Меншиков в березове описание картины кратко

Обновлено: 08.07.2024

Александр Меншиков был фаворитом Петра I, значимой фигурой при дворе и очень амбициозным человеком. Когда император умер, князю не хватило мудрости или смирения отойти от дел. Он продолжил плести дворцовые интриги, из-за чего был наказан новым правителем Петром II.

Бывшего фаворита сослали в ссылку в поселок Березово в Тобольской губернии (нынешний Ханты-Мансийский АО). По дороге от болезни умерла его жена. Князь остался один с тремя детьми, далеко от дома, на суровой незнакомой земле. Вся картина проникнута скорбью, безысходностью и ощущением собственного бессилия.

Осиротевшая семья собралась вокруг стола. Их новый дом из деревянного сруба не беден по меркам уездного городка: на полу лежит теплая звериная шкура, стол украшен богатой скатертью, в красном углу позолоченные иконы. Но все это лишь тень былого богатства. Внутри очень холодно – это видно по тому, как вся семья зябко кутается в верхнюю одежду. Подслеповатое оконце почти не пропускает солнечный свет, поэтому комната погружена в полумрак, соответсвующий общему настроению.

Меншиков сидит на стуле, уставившись невидящим взглядом в пространство. На его лице написаны отчаяние и безысходность. Он пытается осознать стремительно произошедшие перемены: почему тот, кто совсем недавно был первым лицом в государстве, сейчас сидит в глуши без средств к существованию и возможности хоть что-то изменить.

Подле отца сидит старшая дочь Мария. Она закутана во все черное, во взгляде бесконечная печаль. До ссылки она была невестой нового императора, перед ней открывались блестящие перспективы, а теперь все это потеряно. Девушка считала, что ее жизнь кончена, и не ошиблась: лишенная воли к жизни, всего через полгода она умрет от оспы.

Средний сын Александр впал в оцепенение: он бездумно вертит в руках подсвечник, снимая пальцем подтаявший воск. Несмотря на кажущуюся обреченность, впоследствии он найдет в себе силы вернуть свое место под солнцем и сделает хорошую военную карьеру.

Младшая дочь Александра единственная адаптировалась к новой обстановке. Юная княжна сидит, склонившись над толстой книгой. Несмотря на то, что оконце находится за спиной девочки, ее лицо освещено светом. Она единственная из всех не утратила надежду на светлое будущее.

Это полотно – не только реконструкция исторических событий, но и рассказ о личной драме человека, беззащитного перед внешними обстоятельствами.

Художник изобразил маленькое, тесное, неуютное помещение, в котором приходится коротать свои дни не только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру, нежели домик для большого семейства. Потолок очень низкий, поэтому передвигаться здесь высокому человеку (а таким как раз и был Меншиков) довольно сложно. Через маленькое окошко в дом почти не поступает свет. Старшая дочка Меншикова склонилась над книгой, чтобы увидеть хоть что-то. На полках – несколько икон.

Из-за тесноты ограничиваются некоторые движения людей, которые находятся в данной

комнате. Лица всех очень печальные. Этим Суриков как бы подчеркивает безысходность человеческой судьбы. Даже колорит картины повышает создавшуюся напряженность. Здесь нет ярких красок, что еще больше подчеркивает подавленность настроения Меншикова.

В основе сюжета – один вечер из жизни князя. Он проводит свое время вместе со своей семьей. Однако каждый из его членов занят своим делом. Старик, который еще совсем недавно имел все, теперь не имеет ничего. На его лице – печаль от нахлынувших воспоминаний.

В глазах детей – тоже одна только печаль. Старшая дочь читает, но бывший князь ее не слушает – он остался наедине со своими мыслями.

В картине раскрывается драма исторической личности Александра Меншикова, который в один миг лишился всего.

Меньшиков в Березове В. И. Суриков. 1883 г

Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году. Произведение известного живописца насыщено глубоким трагизмом и проницательностью.

Главным действующим лицом картины является всемогущий соратник Петра Великого, властный генералиссимус и полководец Князь Александр Меньшиков.

Известные события развернувшиеся в то время В Санкт Петербурге после смерти Петра Первого а в последствии и Екатерины Первой, оказались для Меньшикова очень плачевными. Временно став главным властителем России он перевез юного Петра Второго в свое имение, решив заочно обручить юного царя со своей дочерью. Все это соответственно не могло нравиться боярскому окружению, которое быстро состряпало ряд интриг положительно повлиявших на молодого царя.

В результате Князя Меньшикова арестовали, лишив всяческих заслуженных им наград и сослали с семьей в ссылку в город Березов. Сюжет картины Меньшиков в Березове находится в небогатой с невысокими потолками избе во время ссылки, Князь окружен детьми в глазах, которых нет света радости а только печаль.

Великий Меньшиков под властью, которого были десятки тысяч людей, обескуражен своей незаслуженной судьбой, он угрюм, его мысли заполнены яркими воспоминаниями великого прошлого. Властный человек большую часть жизни привык к совершенно другим условиям и масштабам бытия и вот он полный упадок сил, уже не будет, так как, прежде. Все это наводит глубокую печаль на Меньшикова, теперь, как никогда более он вспоминает своего любимого всей душой Великого Петра и Екатерину и сожалеет о их кончине.

Прообразом Меньшикова к картине Суриков занимался длительное время, изучал для убедительности бюст Меньшикова работы Растрелли Б.К. Натурщиком выбрал некоего учителя математики, при небритом состоянии, который, здорово походил на главного героя картины.

Мастерски передано художником позы, жесты и переживания героев исторического произведения. Сегодня картина Сурикова Меньшиков в Березове находится в Государственной Третьяковской галерее.


В.И. Суриков – мастер исторической живописи . Его интересовали сильные личности, оставившие заметный след в русской истории: Пётр I, боярыня Морозова, покоритель Сибири Ермак, великий полководец Александр Суворов, фаворит Петра Великого Александр Меншиков.

Историческая основа картины

Александр Данилович Меншиков (1673-1729) – военный и государственный деятель, был ближайшим сподвижником и фаворитом Петра I, генералиссимусом, адмиралом, первым Петербургским генерал-губернатором.

Его судьба характеризует самого императора Петра I и его эпоху: при формировании русской элиты император руководствовался исключительно личными достоинствами человека, а не его происхождением. Обычный человек, обладавший определёнными способностями, мог стать руководителем высокого ранга в военном или гражданском ведомстве.

Кажется, чего ему ещё недоставало в жизни? Оказывается, денег никогда не бывает много. Он неоднократно (ещё при Петре I) был уличён в злоупотреблениях и казнокрадстве, за что был лишён своих основных должностей. Умирая, Пётр I допустил его к себе, что расценили как прощение.

При Екатерине I Меншиков фактически правил Россией, а при Петре II стал генералиссимусом.

В 1727 г. Меншиков был арестован и указом императора Петра II (по существу, ещё ребёнка) отправлен в ссылку в Сибирь, в небольшой городок Берёзов.

Жена его скончалась в пути, а Меншиков с тремя детьми прибыл к месту ссылки, где прожил ещё 2 года. Умер в возрасте 56 лет 12 ноября 1729 г. в Берёзове.

Сюжет картины В. Сурикова

Традиционно исторические картины Сурикова многолюдны, но на этом полотне всего 4 персонажа. Картина лишена действия, в ней всё внимание направлено на внутренний мир изображённых.

Внешне сюжет напоминает обычную семейную картину: младшая дочь Меншикова читает, а все слушают. Но это только внешнее впечатление – каждый думает о своём. Прошлое полно смысла и действия, а будущее никому из них не известно. Сам Меншиков погружён в прошлое – это видно по его лицу, сосредоточенному и суровому. Сейчас он уже почти стар, но главное – бессилен что-либо изменить. А ведь совсем недавно всё было по-другому!

Всё произошедшее не сломило его дух. Суриков изобразил Меншикова человеком, полным собственного достоинства. Он не сомневается в зна́чимости своей личности и своей деятельности. Перед нами яркая историческая личность.

Дети Меншикова группируются вокруг отца. Старшая дочь Мария сидит на скамеечке, прижавшись к нему. Она была невестой Петра II. Мысли её далеко, взгляд неподвижен. Она умрёт в ссылке.

В глубокой задумчивости и сын Меншикова. Он облокотился на стол и делает машинальное движение – снимает воск оплывшей свечи…

Младшая дочь кажется самой беспечной среди всех, она читает книгу. Её живописный образ, светлые волосы вносят в обстановку жизнеутверждающую ноту. Все персонажи как будто вместе (их связывает общее несчастье), но одновременно как будто каждый в себе и со своими думами.

Низкий потолок избы давит на крупную фигуру Меншикова, ему тесно здесь и физически, и нравственно. Его деятельная личность кажется заточенной в ограниченное обстоятельствами и временем пространство.

Сумрачный колорит картины подчёркивает трагизм происходящего.

Императрица Анна Иоанновна помилует детей Меншикова и позволит им вернуться в Петербург. Младшую дочь Александру ожидала счастливая судьба: она станет фрейлиной, но рано умрёт, всего в 24 года. Сын Александр получит прекрасное образование и станет генерал-аншефом при Екатерине II. Он будет счастливым мужем и отцом четырёх детей.

Эпоха Петра I, полная борьбы и противоречий, передана в образе Меншикова. В это время на арену русской истории выходили новые люди, ставшие историческими деятелями.

А что может почерпнуть из этого исторического полотна современный зритель?

Молодым людям, стремящимся к известности, славе и обеспеченной жизни здесь и сейчас, сто́ит задуматься о том, как преходяще всё в нашем мире: ещё вчера ты был кумиром, иконой стиля, властителем дум, мог управлять судьбами людей и человеческими делами, а сегодня ты уже никому не нужен – ты стар, унижен, иногда оболган современниками… А благодарность потомков? Ведь вся твоя предшествовавшая деятельность на пользу Отечеству заслуживает благодарности.

Возможно, существует что-то, что важнее всего этого?

Читайте также: