Место комедии горе от ума в русской литературе кратко

Обновлено: 06.07.2024

"Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова". "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский расцвет, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности". "Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда её поместить".

События, описанные в комедии, происходят в течении одного дня в особняке московского помещика Фамусова. Утром в особняк приезжает Чацкий – молодой, остроумный человек, сторонник новаторских идей, критик устаревших порядков крепостной России. Подобные порядки имеют место в том доме, куда он приезжает к своей возлюбленной - дочери помещика Софии. Но за время отсутствия Чацкого София полюбила другого, секретаря своего отца, мелкого во всех смыслах Молчалина, эту информацию она держит в тайне.

В течении дня Чацкий вступает в противостояние с фамусовским обществом, насмешливо и колко отзывается о представителях дворянства. Критическая фаза конфликта наступает тогда, когда гости балла, устроенного Фамусовым, разносят слух о сумасшествии Чацкого. В конце произведения главный герой узнает о том, что София теперь испытывает любовные чувства к Молчалину и о том, что это она пустила слух о его безумии. В конце произведения Чацкий решает уехать из Москвы.

Важнейшие проблемы, которые автор освятил в этом произведении включают в себя:

  • борьбу с крепостнической реакцией
  • взаимоотношения народа и дворянской интеллигенцией
  • деятельности тайных политических сообществ
  • воспитания дворянской молодежи
  • национальной русской культуры
  • разума в социальной жизни
  • долга, достоинства, чести человека

Грибоедов рассказывает о столкновении двух жизненных эпох: феодальной и передовой дворянской направленности.

Те проблемы, которые А. С. Грибоедов осветил в своем произведении, продолжали вызывать волнение в обществе и литературе и много лет спустя после появления пьесы. В своей комедии Грибоедов задумывается о судьбе России, о новаторских путях ее развития, переустройстве общественной жизни русских людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Столкновение, которое показано в произведении, феодально- крепостного общества с передовыми идеями молодежи было характерно не только для России, подробное столкновение имело место быть и в странах Европы. Те же противоположности, которые столкнулись в комедии Грибоедова, были явлением всемирным, но в разное время и в разных странах это столкновение имело разные формы.

Комедия Грибоедова отличается от других социальных произведений того времени тем, что обычно авторы осуждающе высмеивали только один порок социума, он же разоблачил очень широкий круг явлений феодально-крепостнического общества.

Значение комедии

  • реальностью описанной жизни общества
  • воспитанием молодого поколения
  • реализмом в русской драме

Во-первых, поэма демонстрирует нам описание жизни России после войны 1812 года. Грибоедов представляет нам многообразие образов, мастерски он представляет и чиновников, и сановное дворянство, и помещиков, и носителей революционных взглядов. В комедии описаны все острые социально- политические вопросы того времени: крепостное право, служба, просвещение, воспитание.

Большое значение комедия имеет и в воспитательном плане, Грибоедов показывает, как насилие, произвол, невежество, лицемерие губят в человеке положительные качества.

Грибоедов как реалист решил сложную задачу характера речи героев, каждый персонаж говорит своим определенным живым разговорным языком. Несмотря на стихотворную форму произведения, А. С. Грибоедов блестяще справился с этой задачей.

Критика

По мнению Н. А. Полевого, комедия А. С. Грибоедова уникальна тем, что в ней присутствует острые, новые мысли, живые описания картин общества того времени.

Русский писатель Н. И. Греч, в своих критических замечаниях указывал, что комедию Грибоедова читают повсеместно и все ею восхищены. Греч обращает внимание на прегрустные стихи, точное изображение характеров героев. Греч так же отмечает, что в произведении речь идет о любви к отечеству и удивляется как все это удалось вместить Грибоедову в одно небольшой произведение.

Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской Литературе крепостной эпохи.

Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.

Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощенных народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве и литературе необходимо было более глубокое знание законов

развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII – начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности.

Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: “Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых “просвещенных” мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений. Тогда многие совсем разочаровались в силу “разума”, а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития”. Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.

Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит й любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. “Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить”,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии.

Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в “Горе от ума”. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем “Горе от ума” проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.

В “Горе от ума” жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей’ к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, “запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью” . Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.

Не являясь профессиональным писателем, А С Грибоедов остался в истории нашей культуры автором одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу.

"Горе от ума" (1824 год) появилась в счастливый момент - за несколько месяцев до выступления декабри-стов. В комедии драматург реалистически убедительно показал накаленную обстановку в дворянском обществе, изобразив основной конфликт своего времени - столкновение консервативных дворян с новыми силами в лице Чацкого. По богатству содержания и художественному оформлению "Горе от ума" явилось комедией исключительной, для того времени небывалой в русской и европейской литературе. Ее значение необычайно велико.

Безусловно, пьеса очень важна в познавательном отношении. В комедии представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812-го года. В своей пьесе А.С.Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20ые годы XIX-го века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое суждение иметь" или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.

Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов, передовых людей, близких декабристам по взглядам. В качестве материала для своей комедии драматург взял подлинную жизнь московских дворян и показал ее реалистически, изобразив конфликт декабристски настроенного Чацкого с защитниками "века минувшего". А С Грибоедов показал в пьесе "процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу с нею". Он сумел увидеть нового передового героя в самой жизни. Не зря многие считали, что прототипом Чацкого был выдающийся современник автора П. Я. Чаадаев.

И все же образ Чацкого - это собирательный образ эпохи декабристов, своеобразный "герой времени". Александр Андреевич Чацкий - новый тип личности героя. Это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, "выламывающегося" из своей сословной среды (как и сам А С Грибоедов), образ "мыслящего друга человечества…". А.И. Герцен писал: "Чацкий - это декабрист". И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеологию, дух свободомыслия ("Он вольность хочет проповедать", - так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение "делу, а не лицам" ("Служить бы рад, прислуживаться тошно"). Чацкий в комедии - второе "я" Грибоедова, в его уста автор вложил свои мысли и представления о жизни. Так драматург дал возможность своему герою выразить самую актуальную в то время - вольнолюбивую тенденцию русского общества ("слово" Чацкого есть его "дело").

Пьеса А.С.Грибоедова имеет непреходящее историческое значение. Автор на современном ему материале изобразил не только героя своего времени, но и социальный конфликт "старых" сил и "новых", в чем проявился "конкретный историзм" драматурга. Он "перенес" в комедию характерные черты общественных и бытовых явлений того времени. С образом главного героя, Чацкого, связан исторический оптимизм пьесы. Да, на сцене Чацкий одинок, но у него есть друзья-единомышленники ("В друзьях особенно счастлив"), есть последователи (двоюродный брат Скалозуба, который "службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать", племянник княгини Тугоуховской, князь Федор).

Многие декабристы предвидели свою гибель, но "прочно стояли на позиции исторического оптимизма", видя свой долг в том, чтобы "выступлением разбудить целое поколение". Новое всегда побеждает, поэтому Чацкий "неизбежен при каждой смене одного века другим". Сама ситуация борьбы Чацкого с косностью, столкновения с барской Москвой типична и вечна, как мир. В этом и заключается бессмертие "Горе от ума".

Комедию А.С. Грибоедова отличает драматургическое и художественное мастерство. Так, автор создал великолепную галерею образов, в которой все персонажи написаны ярко, впечатляюще. Драматург сумел избежать схематизма в изображении героев, великолепно передал сложность психологии персонажей, внутреннюю логику их чувств. Как гениальный реалист, А С Грибоедов показал человека в одно и то же время как индивидуальную личность и как лицо типичное, поэтому его герои представляют типические обобщения огромной силы. Создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей.

В комедии каждый говорит свойственным ему живым, разговорным русским языком. Как и предсказывал АСП, многие стихи комедии вошли в нашу речь. Кроме того, глубокий смысл комедии состоит в том, что в пьесе показано, как в условиях крепостничества, деспотизма обречены на гонения всякая независимая мысль, искренние чувства. Так, личная драма Чацкого разрастается в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи. Не зря А. Бестужев пророчил: "Будущее оценит сию комедию и поставит ее в число первых творени

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 5219
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

"Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский расцвет, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности"И. А. Гончаров"Мильон терзаний"

Жил-был Молчалин. Вот жил он жил в старом вонючем городишке и решил жениться. А девок в городишке не было путных. Маман егоная уже всю плешь ему проела, мол де женись скорее, окаянная твоя сила, а то не доживу до внучеков, помру и копыта отброшу на тот свет. Молчалин только сопел носом и тихо матерился. Однажды в воскресение он пошёл в церковь и когда ползал кругом алтаря, крестясь и охая, увидел в проходе женские ножки, обтянутые в простые чулки, несуразно засунутые в старые штиблеты. Он так испугался, что чуть не обделался. Но соизволил оставить только небольшую лужицу под собой. Это была ОНА! Мечта всей его жизни, Софья Фамусова, дочь урядника Чацкого. Софья, уставившись своими глазами на образ святого Николая, не заметила путавшегося под её ногами серое вещество в дурацкой шляпе и пошептав ещё немного Отче Наш, поковыляла к выходу из церкви. Так Молчалин потерял сон и каждую ночь подвывал местным собакам, глядя на луну и глотая слюнки после пропажи аппетита и отсутствия желания жить. Осенью к Чацкому приехал внучатый племянник Троекуров Силантий Палыч--большой охотник до бабских юбок и пьяница. Вот тут то и началось: он тоже положил глаз на Софью и давай за ней ухлястывать. А Молчалину это не понравилось и он поступил на курсы дзю-до к кузнецу Вакуле. Тот его стал учить, как делать подножки и махать кулаками во все стороны, но у Молчалина это плохо выходило и он плюнул на это дело и пошёл в трактир пить пиво с раками. А там уже целый час сидел Силантий и глушил горилку. Увидев своего врага, Молчалин взял стакан водки и плеснул ею в харю Силантия, у того аж челюсть с зубами выпала, которую тут же подобрала местная шавка Тузик и была такова. Началась потасовка, все столы и стулья были переломаны, алкаши, до этого оторопело смотревшие на сие безобразие, с самозобвением стали мутузить друг друга. А Познер, владелец трактира, вынул револьвер и давай всех стрелять, жалко же имущество, от отца доставшееся, царство ему небесное. Через час приехал Чацкий со своей дружиною и забрали всех в кутузку. Софья про это услышала и стала горевать. Долго горевала, целый год. Но это продолжалось недолго и весной Софья вышла замуж за лейтенанта Шмидта и уехала с ним в Гондурас продавать шаурму австралийским аборигенам. Те долго ничего не ели и уже готовили бунт, но благодаря Шмидту и правителю Эрдогану удалось перекрыть водород на газопроводе и пустить по запасной ветке эшелон с гуманитарной помощью прямо в логово террористов. Те все напились от горя и были все повязаны и засунуты, куда надо. Через 3 недели Софья родила тройню и ушла в декрет на 15 шекелей, 10 из которых тут же были пожертвованы в Ватикан Папе Римскому Бенедикту 4-ому на шапочку, коя должна быть на голове всякого уважающего себя христианина. Конец 3-го действия.

Читайте также: