Местное самоуправление российского государства до 1864 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Местное самоуправление в России (МСУ) — форма самоорганизации местных сообществ, а также их самостоятельная деятельность, которая позволяет гражданам непосредственно или через представительные органы решать вопросы местного значения в границах муниципального образования исходя из интересов жителей с учётом исторических и иных местных традиций.

В России местное самоуправление признается и гарантируется статьёй 12 главы 1 Конституции, составляет одну из основ конституционного строя и осуществляется на всей территории страны. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В главе 8 Конституции раскрываются основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления, а также гарантируется защита прав местного самоуправления.

МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов [1] . Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории, самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.

В XVII в. в России сложилась стройная трехзвенная система местного самоуправления, которая была основана на системе административно-территориального устройства России. На местах из центра назначались воеводы, которые принимали на себя административные, полицейские и военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков.

К 1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Недостатком такой системы являлось то, что при выделении административно-территориальных единиц не учитывались географические, национальные и экономические особенности отдельных российских регионов.

К середине XIX в. Российское государство было поделено на 5 самостоятельных частей: европейская Россия, Великое княжество Финляндское, Царство Польское, Кавказский край, Сибирь. При этом каждая из частей единого государства имела свою систему административно-территориального устройства.

Наиболее практичной на тот период являлась система органов местного самоуправления, основанная на выделении 4 групп административно-территориальных единиц – волостей.

На уровне губернии существовала следующая система органов местного самоуправления:

• во главе губернии стоял губернатор;

• исполнительными органами местного самоуправления были: Губернское правление, Казенная палата, Управление государственным имуществом;

• административно-хозяйственные функции в различных областях местной жизни были возложены на присутствия по крестьянским, военным и городским делам;

• выборными представительными органами являлись дворянское собрание и губернский предводитель дворянства;

• низшим звеном были губернские земские учреждения, выполнявшие отдельные полномочия на местном уровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление

Местное самоуправление

Местное самоуправление Таблица 23

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление

Местное самоуправление

Местное самоуправление Таблица 23

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в В 1708–1719 гг. была проведена реформа, совершенно изменившая систему местного управления. В конце 1708 г. Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов,

Местное самоуправление

Местное самоуправление Федеративная форма государственно-территориального устройства США и в связи с этим децентрализация власти на местах, быстрый рост урбанизации, кризисные явления в крупных городах, соперничество между предпринимателями Востока и Запада,

Местное самоуправление

Местное самоуправление Согласно § 41 конституции, территория Венгерской Республики делится на столицу, области, города и общины (kozseg). Столица делится на округа. Они могут быть образованы и в других городах. Следует иметь в виду, что столица Венгрии по сравнению с другими

3. Местное самоуправление в России в периоды 1864–1870 гг. и 1905–1907 гг.

4. Местное самоуправление в России в послереволюционный период

4. Местное самоуправление в России в послереволюционный период После Октябрьской революции остро встал вопрос о местном самоуправлении. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами

5. Местное самоуправление в 90-е гг. XX в.

35. Местное самоуправление США

35. Местное самоуправление США Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.Их

80. Местное самоуправление

80. Местное самоуправление Система органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением страны, одной из основных единиц которого являетсямуниципия. На муниципии делятся штаты и провинции.Каждая муниципия

85. Местное самоуправление в РФ

§ 26. Местное самоуправление

§ 26. Местное самоуправление Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путем референдума,

1) Понятие муниципального права как отрасли права. Предмет муниципального права.

2) Местное самоуправление в России до 1864 г. Земская и городская реформы. Местное самоуправление в России в период 1864-1870 гг.

3) Создание, реорганизация и упразднение муниципальных образований.

4) Устав муниципального образования

5) Официальные символы муниципальных образований

6) Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)

7) Вопросы местного значения

8) Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

9) Представительный орган муниципального образования

10) Территориальное общественное самоуправление

11) Муниципальная служба. Муниципальные служащие.

12) Право граждан избирать и быть избранным на территории муниципального образования

13) Организация и проведение местного референдума

14) Сходы граждан и их виды

15) Обращение граждан в органы местного самоуправления

16) Местные налоги и сборы

17) Местный бюджет

18) Теории о местном самоуправлении. Принципы местного самоуправления

19) Виды муниципальных образований

20) Правотворческая инициатива

21) Староста сельского населенного пункта

22) Опрос граждан

23) Публичные слушания, общественные обсуждения

24) Глава муниципального образования и местная администрация

25) Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

26) Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика

Понятие муниципального права как отрасли права. Предмет муниципального права.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Она изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п. Понятие муниципальногоправа как науки представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

1. муниципальное право связано местным самоуправлением и его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.

2. муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

3. нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

1. главе 1крф «основы конституционного строя рф"

3. ст 12 провозглашено, что в рф признаётся и гарантируется мсу, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако, органы мсу не входят в систему органов государственной власти. В ст15 ч2 указано,что органы государственной власти мсу,должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать крф.

МП является подотраслью КП, и тесно связано с ним,а также с административным,трудовым,гражданским правом.

Набор элементов системы мсу:

1. Население со своим правом избрать и прямым участием в управлении

2. Образуемые им выборные органы,а также другие органы.

3. Муниципальные унитарные предприятия,муниципальные службы,а также территориальные общественные органы самоуправления.

К общим принципам организации мсу относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

2. Организационные обособления мсу и органами государственной власти.

3. Соотношение материальных и финансовых ресурсов мсу,его полномочий.

4. Ответственность должностных лиц мсу.

5. Гласность деятельности мсу.

6. Единогласность,коллегиальность,и единоначалие деятельности мсу.

7. Государственная гарантия деятельности мсу. 8. Неукоснительное соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан.

Местное самоуправление в России до 1864 г. Земская и городская реформы. Местное самоуправление в России в период 1864-1870 гг.

Понятие местное самоуправление (земство) зародилось в России задолго до 1864 г. и имело достаточно стройную организацию органов местного самоуправления. Для обозначения системы местного самоуправления этого периода в русской литературе использовался термин земство.

Земство- совокупность местных жителей и местных, отличных от государственных, интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населения. В середине XVI в. Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы- выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные избы - полицейско-судебные функции. Компетенция земских и губных изб закреплялась соответственно в земских и губных грамотах, подписываемых главой государства.

1. Уездные землевладельцы

Выборы осуществлялись куриями на раздельно проводимых съездах. Уездные и губернские съезды являлись представительными органами. Помимо выбранных гласных в состав уездного собрания входили по должности:председатель и члены уездной управы(Срок из полномочий устанавливался 3 года),губернатор и министр внутренних дел вправе приостановить исполнение актов земских органов. Исполнительными органами земств являлись уездные и губернские управы, избираемые также на 3 года. По прежнему земской реформы в 1870 году началось осуществление городской реформы на основании городового положения,по которому действовали следующие институты:

- городская дума и городская управа (в ходе реализации земской реформы также учреждения возникли в 34 губерниях центральной России,в Сибири и на окраинах земства не вводились).

- Временные правительства России продолжали расширение полномочий земств и вводилось:волостное земство,мсу в железнодорожных,дачных,фабрично-заводских,вводилось при необходимости.

В результате можно отметить,что мсу реально было приближено к населению. Но после 1917 года революции был взят курс на ликвидацию старых органов мсу в соответсвии с циркуляром нквд от 06.02.1918 года. Были созданы местные Советы и их исполнительные органы и комитеты, которые выступали как единые органы государственной власти и управления.

Понятие ォместное самоуправлениеサ (земство) зародилось 8 России задолго до 1864 г. и имело достаточно стройную организацию органов местного самоуправления. Для обозначения системы местного самоуправления этого периода в русской литературе использовался термин ォземствоサ. Земство- ォсовокупность местных жителей и местных, отличных от го-

сударственных, интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населенияサ. В середине XVI в. Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы- выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные избы - полицейско-судебные функции. Компетенция земских и губных избзакреплялась соответственно в земских и губных грамотах, подписываемы главой государства. Деятельность земских и губных изб была подконтрольна специальным отраслевым приказам, действующим в какой-либо отдельной области. На местах от имени соответствующего приказа действовал городовой приказчик, число которых постоянно росло.. В XVII в. производится реорганизация местного самоуправления. На местах из центра стали назначаться воеводы, которые приняли на себя административные, полицейские, военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков. В этот момент в России V сложилась стройная трехзвенная система местного закона, под свою ответственность и в интересах мест-

ного населенияサ. Это право органов местного самоуправления осуществляется советами и собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Советы (собрания) могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это не исключает непосредственных форм участия граждан в местном самоуправлении путем собраний, проведения референдумов и иных форм. Согласно ст. 2 Европейской хартии принцип местного самоуправлениядолжен быть признан в законодательстве страны-участницы и по

возможности в конституции этого государства. Основные полномочия органов местного самоуправлениятакже должны устанавливаться конституциейили внутригосударственным законом. Однако это неисключает предоставления органам местного самоуправления на основании закона отдельных конкретных полномочий. К компетенции органов местного самоуправления(вопросам государственногозначения) Хартия относит делегированные органамигосударственной власти полномочия (ст. 4). Особоевнимание в Европейской хартии уделено вопросам финансирования деятельности органов местного самоуправления.В соответствии со ст. 9 Хартииорганы местного самоуправления>имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжатьсяпри осуществлении своих функций. При этом финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

Понятие ォместное самоуправлениеサ (земство) зародилось 8 России задолго до 1864 г. и имело достаточно стройную организацию органов местного самоуправления. Для обозначения системы местного самоуправления этого периода в русской литературе использовался термин ォземствоサ. Земство- ォсовокупность местных жителей и местных, отличных от го-

сударственных, интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населенияサ. В середине XVI в. Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы- выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные избы - полицейско-судебные функции. Компетенция земских и губных избзакреплялась соответственно в земских и губных грамотах, подписываемы главой государства. Деятельность земских и губных изб была подконтрольна специальным отраслевым приказам, действующим в какой-либо отдельной области. На местах от имени соответствующего приказа действовал городовой приказчик, число которых постоянно росло.. В XVII в. производится реорганизация местного самоуправления. На местах из центра стали назначаться воеводы, которые приняли на себя административные, полицейские, военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков. В этот момент в России V сложилась стройная трехзвенная система местного закона, под свою ответственность и в интересах мест-




ного населенияサ. Это право органов местного самоуправления осуществляется советами и собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Советы (собрания) могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это не исключает непосредственных форм участия граждан в местном самоуправлении путем собраний, проведения референдумов и иных форм. Согласно ст. 2 Европейской хартии принцип местного самоуправлениядолжен быть признан в законодательстве страны-участницы и по

возможности в конституции этого государства. Основные полномочия органов местного самоуправлениятакже должны устанавливаться конституциейили внутригосударственным законом. Однако это неисключает предоставления органам местного самоуправления на основании закона отдельных конкретных полномочий. К компетенции органов местного самоуправления(вопросам государственногозначения) Хартия относит делегированные органамигосударственной власти полномочия (ст. 4). Особоевнимание в Европейской хартии уделено вопросам финансирования деятельности органов местного самоуправления.В соответствии со ст. 9 Хартииорганы местного самоуправления>имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжатьсяпри осуществлении своих функций. При этом финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Читайте также: