Местное самоуправление за рубежом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Местное самоуправление в зарубежных странах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Местное самоуправление в зарубежных странах

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О местном самоуправлении: российский и зарубежный опыт (к ориентирам правового регулирования)
(Евдокимов В.Б., Конышева Е.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 2) См.: Об организации местного самоуправление в зарубежных странах (на примере Германии, Польши и Канады) // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 2004. N 26(246). С. 151 - 227.

Историческое назначение социального самоуправления раньше связывалось с охраной муниципальных интересов, которые в свое время занимаются решением вопросов по обеспечению жизнедеятельности населения. В это же время самоуправление местного характера можно назвать равным образом и управленческой деятельностью органов местного самоуправления, и властной организацией, и практикой местности.

В науке юридической направленности под самоуправлением местного характера понимается управленческая деятельность в территориальной единице местности, которая осуществляется специальным выборными и другими органами, представляющими ее население.

Европейская хартия

Европейская хартия местного самоуправления разрабатывалась по предложению действующему в рамках Конгресса Совета Европы региональных и местных властей в середине 80-х годов, а стала доступной для подписания в 1985 году 15 октября хартия Европейской направленности местного самоуправления, которая является главным международно-правовым документом, контролирующим отношение муниципального характера в большинстве стран Европы.

В Хартии особым образом оговаривается необходимость специального создания органов, которые избираются всеобщим голосованием, несущим ответственность за управление делами общественного характера, при этом органы исполнительной власти являются подотчетными им.

Европейская хартия имела главную цель в восполнении отсутствия нормативов общеевропейского характера по защите и определению местных права органов власти.

Участники Хартии обязуются применить и закрепить законодательно на практике нормы правового характера, которые гарантируют финансовую, политическую и административную местную независимость властей.

В это же время не стоит говорить о том, что законодатель национальной направленности обязан слепо копировать положения Хартии, и это относится и к базовым категориям. Данное определение местного самоуправления в зарубежных странах не воспроизведено полностью в законодательстве местного самоуправления ряда государств — ее участников.

Хартия в своем составе имеет три части, которые имеют самостоятельные значения.

Положения принципов местного самоуправления

Первая часть имеет определенные принципы местного самоуправления, в состав которых входят следующие положения:

  • осуществление местных самостоятельных функций коммуникативного характера, которые опираются на распоряжение местной полиции, местные налоги, опирающиеся на муниципальные собственности;
  • выборность органов такого уровня путем равного, тайного, свободного, прямого и всеобщего голосования;
  • обособление организационного самоуправления местного характера, а также его органов в государственной системе управления;
  • определенная финансовая автономия;
  • ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления относительно населения;
  • право на принятие собственных нормативных актов;
  • осуществление контроля муниципальными органами местного самоуправления за органами исполнительными;
  • Кроме этих принципов важной нормой Хартии является предоставлением органам местной власти исключительных и полных полномочий, которые адаптированных к местным условиям. Помимо этого Хартия занимаетс фиксацией четкой территориальной очерченности границ местных территорий самоуправления, возможное изменение этих границ опираясь на мнение населения, а также путем проведения референдума.

Что касается паритетных начал в государственных отношениях органов, а также органов местного самоуправления по государственной передаче функций заключается в договорном характере.

Независимость органов местного самоуправления соответствуя требованиям Хартии обязана проявляться в возможности самостоятельного определения их структуры. Для того чтобы происходил процесс закрепления в Хартии возможности сотрудничества и в рамках закона вступления в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, которые занимаются представлением интереса общего характера, необходимо развитие прав органов местного самоуправления.

Часть под номером два в Хартии имеет в своем составе определенные положения, которые касаются объема полномочий, где участники соглашения могут взять на себя эти полномочия.

Третья часть Хартии имеет нормы, которые включаются в конвенции международного характера.

Европейская хартия местного самоуправления служит основанием для внесения дополнений и различного рода изменений в государственное законодательство — членов Совета Европы, тем самым накладывает на них определенные обязанности по поддержке и развитию самоуправления местного характера.

На данный момент, когда в стране присутствует эффективное местное самоуправление, соответствующее стандартам международного характера, оно рассматривается, как один из главных показателей демократизма существующего режима государства. Местные органы самоуправления, являясь определенным противовесом центральной власти, появились и начали развиваться, как наиболее близкие к населению в отношении вопрос жизнедеятельности местного сообщества. Изначально их формирование проходило в условия ограниченного избирательного права. Впоследствии в большем количестве стран существовавшие избирательные ограничения были сняты или снижены.

Волна децентрализации

Волна децентрализации, которая прошла почти по всем страна Европы с конца 1970-х до начала 1980-х годов, поставила центральную власть перед обязанностью осуществить перераспределение ответственности и полномочий между различными уровнями власти, тем самым увеличив сферу компетенций нижних уровней, а именно органов местного самоуправления.

В ФРГ во временной период с 1965 по 1975 год произошла земельная административная реформа, после чего значительно усилилась полномочия муниципалитетов, а также укрепилась их финансовая база. В 1970 году во Франции внесли дополнения в муниципальный кодекс администрации 1957 года, которые впоследствии ослабили надзор за муниципалитетами. После приняли законы: от 1966 года 31 декабря., который разрешал муниципалитетам создавать свои ассоциации; от 1971 года 16 июля., предоставивший общинам право на создание консорциумы; от 1973 г. 31 декабря и от 1975 г 29 июля., укрепившие финансовую базу муниципалитетов; декреты № 64-251 и № 64-252 от 14 марта 1964 г., которые положили начало созданию региональных администраций; от 1972 г 5 июля., трансформирующий регионы в инструмент экономической децентрализации.

В Конституции 1978 года, которая была принята в Испании закрепился принцип местного самоуправления. В Италии региональное создание в 1970 году повлекло за собой помимо передачи полномочий региональным органам власти, ревизию действовавшего Закона о муниципалитетах и провинциях 1934 года, а также принятие 1990 года нового соответствующего закона, которые дал муниципалитетам дополнительные права в финансовой сфере.

Целями исследования является анализ имеющихся теоретических и практических результатов изучения функционирования мировых моделей местного управления и местного самоуправления и определение возможностей адаптации отдельных аспектов организации местных органов в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..……2
I. История развития местного самоуправления за рубежом……. …4
II.Основные модели организации местного самоуправления……..…7
1.Англосаксонская……………………………………………………..…7
2.Континентальная…………………………………………….…. ……9
3.Смешанная………………………………………………………….….10
4.Советская……………………………………………………..…….….11
III. Правовые основы местного самоуправления за рубежом………13
IV.Организация местного самоуправления на примере
европейских стран…………………………………………………. ……17
1.Франция…………………………………………………………….….17
2.Великобритания…………………………………………………….…25
3.Германия………………………………………………………….……33
Заключение……………………………………………………………..….41
Список литературы………………………………………………….……43
Приложения………………………………………………………………..45

Работа состоит из 1 файл

КУРСОВАЯ 2007.docx

I. История развития местного самоуправления за рубежом……. …4

II.Основные модели организации местного самоуправления……..…7

III. Правовые основы местного самоуправления за рубежом………13

IV.Организация местного самоуправления на примере

Актуальность темы курсовой работы.
В числе проводимых в современной России реформ одно из первых по важности и объему мест занимает реформа местного самоуправления. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и эффективного функционирования многие десятилетия являются предметом исследования не только научных, но и практических работников всего мира. Россия активно ведет поиск оптимальных форм и методов соединения интересов государства и местных сообществ. Проводится реформирование, введение инноваций и новых технологий. Большое значение придается сотрудничеству с другими странами. Однако до настоящего времени не найдены механизмы, которые бы удовлетворяли потребностям и интересам центральной, региональной и местной властей, а также населения административно- территориальных образований. Для наших муниципальных служащих, освоение зарубежного опыта организации и функционирования местного самоуправления является серьезной и притом очень актуальной задачей.
Проблемы функционирования местного самоуправления являются предметом многочисленных научных исследований. Значительный интерес к их разработке проявляют представители различных наук: истории, политологии, философии, экономики, социологии. Безусловно, их исследования обогатили научное знание о самоуправлении как одной из форм народовластия. Вместе с тем надо признать, что еще нет достаточно целостной теоретической основы для решения принципиальных вопросов государственного и местного управления. В меньшей степени исследуется зарубежный опыт в отечественном правоведении.
Объектом исследования настоящей работы являются зарубежная правовая система как на современном этапе развития, так и на этапе ее формирования; совокупность норм, регулирующих правовой статус местных органов. Исследованию подвергаются непосредственно теоретические основы и практическая деятельность органов местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах.
Целями исследования является анализ имеющихся теоретических и практических результатов изучения функционирования мировых моделей местного управления и местного самоуправления и определение возможностей адаптации отдельных аспектов организации местных органов в современной России.

Изучая зарубежный опыт организации власти на местах, особый интерес у нас вызвала тема местного самоуправления в ряде европейских стран, а именно Германии, Великобритании и Франции. Мотивированно это было возможностью расширения профессиональных знаний, научится работать с литературой и анализировать материал.

I. История развития местного самоуправления за рубежом.

Идея местного самоуправления в зарубежных государствах, зародившись и развиваясь теоретически, практически смогла воплотиться лишь в период буржуазных революций. На западе современная идея местного самоуправления связывается с событиями Великой французской революции и фактическим становлением самостоятельности общины по отношению к государству.

Иными словами, становление местного самоуправления было связано с процессами перехода от феодальной организации к современному индустриальному обществу. Оплотом нарождавшейся буржуазии стали города, требовавшие самостоятельности в управлении местными делами, свободы общинного управле ния от надзора и вмешательства со стороны центральных властей. С середины XIX в. подобного рода управление на местах стало именоваться местным самоуправлением, что отражало определенные особенности того времени.

В современном обществе местное самоуправление служит непременным атрибутом любого демократического государства. Зарубежная практика отражает большое количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно- территориального деления государства, национальных традиций и пр.

______________________________ ______________________________ ______________________

Первенство общины проявляется в том, какое внимание в странах первой группы уделяют влиянию и контролю граждан за местным самоуправлением.

В Финляндии принципы осуществления демократических прав граждан гарантированы законом о местном самоуправлении, который состоит из105 статей, из них 6 – о правах непосредственного участия граждан в местном самоуправлении и 13 статей – о праве граждан не согласиться с решением муниципалитета или подать жалобу на него. В законе есть положения, обязывающие муниципалитет информировать граждан о своей деятельности. Граждане могут в индивидуальном порядке выступить с инициативой по любому вопросу местного значения. При этом закон предписывает обязательное рассмотрение органами местного самоуправления гражданских инициатив. В странах Скандинавии и Дании изучение всевозможных жалоб граждан по решениям муниципалитетов – важная часть административной работы. Такие жалобы отделяются от обычных судебных исков и рассматриваются в специальных административных судах – быстро, дешево, обоснованно.

В странах второй группы также считают, что активные граждане – благо для муниципалитета, однако больше внимания уделяют государственному контролю. В Германии начальник окружного управления — руководитель района в земле, осуществляет общий или правовой надзор за общинами районного подчинения, администрация округа осуществляет правовой надзор за городами нерайонного подчинения, одновременно она является вышестоящим органом надзора за общинами районного подчинения. Министерство внутренних дел федеральной земли осуществляет надзор за районами и городами нерайонного подчинения. Особые нормы действуют в отношении государственного финансового надзора. Бюджет каждого муниципалитета до его вступления в силу подвергается тщательному государственному контролю, в частности, на предмет сбалансированности доходов и расходов и подлежит утверждению в рамках специальных согласительных бюджетных процедур.

II.Основные модели организации местного самоуправления

Наличие эффективного местного самоуправления необходимо для нормального функционирования любого демократического государства. При этом надо иметь в виду, что понятие "местное самоуправление" в зарубежных странах включает в себя два вида органов управления: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно- территориальной единицы и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, и исполнительный орган, руководимый мэром (бургомистром), исполняющий решения представительного органа и осуществляющий оперативное управление и даже некоторые государственные функции.

В настоящее время к этих странах функционируют три модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "смешанная". Различия данных моделей зависят, прежде всего, от взаимоотношений местных органов между собой и с государственной властью:

1.Англосаксонская модель.

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно- территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль над деятельностью местных органов управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд. По месту и роли местных органов в политической системе этих стран можно сделать вывод, что они фактически являются составной частью государственного механизма. Термин же "местное управление" служит для обозначения организации и деятельности местных органов и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия от других государственных органов - на их местный (локальный) характер.

Основные черты данной модели:

1) Высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

2) Отсутствие местных администраций ( органов государственной власти местного уровня).

2. Континентальная модель.

В странах континентальной Европы, франкоязычной Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке получила распространение так называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции.

Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре. Основные принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII — начале XIX веков, существенно отличались от начал, лежащих в основе Организации местного самоуправления в Великобритании. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления.

Зарубежный опыт местного самоуправления – это модели организации муниципального управления в разных странах, успешность которых позволяет учитывать их при организации муниципального управления в России.

Основные модели местного самоуправления в разных странах

Современное демократическое общество невозможно без самоуправления населения на местах. В настоящее время во многих странах активизировалась работа по совершенствованию муниципального управления. В рамках публичной власти актуализированы вопросы организации муниципального управления.

В организации местного самоуправления разных стран можно выделить несколько моделей:

  • во-первых, английская, англо-американская или англосаксонская модель;
  • во-вторых, европейская, французская или континентальная модель;
  • в-третьих, коммунальная или германская модель;
  • в-четвертых, иберийская модель.

Английская и французская модели муниципального управления выступают в качестве основных, третья является производной от них, поэтому зачастую ее обозначают как смешанную модель. Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для латиноамериканских стран и по своему происхождению сходно с континентальной моделью.

Основные различия этих моделей составляет соотношение государственной и муниципальной власти при организации муниципального управления.

Характеристика моделей организации муниципального управления в зарубежных странах

В основе организации муниципального управления большинства развитых стран с демократическим режимом находится двух- или трехуровневая система управления. Назначение многоуровневой системы общественного управления состоит в максимальном приближении власти к населению, привлечении населения к процессу управления муниципальными образованиями посредством форм, предусмотренных законодательством. Местное самоуправление основано на соучастии и синергии местного населения и органов управления муниципальным образованием. Граждане муниципальных образований активно участвуют в обсуждении муниципальных правовых актов, проектов муниципальных бюджетов и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Системе местного самоуправления в Великобритании свойственно применение принципа частных корпораций, выражающегося в совместной работе директоров, исполнительной дирекции и акционеров, роль которых в системе местного самоуправления выполняет население муниципального образования. Совместная деятельность всех заинтересованных сторон в процессе управления населенным пунктом обеспечивает выработку и принятие рациональных решений, повышает эффективность управления, обеспечивает получение необходимого результата. Функция обратной связи населения органов и муниципальной власти на территории Шотландии и Англии обеспечивается общественным советом, который осуществляет взаимодействие с гражданами.

В основе муниципального управления зарубежных стран находится административно-территориальное деление. Изменение границ территорий, являющихся объектом муниципального управления, позволяется только с учетом мнения населения этих территорий. В частности, в Великобритании изменение границ муниципального образования, осуществленное без учета мнения его граждан, признается грубым нарушением прав населения на осуществление местного самоуправления.

Англосаксонская модель муниципального управления не предусматривает должности мэра, функциональная нагрузка такого рода ложится на председателя общественного совета. Исполнительная власть реализуется главой муниципалитета и его аппаратом, сформированным наемными сотрудниками.

В Соединенных Штатах Америки управление графствами осуществляется советами, избираемыми из представителей округов, находящихся на территории графства. Срок полномочий совета составляет 4 года. Избрание советников осуществляется с разницей в 2 года по четным и нечетным номерам, которые им присваиваются. В графствах также, как правило, отсутствует исполнительная власть, ее функциональная нагрузка ложится на отдельных избираемых населением должностных лиц.

Для французской или континентальной модели муниципального управления характерно сочетание государственной и муниципальной власти, между которым трудно установить четкую границу.

Континентальная модель муниципального управления отличается иерархией государственных и муниципальных органов управления, в рамках которой муниципальное управление подчинено государственному. Централизованной властью государства осуществляется контроль за деятельностью муниципальных образований. Для такой модели характерна четкая регламентация функций государственной и муниципальной власти.

Смешанная модель муниципального управления применяется такими странами как Япония, Германия и Австрия. Эта модель сочетает в себе черты континентальной и англосаксонской модели управления. В рамках такой модели могут существовать органы муниципального управления, которые одновременно являются представителями государственной власти, и могут существовать такие территориальные единицы, в которых управление осуществляется президентами, назначаемыми правительствами земель. Президент обладает широкими полномочиями в сфере контроля и надзора за деятельностью органов управления коммунами. Низовым звеном такой модели управления являются главы администраций районов, которые одновременно выступают в качестве государственных чиновников и возглавляют исполнительные органы управления коммунами.

Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для стран Латинской Америки, Португалии и Испании. Также ее применяют некоторые арабские государства. Суть этой модели состоит в том, что каждый уровень административно-территориального деления наделяется своими органами власти в лице местных советов и глав муниципальной администрации. Последних избирает либо совет, либо непосредственно население. Назначение глав муниципальной администрации не осуществляется, но подлежит утверждению со стороны центральной власти.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Предпосылки возникновения местного самоуправления

Становление централизованного государства в европейских странах привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. Предпосылки для формирования современной организации местного самоуправления во Франции, Великобритании, Германии и некоторых других европейских государствах возникли, в основном, в результате муниципальных реформ XIX в.

Так в середине века в Великобритании происходила модернизация политической системы, одним из ключевых компонентов которой, стал ряд реформ в сфере местного самоуправления (реформа городского местного самоуправления, проведенная в 1835 г.). Идеология реформы основывалась на важнейшем принципе, что прямое и равное избирательное право принадлежит всем налогоплательщикам города, которые проживают в нем в течение 3-х последних лет (позднее в 1888 г. этот срок был сокращен до года), а не только домовладельцам.

В результате введения в силу указанного закона, в городах, ратифицировавших его, формировались городские советы, в выборах которых принимали участие арендаторы и хозяева домов обоего пола. Городские советы избирались на три года, а их численность зависела от количества населения города. К компетенции городского совета относилось управление городским имуществом (отопление и канализация, освещение, жилищное строительство, благоустройство и т.д.), обеспечение общественного порядка.

За описанной реформой последовал еще ряд реформ, в указанном направлении, в том числе реформа 1882 и 1888 гг., наделяющих горожан правом голоса. Все это привело к главной, по своему значению в современной системе местного самоуправления Великобритании, реформе 1894 г., направленной на реорганизацию приходов – низших административных единиц сельской территории. До этой реформы в церковных приходах существовали церковно-приходские советы (vestry), которые возглавляли священники официальной (англиканской) церкви. После – в приходах стали образовываться собрания (parish meeting), которые были уполномочены решать нецерковные гражданские дела. В таких собраниях имели право участвовать все местные плательщики налогов. Впервые сельское население привлекалось к обсуждению и решению местных дел города.

Англосаксонская модель местного самоуправления

Модель организации местного самоуправления, сформировавшаяся в Великобритании, позднее стала использоваться в ряде других стран (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и получила название англосаксонской модели.

Англосаксонская модель предусматривает избрание во всех административно — территориальных единицах представительных органов на срок, как правило, не более трех лет. В небольших административно — территориальных образованиях в состав этого органа входит 3-5 человек, в больших – до 50 человек. Местные представительные органы формально являются автономными в пределах предоставленных им полномочий, и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не применяется.

Кроме представительного органа жители также непосредственно избирают некоторых должностных лиц. В городах представительными органами или непосредственно жителями избираются мэры. В первом случае деятельность этого должностного лица жестко контролируется представительным органом, во втором — он наделяется достаточно широким кругом полномочий.

Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти. Теоретически провести разграничение между функциями государства и местного самоуправления в этом случае сложно: правительство государства и подчиненные ему государственные органы управления действуют на выполнение части общенациональных, политических задач (оборона, внешние отношения, общегосударственные финансовые ресурсы, определение национальных приоритетов), в то время как повседневные, текущие управленческие функции (образование, охрана здоровья, социальная помощь и защита, обеспечение общественного порядка, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство) переданы местным властям.

Существует определенная изолированность политических процессов на национальном и местном уровне. Кроме того, правительственные органы не вправе прямо контролировать местные сообщества, поскольку последние выступают как полностью автономные коллективы, действующие в некоторых случаях как равные с государством субъекты. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства и судебные органы.

В данной модели местного самоуправления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, местные дела полностью передаются в ведение жителей административно-территориальных единиц, избранных ими органов и должностных лиц. С другой же стороны — это обеспечивает максимальную децентрализацию в управлении государством, что часто затрудняет согласованность решений на разных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, создавая основания для разного рода злоупотреблений. Выборы проводятся очень часто, резко снижают политическую активность граждан. Например, в США в выборах местных органов власти обычно участвует не более четверти избирателей.

В рамках англосаксонской модели все чаще применяются и усиливаются различные формы координации и контроля деятельности органов местного самоуправления. Это — периодические инспекционные проверки состояния местных дел представителями центральных органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля над использованием органами местного самоуправления трансфертов общегосударственных средств, усиление законодательного регулирования организационно-правовых аспектов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, англосаксонская модель организации местного самоуправления отличается большой степенью самостоятельности и децентрализации. Следует отметить, что данная модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации с усилением государственного контроля над теми сферами общественной жизни, которые традиционно рассматривались как предмет самостоятельного ведения местного самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Континентальная модель в общем виде может быть представлена как иерархическая структура, в которой сверху происходит передача различных директивных указаний, а снизу передается информация, и в которой представители на местах работают на государственные органы. Она характерна для Франции, Италии, Бельгии, Испании, ряда стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Формирование континентальной модели началось уже в конце XIX в. во Франции. И первым шагом на пути ее становления была революция 1789 г., непосредственным результатом которой стало провозглашение принципа единой и неделимой власти. Навсегда было упразднено региональное разнообразие, административно-территориальной единицей отныне стал департамент, а основным звеном местного самоуправления — префекты. Они являлись представителями центральной власти на местах. Префект был главой управления на подконтрольной ему территории.

Эти исторические события предопределили особенности, действующей по сей день, континентальной модели местного самоуправления. Например, в Италии, где в настоящее время действует континентальная модель местного самоуправления. Представитель государственной администрации назначается в каждой территориальной единице. В провинции таковым является префект, который выбирается правительством и осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик, который также возглавляет исполнительный орган и избирается коммунальным советом (местным органом).

Таким образом, административная, организационная и финансовая автономия местного самоуправления хотя и существует, но значительно ограничена и находится под контролем государственных органов.

Континентальная модель, как и англосаксонская модель организации местного самоуправления, имеет определенные недостатки и преимущества. К основным отличиям между англосаксонской и континентальной моделью можно отнести организацию взаимоотношений между государственными органами и местными органами власти.

К положительным сторонам модели стоит отнести то, что в странах реализовавших континентальную (французскую) модель муниципалитеты, в отличие от стран, применяющих англосаксонскую модель, могут принимать участие в осуществлении власти на государственном уровне. Так, французские муниципалитеты могут принимать участие в выборах верхней палаты парламента (Сената). Это связано с тем, что их представители составляют большинство избирательных коллегий. Такой механизм предоставляет возможность населению (его представителям в избранных органах) самостоятельно принимать решения по важным местным вопросам. При этом чиновники, осуществляющие контроль над местным самоуправлением (префекты, комиссары республики, супрефекты) назначаются центральной властью, невзирая на позицию местного населения. Существующее законодательство позволяет правительству не согласовывать такие назначения с местными советами.

Смешанная модель местного самоуправления

Как мы выяснили, рассмотрев англосаксонскую и континентальную модели, для второй свойственна определенная иерархия в системе органов местного самоуправления и их зависимость от государственного управления. Для первой – англосаксонской – некая автономия местного самоуправления. В каждой из моделей присутствуют свои специфические особенности, присущие той или иной стране в силу сложившихся устоев, традиций и менталитета населения. Это обусловило невозможность прямого заимствования данных моделей другими странами. В связи с этим возникла смешанная модель местного самоуправления, вобравшая в себя достоинства каждой из двух моделей. В этой модели сочетаются автономия местного самоуправления на нижнем территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Такая модель действует в Германии, Австрии и Японии. Местное самоуправление в указанных странах имеет определенное сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделью. Но обладает, при этом, специфическими чертами, позволяющими применять ее в различных демократических странах.

В рамках данной модели один и тот же представительный орган одновременно является, как звеном местной власти, так и представляет государственную власть, сочетая в себе компетенции и полномочия обоих уровней. Такая модель характеризует муниципальную власть, например, в Японии, где избранный народом губернатор префектуры, кроме полномочий главы местной администрации, выполняет также и общегосударственные функции, или в Германии, где главы администраций районов являются государственными чиновниками и председателями исполнительных органов, хотя иногда немецкую модель выделяют как самостоятельную.

Иберийская модель местного самоуправления

Еще одна модель условно может быть названа Иберийского, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испаноязычных странах Латинской Америки. Здесь на всех уровнях административно-территориального устройства государства находятся выборные представительные органы и главные должностные лица местного самоуправления, возглавляющие исполнительные органы (регидоры, мэры, префекты и т.д.). Введение должностей специально предназначенных уполномоченных представителей центральных органов государственной власти по этой модели не предвидится, но такое избранное должностное лицо утверждается правительством в качестве представителя государства в административно-территориальной единице с правом контроля над деятельностью представительного органа.

В развитых демократических странах различия между указанными моделями не имеют принципиального характера. Можно даже говорить об определенном сближении между ними — они базируются на многих близких принципах, основой местного управления признаются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и демократических выборов.

Раньше она действовала, прежде всего, в Советском Союзе и других странах социалистического блока, а сегодня в той или иной степени сохранилась в таких странах как Вьетнам, Китай, КНДР, Куба.

В целом и представительные, и исполнительные органы рассматриваются как составная часть всей системы органов государства, основной задачей которой является внедрение в жизнь актов центральных органов власти, обеспечение выполнения основных функций на всей территории страны. Они периодически отчитываются перед вышестоящими органами о своей деятельности.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мировая практика демонстрирует значительное разнообразие организационных моделей местного самоуправления. Система местного самоуправления каждой отдельной страны функционирует в пределах определенной политической культуры и национальных традиций. Каждая из них прошла индивидуальный исторический путь развития, эволюционировала и развивалась в соответствии с требованиями общества на протяжении нескольких веков. Поэтому невозможно дать однозначную оценку эффективности той или иной модели местного самоуправления даже в пределах характерного для нее политико-административного контекста. Еще сложнее понять, как она проявит себя в условиях другой страны. При этом необходимость исследования международного опыта местного самоуправления является очевидной, поскольку позволяет осуществлять поиск новых идей и механизмов, выявлять глобальные тенденции развития и постоянно совершенствовать существующие модели местного самоуправления.

Список использованных источников

1. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко — Краснодар, 2013. — 94 с.

2. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.

4. Киятова З. А., Марков П. Н. Организация власти в англосаксонской и немецкой моделях местного самоуправления // Colloquium-Journal. — 2019. — № 24 (48). — С. 17-19.

Читайте также: