Место литературы в ряду других искусств кратко
Обновлено: 05.07.2024
Войти через uID
Так, эпоха Возрождения выдвигает идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). При этом в Италии, например, в XIV—XV веках именно живопись занимает ведущее место в художественном развитии.
Сопоставление произведений литературы с памятниками изобразительного искусства помогает глубже постигнуть и характер идеала, и художественный вкус эпохи.
В первой половине XIX века романтическое движение захватывает и литературу, и живопись, но особая роль выпадает на долю музыки. В лирической поэзии, занимавшей ведущее место в романтической литературе, композиторы находили неисчерпаемый материал для музыкального воплощения. Вот почему так много песен и романсов на тексты В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Г. Гейне. Романтическая музыка представлена в Европе такими именами, как Шопен (Польша), Шуберт, Шуман (Германия) и многие другие.
Однако тесные связи литературы с другими искусствами, их взаимное плодотворное влияние отнюдь не означают возможности полного поглощения или взаимозамены одного другим. Каждое произведение искусства следует судить по законам именно этого искусства. Поэтому опера на литературный текст или кинофильм по роману — это разные произведения. В известной степени это относится и к спектаклю, в котором текст драмы (см.) хотя и дан без изменений, но тем не менее является самостоятельным творческим созданием театрального коллектива — режиссера, актеров, художника-оформителя, композитора и т. д.
Поэтому в корне ошибочно широко бытующее (в том числе и среди школьников) мнение, что фильм или телепостановка (и даже опера) могут якобы заменить чтение литературного текста. Более того, знакомство с произведением другого вида искусства на тот же сюжет всегда дает возможность осмыслить, чем оно отличается от первоисточника (например, телепостановка от романа), что удалось убедительно передать, что особенно подчеркнуто и что, наоборот, затушевано, какими гранями повернуто к современному зрителю, какой нравственный урок извлечен из произведения.
В зависимости от задач, стоящих перед разными областями художественного творчества, и того материала, в котором воплощаются результаты труда художников, различают несколько видов искусе над.
Самым древним и наиболее тесно связанным с практическими потребностями людей является строительное искусство — архитектура. Полнее всего эстетическая сущность архитектурных сооружений проявляется в общественных зданиях и строительных ансамблях. Так, замечательным архитектурным творением является Московский Кремль и большая часть его зданий.
Бытовые потребности человека обслуживает декоративно-прикладное искусство, создающее художественно оформленную мебель, ковры, осветительные приборы, одежду, посуду, украшения и прочие бытовые предметы.
Зримый облик предметов и явлений передают изобразительные, или пространственные искусства: скульптура, живопись, графика, художественная фотография. Изобразительные искусства обладают замечательной способностью запечатлевать красоту жизни в особенно наглядной и убедительной форме. Но материал пространственных искусств (объемная масса в скульптуре и красочные или черно-белые изображения на плоскости в живописи, графике и художественной фотографии) лишает их возможности раскрывать жизнь в ее движении и развитии.
Наиболее ярко и прямо человеческие чувства выражает – музыка. Образы, которой создаются звучанием музыкальных инструментов или человеческого голоса. В музыке чувства людей раскрываются в непрерывном развитии, движении, во всем богатстве оттенков и взаимопереходов. Но музыкально-звуковые образы, много говоря чувству, дают мало пищи уму человека.
Чувства людей, а также пластику и красоту человеческого тела превосходно передают хореография (искусство танца) и художественная гимнастика
Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин-
ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.
Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии.
литература остается (и, бесспорно, останется) авторитетным видом искусства.
Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной словесности — различных сторон их содержания и, далее, их формы.
ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ
Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, — эпос, драма и лирика.
Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики. В эпических и драматических произведениях воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут создавать иллюзию своей полной объективности.
Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса — повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда название этого рода литературы (гр. epos — слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь используются наиболее свободно и широко.
В драме (гр. drao — действую) повествование в сколько-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведения состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer — замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.
Речь в лирике выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) — так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения — его важнейшее формальное начало: нюансы словоупотребления и построения фраз, а также ритмическая упорядоченность текста здесь особенно существенны.
как содержательные, так и формальные свойства словесно-художественных произведений.
Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, возгласы радости и печали, которые выражали коллективную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла лирика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений запевал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследствии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма.
Теория происхождения литературных родов, выдвинутая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных народов. Так, несомненно возникновение театральных представлений (а на их основе — и драмы) из обрядовых игрищ.
Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из которых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х.
Эта концепция литературных родов обобщает многовековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературоведением, для которого особенно важен акцент на содержательные функции родовых форм.
Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое художественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях.
Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, драму, лирику как литературные роды, а с другой — эпичность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроенность произведений.
Раздел второй
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ
то называют идеей. Но этот термин будет объяснен
позднее, а пока заметим, что содержание художественного
произведения заключает в себе разные стороны, для опре
деления которых существуют три термина — тематика,
проблематика, идейн о-э моциональная
оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тематики.
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произведении, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если перед нами эпическое или драматическое произведение, то пересказать можно то, что случилось с героями, что с ними произошло. Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, существенные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоциональной оценки общего, существенного в жизни. Анализ произведения и должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, которую час-
В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.
Читайте также: