Место игры в режиме дня дошкольников кратко

Обновлено: 05.07.2024

потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр,

обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем.

Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к

обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими

сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка,

его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках,

оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить

восстановление и укрепление здоровья. Игра - целостно воздействует на

организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем,

Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и

детям с отклонениями в развитии.

Подвижная игра – это одно из важных средств всестороннего воспитания

детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность

эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность

игрового характера и вызываемые эмоции усиливают все физиологические

Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно

использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития

выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не

замечая усталости. А это, приводит к развитию выносливости. Существуют

Многообразие вариантов позволяет использовать их более целесообразно, с

учетом подготовленности детей. Игры отбираются в соответствии с задачами

подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме

небольшой подвижности и проводить её в кругу.

Необходимо заметить, что существенное значение в воспитании начальных

подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей

организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки,

развлечения и праздники, досуг). Общей целью подвижных игр является не

только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и

движений, совместной игры со сверстниками.

интенсивности. Игры большой интенсивности снижают работоспособность

детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и

переключиться на учебную деятельность.

Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой

например, после рисования будет проводиться физкультурное занятие, то

самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при

наблюдать за игрой, иначе интерес у дошкольников пропадет, и игра быстро

ориентироваться в пространстве, улучшаются согласованность действий в

Помимо прогулки, подвижные игры проводят и в другое время. Утром до

настроение на весь день, целесообразно проводить индивидуальные или мало

требующими от детей усидчивости и концентрации внимания, воспитатель

поощряет подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед

физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры.

двигательную деятельность, организует сюжетные подвижные игры (с бегом,

эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во

время прогулки. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи

физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных

коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может

особенностям, физической подготовленности и возможностям дошкольников.

песнями, рифмованными текстами. Они организуют досуг детей, повышают

эмоциональное состояние ребенка.

воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть

использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.

Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны

быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так

как дети быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает

желание участвовать в этих играх.

обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали

активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще

менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго

применять не нужно, в осенний период времени рекомендуется подбирать

без смены мест играющих.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке

свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении

– в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности

нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются

разные пособия, которые можно использовать в игре.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой.

повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой

требующего длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не

тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра

может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через

Консультация

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Игра, являясь средством воспитания и всестороннего развития, формой организации жизни детей в детском саду, должна иметь определенное место в режиме дня и обязательно определено содержание игровой деятельности. По времени игры организуются утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями (в старшей и подготовительной к школе группах), широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место игры в обучении ребенка- дошкольника

Беседа с воспитателями.


Место игры в жизни ребенка

Игра – ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного детства.В игре формируется личность малыша.Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.


Консультация "Место игры в педагогическом процессе"

Презентация для педагогического семинара по теме: "Место игры в педагогическом процессе"Основные тезисы, определения, классификация, учёные работавшие над данной темой, вопросы и тесты для закрепления.


Консультация "Подвижные игры в режиме дня".

Консультация расскажет о том, как в течение дня использовать подвижные игры для физического развития детей.


конспект по похзнавательному развитию в форме проведения КВН.


Цель:Дать детям общее представление о заповедном месте родного края. Задачи:Расширять представления детей о природе родного края.Формировать у детей представления о растительном и животном мире р.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МЕСТА ИГРЫ В ДОО НА ОСНОВЕ РЕЖИМА ДНЯ

К игре дети готовы всегда, и задача воспитателя состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач.

Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка (некоторую ограниченность его движений).

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

Летом, во время жаркой погоды, игры с бегом и прыжками лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным и ночным сном игры большой подвижности, во избежание перевозбуждения детей, не проводятся.

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке). Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты усложнения игр.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫБОР ИГР. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми 3—4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями.

СБОР ДЕТЕЙ НА ИГРУ. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРАЮЩИХ, ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Объясняя правила игры, детей размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру.

Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В дальнейшем в ходе ее можно более глубоко выяснить отдельные детали.

Для того чтобы лучше освоить игру (особенно с участием младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные моменты объяснить жестом или показом некоторых движений. Перед этим желательно напомнить детям, как нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д.

Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Возможно и объ­яснение через сюжетный рас­сказ до игры. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры.

Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ.

Важным моментом в организации игры является выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д.

Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной подготовленности. В данном варианте главные роли (водящих) выполняют старшие по возрасту дети.

Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из них.

Можно назначить водящего с помощью короткой считалки. Вот некоторые из них:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть;

Ну, попробуй нас догнать!

Тот, на кого выпадет последнее слово считалки, становится водящим или, наоборот, выходит из круга. При повторении игры водящий сам может выбрать себе замену. Все вышеуказанные способы выбора водящих применяют в зависимости от характера игры, места ее проведения и количества детей.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ И РУКОВОДСТВО ЕЮ. Учитывая неустойчивость поведения и быструю возбудимость младших дошкольников, желательно проводить игру весело, но в спокойном и бодром тоне. Это положительно влияет на ребенка, повышает интерес к игре.

Длительность игры средней и большой подвижности у детей 3—4 лет не должна превышать 6—8 мин.

Значительная подвижность детей среднего возраста, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослых внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры (чередование движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза (в пределах одной минуты), во время которой происходит обмен впечатлениями об игре, дает возможность ребенку восстановить свои силы. Общая длительность подвижной игры для дошкольников этой возрастной группы в пределах 8—10 мин.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.

Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой, удар в бубен, барабан, погремушку и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места.

Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов игры – игры на темы драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

• Строительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

• Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Речевые игры

Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильной речи ребёнка. Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в младшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать речевые игры. Речевые игры расширяют лексикон и речевые навыки детей. Игры необходимо проводить непринуждённо, с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Используются разные приёмы работы:

1. Показ и проговаривание нового предмета или действия.

2. Объяснение происхождения данного слова.

3. Составление предложений по опорным словам, картинкам и т.д.

4. Употребление расширенного значения словосочетаний.

5. Постановка разных по форме вопросов.

Важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения. Если родители, педагоги говорят правильно, дети быстрее и легче начинают без ошибок говорить.

Игры малой подвижности

Цель малоподвижных игр -снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному. К особенностям малоподвижных игр относятся следующие: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика (выбор и самой игры, и места ее проведения, подготовка к игре, сбор детей, объяснение хода и правил игры, ее проведение, завершение), темп (медленный), количество повторений движений (3-6 раз). Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей. Предлагаемые игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и в любое время года.

Читайте также: