Местное самоуправление в швейцарии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Органы МСУ избираются общиной, которая наделена широкими полномочиями. В частности, - по организации народных школ, община свободна в выборе учителей, решении вопросов об их оплате, в определении почасового плана, в решении вопросов по строительству и ремонту школьных помещений. Однако, община не имеет права разрабатывать учебные программы.

В области налогообложения община собирает налоги, установленные органами государственной власти Кантона, а также определяет размер общинного налога, исходя из положения общины, количества жителей, структуры их имущества и имущества общины. Общинный налог используется исключительно на цели развития поселения. Органы МСУ регулярно отчитываются об использовании общинных средств.

В области организации выборов община обеспечивает подбор помещения, организует деятельность избирательной комиссии, проведение голосования.

В области социального обеспечения община осуществляет заботу о бедных, о молодежи, организует консультации по вопросам материнства.

В области реализации государственных программ община реализует проекты по развитию транспортной системы, реализует решение в области градостроительной политики.

В области жизнеобеспечения решает вопросы охраны правопорядка, пожарной безопасности, водоснабжения и канализации, утилизации отходов, создания рекреационных зон.

Модель МСУ Китая

Есть 3 вида автономий: автономный район; округ и уезд.

Модель отличается своеобразием избирательной системы. Выборы в органы МСУ осуществляются на основе соблюдения норм представительства каждой группы национальных меньшинств, проживающих на территории. Норма представительства зависит от численности группы, её удельного веса в составе местного населения.

Органы МСУ на основе государственного плана и программ социально-экономического развития определяют приоритеты и направления деятельности. Они могут распоряжаться финансовыми ресурсами территорий, заниматься внешнеэкономической деятельностью, развивать образование, науку, культуру и спорт.

Панчаятская модель Индии.

Органами МСУ являются панчаяты, формируемые на трех уровнях: деревенские; районные; окружные.

Деревенские составляют больше 90% органов МСУ, однако, по численности населения индийские деревни превосходят некоторые города Великобритании. Панчаят состоит из общего собрания жителей и исполнительного комитета панчаята. В исполком входит председатель панчаята и специалисты по отдельным направлениям деятельности. Существует судебный панчаят или сельский суд.

Советская модель

Сохранилась лишь в некоторых развивающихся странах (Куба, Вьетнам). Местные представительные органы считаются органами государственной власти, а исполнительные – органами МСУ. Исполкомы действуют по принципу двойного подчинения: они подчиняются вышестоящему исполнительному органу и соответственно совету.

Тема 3 Российская система МУ

1. Формы осуществления МСУ в России.

2. Особенности системы МСУ в России

3. Местный референдум

4. Муниципальные выборы

5. Собрание граждан

6. Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

7. Представительные органы местного самоуправления

8. Глава муниципального образования

9. Администрация МО

10. Муниципальная служба

Органы МСУ избираются общиной, которая наделена широкими полномочиями. В частности, - по организации народных школ, община свободна в выборе учителей, решении вопросов об их оплате, в определении почасового плана, в решении вопросов по строительству и ремонту школьных помещений. Однако, община не имеет права разрабатывать учебные программы.

В области налогообложения община собирает налоги, установленные органами государственной власти Кантона, а также определяет размер общинного налога, исходя из положения общины, количества жителей, структуры их имущества и имущества общины. Общинный налог используется исключительно на цели развития поселения. Органы МСУ регулярно отчитываются об использовании общинных средств.

В области организации выборов община обеспечивает подбор помещения, организует деятельность избирательной комиссии, проведение голосования.




В области социального обеспечения община осуществляет заботу о бедных, о молодежи, организует консультации по вопросам материнства.

В области реализации государственных программ община реализует проекты по развитию транспортной системы, реализует решение в области градостроительной политики.

В области жизнеобеспечения решает вопросы охраны правопорядка, пожарной безопасности, водоснабжения и канализации, утилизации отходов, создания рекреационных зон.

Модель МСУ Китая

Есть 3 вида автономий: автономный район; округ и уезд.

Модель отличается своеобразием избирательной системы. Выборы в органы МСУ осуществляются на основе соблюдения норм представительства каждой группы национальных меньшинств, проживающих на территории. Норма представительства зависит от численности группы, её удельного веса в составе местного населения.

Органы МСУ на основе государственного плана и программ социально-экономического развития определяют приоритеты и направления деятельности. Они могут распоряжаться финансовыми ресурсами территорий, заниматься внешнеэкономической деятельностью, развивать образование, науку, культуру и спорт.

Панчаятская модель Индии.

Органами МСУ являются панчаяты, формируемые на трех уровнях: деревенские; районные; окружные.

Деревенские составляют больше 90% органов МСУ, однако, по численности населения индийские деревни превосходят некоторые города Великобритании. Панчаят состоит из общего собрания жителей и исполнительного комитета панчаята. В исполком входит председатель панчаята и специалисты по отдельным направлениям деятельности. Существует судебный панчаят или сельский суд.

Советская модель

Сохранилась лишь в некоторых развивающихся странах (Куба, Вьетнам). Местные представительные органы считаются органами государственной власти, а исполнительные – органами МСУ. Исполкомы действуют по принципу двойного подчинения: они подчиняются вышестоящему исполнительному органу и соответственно совету.

Местное самоуправление в Швейцарии является важным элементом политической системы страны. Каждый кантон делится на округа, в которых исполнительная власть представлена Советом округа, а судебная — Судом округа. Для осуществления законодательной власти не предусмотрена деятельность специального органа: она осуществляется всеми жителями округа путём голосования на выборах и референдумах. В сферу компетенции округов входят вопросы образования и судопроизводства.

Каждый округ, в свою очередь, делится на общины или муниципалитеты. В Швейцарии насчитывается 2 929 муниципалитетов, статус города имеют общины, в которых проживают более 10 тысяч человек, кроме того, за некоторыми населёнными пунктами исторически закрепился статус городов. В каждом муниципалитете также есть орган исполнительной власти — Городской совет или Совет общины и институт мировых судей. Законодательная власть может реализовываться в виде Собрания общины, состоящего из всех граждан муниципалитета, или выражаться в участии граждан в выборах и референдумах. В сферу деятельности общин входят вопросы, которые легче решать в рамках небольших объединений и которые не требуют единообразного регулирования в рамках всего государства. Так, к сфере компетенции муниципалитетов относятся коммунальные услуги, дороги местного значения, школы и местные налоги.

В целом роль местного самоуправления в Швейцарии довольно велика. Это отчасти связано с системой, близкой к прямой демократии, действующей в Швейцарии, которая предполагает серьёзное участие граждан в принятии законопроектов и определении политического курса государства. Официальная политика государства заключается в том, что на уровне муниципалитетов граждане ясно представляют свои потребности, а значит, могут эффективно решать вопросы, связанные, в частности, с коммунальными услугами, без вмешательства кантонов. До сих пор в Швейцарской Конфедерации эта система демонстрирует свою эффективность в рамках местных особенностей политического процесса.

Статистическая характеристика химизма трахитов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года .

Воды нефтяных месторождений СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года .

Некоторые данные о фауне верхне-юрских отложений Кубанской области
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Швейцария


Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины. В соответствии с принципом субсидиарности именно общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки общества. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как члена общины, затем уже как гражданина кантона и, соответственно, Швейцарии

Большое значение МСУ в Швейцарии имеет два важных следствия. Во-первых, гражданство Швейцарии предоставляется на местном уровне. То есть, чтобы стать гражданином страны, нужно стать членом общины, и вопрос о принятии новых членов решается местными властями. Во-вторых, политические деятели всегда начинают свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный и позднее на федеральный уровень.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления. Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других кантонах это местные объединения, не имеющие никакой власти. Самый большой муниципалитет — город Цюрих (более 300 тыс. жителей), в самом маленьком муниципалитете Ларгарио (кантон Тессин) проживает 10 жителей. Получается, что в некоторых общинах проживает намного больше жителей, чем в маленьких кантонах; в других же население не превышает 100 или 200 человек. Больше половины общин насчитывает в среднем до 1000 жителей. Большие города с населением в 10 тыс. жителей составляют лишь 4% от общего числа общин. В этих городах сконцентрировано около половины всего населения Швейцарии. Размеры территории общин варьируются от 0,3 км² до 282 км². По сравнению с другими европейскими странами, исключая Францию, Грецию и Исландию, среднестатистический размер территории швейцарских общин самый маленький.

Автономия общин считается государственно-правовым принципом на уровне Конституции, и нарушение ее может вызвать со стороны соответствующей общины обращение с иском в федеральный суд. Но принцип автономии общин был внесен в Федеральную конституцию только в 2000 году.

Фактически общины — это образования с ограниченной автономией. Они подчиняются законодательству соответствующего кантона и федерации. На общины возлагаются все те задачи, которые по весомым причинам не относятся к компетенции более крупных политических единиц.

То, какие конкретно задачи относятся к компетенции общины, определяется кантональным правом. Как правило, задачи охватывают следующие сферы:

❶ учет населения (регистрация рождений, смертей, браков; регистрация миграции);

❷ организация народной школы. Община не может устанавливать учебную программу в целом, но она вольна в выборе учителей, установлении расписания уроков, заработной платы, а также в строительстве школьных учреждений;

❸ взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных). Община взыскивает налоги, определяемые вышестоящей политической единицей, и имеет право взимать местный коммунальный налог. Это означает, что в зависимости от положения, численности населения и имущественной структуры общины налогообложение для конкретных жителей Конфедерации может быть весьма различно. Это означает также, что власти общины должны отчитываться перед жителями этой общины (которых — особенно в сельской местности — они часто знают лично), куда пошли деньги, полученные от налогов;

❹ организация выборов и голосований. Община несет ответственность, к примеру, за предоставление подходящего помещения для избирательного участка, помощников при проведении выборов и т.п.;

❺ социальное обеспечение. Забота о бедных, попечение о малолетних и несовершеннолетних и т.п.;

❻ регулирование определенных областей строительной деятельности, в частности строительный надзор и благоустройство местности;

Правовая организация общин различна и зависит от географического положения и размера территории. Постоянно действует правление общины — исполнительный орган, состав которого может варьироваться от 3 до 9 человек. Законодательная же власть может быть представлена собранием жителей либо парламентом общины, который избирается путем тайного голосования. И законодательное собрание, и правление избираются сроком на четыре года.

Общинная автономия в Швейцарии не означает полной самостоятельности общин. За общинами осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов. Контроль производится за законностью актов, целесообразностью или своевременностью принятия тех или иных мер. Иногда контроль ведет к ограничению общинной автономии, в этом случае проверяющие органы исходят из интереса кантона или всего государства. Существуют оговоренные законом механизмы прямого вмешательства в дела общины со стороны кантона и государства, вплоть до отмены принятых общиной актов.

Кантон контролирует деятельность общинного самоуправления через префектов или свой департамент по делам общин. Должность префекта, существующая в большинстве кантонов, является организующим звеном, обеспечивающим координацию в деятельности кантональных органов и местного самоуправления.

Для выполнения задач, которые лучше решать сообща, несколько общин часто создают объединения целевого назначения (например, по вопросам водоснабжения, строительства домов для престарелых, госпиталей, очистных сооружений).

Общее количество общин в Швейцарии постепенно сокращается вследствие слияния маленьких общин с большими. На сегодняшний день насчитывается около 2900 общин.

Политическое устройство Швейцарии предусматривает избрание двухпалатного Парламента ( Федерального собрания ) , состоящий из Национального совета, который всенародно избирается в количестве 200 человек по пропорциональной системе , и Совета земель ( кантонов ) , насчитывающая 46 представителей , избираемых по мажоритарной системе от каждого из кантонов по квоте , которая соответствует численности их жителей . Парламент избирает Правительство страны и Федеральный ( Верховный ) суд . Совет земель является самой влиятельной в стране , имея право отзыва премьер - министра и ветирования законов.

Женева - кантон международных организаций , но низкий уровень налогообложения , который может несколько различаться в разных регионах , действует в кантонах Цуг и Швиц . Именно от названия кантона Швиц происходит наименование всей Швейцарии.

Кантон Цюрих - один из крупнейших в стране ( на его территории проживают 1,2 млн. человек в 171 общине ) . Сердцем этого кантона является город Цюрих с численностью населения в 380 тыс.

Всю городскую власть в Цюрихе избирает народ . Парламент города Цюрих насчитывает 125 депутатов , избранных всем обществом по открытым партийным спискам. Членов Правительства города - ветви исполнительной власти - также выбирают всенародно . Каждый из девяти членов Правительства города несет ответственность за работу определенного направления деятельности муниципалитета (управление муниципалитета ) . Городской голова - Президент города - избирается общиной на четыре года и выполняет главным образом представительские функции. Должности в городской власти совмещать нельзя.

В Швейцарии действует двухуровневая система местного самоуправления с высокой степенью автономности общин. Все муниципалитеты независимо от их размера (а он может составлять и 200 человек ) имеют равные права .

Жители города - это члены одного предприятия под условным названием " город Цюрих" , которые совместно работают и несут ответственность за его благополучие .

Бюджет города Цюрих равен 8 млрд. швейцарских франков (ныне франк фактически равен доллару ) , из которых 7 млрд. - это сумма городских расходов , а 1 млрд. - бюджет развития , или инвестиций .

Сферы полномочий городской власти в Швейцарии:

- Строительство ( капитальное , подземное , благоустройство ) .

- Безопасность и полиция.

- Учебные и спортивные заведения .

- Производство тепловой и электрической энергии.

40 % поступлений в городской бюджет составляют налоги крупных транснациональных банков UBS и Credit Swiss , однако в связи с мировым кризисом объемы этих выплат существенно сократились , поэтому для преодоления дефицита городского бюджета муниципалитет вынужден тратить накопленные ранее собственные резервы , составляющие ныне 1 млрд. франков. Сумма годового дефицита бюджета города сейчас оценивается в 600 млн. франков. Город же принимает бюджет каждые три года.

Местное самоуправление в Швейцарии - структура местного самоуправления в Швейцарской Конфедерации .

Швейцария - федеративное государство. Он состоит из центрального государства, 26 государств-членов, известных как кантоны, и 2 890 муниципалитетов [1] . С 1815 года, то есть от Венского конгресса , имеет статус нейтрального государства.

Швейцария состоит из 26 кантонов , включая три независимых полукантона. Средняя площадь кантона составляет 1600 км². Каждый кантон имеет свою конституцию. В нем, в частности, указывается:

  • принципы работы законодательных органов (местных парламентов)
  • правила работы правоохранительных органов (местные суды, прокуратура, полиция)
  • правила деятельности подразделений, осуществляющих действующие органы управления (органы местного самоуправления)

В большинстве кантонов есть однопалатные парламенты, в которых от 58 до 200 депутатов, а местное управление осуществляется от 5 до 7 министров. Власти кантонов самостоятельно определяют степень автономии входящих в их состав муниципалитетов [2]

Муниципалитеты Швейцарии намного старше кантонов. Их называют первичными продуктами, потому что они были созданы до самого швейцарского государства. Коммуна определяется как общество, регулируемое публичным правом, обладающее определенным объемом полномочий и наделенное правосубъектностью, населением, территорией [3] .

В результате исторических преобразований были созданы различные типы коммун:

  • Коммуна жителей (политическая) - формируется из постоянных жителей определенной территории. Чаще всего он совпадает с гражданской коммуной, поэтому на ее территории присутствуют как органы политической коммуны, так и гражданская община.
  • Гражданская коммуна - обычно рассматривается как коммуна особого назначения. Члены - это не люди, проживающие на их территории, но обладающие муниципальными гражданскими правами.
  • Церковная коммуна - встречается во многих кантонах как территориальное объединение людей определенной религии. Сфера его деятельности ограничивается чисто церковными вопросами.
  • Школьная коммуна - действовала в некоторых кантонах и занималась начальным и средним образованием.

Благодаря хорошо развитому институту прямой демократии в Швейцарии также можно различать коммуны, основанные на обычной модели, и коммуны, основанные на экстраординарной модели [4] .

Коммуны по обыкновенной модели

Эта модель применяется в небольших муниципалитетах с численностью населения менее 10 000 человек. жители. Законодательный орган - все население (так называемое собрание коммуны). Принимает важнейшие решения по делам общества [5] . Исполнительный орган - совет, избираемый собранием коммуны. Он состоит из 5-9 человек. Председатель совета - т.н. президент коммуны.

Собрание коммуны

Он состоит из всех граждан коммуны, имеющих право голоса. Тип организации коммуны, в которой собрание обладает широкими полномочиями, называется обычным типом. В муниципалитетах некоторых кантонов сохранился институт общего собрания как законодательного органа. В его компетенцию входят:

  • принятие бюджета и утверждение его исполнения
  • передача налогов
  • принятие проектов постановлений общего характера
  • получение отчетов о деятельности муниципальных властей
  • предоставление разрешений на заимствование
  • избрание руководства коммуны и надзор за ее деятельностью

Собрание коммуны работает на сессиях, созываемых исполнительным органом [5] . Есть два типа сеансов:

  1. Обычные - созываются в сроки, установленные положениями отдельных муниципальных актов или определяемые органом исполнительной власти.
  2. Внеочередные - созываются при необходимости по инициативе исполнительного органа или по требованию указанного в законах количества граждан.

Муниципальный совет

Совет коммуны является исполнительным органом. Он заполняет пробелы, возникающие в результате разделения полномочий между различными органами, и они указаны в положениях муниципальных актов и материального права. Задачи совета гмины:

  • представление коммуны за пределами
  • выполнение решений собрания
  • управление текущими делами
  • управление финансами
  • управление местной полиции

Внутренняя структура совета ведомственная. Совет разделен на отделы. В них работают штатные должностные лица, которые избираются, а не назначаются, что типично для Швейцарии [3] . Работой совета коммуны руководит президент коммуны (известный как мэр или управляющий), который также является председателем собрания. Его полномочия шире, чем у других членов собрания.

Срок полномочий совета зависит от местных правовых норм [6] .

Коммунальные комитеты

Помимо муниципального совета, существуют так называемые комитеты коммун. На них могут быть возложены задачи в области муниципального управления или отдельные полномочия. Однако основная задача комиссии - давать советы властям коммуны. Комитеты создаются в основном в коммунах, которые выполняют все задачи самостоятельно, т.е. там, где нет специальных коммун (например, школьных).

Муниципалитеты на основе модели чрезвычайной ситуации

Данная модель присутствует в более крупных коммунах, более 10 тысяч. жители. Жители коммуны не решают свои собственные дела, а выбирают представительный орган, которым является парламент коммуны (орган, принимающий решения) и исполнительный орган, то есть совет, возглавляемый президентом, называемый мэром или управляющим. Парламент избирается на срок от 2 до 4 лет [7] . В коммунах (как и в коммунах по обычному образцу) также есть собрание коммуны.

Парламент коммуны

Он избирается собранием на срок от 2 до 4 лет. Его возглавляет президент коммуны. Манера обсуждения в парламенте аналогична рассмотрению собрания. Полномочия собрания были ограничены в результате создания парламента коммуны. В полномочия парламента входят:

  • контроль муниципального совета и других органов власти
  • подготовка проектов постановлений собрания по важным вопросам коммуны и представление их собранию
  • право устанавливать ставку налога
  • право утверждать законопроекты
  • право принимать пожертвования
  • право покупать и продавать недвижимость

Почти 90% всех швейцарских муниципалитетов не имеют парламента [8] . В связи с его назначением во многих кантонах объем народного голосования был ограничен. Наиболее важные решения, такие как установление общеприменимого финансового и налогового законодательства, подпадали под обязательство поставить на голосование.

В задачи коммуны входит:

  • внутренняя организация за счет выбора органов власти и комплектования образовательного аппарата
  • управление имуществом путем заключения договоров и принятия обязательств в рамках этого управления
  • государственные финансы путем установления и взыскания муниципальных налогов
  • вопросы, связанные с общинным гражданством, предоставлением гражданства
  • начальное и среднее государственное образование, содержание и строительство школьных учреждений, а также выборы школьных властей и учителей
  • охрана здоровья и социальная помощь, предоставление повсеместно доступной неспециализированной медицинской помощи и средств к существованию для тех, кто в ней нуждается
  • широко понимаемая муниципальная полиция, обеспечивающая поддержание мира и общественного порядка, устанавливающая правила использования общественных благ и обеспечивающая соблюдение применимых стандартов в области поселения и проживания
  • местное планирование, разработка планов застройки и принятие решений о местонахождении
  • организация общественных работ
  • строительство, расширение и обслуживание технических устройств и промышленных служб
  • организация и содержание местной общественной организации
  • строительство и обслуживание культурных и спортивных объектов [4]

Коммуна получает доход из трех источников. Самая важная часть - это налоги. Это в среднем 60% от общих доходов бюджета [5] . Муниципальные налоги могут быть самостоятельными налогами или представлять собой определенный процент от налогов штата. Однако они всегда создаются в соответствии с принципами, изложенными в налоговом законодательстве кантонов.

Далее идет доход от собственной собственности коммуны. Он состоит, в частности, из земельных участков, лесов и общественных зданий, хозяйственных единиц, находящихся в собственности коммуны. Это доходы порядка нескольких-десятка процентов доходов бюджета.

Последний источник доходов - это бюджетные субсидии. Они могут быть выходцами из штата или богатых муниципалитетов того же кантона. В конкретном кантональном законодательстве предусмотрены два типа субсидий: постоянные, предоставляемые ежегодно пропорционально количеству жителей, и временные, для выполнения конкретных задач коммуны. Как правило, они выдаются кантональными органами исполнительной власти. Они составляют в среднем 35% от средних доходов муниципальных бюджетов.

Надзор за швейцарскими муниципалитетами в основном осуществляется кантональным правительством. В немногих кантонах с административными округами это районные власти, назначенные для осуществления полномочий правительства на местах. Они осуществляют надзорные полномочия правительства, а также действуют от имени правительства. Вся деятельность коммуны контролируется. Это я. экспертиза изданных коммуной правовых актов, хозяйственных планов и других видов деятельности, в частности, в экономической и финансовой сфере или в сфере формирования собственной организационной структуры.

Законы отдельных кантонов предусматривают широкий набор мер наблюдения:

  • информационные мероприятия (например, посещения, участие государственных органов в заседаниях муниципальных властей)
  • репрессивные меры (например, выговоры, штрафы)

В дополнение к вышеупомянутым мерам власти могут применять те, которые не могут быть четко отнесены к одной из этих групп. Примером может служить предостережение властей коммуны. Обязательно сначала применять более легкие (информативные) меры, а если они неэффективны - репрессивные [9] .

Читайте также: