Метафизическая живопись лучизм ташизм кратко

Обновлено: 03.07.2024

В статье про традиционализм в искусстве , мы говорили о теме компромиссных авангардно-традиционных идей, и о том, что приведённые в заглавии направления являются компромиссными.

Всё дело в том, что авангардные направления, хоть и пронеслись торнадо сквозь искусство начала 20 века, но всё же постепенно влились в течение эпохи модернизма. Сама эпоха модернизма сменилась эпохой постмодернизма. Метафизическая живопись и магический реализм появились как идеи, которые с течением времени дополнялись, корректировались и расширялись.

Охват магического реализма вплоть до 1987 года, в дальнейшем произошло расширение темами фантастики, фэнтези, магией разных реальностей и так далее.

Магический реализм представляет собой стиль в изобразительном искусстве 20 века, который объединяет алогичные черты сюрреализма с традициями классицизма и романтизма.

Черты магического реализма начали оформляться, когда общество стало терять интерес к экстравагантным произведениям экспрессионистов, появилось желание насладиться эстетикой старых школ живописи.

Термин впервые в 1923 году применил немецкий искусствовед Франц Ро (Роо, Рох), (нем. Franz Roh), описывая характеристику новых явления в живописи того времени. Магический реализм иногда называют постэкспрессионизмом, этот термин также обосновал Ф. Ро, создав оппозицию "экспрессионизм- постэкспрессионизм" для обозначения изменений немецкой живописи после 1910 года.

"Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседнев­ная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям" (Эдмон Жалу).

Художники магического реализма: Алберт Карел Виллинк, Бальтюс, Эрик Равилиус, Цугухару Фудзита, Рене Магритт, Эндрю Уайет, Марк Захарович Шагал, Ганс Рудольф Гигер, Пьер Руа, Леонор Фини, Карлос Ороско Ромеро, Эйвинд Эрл и др.

Как уже говорилось, метафизическая живопись очень похожа на сюрреализм и в своё время привлекла таких великих художников, как Сальвадор Дали, Рене Магритт и других. Метафизическая живопись — это контраст между реализмом и мечтой, фантазией, символизмом, сюрреалистическими вещами. Реалистические изображения предметов, людей, строений, улиц, городов в метафизической живописи помещаются в некое ирреальное пространство, которое может характеризоваться как ирреальным окружением, так и загадочной атмосферой. Целью метафизической живописи является поиск первопричины, основы, смысла того или иного явления. По этой причине реалистичные изображения, которые являются главным объектом исследования художника, помещаются в некую ирреальную атмосферу, которая намекает на иное пространство, иное измерение.

Метафизическое движение в живописи довольно быстро исчезло, однако стало частью нового движения сюрреалистов, которое сформировалось к началу 1920-х годов. Считается, что последняя картина в этом жанре была написана художником Карло Карра (1881-1966) в 1921 году. Самыми известными художниками метафизической живописи стали: Джорджо де Кирико, Альберто Савинио, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Артуро Мартини, Феличе Казорати и Карло Карра.

История

Принципы лучизма

Целью живописи лучисты считали передачу четвёртого измерения, в котором должны действовать совсем другие живописные законы и приемы в отличие от обычной живописи, т.к. человеческий глаз и чувства воспринимают не сами предметы, а отраженные ими цветовые лучи. Эти лучи и должны быть изображены, потому что именно они и являются сущностью предмета.





В. Маяковский, сам занимавшийся живописью, назвал лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.

Заключение

Рубеж XIX-XX вв. в России был отмечен многочисленными экспериментами в области искусства.

В чём отличие лучизма от прочих течений и направлений тех лет?

Лучизм считается ранней разновидностью абстрактной живописи. Художник изображает оптическое восприятие предмета, т.е. отражённые от предмета лучи. Ларионов сравнивал лучистый вид предметов с миражом в раскалённом воздухе пустыни.

Но в своих рассуждениях о лучизме М. Ларионов пошёл ещё дальше: он считал, что не только предметы отображаются в виде лучей, но и наши чувства, ощущения и даже мы сами.

Это сложная теория, но на практике произведения лучистов – изображения с резкими контурами, острыми углами и пучками косых линий.


Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в изобразительном искусстве начала ХХ века, для которого характерно особое сочетание элементов реальности и фантастики, намеренное искажение автором пространства в картинах и отсутствие в них живых человеческих персонажей. Метафизическая живопись вызывает у зрителя чувство одиночества и тревоги, она насыщена символами, аллюзиями и плодами авторской фантазии. Этому авангардистскому течению присущи легкая ирония и призрачность художественных образов.

Метафизическая живопись оказала мощное воздействие на европейское искусство. Хотя большинство сторонников этого течения со временем вновь вернулись к академизму в своем творчестве, его идеи впоследствии были подхвачены и развиты сторонниками сюрреализма.

История развития метафизической живописи

Метафизическая живопись как полноценное художественное течение возникла в середине 1910-х годов, когда в Европе вовсю бушевала Первая мировая война. Основателем и главным идеологом этого направления стал итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), который вскоре после начала масштабных боевых действий вернулся на родину из Парижа вместе с родным братом Альберто Савинио (Alberto Savinio).

Незадолго до этого, во время четырехлетнего пребывания в столице Франции, Кирико близко подружился с Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Под влиянием друзей молодой итальянец увлекся идеями авангардного искусства и начал писать картины в новаторской манере. А в качестве главных героев своих произведений он избрал пустынные улицы и площади, залитые ярким светом и здания, отбрасывающие длинные узкие тени.

В 1916 году в печатном издании Valori Plastici были опубликованы статьи де Кирико и Савинио, в которых авторы представили широкой публике основные идеи метафизического искусства. Эти публикации привлекли внимание нескольких молодых итальянских художников, которые объединились в творческий союз и начали проводить совместные выставки.

Метафизическая живопись ярко вспыхнула на небосклоне итальянского искусства и очень быстро угасла. Де Кирико создал последнее произведение этого направления в 1918 году, после чего вернулся к реализму. Другие сторонники течения также быстро охладели к новаторскому проекту и уже в начале 1920-х годов каждый из них пошел своим путем к славе и признанию. И все же старания метафизиков не были напрасными, многие их идеи в дальнейшем использовали приверженцы сюрреализма, в том числе всемирно известные художники Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte).

Отличительные черты метафизической живописи

Хотя у многочисленных направлений авангардного искусства есть немало общего, у каждого из них есть свои особенности. Характерные черты метафизической живописи — это:

  • Насыщенность картин символами и аллюзиями.
  • Искаженность форм предметов и пространства.
  • Нелинейная перспектива.
  • Присутствие в картинах вместо живых людей манекенов и статуй.
  • Удлиненные тени.
  • Обилие классических архитектурных элементов.

В картинах метафизиков полностью отсутствует динамика образов. Они предстают перед зрителем застывшими во времени, тихими и загадочными, таинственными и слегка романтичными.

Самые известные представители метафизической живописи

Среди небольшого количества активных приверженцев этого направления в искусстве особо выделяются две центральные фигуры. Именно Джорджо де Кирико и Карло Карра по праву считаются самыми известными представителями метафизической живописи.

Джорджо де Кирико фактически создал это течение. Именно он вдохнул в традиционный городской пейзаж новую жизнь, благодаря чему стал всемирно знаменитым мастером. Источником вдохновения для де Кирико служили старинные улочки и площади итальянских городов, которые он в своих картинах изображал пустынными и загадочными.

Карло Карра обратился к метафизической живописи после недолгого периода увлечения футуризмом. Он первым начал включать в свои произведения образы безликих манекенов и это стало отличительной чертой картин художника. А впоследствии Карра полностью переключился на традиционную пейзажную живопись и был активным сторонником Муссолини вплоть до падения фашистского режима.

Метафизическая живопись — важная часть авангардного европейского искусства начала ХХ века, оказавшая заметное влияние на многие поколения художников. А уникальные шедевры мастеров этого новаторского течения до сих пор привлекают в музеи миллионы посетителей по всему миру.


Разработка



Карло Карра, 1918, L'Ovale delle Apparizioni (Овал видения), холст, масло, 92 х 60 см, Galleria Nazionale d’Arte Moderna, Рим


Другие художники, принявшие этот стиль, включали Джорджио Моранди около 1917–1920 гг., [7] Филиппо де Пизис, и Марио Сирони. [5] В 1920-х годах и позже наследие метафизической живописи повлияло на творчество Феличе Казорати, Макс Эрнст, и другие. [5] Выставки метафизического искусства в Германии в 1921 и 1924 годах вдохновили на использование образов манекенов в работах Джордж Гросс и Оскар Шлеммер. [5] Многие картины автора Рене Магритт, Сальвадор Дали, и другие Сюрреалисты использовать формальные и тематические элементы, полученные из метафизической живописи. [5]

Читайте также: