Мектебе это в истории 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

На­чаль­ная му­сульманская шко­ла при ме­че­ти.

М. воз­ник­ли в 7–9 вв. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние во мно­гих ре­гио­нах Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка, Сред­ней, Юж. и Юго-Вост. Азии, в По­вол­жье, Си­би­ри. Со­дер­жа­лись в осн. за счёт на­се­ле­ния. В М. обу­ча­ли гл. обр. маль­чи­ков и юно­шей, в ря­де ре­гио­нов су­ще­ст­во­ва­ло со­вме­ст­ное обу­че­ние маль­чи­ков и де­во­чек. Учи­те­ля­ми М. бы­ли вы­пу­ск­ни­ки медресе, обыч­но мул­лы ме­че­тей. В ос­но­ве сис­те­мы обу­че­ния ле­жа­ло изу­че­ние араб. гра­мо­ты и за­учи­ва­ние наи­зусть час­тей Ко­ра­на. В 19 – 1-й четв. 20 вв. в ря­де стран, а также в Россий­ской им­пе­рии, позднее в СССР (вост. окраины) М. по­слу­жи­ли ос­но­вой для соз­да­ния низ­ших сту­пе­ней об­ще­об­ра­зо­вательных свет­ских школ и средних специальных учеб­ных за­ве­де­ний.

МЕКҘЕБ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов. С 7 века мектеб был начальной мусульманской школой церковноприходского типа. С утверждением ислама и развитием мусульманского миссионерства мектеб получил распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье. Мектеб содержался в основном за счет населения, обучались в нем мальчики; учителями были обычно муллы. В основе обучения лежал арабский алфавит и тексты Корана. В мектебах (куттабах) изучались арабский язык, письменность, арифметика. Позднее в ряде исламских стран были созданы женские мектебы-куттабы. Выпускники мектеба имеют право поступать в медресе.

МЕДРЕјŠ(араб. мадраса, от дараса — изучать) , с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе) , а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре) , Азербайджане (Баку) . 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.

1) начальная мусульманская школа церковноприходского типа. Возникла при мечетях в арабских странах в 7—8 вв. С утверждением Ислама и развитием мусульманского миссионерства (См. Миссионерство) М. получили распространение во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье и некоторых др. районах дореволюционной России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. содержались в основном за счёт населения, обучались в них главным образом мальчики (М. для девочек очень редки); учителя — служители культа, обычно муллы. В основе обучения — арабский алфавит, тексты Корана. В современных М. (куттабах) изучаются арабский язык, письменность, арифметика и др. светские дисциплины; многие М. реорганизованы в начальные общеобразовательные школы, в которых изучение Корана — лишь один из учебных предметов. В ряде стран ислама созданы женские М.-куттабы, где обучение девочек осуществляют учительницы. Выпускники М.-куттабов имеют право поступать в общеобразовательные начальные и средние школы, в медресе. 2) У народов тюркской языковой группы, проживающих в СССР, М. называется Средняя общеобразовательная школа.

мектеб мектебе Словарь русских синонимов. мектеб сущ., кол-во синонимов: 2 • мектебе (1) • школа (68) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: мектебе, школа

МЕКТЕБ (араб, м а к т а б, букв.- место, где пишут), 1) начальная мусульм. школа церковноприходского типа. Возникла при мечетях в араб, странах в 7-8 вв. С утверждением ислама и развитием мусульм. миссионерства М. получили распространение во мн. странах Бл и Ср. Востока, Ср. Азии, в Поволжье и нек-рых др. р-нах дореволюц. России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. содержались в основном за счёт населения, обучались в них гл. обр. мальчики (М. для девочек очень редки); учителя - служители культа, обычно муллы. В основе обучения -араб, алфавит, тексты Корана. В совр. М (куттабах) изучаются араб, яз., письменность, арифметика и др. светские дисциплины; мн. М. реорганизованы в нач. общеобразоват. школы, в к-рых изучение Корана-лишь один из уч. предметов. В ряде стран ислама созданы женские М.-куттабы, где обучение девочек осуществляют учительницы. Выпускники М.-куттабов имеют право поступать в общеобразоват. нач. и ср. школы, 2) У народов тюркской языковой группы, проживающих в СССР, М. наз. средняя общеобразовательная школа.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

(тэ), а, м. (араб. maktab букв. место, где пишут).
1. Начальная мусульманская школа для мальчиков.
|| Ср. медресе, семинария, хедер.
2. Название средней общеобразовательной школы у нек-рых тюркских народов.

Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

65684683 Мектебы и медресе в конце ХIХ- нач. ХХ вв. БАШКИРИЯ Ислам ТАТАРСТАН

Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже ХIХ- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии. Между тем в исторической научной литературе, в частности о национальной школе, развитие просвещения среди татар Восточного Закамья практически не затрагивается.

По материалам переписи 1897 года в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения) (1). Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25 % от общего числа населения) (2). К 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужские и женские школы (3). В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета-ключ, Тойметкино и т.д. (4).

Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г. :

В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебе по Бугульминскому уезду на 1911 г.- 158 мектебе и 8 медресе (в деревнях Тумутук, Чалпы, Альметево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу) (6).

В эти же годы (на 1912- 1913 учебный год в Мензелинском узде работали 351 мектебе и 28 медресе (в деревнях Ново-Алимово, Якши- Карн, Кавзияк, Сарманово, Муртышбашево, Амикееево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старо- Курмашево, Ново- Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряш, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски- Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянчитамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якшибаево, Верхний Такталачук, Шигаево (7).

Характеризуя мусульманские школы следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в дер. Бигашево Бугульминского уезда указано медресе, открытое в 1792 г. (8).

В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в дер. Бигашево не указано, а указаны 2 мектебе, открытые в 1903 и 1905 годах (9). То же самое видно и по многим другим населенным пунктам уезда. Такое положение объясняется различнейшими причинами.

Во всех начальных мектебе обучение велось на татарском языке. В обоих уездах обучение в начальных мектебе было четырехгодичным. Предметы преподавания были следующие: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран (13).

Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906- 1907 годах мусульманское прогрессивное общество со штаб- квартирой в дер. Байряки. Общество охватывало в своей деятельности Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-ей соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х годов) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей (этот курс продолжался около 5 месяцев; обучалось на курсе 30 учащихся, которые после окончания курсов были направлены в деревенские мусульманские школы). В том же году 1000 рублей было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей (22).

Таким образом мектебе и медресе татар Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков в основном повторили тот же путь в своем развитии, что и все народное образование мусульман европейской части России.

Примечания:

В смету 1907 г. на содержание мектебе и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб. (Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. С.-Пб. С.441).

Читайте также: