Менегетти антонио онтопсихология кратко

Обновлено: 08.07.2024

Перед Вами второе издание книги, которая на протяжении многих лет с момента ее выхода в свет является ценным инструментом для изучения основ науки онтопсихологии.

В книгу вошли материалы лекций, прочитанных профессором Антонио Менегетти в бывшем Советском Союзе в 1990 году перед аудиторией психологов, которые впервые знакомились с теорией онто психологии. В дальнейшем совместная работа профессора Менегетти и русских психологов привела к осуществлению ряда международных проектов. Результатом этой продолжительной и плодотворной деятельности стало открытие в 2004 г. кафедры онто пси хо логии в Санкт-Петербургском государственном университете.

Сегодня онто пси хо логию изучают как специальность, как область знаний, применяемую в разных сферах человеческой деятельности – бизнесе, праве, медицине, педагогике, искусстве.

Глава первая
Только точность познания может гарантировать качество и результат психотерапии

Что такое психология?

На первый взгляд она не относится к точным наукам. Однако благодаря методу, открытому онто психо логической школой, именно психология способна стать критерием точности других наук.

От Аристотеля, Декарта, Канта и до наших дней обсуждается, насколько точно человек может познать самого себя и окружающий мир. В математике и физике несложно прийти к общему критерию, поскольку цель этих наук – фиксировать данные, полученные в процессе познания (в той степени, в какой эти данные доступны человеку). Но что может гарантировать точность научного критерия в гуманитарных науках, таких как философия, психология, социология, а так же в объяснении явлений, которые мы приписываем к разряду паранормальных, духовно-религиозных и мифологических.

Заниматься психологией – значит уметь познавать и создавать человека. Знание, не имеющее реальной силы, не подкрепленное точным результатом, бессмысленно. Мнение допустимо в философии, социологии и политике, но в психологии что есть, то есть, а чего нет, того нет.

Заниматься психологией – значит знать внутрисущностное самодвижение психической деятельности, за любым явлением обнаруживать с максимальной точностью очевидную причину, обуславливающую определенное следствие в поведении человека. Например, какая внутренняя причина вызывает состояние тревоги, или раковую опухоль, или неудовлетворенность в реализации собственных целей?

Обширная область психосоматики все еще приводит в замешательство, удивляет большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. Для онтопсихологической школы способность понимать суть всей психосоматической феноменологии и разрешать связанные с ней проблемы уже является нормой.

Здесь было бы интересно дать описание различных научных исследований за последние сто лет, однако, резюмируя сказанное, я собираюсь перейти к первому фундаментальному вопросу данного цикла лекций.

В чем основная ошибка, порождающая все проблемы психологической науки?

Такая ошибка существует, так как все мы видим ее следствия как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом. Кропотливые и длительные исследования не имеют точки отсчета: ошибка все очевидней и все ощутимее потребность в исследовании с подлинно научной точностью.

Источник ошибки всей психологической науки и гуманитарных исследований заключается в отсутствии точности познания. Практически ни у кого из людей, рассуждающих, сопоставляющих и познающих, сознание не отражает реальности бытия. Как же тогда заниматься наукой, если сознание не соответствует реальности?

Первый основной вывод, к которому я пришел в ходе собственных научных исследований, можно сформулировать следующим образом: сознание исследователя, ученого, как и любого другого человека, неточно отражает реальность. Человек создан определенным образом, но представляет себя, думает о себе, отражает себя не таким, каким является на самом деле [2] . В этом случае то, как человек себя представляет, нефункционально для его реального существования.

Я пришел к заключению, что природа посылает нам огромное количество данных, проецируя их в виде кодов. Это своего рода текст, состоящий из эмоций, биологических, химических реакций, внутренних переживаний. Другими словами, человек устроен таким образом, что из тех сигналов, которые в изобилии посылает ему природа, его сознание способно уловить лишь некоторые из них, да и те в искаженном виде: сознание не умеет правильно понять зов инстинкта [3] .

Я часто сталкиваюсь со следующим явлением: встречая человека больного или с какими-либо отклонениями, я отмечаю в нем неосознанное желание сохранить свой недуг, будто какая-то часть его самого порождает эту болезнь.

Функция психолога, и еще в большей степени психотерапевта, заключается в способности постоянно корректировать процесс отражения сознанием реальности в соответствии с замыслом природы.

Человек часто полагает, что его мысли, эмоции, состояния сознания не связаны с реальностью, то есть не обладают материальной конкретностью. Это представление мешает ему понять, что именно его мысли и эмоции являются катализаторами той действительности, которая впоследствии обусловит его, сделает объектом своего воздействия.

Люди, обладающие высокой духовностью, всегда с большим вниманием относились к своим мыслям, фантазиям, чувствам, представлениям, снам. Настоящий психотерапевт днем и ночью контролирует состояние своего ума, так как его сознание всегда должно быть способным к точному восприятию и уметь отделять позитивные факторы действительности от губительных воздействий.

Во всех проявлениях человеческой деятельности, от науки до искусства, именно индивидуальные, так называемые внутрипсихические явления, а не внешние факторы определяют внешнюю реальность. Поэтому необходимо уметь понимать природу всех образов, воспоминаний, проявлений аффективных связей и ностальгии, постоянно занимающих наше сознание, и контролировать их.

Например, Шекспир и Достоевский были способны заглянуть внутрь субъекта и выстроить сюжет своего произведения исключительно на основе психической деятельности персонажа. Если кто-нибудь из вас целый день будет рассказывать мне о себе и своей жизни, то я, возможно, просто потеряю время, потому что останется неясным, в какой ситуации на самом деле вы находитесь. Чтобы точно понять человека, мне достаточно выслушать два-три его сна. Даже если на первый взгляд они могут показаться совершенно бессмысленными, я сразу получу полный срез ситуации, показывающий факторы и причины, определяющие данного субъекта. Сновидение несет такую же информацию об организме, как молекула ДНК об отдельной клетке.

Задача психотерапевта – научить точному восприятию исследователей, ученых, инженеров, политиков, людей искусства, так как любая область знаний требует от сознания способности отражать действительность с научной точностью. В противном случае можно говорить о мнениях, представлениях, комплексах, но данность, организующая природу человека, останется непознанной [4] .

В отличие от общепринятой точки зрения психолог в значительной мере материалист: ему требуется максимум сведений о конкретных вещах, так как он должен обучать соблюдению пропорций и точным критериям материальности в реальности конкретного организма. В отличие от других наук психология наиболее точно отвечает на вопрос, что реально, а что нет. Истинный психотерапевт способен соотносить возможности с действительностью, понимать реальность и изменять ее.

Это и предлагает онто пси хо логия – метод, позволяющий корректировать сознание путем приведения его в соответствие с интенциональностью бытия [5] .

2. Я настаиваю, что именно в этом кроется источник ошибок: если психология не добьется точности понимания природы вещей, то она вообще бесполезна как наука и, более того, приведет к еще большему отчуждению человека от самого себя.


Что такое онтопсихология

Антонио Менегетти

Этот научный труд обобщает мысли Антонио Менегетти, который всегда подчеркивал важность обучения и исследований в соответствии с принципами гуманистической этики. Для него концепция гуманизма – это ответственность, взаимность, это способность знать, как понимать и обслуживать потребности и нужды, которые время от времени предлагает человечество.

Его целью стало – обучить людей, навыки которых могут привести к активным решениям для сообщества. Теории Антонио Менегетти по существу развиваются из опыта кризиса науки и, прежде всего, из интуиции, что существование имеет основу.

Как возникла онтопсихология

Антонио Менегетти (1936-2013) родился в Италии в семье скромного происхождения накануне Второй мировой войны.

В 1971 году он оставил преподавание, чтобы открыть собственную студию в Риме, где он практиковал психотерапию более десяти лет. В эти напряженные годы деятельности он формализовал и проверил метод анализа, основанный на исследованиях и наблюдениях, уже являющихся предметом его академического преподавания.

С начала 1990-х годов он все больше ориентировал свое мышление в социологическом смысле, подчеркивая важные отношения между человеком и обществом и отдавая предпочтение психологии самореализации и творчества. Кроме того, создатель онтопсихологии изучал природу лидерства.

Антонио Менегетти о новизне онтопсихологии и бизнесе

Антонио Менегетти о новизне онтопсихологии и бизнесе

В 1998 году по итогам защиты диссертации на тему существования как противоречие и встречи с Бытием в ипостаси человека получил звание доктора психологических наук.

Онтопсихология и лидерство

Психология самореализации и творчества свойственна лидерам, которые достигают своей цели, служа нуждам человека и общества.

Рождение и применение онтопсихологии в искусстве, науке, педагогике, политике и предпринимательстве основано на этом принципе, если назвать лишь несколько областей. Культура гуманизма является функциональной для этого пути, позволяя людям воспринимать, знать и понимать связь между собственным существованием и миром, в котором они находятся и живут.

Фонд научных и гуманистических исследований Антонио Менегетти перенял эти принципы, с помощью которых автор намеревался продвигать гуманизм в научной, философской, художественной и предпринимательской практике.

Его мысли формализованы в более чем сорока книгах, которые были переведены на многие языки: английский, французский, китайский, русский, португальский, немецкий и испанский.

Онтопсихология сегодня

Это одно из последних дополнений к современным гуманитарным наукам. Что означает: изучение психического поведения в первичной причинности, включая понимание бытия.

Онтопсихология позволяет понять общую структуру личности и динамику бессознательных процессов и их взаимодействия с окружающей средой. Онтопсихологический анализ применяется в экономической, медицинской, художественной, научной и педагогической сферах как достоверная опора для фигуры лидера.

Онтопсихологическая наука сегодня является абсолютной новинкой. Но она позволяет с помощью тренировок восстановить в полном сознании квант интеллекта, которым обладает каждый.

Фактически, человек уже наделен способностью поддерживать и развивать свою собственную идентичность, он, естественно, наделен безошибочным интеллектом, позволяющим устанавливать выгодные взаимодействия в своей среде. Однако по многим причинам современный человек потерял значительную часть своей интуиции и своего естественного интеллекта; с другой стороны, восстановив эту целостность, он может узнать все, что касается его интересов и его успеха.

Поэтому была создана онтопсихология для того, чтобы сделать исследователя, оператора, лидера в той области, в которой он работает. Это наука, основанная на результатах и ​​поощряющая обучение и консультации для самореализации предмета. Это научное движение мотивировано и развивается в основном на опыте кризиса гуманистических ценностей и, прежде всего, на интуиции, что существование имеет свою основу.

За тридцать лет клинической, дидактической и, прежде всего, демонстрационной деятельности, проведенной в Европе, Китае и Америке, было проведено более шестнадцати международных конгрессов; написано более тридцати текстов; меморандумы о взаимопонимании были заключены со многими университетами (в том числе в Санкт-Петербурге) по всему миру, а в аккредитованных государственных университетах открыты кафедры последипломного образования с целью обучения и формализации мастеров, специализирующихся в области онтопсихологии по всему миру.

Онтопсихология в последние годы привлекает большое внимание многих психологов, особенно когда этот метод применяется в психосоматической психотерапии с целью исчезновения самого симптома. Но психотерапевтическое решение, примененное к симптому для онтопсихологии, является только инструментальным, на самом деле цель науки – формирование лидера, понимаемого как активная интуиция решений для коллектива.

С этими предположениями были открыты приложения в области искусства, политики и экономики с быстрым и острым временем изучения и методологий, которые позволяют операционному лидеру полностью оторваться от меметического сознания (или стереотипной культуры) вплоть до достижения онтического сознания, понимаемого как онтологическое. знание живой культуры жизни.

Будущее онтопсихологии

Ранние годы

Будущий основатель онтопсихологии родился 9 марта 1936 года в Италии (Авецанно), в простой сельской семье. Был первым из девяти детей в семье Пьетро Менегетти и Анны Кастеллани. В 11 лет родители отдают юного Менегетти на обучение в Римско-Католическую церковь.

Далее следует учёба в Ассизи, затем - в Губбио, Сполето, Риме. После он вступает в францисканский орден Меньшие Братья Конвентуальные. В процессе обучения в семинарии Менегетти изучает живопись. Участвует в реставрации фресок величайших художников эпохи Возрождения – Тициана, Джотто, Микеланджело, Рафаэля и др.; Посещает стеклодувные мастерские в Венеции и керамики в Деруте.

С раннего возраста Менегетти учится игре на фортепиано и органе, грегорианскому хоралу. В семинарии и коледже изучает латинский, древнегреческий и арамейский языки.

В начале 1960-х гг. Менегетти становится пастером в Сан-Джованни Паганика (район Монтереале). В это время ему приходиться содержать больную мать с восемью несовершеннолетними братьями и сёстрами.

Работая приходским священником Менегетти ежедневно выслушивает десятки людей, задающих порой глубинные, экзистенциальные вопросы, просящие помочь, ежедневно сталкивающиеся с житейскими невзгодами и проблемами. Именно тогда Менегетии обращается к философии, под влиянием идей Эдмунда Гуссерля (немецкий философ, основатель феноменологии - раздела в философии XX века, определявшее свою целью описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт), он начинает изучать психологию, философию, социологию и смежные дисциплины.

Профессиональное развитие

В 30 лет Менегетти поступает на обучение сразу на несколько факультетов известных римских университетов и защищает докторанты (ученая степень) по теологии при Папском Латеранском университете в Риме, по философии и социальным наукам - при Папском университете святого Фомы Аквинского в Риме. Примерно в это же время он получает диплом библиотекаря в Ватикане (для работы в Ватиканской апостольской библиотеке – богатейшей коллекции рукописей средневековья и эпохи Возрождения), а чуть позже – получает степень бакалавра в Миланском католическом университете Сакра Куоре.

Свободное время Менегетти посвящает практическому изучению психологии и психиатрии, знакомится с представителями различных научных школ и направлений, проходит практику - курсы по психологии в Лондоне (фрейдовский психоанализ), работает ассистентом в Тавистокском госпитале, в Париже присутствует на семинарах Жака Лакана (французский психоаналитик, философ, психиатр), знакомится с учениками и последователями Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга. Особое впечатление произвел подход Виктора Франкла (австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, основатель логотерапии), с которым Менегетти встречается в Вене. В 1968 году – проходит учёбу в институте Юнга в Швейцарии в городе Цюрих.

Психотерапевтическая работа

Ещё в бытность преподавателем в Папском университете святого Фомы Аквинского Менегетти начинает психологическую практику. В 1972 году он открывает Центр онтопсихологической терапии в Риме на ул. Марко Поло, 104, где были открыты годичный курс личностной и практической подготовки по психологии, двухгодичный курс онтопсихологической психотерапии, а позже в 1973 году организованы трехлетние курсы подготовки психологов и психотерапевтов.

Менегетти работает по 10-12 часов в сутки с пациентами, зачастую страдающими тяжёлыми психическими расстройствами. К нему обращаются с проблемами наркотической зависимости, социальных дисфункций, неврологическими заболеваниями и другими паталогиями.

Менегетти разделяет критику методов психиатрии того времени, среди которых были такие средства как электрошок и лоботомия, однако стремится в первую очередь найти способ излечения шизофрении.

Менегетти не использовал медикаментозные методы лечения, а работал с пациентами с помощью диалога. Однако, его метод отличалась от психоанализа Фрейда и других психологических школ. После того, как клиническая практика подтвердила, что метод даёт положительные результаты, Менегетти начинает формулировать теорию и концепции онтопсихолгии на специализированных конференциях и семинарах. Он приглашает экспертов и специалистов других школ и направлений для обсуждения своих выводов.

Формулирование теории онтопсихологии

Начиная с 1973 года Антонио Менегетти организует научные встречи, впоследствии ставшие конгрессами по онтопсихологии, на которые приглашаются психологи, студенты, другие заинтересованные лица, чтобы представить и обсудить результаты психотерапевтической практики. Первый подобный конгресс прошёл с 25 по 27 сентября 1973 года в Центре конгрессов Падре Ломбарди (Италия), участие в котором приняли представители шести стран.

Был женат, две дочери.

В 2004 году состоялось торжественное открытие кафедры Онтопсихологии при СПбГУ. На мероприятии присутствовал сам Антонио Менегетти, а также тогдашний ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая и декан психологического факультета Л. А. Цветкова.

В 2016 году академическим центром обучения онтопсихологии становится Москва – на факультете психологии Российского государственного социального университета (РГСУ) открываются программы обучения по социальной онто­психологии (программа профессиональной переподготовки и магистерская программа).

Антонио Менегетти - Введение в онтопсихологию

Антонио Менегетти - Введение в онтопсихологию краткое содержание

Каждый день мы сталкиваемся с различными проявлениями психики. наши мысли, эмоции, любой факт или событие вызваны психической причиной, скрытой в глубине нашего бессознательного. Человек не имеет права быть наивным, если хочет управлять собственной жизнью. Чтобы стать главным действующим лицом, ему необходимы знания, которые бы обеспечили точность его решений и показали причину происходящего.

Данная книга профессора Антонио Менегетти с очевидностью раскрывает, насколько сильно влияет на нашу жизнь бессознательное – то, что мы о себе не знаем; дает практические советы для обретения собственной точности и знакомит с инструментами онтопсихологии (интерпретацией сновидений, семантическим полем). Онтопсихология – это современное направление психологии, которое дает возможность пересмотреть свои привычные взгляды на жизнь, способы поведения и оценки фактов.

Книга предназначена для широкого круга читателей и специалистов в области психологии, психотерапии, медицины.

Введение в онтопсихологию - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Введение в онтопсихологию - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Антонио Менегетти

Введение в онтопсихологию

© 1992, Psicologica Editrice di T. Meneghetti Viale delle Medaglie d’Oro, 428 00136, Roma

Перед Вами второе издание книги, которая на протяжении многих лет с момента ее выхода в свет является ценным инструментом для изучения основ науки онтопсихологии.

В книгу вошли материалы лекций, прочитанных профессором Антонио Менегетти в бывшем Советском Союзе в 1990 году перед аудиторией психологов, которые впервые знакомились с теорией онто психологии. В дальнейшем совместная работа профессора Менегетти и русских психологов привела к осуществлению ряда международных проектов. Результатом этой продолжительной и плодотворной деятельности стало открытие в 2004 г. кафедры онто пси хо логии в Санкт-Петербургском государственном университете.

Сегодня онто пси хо логию изучают как специальность, как область знаний, применяемую в разных сферах человеческой деятельности – бизнесе, праве, медицине, педагогике, искусстве.

Только точность познания может гарантировать качество и результат психотерапии

Что такое психология?

На первый взгляд она не относится к точным наукам. Однако благодаря методу, открытому онто психо логической школой, именно психология способна стать критерием точности других наук.

От Аристотеля, Декарта, Канта и до наших дней обсуждается, насколько точно человек может познать самого себя и окружающий мир. В математике и физике несложно прийти к общему критерию, поскольку цель этих наук – фиксировать данные, полученные в процессе познания (в той степени, в какой эти данные доступны человеку). Но что может гарантировать точность научного критерия в гуманитарных науках, таких как философия, психология, социология, а так же в объяснении явлений, которые мы приписываем к разряду паранормальных, духовно-религиозных и мифологических.

Заниматься психологией – значит уметь познавать и создавать человека. Знание, не имеющее реальной силы, не подкрепленное точным результатом, бессмысленно. Мнение допустимо в философии, социологии и политике, но в психологии что есть, то есть, а чего нет, того нет.

Заниматься психологией – значит знать внутрисущностное самодвижение психической деятельности, за любым явлением обнаруживать с максимальной точностью очевидную причину, обуславливающую определенное следствие в поведении человека. Например, какая внутренняя причина вызывает состояние тревоги, или раковую опухоль, или неудовлетворенность в реализации собственных целей?

Обширная область психосоматики все еще приводит в замешательство, удивляет большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. Для онтопсихологической школы способность понимать суть всей психосоматической феноменологии и разрешать связанные с ней проблемы уже является нормой.

Здесь было бы интересно дать описание различных научных исследований за последние сто лет, однако, резюмируя сказанное, я собираюсь перейти к первому фундаментальному вопросу данного цикла лекций.

В чем основная ошибка, порождающая все проблемы психологической науки?

Такая ошибка существует, так как все мы видим ее следствия как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом. Кропотливые и длительные исследования не имеют точки отсчета: ошибка все очевидней и все ощутимее потребность в исследовании с подлинно научной точностью.

Источник ошибки всей психологической науки и гуманитарных исследований заключается в отсутствии точности познания. Практически ни у кого из людей, рассуждающих, сопоставляющих и познающих, сознание не отражает реальности бытия. Как же тогда заниматься наукой, если сознание не соответствует реальности?

Первый основной вывод, к которому я пришел в ходе собственных научных исследований, можно сформулировать следующим образом: сознание исследователя, ученого, как и любого другого человека, неточно отражает реальность. Человек создан определенным образом, но представляет себя, думает о себе, отражает себя не таким, каким является на самом деле[2]. В этом случае то, как человек себя представляет, нефункционально для его реального существования.

Я пришел к заключению, что природа посылает нам огромное количество данных, проецируя их в виде кодов. Это своего рода текст, состоящий из эмоций, биологических, химических реакций, внутренних переживаний. Другими словами, человек устроен таким образом, что из тех сигналов, которые в изобилии посылает ему природа, его сознание способно уловить лишь некоторые из них, да и те в искаженном виде: сознание не умеет правильно понять зов инстинкта[3].

Читайте также: