Менеджер по производству обязанности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проектирует, разрабатывает, тестирует и проводит оценку интегрированных систем для управления процессами промышленного производства, включая человеческие факторы работы, контроль качества, контроль оборудования, управление логистическим и материальным потоками, анализ издержек и координацию производства.

Задачи

§ Анализировать статистические данные и технические характеристики продукции для определения стандартов и требований по качеству и надежности конечной продукции

§ Использовать статистические методы и выполнять математические расчеты, чтобы установить производственные процессы, требования к персоналу и нормы выработки

§ Проводить совещания с руководством и персоналом с целью развития производства и разработки стандартов

§ Составлять производственные отчеты, заказы на закупку, а также учетные листы по оборудованию, инструментам и материалам

§ Проводить совещания с торговыми представителями, сотрудниками и аппаратом управления относительно закупок, технологических процессов и процедур, технических характеристик продукции, производственных мощностей и статуса проекта

§ Координировать задачи и действия по контролю качества для разрешения производственных проблем, максимизации надежности продукции и снижения стоимости

§ Разрабатывать технологические процессы, стандарты использования рабочей силы и системы анализа стоимости, чтобы способствовать эффективному использованию персонала и оборудования

§ Руководить работниками, задействованными в проведении измерений характеристик продукции, инспекции деятельности с целью обеспечить контроль качества и надежность

§ Используя чертежные инструменты и компьютер, делать чертежи и проектировать схемы по оборудованию, материалам, и рабочей силе с целью определения самого эффективного варианта

§ Вычислять себестоимость продукции и ее колебания при изменениях конструкции изделия для осуществления административной проверки, управленческой деятельности и контроля

§ Оценивать правильность и точность продукции и тестировать оборудование и инженерные чертежи, чтобы разработать правильный план действий

§ Создавать процедуры и разрабатывать формы и инструкции для записи, оценки и передачи информации по качеству и надежности

§ Разрабатывать методы и технологические процессы по ликвидации несоответствующих материалов и дефектных или поврежденных частей, устанавливать размер стоимости и ответственность

§ Планировать и устанавливать последовательность операций по сборке и монтажу частей или изделий для продвижения эффективного использования

§ Рекомендовать методы повышения эффективности работы персонала, использования материалов и энергии

§ Вести или руководить учетом данных, чтобы обеспечить поток инженерных чертежей и документации по проблемам производства

§ Регулировать и вносить изменения в рабочее расписание согласно установленной производственной последовательности и отводить время на экспедицию операций производства

§ Просматривать производственное расписание, технические требования, заказы и подобную информацию, чтобы приобрести знания производственных методов, технологических процессов и других видов деятельности

§ Разработать расписание для доставок, основанное на производственных прогнозах, материальных заменах, хранению и обработке оборудования и сохранения требований

§ Изучать последовательность операций, материальный поток, функциональные утверждения, организационные графики и информацию по проектам, чтобы определить рабочие функции и ответственность

Функции

§ Консультирует клиентов по вопросам решения технических проблем

§ Анализирует эффективность безопасности систем или технологических процессов

§ Анализирует технические проблемы по разработке

§ Анализирует данные научных исследований и изучает полученные результаты

§ Анализирует технические данные, проекты и технические задания

§ Распространяет техническую информацию

§ Проводит обсуждения с инженерным, техническим и производственным отделом

§ Координирует техническую деятельность проекта

§ Координирует производство материалов, технологические процессы

§ Разрабатывает производственные процессы или методы

§ Определяет факторы воздействия на производственные процессы

§ Разрабатывает политики, технологические процессы, методы или стандарты

§ Развивает правила безопасности

§ Руководит персоналом со стороны технической деятельности

§ Устанавливает производственное расписание

§ Оценивает материалы или требования рабочей силы

§ Оценивает технические данные

§ Оценивает оборудование на соответствие стандартам

§ Оценивает производственные системы и системы обработки данных

§ Проверяет технические документы на полноту и точность

§ Разъясняет комплексную математическую информацию

§ Следует методам и техникам производства

§ Следует статистическим процедурам управления производственным процессом

§ Улучшает механизмы проверки или техники в производственных, промышленных и технических помещениях

§ Производит осмотр оборудования на соответствие техническим условиям

§ Возглавляет команды в технических проектах

§ Осуществляет проверку по соблюдению техники безопасности в промышленных, производственных и ремонтных помещениях

§ Выполняет статистическое моделирование

§ Планирует проверку технических методов

§ Готовит отчеты по безопасности

§ Готовит технические отчеты и сопутствующую документацию

§ Читает производственные схемы

§ Читает технические чертежи и рисунки

§ Ведет учет результатам проверки, технологическим процессам проверки и данным экспертизы

§ Решает технические или научные проблемы

§ Исследует факторы времени, мотивации, методов работы сотрудников

§ Осуществляет контроль качества работы сотрудников

§ Понимает технические данные и отчеты

§ Использует техники анализа издержек и методов их снижения

§ Использует техники черчения

§ Использует информацию по опасным материалам

§ Использует техники проведения исследований, обращаясь к библиотеке или Интернету

§ Использует техники длительного и краткосрочного производственного планирования

§ Использует математические или статистические методы для определения или анализа проблем

§ Использует техники управления проектом

§ Использует техники гарантии качества

§ Использует методику научных исследований

§ Использует техническую информацию по производственной или промышленной деятельности

Профессия менеджера по производству (Production manager)

Специализация
Производство
Место в иерархии
Среднее звено

Менеджер по производству отвечает за выполнение плана по количеству выпускаемой продукции и за общий контроль над производственным процессом. В его подчинении находятся начальники цехов, начальники смен, инженеры процесса, а также все операторы на линиях и вспомогательный персонал. Менеджер по производству тесно сотрудничает с менеджером по качеству, отделом закупок, главным инженером, отделом логистики.

Должностные обязанности

  • Управление производственным персоналом предприятия.
  • Обеспечение выполнения производственного плана.
  • Обеспечение равномерной и стабильной загрузки производственных мощностей.
  • Участие в инвестиционных проектах.
  • Контроль приема на работу и обучения персонала.

Требования к кандидату

  • Высшее образование (техническое).
  • Опыт руководящей работы на производстве.
  • Отличные навыки управления людьми, создания команды.
  • Умение ставить четкие и выполнимые задачи.
  • Ответственность.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь


Производственно-диспетчерский отдел

1. Общие положения

1.1 Менеджер по планированию производства относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется приказом генерального директора.

1.2 На должность Менеджера по планированию производства назначается лицо, имеющее высшее профес­сиональное (техническое) образование и стаж работы в сфере планирования не менее 3-х лет.

1.3 Менеджер по планированию производства непосредственно подчиняется начальнику производственно-диспетчерского отдела.

1.4 Менеджер по планированию производства должен знать:

  • организационно-распорядительные документы, нормативные и методические ма­териалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;
  • нормативные правовые материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;
  • организацию плановой работы на предприятии;
  • порядок разработки различных видов планов;
  • планово-учетную документацию;
  • методы экономического анализа показателей производственной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятия;
  • методы определения экономической эффективности принятия решений;
  • основы экономики, организации труда, производства и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • требования, положения и стандарты системы менеджмента качества;
  • технические требования, предъявляемые к продукции цеха, технологию ее производства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной сани­тарии и противопожарной защиты;
  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • настоящую должностную инструкцию.

1.5. Во время отсутствия Менеджера по планированию производства (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) его должностные обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которые несёт полную ответ­ственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

2. Должностные обязанности

Менеджер по планированию производства:

2.1.Обеспечивает планирование и контроль выполнение производственных заданий основного направления деятельности предприятия.

2.2.Обеспечивает ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств.

2.3.Организует текущее производственное планирование, учет, составление и своевременное предоставление отчетности о производственной деятельности участка.

2.4. Осуществляет сбор необходимой технической, социальной и экономической информации, необходимой для работы по разработке планов.

2.5. Подготавливает исходные данные для составления планов предприятия и представляет их непосредственному руководителю.

2.6. Осуществляет по поручению непосредственного руководителя разработку отдельных разделов плана, выполняет расчеты и обоснования к ним.

2.7. Готовит проекты внесения изменений в план в связи с возникновением новых факторов, не учтенных при разработке плана (форс-мажорными обстоятельствами, недопоставках компонентов, пр.).

2.8. Принимает участие в технико-экономическом обосновании реализации новых проектов на предприятии (внедрение новой продукции).

2.9. Принимает участие в разработке мероприятий по эффективному использованию ресурсов предприятия.

2.10. Ведет учет и контроль реализации всех этапов плана; накапливает и обрабатывает показатели выполнения плановых заданий, готовит по результатам контроля аналитические записки, справочные материалы и представляет их непосредственному руководителю.

2.11. Принимает поступающую документацию, необходимую для составления плана, проверяет правильность и достоверность содержащихся в ней данных.

2.12.Готовит отчетность в установленные сроки.

2.13. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных плановой информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

2.14. Взаимодействует со всеми структурными подразделениями предприятия.

2.15. Выполняет все поручения непосредственного руководителя.

3. Права

Менеджер по планированию производства имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений предприятия и специалистов необходимую информацию, для выполнения его должностных обязанностей.

3.2. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам планирования.

3.3. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.

3.4. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4. Ответственность

Менеджер по планированию производства несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности несет ответственность в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За разглашение конфиденциальной информации, доверенной ему в связи с выполнением трудовых обязанностей.

4.4. За причинение материального ущерба несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Заключительные положения

5.1. Менеджеру по планированию производства запрещается находиться на производстве без спецодежды и положенных по технологии средств индивидуальной защиты (СИЗ).

5.2. Менеджер по планированию производства организует оказание медицинской помощи при несчастных случаях до прибытия медицинского персонала и доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

5.3. Менеджер по планированию производства сообщает обо всех недостатках по охране труда, обнаруженных во время работы.


Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая — такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Так выглядит типичный менеджер продукта

Какую роль выполняет product manager

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;

проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;

рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;

итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

формирование практических выводов;

выведение требований к продукту;

создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;

продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;

реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;

проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;

проработка маркетинговых коммуникаций;

взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;

работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;

формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;

вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);

создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;

ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;

составление графика и определение эксплуатационных требований;

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.

Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.

Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.

Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.

Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.

Контроль и оценка выполненной работы.

Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.

Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.

Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.

Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.

ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.


Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая — такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Так выглядит типичный менеджер продукта

Какую роль выполняет product manager

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;

проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;

рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;

итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

формирование практических выводов;

выведение требований к продукту;

создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;

продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;

реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;

проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;

проработка маркетинговых коммуникаций;

взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;

работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;

формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;

вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);

создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;

ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;

составление графика и определение эксплуатационных требований;

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.

Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.

Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.

Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.

Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.

Контроль и оценка выполненной работы.

Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.

Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.

Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.

Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.

ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.

Читайте также: