Место литературы в ряду других искусств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти через uID

Так, эпоха Возрождения выдвигает идеал всесторонне раз­витой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). При этом в Италии, например, в XIV—XV веках именно живопись занимает ведущее место в художественном развитии.

Сопоставление произведений литературы с памятниками изобразительного искусства помогает глубже постигнуть и характер идеала, и художественный вкус эпохи.

В первой половине XIX века романтическое движение за­хватывает и литературу, и живопись, но особая роль выпадает на долю музыки. В лирической поэзии, занимавшей ведущее место в романтической литературе, композиторы находили неисчерпаемый материал для музыкального воплощения. Вот почему так много песен и романсов на тексты В. Жуковско­го, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Г. Гейне. Роман­тическая музыка представлена в Европе такими именами, как Шопен (Польша), Шуберт, Шуман (Германия) и многие другие.

Однако тесные связи литературы с другими искусствами, их взаимное плодотворное влияние отнюдь не означают возмож­ности полного поглощения или взаимозамены одного другим. Каждое произведение искусства следует судить по законам именно этого искусства. Поэтому опера на литературный текст или кинофильм по роману — это разные произведения. В из­вестной степени это относится и к спектаклю, в котором текст драмы (см.) хотя и дан без изменений, но тем не менее явля­ется самостоятельным творческим созданием театрального кол­лектива — режиссера, актеров, художника-оформителя, ком­позитора и т. д.

Поэтому в корне ошибочно широко бытующее (в том числе и среди школьников) мнение, что фильм или телепостанов­ка (и даже опера) могут якобы заменить чтение литератур­ного текста. Более того, знакомство с произведением другого вида искусства на тот же сюжет всегда дает возможность ос­мыслить, чем оно отличается от первоисточника (например, телепостановка от романа), что удалось убедительно передать, что особенно подчеркнуто и что, наоборот, затушевано, ка­кими гранями повернуто к современному зрителю, какой нравственный урок извлечен из произведения.

В зависимости от задач, стоящих перед разными областями художественного творчества, и того материала, в котором воплощаются результаты труда художников, различают несколько видов искусе над.

Самым древним и наиболее тесно связанным с практическими потребностями людей является строительное искусство — архитектура. Полнее всего эстетическая сущность архитектурных сооружений проявляется в общественных зданиях и строительных ансамблях. Так, замечательным архитектурным творением является Московский Кремль и большая часть его зданий.

Бытовые потребности человека обслуживает декоративно-прикладное искусство, создающее художественно оформленную мебель, ковры, осветительные приборы, одежду, посуду, украшения и прочие бытовые предметы.

Зримый облик предметов и явлений передают изобразительные, или пространственные искусства: скульптура, живопись, графика, художественная фотография. Изобразительные искусства обладают замечательной способностью запечатлевать красоту жизни в особенно наглядной и убедительной форме. Но материал пространственных искусств (объемная масса в скульптуре и красочные или черно-белые изображения на плоскости в живописи, графике и художественной фотографии) лишает их возможности раскрывать жизнь в ее движении и развитии.

Наиболее ярко и прямо человеческие чувства выражает – музыка. Образы, которой создаются звучанием музыкальных инструментов или человеческого голоса. В музыке чувства людей раскрываются в непрерывном развитии, движении, во всем богатстве оттенков и взаимопереходов. Но музыкально-звуковые образы, много говоря чувству, дают мало пищи уму человека.

Чувства людей, а также пластику и красоту человеческого тела превосходно передают хореография (искусство танца) и художественная гимнастика

Это суждение весьма характерно для эстетики прошло­го столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин-

ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.

Благодаря своим широким познавательным возмож­ностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графи­ке, в музыке и хореографии.

литература остается (и, бесспорно, останется) авторитет­ным видом искусства.

Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной сло­весности — различных сторон их содержания и, далее, их формы.

ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, — эпос, драма и лирика.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличаю­щих их от лирики. В эпических и драматических произ­ведениях воссоздаются события, протекающие в простран­стве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут созда­вать иллюзию своей полной объективности.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса — повествование о собы­тиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда назва­ние этого рода литературы (гр. epos — слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь исполь­зуются наиболее свободно и широко.

В драме (гр. drao — действую) повествование в сколь­ко-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведе­ния состоит прежде всего из высказываний самих персона­жей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer — замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяет­ся ее предназначенностью для сценической постанов­ки.

Речь в лирике выступает прежде всего в ее вырази­тельной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) — так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения — его важнейшее формальное начало: нюан­сы словоупотребления и построения фраз, а также рит­мическая упорядоченность текста здесь особенно сущест­венны.

как содержательные, так и формальные свойства словесно-художественных произведений.

Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, воз­гласы радости и печали, которые выражали коллектив­ную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла ли­рика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений за­певал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследст­вии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участ­ников обрядового хора возникла драма.

Теория происхождения литературных родов, выдвину­тая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных наро­дов. Так, несомненно возникновение театральных пред­ставлений (а на их основе — и драмы) из обрядовых игрищ.

Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из кото­рых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудо­вых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х.

Эта концепция литературных родов обобщает много­вековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературо­ведением, для которого особенно важен акцент на содер­жательные функции родовых форм.

Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое худо­жественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях.

Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, дра­му, лирику как литературные роды, а с другой — эпич­ность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроен­ность произведений.

Раздел второй

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

то называют идеей. Но этот термин будет объяснен
позднее, а пока заметим, что содержание художественного
произведения заключает в себе разные стороны, для опре­
деления которых существуют три термина — тематика,
проблематика, идейн о-э моциональная

оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тема­тики.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Воспроизводя жизнь в слове, используя все возмож­ности человеческой речи, художественная литература пре­восходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произведении, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если перед нами эпическое или драматическое произведение, то пересказать можно то, что случилось с героями, что с ними произошло. Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, сущест­венные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоцио­нальной оценки общего, существенного в жизни. Анализ произведения и должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изоб­раженного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, которую час-

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.

Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.

Читайте также: