Меренге танец история происхождения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мере́нге (исп. merengue ) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.

Содержание

Музыка меренге

Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал. Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуиро (или гуира) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами. На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой стороне, а также по ободу. Гуиро — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук. В современном меренге также используется гуиро из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в популярном вариантах.

Фольклорное меренге (merengue típico)

В фольклорном меренге также часто применяются мара́ки и язычковая маримба (marimba de lengüetas). Последняя представляет из себя деревянный ящик с отверстием в передней части, частично закрытым металлическими пластинами. Играют на язычковой маримбе, ударяя по пластинам рукой либо оттягивая их.

Классическое и современное меренге



Танец меренге

Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.

Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры. Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.

История меренге

Зарождение музыкального жанра

Происхождение меренге до сих пор вызывает споры. Имеется несколько версий зарождения этого жанра:

  1. Первое меренге сочинил и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики (Flérida de Nolasco).
  2. Впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами (Rafael Vidal).
  3. Меренге напрямую происходит от распространенной в те времена кубинской мелодии под названием упа (upa habanera). В Доминиканскую Республику упа пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века (Fradique Lizardo).

Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, наиболее доступных, таких, как трес, куатро (разновидности карибских гитар), доминиканская бандуррия. В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который, благодаря удобству в обращении с ним, заменил бандуррию и гитары. Но в то же время мелодические возможности аккордеона налагали некоторые ограничения на музыку, и поэтому меренге с тех пор практически не претерпело изменений.

Происхождение танца

Меренге стремительно завоевывало симпатии доминиканского общества и постепенно вытесняло некоторые другие танцевальные ритмы, такие, как тумба. Тумба была сложным танцем, требовавшим от танцоров больших физических усилий, в ней было одиннадцать фигур. Относительно простой танец меренге очень быстро занял место тумбы.

Развитие меренге до 1930 года



Несмотря на то, что меренге быстро завоевало симпатии народа, высшее общество очень долго выступало против нового жанра, так как меренге имело африканские корни. Другие доминиканские ритмы того же происхождения не подвергались нападкам со стороны аристократии, так как это были в основном ритуальные танцы, которые практиковались в сельской местности, вдалеке от состоятельного общества, в то время как меренге уже танцевали в бальных салонах наравне с классическими танцами. Другой причиной того, что меренге долго находилось в немилости у состоятельных классов, были тексты песен. Большинство из них были вульгарны и изобиловали бранными словами, таким песням было не место в приличном танцевальном салоне.

В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) начал кампанию за запрещение меренге. Это было уже не нужной мерой, так как меренге к тому времени уже ушло из больших городов и сделалось популярным в сельских регионах. Особенно широкое распространение оно получило в регионе Сибао (и, возможно, поэтому эта местность считается родиной меренге).

Меренге в эпоху Трухильо (1930—1961)

Семья диктатора Трухильо всячески способствовала распространению народной доминиканской музыки. В этот период меренге начинает постепенно распространяться за пределы страны, благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике и во всем Карибском регионе. Известно, что уже в 30-е годы меренге-оркестры возникли в Венесуэле, Колумбии, США, на Кубе. В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран (Alberto Beltrán), Анхель Вилория (Ángel Viloria), Луис Калаф (Luis Kalaff), Хосеито Матео (Joseíto Mateo).

Меренге в наши дни

В 70-е, в стремительно растущих городах — Санто-Доминго и Нью-Йорке, центре доминиканской эмиграции, — меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y Los Vecinos, Conjunto Quisqueya, Wilfrido Vargas y Los Beduinos, Los Hijos del Rey.

Экспрессивная музыка меренге не позволит стоять на месте. Зажигательный танец провоцирует и манит, зовет влиться в темпераментные и чувственные па.

Меренге – необыкновенно популярный танец в Латинской Америке. Его родина – Доминиканская республика. Этот танец весьма привлекательный для новичков, так как координация между движениями рук и ног здесь менее важна, чем в других латиноамериканских танцах. Именно легкость в овладении основными движениями меренге способствовала популярности этого танца далеко за пределами Доминиканской республики и Латинской Америки. Меренге танцуют во всем мире. Во многих школах, прежде чем приступить к обучению танцам латиноамериканской бальной программы, изучают меренге, так как, овладев его основными па, легче перейти к более сложным комбинациям других танцев.

Энциклопедия танца: Меренге

История возникновения танца

Характерные движения танца породили и другие версии возникновения меренге. Согласно одной, танец придуман рабами, связанными цепями в шеренгу и вынужденными тянуть одну ногу. Другая версия связана с национальным героем одной из многочисленных революций в Доминиканской республике. Раненый в ногу герой был вынужден хромать и тянуть ногу. Благодарные соотечественники, подражая ему, во время танца делали то же самое.

В 19 столетии меренге стал одним из самых популярных танцев в Доминиканской республике и в странах Карибского региона. Ни одно празднество и не один танцевальный фестиваль не обходится без этого танца.

Энциклопедия танца: Меренге

Что такое меренге?

Движения меренге носят чувственный, эротичный характер. Большую роль в танце играют элементы импровизации и флирта. Меренге – это парный танец, но, довольно часто в нем присутствуют сольные элементы, как возможность продемонстрировать партнеру и окружающим свое мастерство.

Основное движение танца – прогулочный шаг в такт музыке. Количество шагов зависит от желания танцующих. Основная трудность для начинающих танцоров заключается в том, что шаг меренге требует противоположного продвижения вправо.

Костюм для меренге предполагает множество самых разнообразных украшений.

Виды меренге

Известно несколько видов меренге. Наиболее популярные из них считаются:

салонный меренге (merengue de salón)

фигурный меренге (merengue de figura)

В обоих видах меренге пары не разделялись во время танца, но вторая разновидность танца характерна множеством фигур и танцевальных украшений.

Особенности меренге

Главной особенностью танца является постоянный телесный контакт партнеров. Даже когда танцоры выполняют индивидуальные па, они никогда не отпускают руки друг друга. Танцоры могут выполнять меренге как плотно прижавшись друг к другу, так и на расстоянии вытянутой руки. Доминиканцы предпочитают танцевать меренге более обособленно друг от друга, чтобы иметь возможность продемонстрировать свое индивидуальное мастерство. В других странах Латинской Америки, наоборот, пара танцует, прижавшись друг к другу, подчеркивая чувственный характер танца.

С музыкальной точки зрения, особенностью меренге является изменение темпа в сторону ускорения, заключительная часть часто звучит намного быстрее, чем начальная.


Меренге (исп. merengue) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.

Музыка меренге

Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал.

Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуиро (или гуира) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами.

На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой стороне, а также по ободу.Гуиро — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук.

В современном меренге также используется гуиро из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в популярном вариантах.

Фольклорное меренге (merenguetpico)

Соло на аккордеоне — неотъемлемая часть фольклорных композиций. Аккордеонист в подавляющем большинстве случаев является также и лидером-основателем группы.

В фольклорном меренге также часто применяются мараки и язычковая маримба (marimbadelengetas). Последняя представляет из себя деревянный ящик с отверстием в передней части, частично закрытым металлическими пластинами. Играют на язычковой маримбе, ударяя по пластинам рукой либо оттягивая их.

Классическое и современное меренге

В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон.

Танец меренге

Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.

Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры.

Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.

История меренге

Зарождение музыкального жанра.

Происхождение меренге до сих пор вызывает споры. Имеется несколько версий зарождения этого жанра:

Первое меренге сочинил и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека(Alfonseca, JuanBautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики

Впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами (Rafael Vidal).

Меренге напрямую происходит от распространенной в те времена кубинской мелодии под названием упабанера (upa habanera). В Доминиканскую Республику упа пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века (Fradique Lizardo).

Историографы склоняются к мнению, что третья версия происхождения меренге наиболее правдоподобна. Так, в 1838—1849 годах получил широкое распространение танец упабанера (upahabanera), который вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго.

Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, наиболее доступных, таких, как трес, куатро (разновидности карибских гитар), доминиканскаябандуррия.

В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который, благодаря удобству в обращении с ним, заменил бандуррию и гитары. Но в то же время мелодические возможности аккордеона налагали некоторые ограничения на музыку, и поэтому меренге с тех пор практически не претерпело изменений.

Происхождение танца

Меренге стремительно завоевывало симпатии доминиканского общества и постепенно вытесняло некоторые другие танцевальные ритмы, такие, как тумба. Тумба была сложным танцем, требовавшим от танцоров больших физических усилий, в ней было одиннадцать фигур. Относительно простой танец меренге очень быстро занял место тумбы.

Развитие меренге до 1930 года

Несмотря на то, что меренге быстро завоевало симпатии народа, высшее общество очень долго выступало против нового жанра, так как меренге имело африканские корни.

Другие доминиканские ритмы того же происхождения не подвергались нападкам со стороны аристократии, так как это были в основном ритуальные танцы, которые практиковались в сельской местности, вдалеке от состоятельного общества, в то время как меренге уже танцевали в бальных салонах наравне с классическими танцами.

Другой причиной того, что меренге долго находилось в немилости у состоятельных классов, были тексты песен. Большинство из них были вульгарны и изобиловали бранными словами, таким песням было не место в приличном танцевальном салоне.

В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, UlisesFrancisco) начал кампанию за запрещение меренге. Это было уже не нужной мерой, так как меренге к тому времени уже ушло из больших городов и сделалось популярным в сельских регионах. Особенно широкое распространение оно получило в регионе Сибао (и, возможно, поэтому эта местность считается родиной меренге).

В начале ХХ века началось движение за возрождение меренге. Известные музыканты того времени хотели, чтобы меренге вновь зазвучало в салонах. Для этого тексты, сопровождающие музыку, необходимо было избавить от вульгарных выражений. Долгое время попытки оправдать меренге были безуспешны.

Меренге в эпоху Трухильо (1930—1961)

Семья диктатора Трухильо всячески способствовала распространению народной доминиканской музыки. В этот период меренге начинает постепенно распространяться за пределы страны, благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике и во всем Карибском регионе. Известно, что уже в 30-е годы меренге-оркестры возникли в Венесуэле, Колумбии, США, на Кубе. В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран (AlbertoBeltrn), АнхельВилория (?ngelViloria), Луис Калаф (LuisKalaff), ХосеитоМатео (JosetoMateo).

Меренге в наши дни

В 70-е, в стремительно растущих городах — Санто-Доминго и Нью-Йорке, центре доминиканской эмиграции, — меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y LosVecinos, ConjuntoQuisqueya, WilfridoVargas y LosBeduinos, LosHijosdelRey.

В эпоху 80-х на доминиканскую музыку оказали влияние многие зарубежные музыкальные стили, в частности, рок и джаз. Это способствовало ещё большему росту мелодического разнообразия в меренге. Аранжировщики меренге вводят в обработки новые инструменты (скрипка, виолончель, синтезатор и другие).

Развитие музыкального жанра как в Пуэрто-Рико, так и в Доминиканской Республике идет практически параллельно. В этот период меренге приобретает статус коммерческой музыки — альбомы многих исполнителей попадают на музыкальные рынки Америки, Европы и Азии.

Однако, с середины 90-х пуэрториканское меренге претерпело значительные изменения, в основном в сторону упрощения ритма и мелодий. В конце 90-х возникло ещё одно течение — нью-йоркское меренге, которое отличалось ещё большим примитивизмом текстов и мелодий.

Музыкальные критики считают, что начиная с 2000 года меренге переживает кризис.

Коммерциализация меренге нанесла серьёзный ущерб самобытности жанра: множество групп-однодневок наполнило рынок альбомами низкого качества.


Кстати, название пирожного по-французски пишется meringue, но суровые испанцы произносят так же, как танец.

У меренге есть корни в Венесуэле и на Гаити, однако основной его родиной считается Доминиканская республика.

История

Есть ещё одна версия, согласно которой первую мелодию меренге написал и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики.

История танца

По третьей версии, меренге возникла из смеси африканских танцев и французского менуэта, который слуги пытались повторить.

XIX век

XX век

Огромную роль в популяризации меренге сыграл диктатор Рафаэль Леонидис Трухильо (Rafael Leonidas Trujillo). В годы его правления с 1930 по 1961 музыка меренге стала национальным символом (Трухильо сам был родом из сельской местности и посчитал что сельский стиль музыки для этого уместен). Очень много песен было написано по его заказу: тексты были политические и восхваляли Трухильо.

С падением диктатуры Трухильо меренге получило творческую свободу. Мелодии стали разнообразней, а тексты ушли от политизированности в сторону повседневных тем.

Структура танца

Первоначально меренге танцевали не в парах, но в общем круге, причём партнёр и партнёрша находились на расстоянии вытянутых рук. Танец состоял из трёх частей:

Со временем пасео исчезло из танца. Основная часть увеличилась до 32-48 тактов. В халео добавлялись экзотические ритмы, а затем оно тоже перестало быть частью меренге.

Первоначально различали два типа меренге:

  • merengue de salon(Салонное меренге) — мужнина и женщина, обнимая друг друга совершали движения в разные стороны, делали повороты. Партнеры никогда не разделялись
  • merengue de figura (Фигурное меренге) — танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись.
  • Со временем рисунок танца упростился.



На заставке — картина Jose Morillo

Читайте также: