Меморандум козака о молдо приднестровском урегулировании кратко

Обновлено: 01.06.2024

Нужно сказать, что это не первая инициатива И. Додона по Приднестровью – в начале нынешнего года он уже обращался к депутатам парламента Молдовы с просьбой принять ряд мер, направленных на пересмотр отношений с Тирасполем. Но услышан не был.

Сегодня нередко говорят о том, что, если Молдова уйдёт в состав Румынии, Приднестровье получит государственное признание, прежде всего со стороны России. Этот вариант, однако, не решает всех проблем. Главная из них – румынский экспансионизм не будет остановлен, а значит, сохранится и напряженность в регионе. Более того, она, скорее, даже увеличится. От Москвы потребуются серьезные дипломатические и иные усилия, чтобы сдерживать ситуацию. Положение осложняется тем, что у Приднестровья нет общих границ с РФ, и непонятно, как власти Украины станут реагировать на возможное признание республики. Это делает позицию Москвы еще более уязвимой.

В общем, создание молдавской федерации стало бы лучшим решением. Но, как мы часто видим, лучшее не всегда побеждает.

Если отбросить все предрассудки и опять же здраво взглянуть на ситуацию, то можно сказать, что приднестровское общество (не столько элиты, сколько именно общество) было бы готово к построению общего федеративного государства с Молдовой. Люди устали от последствий регионального конфликта, от неустроенности и неопределённости. У многих – родственные и дружеские связи на правом берегу. Поэтому справедливая федерация нашла бы отклик в их сердцах, особенно если бы к этому был и внешний импульс со стороны России.

Первое – Кишинёв должен дать адекватную оценку событиям 1989-1992 гг., связанным с вооружённой агрессией против Приднестровья, то есть признать свою вину за эту агрессию, принести извинения и выплатить компенсации тем, кто тогда потерял родных и близких.

Второе – русский язык в возможной молдавской федерации должен стать как минимум официальным. Статуса языка межнационального общения, который предлагает И. Додон, недостаточно, такой статус выглядит расплывчато.

Да, пусть гимн федерации не будет исполняться по-русски, но необходимо, чтобы жители Приднестровья имели возможность получить в органах власти любой документ (включая паспорт) на русском языке, любой ответ на русском языке. Не должно быть никакой дискриминации русскоязычных при приеме на федеральную госслужбу. Вопрос, связанный со статусом русского языка, очень важен – как мы помним, в 1989 году именно с него всё и началось.

Четвертое – у Приднестровья в рамках федерации должна сохраниться нынешняя экономическая самостоятельность.

Это минимальные условия. Есть ли в Молдове силы, которые могут обеспечить их? Нет. Думается, что к этому не полностью готов даже сам Игорь Додон, который сегодня в Кишиневе является почти что единственным сторонником молдавской федерации.

Почему сегодня проект молдавской федерации менее реален, чем 10 лет назад? Потому что фон для него изменился, и отнюдь не в лучшую сторону.

Федеративные идеи не возникают на пустом месте. До ноября 2003 года Кишинев и Тирасполь двигались к общему государству поэтапно. В 1996 году они подписали протокол согласованных вопросов, определивший, что Приднестровье может иметь свою конституцию и государственные символы, а также самостоятельно поддерживать внешнеэкономические контакты. В 1997-м был известный московский Меморандум об основах нормализации отношений между РМ и Приднестровьем. В конце 2002 года стороны пришли к тому, что общее государство будет федеративным. В феврале 2003 года появился протокол о разработке конституции федеративного государства.

Это – первый фактор. Второй заключается в качественном изменении позиций Румынии в РМ. Об этом много написано, и мы не станем задерживать внимание читателя. Скажем лишь, что в 2003 году Бухарест имел в Кишиневе хоть и активное, но всего лишь меньшинство примерно в 10-15%, а сейчас он стоит за правящей в стране коалицией.

Это тоже результат последовательной работы, уводящей Молдову от потенциальной федерации с Приднестровьем к объединению с Румынией. Работа сделана уже больше, чем наполовину. Недавнее окончательное решение молдавского Конституционного суда о том, что государственный язык в РМ должен называться румынским, а не молдавским – это закрепление достигнутых успехов.

Ровно 13 лет назад Молдова могла мирно разрешить приднестровский конфликт и зажить в единой и неделимой стране.

А ведь счастье - воссоединение страны - было так близко!

План урегулирования приднестровского конфликта был разработан в 2003 году первым заместителем администрации президента РФ Дмитрием Козаком. Он предполагал, что Приднестровье и Гагаузия смогут блокировать законопроекты, противоречащие интересам автономии. При этом документ давал право России размещать свои войска в Приднестровье сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта. Тогдашняя оппозиция развернула масштабные акции протеста против подписания меморандума. Владимир Воронин объяснил решение об отказе подписывать план его несогласованностью с европейскими структурами.

- Вопрос ведь не только в том — был бы подписан этот меморандум или нет - вопрос заключался и в том, что было бы после подписания, по какому сценарию развивались бы события. - делится с нами Марк Ткачук, экс-советник тогдашнего президента Молдовы Владимира Воронина. - Один из сценариев был гибельным. Это выход правой оппозиции, которая могла тогда свергнуть коммунистическую власть. И все бы закончилось очень печально. Я не утверждаю, что это было бы, но исключать этого нельзя. Поэтому вопрос не только в подписании или неподписании, вопрос во многих обстоятельствах, которые могли, к сожалению, случиться в случае подписания. Не говорю, что этого надо было смертельно бояться или это оказывало очень серьезное влияние на процесс, хотя в то время площадь была полная. Уже после неподписания, кстати. Хотя люди были уверены, что выходят в знак протеста. По большому счету, если убрать все подробности, если бы подписали и объединились бы с Приднестровьем, это было бы, конечно, большое чудо в хорошем смысле слова. И позитивные последствия этого чуда мы бы чувствовали все последующие годы.

Народ вышел на протесты против подписания

- В конечном итоге, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, не подписание меморандума Козака — это больше благо, чем зло?

- Я бы не сказал, благо это или зло, только отмечаю именно то, что в нем содержались моменты, которые в силу слишком разных внешнеполитических векторов не решались, либо решить их было бы очень трудно. А это именно та мина, которая закладывается под любую государственную структуру.

- А, на ваш взгляд, почему этот план в свое время так и не был подписан?

- Это надо у Владимира Воронина спросить. Я не знаю. Очевидно, действовали какие-то силы, которым подписание Меморандума Козака было невыгодно.

СКАЗАНО!

(Дмитрий КОЗАК, тогдашний замглавы администрации президента России, один из авторов Меморандума, 24 ноября 2003 года).

ИЗ ПРОЕКТА БУДУЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ

Как соединить оба берега Днестра?

1. Государственным языком федерации предлагается объявить молдавский язык. Официальным языком на всей территории объединенной Молдавии должен стать русский язык. Конституциями субъектов федерации наряду с молдавским и русским языками на территории субъектов федерации могут быть установлены другие официальные языки.

2. Мощное представительство Приднестровья во всех органах власти - для депутатов с того берега даже предусматривается блокирующий пакет голосов в верхней палате парламента.

3. Чиновники федеральных органов власти на территории Приднестровья будут назначаться только с согласия Тирасполя.

4. Гарантия права собственности (все, что приватизировано, будет работать в общем экономическом пространстве).

5. Право на выход из состава «государства.

6. По обеим сторонам Днестра - раздельно - предлагается провести референдум по Конституции, но для этого должна быть открыта граница.

7. До тех пор, пока Основной закон не заработает в полную силу, Приднестровье сможет жить по своим законам.

КОММЕНТАРИЙ ОРГАНИЗАТОРА ПРОТЕСТОВ

- Это политическая декларация, которую должны были подписать Воронин и Смирнов, не имеет абсолютно никакой юридической силы! - уверен политик, бывший председатель ХДНП и организатор тогдашних уличных протестов Юрий Рошка. - Это декларация о намерениях, которая входит в глубочайшее противоречие с Конституцией Молдовы. Это была ошибочная тактика тогдашнего российского руководства и лично господина Козака, который прискакал сюда и занимался секретной дипломатией.

На протесты людей выводил Юрий Рошка.

Воронин потом говорил, что в документ дописали присутствие российских войск на протяжении 25 лет. Но, по Конституции, Молдова — нейтральная страна, а пункт 2 статьи десятой гласит, что нахождение иностранных войск в Республике Молдова запрещается! Следовательно, незаконный президент Приднестровья не мог аннулировать конституционное поле Молдовы!

Возрастная категория сайта 18 +


Так называемый Меморандум Козака - план урегулирования приднестровского конфликта путем создания на территории Молдовы асимметричной федерации, на 80% был написан двумя людьми: Валерием Лицкаем и Марком Ткачуком, занимавшими тогда посты главы МИД Приднестровья и советника президента Молдовы соответственно. А одной из причин срыва подписания этого документа стало отсутствие широкого обсуждения этого документа, чем воспользовалась тогдашняя оппозиция, обвинив власти в разработке с Кремлем тайного плана "по сдаче Молдовы".

Об этом заявил известный журналист Валерий Демидецкий, выступая в программе "Механизм действия с Еленой Левицкой-Пахомовой" на телеканале "НТВ-Молдова", передает Noi.md.

Он напомнил, что в 2003 году Дмитрий Козак, занимавший тогда пост первого заместителя руководителя администрации президента России, приехал в Молдову по приглашению занимавшего тогда пост президента РМ Владимира Воронина.

"После неудачной попытки Владимира Воронина заменить Игоря Смирнова на кого-то более удобного для переговоров, отношения между двумя берегами Днестра осложнились. Владимир Воронин попросил президента РФ Владимира Путина о помощи в приднестровском урегулировании, и тогда в Молдову был прислан первый заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак, который играл роль "челночного дипломата". Он был гарантом того, что Кишинев и Тирасполь договариваются о каких-то вещах, и есть гарант, человек, который, как нотариус, удостоверяет подпись одного и другого", - сказал Валерий Демидецкий.

Журналист подчеркнул, что так называемый Меморандум Козака на 80% был написан двумя людьми: главой МИД Приднестровья Валерием Лицкаем и советником президента Молдовы Марком Ткачуком. А 20% дописали подключившиеся потом Вадим Мишин (депутат парламента от ПКРМ) и Василий Шова (министр реинтеграции Молдовы), потому что нужно было "причесать" уже этот документ с молдавским законодательством и т.д.


Козак: Нельзя делать мнение США основным фактором урегулирования приднестровской проблемы

Валерий Демидецкий рассказал, что был свидетелем того, как Валерий Лицкай и Марк Ткачук начали обсуждать и писать этот Меморандум буквально на его глазах. Тогда стороны договорились работать без пиара, не информируя широкую публику о начале процесса разработки документа.

"Мы не хотим, чтобы это обрело сейчас какую-то известность по той простой причине, что два юриста - три мнения. Если мы сейчас подключим кучу народа, особенно из парламента, каждый начнет гнуть свою линию, и этот процесс растянется на долгие годы. А так мы хотим быстро подготовить какую-то основу документа, а потом отдадим его депутатам, юристам и т.д, чтобы они его отшлифовали", - заявили они тогда.

Валерий Демидецкий отметил, что впоследствии Марк Ткачук признался, что одна из причин провала Меморандума Козака - это то, что он не имел общественной поддержки.


Ткачук: Молдова потеряла реальный шанс стать единой страной (ВИДЕО)

"Оппозиция воспользовалась тогда тем, что власти не объяснили людям, что они делают, что готовят, и поэтому тогдашнее руководство страны было обвинено в разработке с Кремлем тайного плана "по сдаче Молдовы", - сказал журналист.
По его словам, срыву Меморандума Козака сильно обрадовался тогдашний лидер Приднестровья Игорь Смирнов, который не очень хотел подписывать этот документ, но на него был сильный нажим, и он согласился в итоге его подписать. Смирнов бурно радовался тому, что подписание Меморандума Козака в итоге сорвалось, и даже позволил себе выпить по такому случаю, несмотря на то, что до этого определенный период времени не употреблял алкоголь из-за имевшихся на тот момент проблем со здоровьем.
"Но в тот вечер он нарушил свой обет и выпил на радостях за здоровье, радуясь тому, что не он виноват в том, что случилось", - поведал Валерий Демидецкий.

Но самым интересным он назвал то, как это было подано в Кишиневе, дескать, "приехал зловредный Козак, навязал нам Меморандум, написал его, хотел нас федерализовать. "

"Самое смешное, что наш Союз писателей жаловался США - стране с одной из самых мощных и развитых в мире федераций, на то, что они хотят Молдову федерализовать, напоминая им о судьбе замученных коренных народов, индейцах. Хотя все удивлялись, и Россия, и Германия, которая настаивала на урегулировании приднестровской проблемы на основе федерализации. Все они федеративные страны, и являются крепкими федерациями", - отметил журналист.


Рошка рассказал, как Воронин отказался от плана Козака

"Я слышал кучу версий, почему сорвался Меморандум Козака, я в них уже запутался, но главная версия была в том, что был спор: кому достанутся лавры миротворцев. Уже к тому времени Россия говорила, что с приднестровским урегулированием не нужно затягивать. Одной из главных причин, почему не был подписан Меморандум Козака, называлось 20-летнее присутствие российских миротворцев. Но вот 20 лет скоро минут, а они по-прежнему находятся там. И сейчас еще хуже условия для их вывода. Потому что их нет практически. Потому что Кишинев и Тирасполь не встречаются. А раньше на переговорах по Приднестровью обсуждалось то, какие кабинеты займут в правительстве Молдовы министры из Приднестровья. Это обсуждалось на самое деле. А сейчас себе это сложно представить, хотя мы знаем великолепно, что между деловыми людьми из Тирасполя и Кишинева прекраснейшие отношения, и никаких проблем у них нет. И я думаю, что у них хорошие отношения и с теми, кто контролирует сейчас власть в Киеве, и в Бухаресте и подальше, и никаких проблем нет. Потому что если Приднестровье существует, то значит это кому-нибудь нужно", - заявил Валерий Демидецкий.

Меморандум Козака — план решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии. Проект был разработан в 2003 году Дмитрием Козаком.

Условия плана

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 ноября 2011.

  • 2003 год в политике
  • Документы
  • Политика Молдавии
  • Приднестровский конфликт

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Меморандум Козака" в других словарях:

Козак, Дмитрий — Заместитель председателя правительства Российской Федерации Заместитель председателя правительства Российской Федерации с октября 2008 года. В этой должности, в частности, курирует подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Ранее министр… … Энциклопедия ньюсмейкеров

КОЗАК Дмитрий Николаевич — (р. 7 ноября 1958, cело Бандурово Гайворонского района Кировоградской области (см. КИРОВОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)) российский государственный деятель, министр регионального развития (с 2007), представитель президента России (см. ПРЕЗИДЕНТ Российской… … Энциклопедический словарь

Приднестровский конфликт — Приднестровский конфликт Кризис в Гагаузии • Дубоссары • Григориополь • Рыбница • Бендеры (1) • Бендеры (2) • Бомбардировки Приднестровья … Википедия

Конфликт в Приднестровье — Приднестровский конфликт Дата 1989 1992 Место Приднестровье Итог Утрата административного контроля Молдавии над Приднестровьем … Википедия

Приднестровская проблема — Приднестровский конфликт Дата 1989 1992 Место Приднестровье Итог Утрата административного контроля Молдавии над Приднестровьем … Википедия

Смирнов, Игорь Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Игорь. Игорь Николаевич Смирнов … Википедия

Рошка, Юрий — Председатель Христианско демократической народной партии Председатель Христианско демократического народной партии с 1994 года (до 1999 года организация именовалась Христианско демократическим народным фронтом). Бывший вице премьер Молдавии (2009 … Энциклопедия ньюсмейкеров

Лицкай, Валерий — Бывший министр иностранных дел Приднестровья Министр иностранных дел самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) (2000 2008). В 1992 2000 годах занимал пост государственного секретаря и начальника управления по внешним связям… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Смирнов, Игорь — Бывший президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Бывший президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (в 1991 2011 годах). До этого возглавлял Верховный совет Приднестровья, был депутатом Верховного совета… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Воронин, Владимир — Бывший президент Молдавии Бывший президент Республики Молдова (2001 2009 годы, избирался дважды), депутат парламента Молдовы XVIII созыва. Лидер Партии коммунистов республики Молдова (ПКРМ). В мае июне 2009 года одновременно был спикером… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Читайте также: