затем экскурсовод их объединяет, характеризуя ансамбль в целом).

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (перевод взгляда со старой постройки на современную). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями.

Как сделать экскурсию интересной, или Методические приемы показа и рассказа

В любой экскурсии сочетаются два элемента – показ и рассказ. Для каждого из них разработано немало методических приемов, которые позволяют сделать прогулку с гидом увлекательным и запоминающимся для туристов мероприятием. Рассмотрим основные способы.

Как показывать?

Методические приемы показа могут быть общими – применимыми для любой экскурсии. К ним относится предварительный осмотр – общее ознакомление с внешним видом объекта. Такое действие занимает пару минут, в течение которых турист получает первое впечатление. Этим способом не стоит пренебрегать, поскольку он обеспечивает переход от одного пункта маршрута к другому и позволяет подготовиться к восприятию нового материала.

Предварительный осмотр – подходящее время для фотографирования

Предварительный осмотр – подходящее время для фотографирования

Следующий метод – экскурсионный анализ: гид обращает внимание клиента на отдельные части сооружения, акцентируется на тех или иных деталях. Такой подход дает возможность более глубоко изучить свойства наблюдаемого.

К частным приемам относят следующие:

  • зрительная реконструкция – это мысленное восстановление первоначального вида объекта; применяется в туре по памятным местам, где происходили встречи исторических лиц, военные действия, грандиозные стройки и пр.;
  • локализация событий – это четкое указание на местности, где совершались те или иные действия; подходит для военно-исторической тематики, например, на поле под Аустерлицем, где проходила знаменитая битва с Наполеоном, гид указывает расположение войск разных стран; такой способ вызывает у экскурсантов чувство сопричастности;
  • зрительное сравнение – это сопоставление различных предметов и явлений: конструктивных особенностей зданий разных эпох, облика старой и новой частей города и пр.;
  • панорамный показ – это обзор объекта в целом с возвышенности, например, пражских улиц с высоты Староместской ратуши (Staroměstská radnice).

Приемы можно совмещать, например, панорамный обзор города и сравнение архитектурных стилей храмов

Приемы можно совмещать, например, панорамный обзор города и сравнение архитектурных стилей храмов

7 основных приемов рассказа

  1. Экскурсионная справка. Краткие данные об объекте: когда создан, предназначение, размеры и др. Чаще всего используется во время автомобильных туров, когда виды быстро сменяют друг друга за окном.
  2. Описание. Развернутый рассказ о характерных чертах, приметах, качествах достопримечательности.
  3. Объяснение. Раскрытие сущности события и причин, его вызвавших. Применяется в историко-краеведческих и природоведческих экскурсиях, а также при показе произведений искусства – для разъяснения замысла автора.
  4. Цитирование. Это дословный отрывок из какого-либо текста или слова исторической личности, в которых ярко и красочно описывается наблюдаемый объект (например, в Париже при прогулке по Нотр-Даму можно зачитывать выдержки из одноименного романа Виктора Гюго). Цитата позволяет создать у экскурсанта яркий образ исследуемой эпохи.
  5. Вопросы. Используются либо в риторической форме, что помогает привлечь внимание экскурсантов, либо в качестве побуждения к дискуссии.
  6. Репортаж. Рассказ о происходящем на глазах туристов. Применяется при наблюдении за состязаниями, выступлениями, производственными процессами. Стоит использовать, например, при посещении испанского фестиваля прыжков через младенцев (Fiesta del Colacho).

Прием репортажа требует особого умения от гида, ведь ситуация меняется очень быстро

Прием репортажа требует особого умения от гида, ведь ситуация меняется очень быстро

Применяйте разнообразные методические приемы показа и рассказа, чтобы добавить своим экскурсиям сочных красок, сделать далекие события близкими сегодняшнему человеку, заставить клиента переживать вместе с историческим персонажем. И новые обращения к вам обеспечены, ведь туристы любят такие эмоциональные мероприятия.

Читайте также: