Место полиции в государственном аппарате кратко

Обновлено: 30.06.2024

Правоохранительная система — это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Конституционный суд — высшую законодательную и исполнительную власть.

Прокуратура — орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Полиция — это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На

нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже национальной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. Одной из сторон их деятельности является защита конституционных прав и свобод граждан.

Нотариат — это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых доказательств для применения санкции.

Таможенные органы — это, с одной стороны, органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой — органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Эволюция государственного аппарата России на современном этапе.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

· нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

· непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

· полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

· самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

ü разделение властей.

Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

ü демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие.

В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

ü гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

ü законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

ü профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

ü гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

ü национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

ü федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

ü дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

ü ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

ü сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

ü соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

ü Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

На тему: Задачи полиции, ее место в государственном аппарате.
Выполнил:

Полицейский ООиК ИВС МО МВД России

Группы № 8 ИВС (ОКС)

младший сержант полиции

Лобанов Александр Алексеевич

Содержание

1. Задачи полиции и основные направления ее деятельности. 3

2. Место полиции в государственном аппарате. 5

Список используемой литературы. 11

1. Задачи полиции и основные направления ее деятельности.

Полицейская деятельность — это разновидность деятельности исполнительной власти, проявлениями которой являются управление и охрана. Для нее как особого рода государственного управления свойственны, прежде всего, общие методы управления, характерные для исполнительной власти: убеждение, непосредственное управление, поощрение и принуждение.


  1. обеспечение безопасности личности;

  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  3. выявление и раскрытие преступлений;

  4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О полиции.

Важно отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Основные направления деятельности полиции:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6. обеспечение правопорядка в общественных местах;

7. обеспечение безопасности дорожного движения;

8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

2. Место полиции в государственном аппарате.

Полиция, как субъект административной деятельности, защищает и защищает права и свободы граждан с помощью специальных правовых средств. Обязательная, стимулирующая и организационная составляющие занимают свое место в структуре таких фондов. Этот набор инструментов делает работу полиции максимально универсальной с точки зрения защиты и защиты прав и свобод граждан. В этой связи хотелось бы не согласиться с мнением о том, что деятельность полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина носит факультативный характер 1 .

Эти положения очень важны с точки зрения развития международного гуманитарного права, а также с точки зрения необходимости введения в полицейскую деятельность основополагающих положений, касающихся защиты и защиты прав и свобод граждан. Отметим, что обеспечением прав и свобод граждан в глобальном масштабе занималось международное сообщество после Второй мировой войны.

В юридической науке проделана большая работа по изучению правового обеспечения прав и свобод граждан, но новые реалии заставляют переосмыслить существующие теоретические разработки с целью создания новой Концепции правовой защиты и защиты прав и свобод граждан. Именно с этих позиций следует исходить при определении критериев классификации прав и свобод граждан в административно-правовой действительности 2 .

Можно отметить, что права граждан административно-правового характера органически связаны с деятельностью органов государственной власти и управления. Несмотря на это, ряд исследований был посвящен вопросам соблюдения индивидуальных конституционных прав и свобод граждан.

В частности, К. Б. Толкачев отмечает, что, исходя из своей компетенции, органы внутренних дел обеспечивают личные права граждан в сфере охраны общественного порядка; права граждан в сфере обеспечения общественной безопасности; права граждан, связанные с осуществлением процессуальной деятельности, а также права граждан в сфере исполнительного производства.

В правовом и демократическом государстве правовые возможности человека и гражданина наполняются весьма значительным политическим и экономическим содержанием, а в условиях глобализации и интеграции ряда государств индивидуальные права и свободы граждан утрачивают свои национальные границы.

Ведь без административной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, невозможно реализовать права и обязанности граждан. Таким образом, органы исполнительной власти: осуществляя свою нормативную деятельность, создают правовой механизм реализации закона; осуществляя организационные мероприятия, создают условия для оказания гражданам государственных услуг; осуществляя правоохранительные мероприятия, формируют гарантии защиты и защиты прав и свобод граждан.

Административная деятельность органов исполнительной власти в целом и полиции в частности не ограничивается этими областями. Но они красноречиво показывают, что практически невозможно представить эффективный правовой механизм защиты и защиты прав и свобод граждан без регулятивной, организационной и охранительной деятельности органов исполнительной власти.

Права граждан в сфере административного права подразделяются на абсолютные права, реализация которых зависит только от воли граждан: право на свободу и личную неприкосновенность; право на обжалование; право на участие в управлении государственными делами; право на безопасность; право на защиту чести, достоинства; право на защиту собственности и др 3 .

Противоположностью абсолютных прав являются права родственника. В отличие от первых, их реализация зависит не только от воли или желания граждан, но и от ряда объективных обстоятельств. Представленный критерий классификации прав и свобод граждан в административно-правовой сфере является традиционным, он очень важен с точки зрения формирования у человека чувства полноценной личности. Тем не менее, несмотря на определенную социальную значимость такого критерия для классификации прав граждан, существуют и другие основания для дифференциации прав и свобод граждан, например, за основу этой классификации берется направление их реализации.

Исходя из этого, политические права граждан, социальные права граждан, экономические права граждан, личные права граждан и др. выделяются. Многие из выделенных прав граждан имеют прямое основание административно-правовой характер или они могут быть реализованы за счет действия норм административного права, а в некоторых случаях и при непосредственном осуществлении своих функций органами полиции. В качестве примера можно привести положение Конституции Российской Федерации, которое непосредственно обеспечивается нормами административного права.

Таким образом, каждый, кто легально находится на территории нашей страны, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства и жительства (статья 27).

Эти классификации прав граждан в сфере охраны общественного порядка имеют реальную теоретическую и практическую основу, однако нам представляется, что эти права могут быть классифицированы в зависимости от их функциональной основы: права, относящиеся к отношениям, связанным с охраной общественного порядка; права на свободу, безопасность и личную неприкосновенность во время пребывания в общественных местах 4 .

По способу защиты права можно разделить на: права, защищаемые административно-правовыми средствами, и права, защищаемые иными правовыми и организационными средствами. В зависимости от сложившейся ситуации в общественных местах права могут быть дифференцированы на общие и специальные права. Объем и содержание прав, свобод и обязанностей граждан, реализуемых в административно-правовой сфере, определяет содержание и совокупность функций органов государственной власти и управления.

Исходя из этого, мы определим, какие функции полиция выполняет в сфере защиты и защиты прав и свобод граждан. Вопрос о функциях - это вопрос об основных видах деятельности государства, а также его государственных органах и управлении. Следует отметить, что функции государственной власти и управления логически связаны с функциями государства.

Закон объективно формирует основу для развития правоохранительной функции государства. Невозможно говорить о правоохранительной функции государства без защитной составляющей права. Более того, необходимо признать, что без правоохранительной функции государства невозможно говорить о формировании средств защиты и защиты прав и свобод граждан. Без него невозможно выполнение регулятивных функций, которые также важны в механизме защиты и защиты прав и свобод граждан.

Взаимосвязь охранительной и регулятивной функций позволяет говорить о создании гибкого правового режима в отношении защиты и защиты прав и свобод граждан. Такой подход позволяет сочетать административные и правовые средства различной функциональной природы. Следует отметить, что функции полиции по защите и защите прав и свобод граждан являются составной частью государственной системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому функции полиции в этом направлении нельзя рассматривать самостоятельно, в отрыве от государственной правовой системы защиты и защиты прав и свобод человека.

Исходя из этого, можно выделить иерархическую классификацию функций полиции по защите и защите прав и свобод граждан. Можно говорить о функциях полиции в зависимости от направления осуществления ее административной деятельности. Исходя из этого, можно выделить внутренние и внешние функции полиции. В заключение отметим, что функции обеспечения прав и свобод граждан достаточно разнообразны, они наполняют гуманитарную составляющую всех сфер деятельности полиции, что, по сути, определяет смысл и содержание ее деятельности.

Список используемой литературы.


  1. Галицков В.А., В. А. Крысанов В.А., Безруков А.В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел. – Екатеринбург, 2013. С. 4

  2. Жигуленков М.В. Проблемы определения места правоохранительной функции в теории функций государства // Государство и право. 2017. № 3.С. 97.

  3. Жигуленков М.В. Проблемы определения места правоохранительной функции в теории функций государства // Государство и право. 2017. № 3.С. 97.

  4. Бутылин В.И. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. – М., 2015. С. 104.


1  Галицков В.А., В. А. Крысанов В.А., Безруков А.В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел. – Екатеринбург, 2013. С. 4


2  Жигуленков М.В. Проблемы определения места правоохранительной функции в теории функций государства // Государство и право. 2017. № 3. С. 97.


3  Жигуленков М.В. Проблемы определения места правоохранительной функции в теории функций государства // Государство и право. 2017. № 3. С. 97.


4  Бутылин В.И. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. – М., 2015. С. 104. 40.

Полиция – это орган государственной власти, охраняющий общественный порядок. Относится к категории гос. служб, участвует в организованной борьбе с преступностью. Функции полиции предполагают наличие вооруженных отрядов, специализированных технических и транспортных средств. Представители службы – полицейские, строго контролируют соблюдение установленных норм и правил поведения на разных уровнях общественной жизни.

Как полиция относится к органам государственной власти

Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:

  • Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
  • Контролировать соблюдение норм и требований закона;
  • Охрана свободы и права человека, государства, общества;
  • Противодействие преступности;
  • Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.

Отвечая на вопрос: полиция – какой орган государственной власти, следует отметить, что это структура, регулирующая все направления жизни граждан. Относится к правоохранительным органам исполнительной власти.

Полиция в системе органов государственной власти – функции

Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:

  • Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
  • Обеспечивает поддержание общественного порядка;
  • Предупреждает аварийные ситуации;
  • Регулирует дорожное движение;
  • Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
  • Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.

Сотрудник полиции отвечает за осуществление и проведение спасательных мероприятий, принимает участие в оказании помощи пострадавшим ввиду несчастных случаев. Основные инструменты для выполнения функций: статья закона, принудительное воздействие на нарушителей, уголовный, правовой, гражданский кодексы.

Функции и требования полиции

Теория указывает на особые требования, которые полиция предъявляет ко всем гражданам государства. Это профилактические меры, позволяющие купировать нарушения и преступления. Со своей стороны работники:

  • Пропагандируют правовой образ жизни, основанный на соблюдении законодательства;
  • Проводят профилактические беседы с молодежью;
  • Оказывают первую помощь гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия, несчастного случая, неправомерных действий, если сотрудники специализированной помощи отсутствуют на месте;
  • Пресекают нарушения, влияющие на общественную безопасность;
  • Прибывают на места совершения преступлений, принимают и регистрируют заявления от граждан.

Полиция – какой орган власти, полномочия

Сотрудники службы имеют ряд полномочий:

  • Проверка документов, удостоверения личности, прав на владение транспортным средством;
  • Патрулирование общественных территорий, населенного пункта;
  • Доставка людей в наркотическом, алкогольном опьянении по месту проживания или в участок, медицинское учреждение;
  • Поиск и возврат детей младшего и среднего возраста в интернаты, специальные школы;
  • Остановка противоправных действий. При необходимости допускается использование табельного оружия;
  • Досмотр личных вещей граждан при наличии подозрений на угрозу общественному порядку.

Полиция – это какая власть, подразделения

Все сотрудники полиции, независимо от подразделения, обязаны защищать права граждан, пресекать нарушения и преступления. Кроме активных и профилактических мер они отвечают за создание и выпуск информационных материалов, проведение лекций, бесед. Различают три основных подразделения:

  • Оперативно-розыскная группа. Защищает гражданские свободы, препятствует совершению преступлений. Основа – информационно-аналитическая работа, сбор данных о людях, общение со знакомыми и близкими преступников;
  • Участковые. Охрана общественного, правового порядка, принятие и рассмотрение жалоб, обращений, оформление протоколов;
  • Патрульная бригада. Присутствие на массовых скоплениях граждан, выявление нарушителей, патрулирование населенных пунктов, проверка документов.

Полиция социальная или политическая: особенности

В социальной сфере полицейские выполняют роль гарантов безопасности. Обеспечивают уважение и соблюдение прав человека, его социального статуса. Правоохранительные структуры регулируют отношения между представителями различных классов общества.
В политической сфере правоохранители отвечают за следование нормам и требованиям законодательства, контролируют политические процессы – голосование, выборы, демонстрации, принятие и соблюдение законопроектов.

Полиция (милиция) - система государственных органов исполнительной власти, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделена правом принуждения, предусмотренным данным Законом и другими законами.

Полиция (милиция) входит в систему полномочного органа государственного управления внутренними делами (в дальнейшем - полномочного органа).

Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.

Задачи полиции (милиции) - обеспечить в порядке, предусмотренном законодательством:

1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;

2) защиту интересов государства и общества;

3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

4) выявление и раскрытие преступлений;

5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;

6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.

Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.

При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.

Полиция (милиция) - система государственных органов исполнительной власти, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделена правом принуждения, предусмотренным данным Законом и другими законами.

Полиция (милиция) входит в систему полномочного органа государственного управления внутренними делами (в дальнейшем - полномочного органа).

Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.

Задачи полиции (милиции) - обеспечить в порядке, предусмотренном законодательством:

1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;

2) защиту интересов государства и общества;

3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

4) выявление и раскрытие преступлений;

5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;

6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.

Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.

При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.

Читайте также: