Мексика миграция населения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интенсификация миграционных потоков в последние десятилетия стала одним из важнейших проявлений глобализации. При этом и сама миграция способствует дальнейшему углублению глобализационных процессов. Наряду с информационными и финансовыми потоками она является важным фактором формирования глобальной экономики. Миграция населения долго рассматривалась как естественный процесс, не представляющий угрозы безопасности стран и народов. Однако в настоящее время все чаще о миграции говорят как о серьезной проблеме [2; 4; 5; 13].

Это изменение обусловлено тем, что последний этап глобализации, начавшийся после распада СССР, придал многим проблемам локального или регионального характера мировой масштаб. К ним относится и международная миграция, которая отражается на всех участниках данного процесса (принимающих странах, странах-донорах, транзитных регионах и самих мигрантах) в силу ее масштабов, неорганизованности, беспорядочности и потери конструктивного характера. Мобильность людей возросла многократно, и причины кроются в пути, по которому двинулось человечество в конце ХХ века: это и господствующая неолиберальная модель экономического развития, к которой многие страны перешли в 90-х годах прошлого столетия и которая лишила рабочих мест многих людей, и рост политического и криминального насилия, также во многом связанный с изменениями на мировой арене, — которые не могли не найти своего отражения на национальном уровне.

Миграция перестала быть движущей силой общественного развития. Наоборот, в мире, в котором вместо решения ключевых проблем наблюдается разделение на тех, кто “спасается” и тех, “кто лишний”, миграция (как последний выход для многих) – это “голгофа”, которая, если рассматривать ее глобально, не спасает никого, а лишь ухудшает условия жизни всех [8]. Для изучения этого феномена Мексика и Центральная Америка представляют большой интерес: интенсификация миграции в последние 30-35 лет превратила регион в узел связанных с ней проблем.

Для Мексики международная миграция — явление не новое, но для стран Центральной Америки она приобрела особое значение в последней четверти прошлого века, когда значительно усилилась миграция за пределы региона. В 80-е годы миграция росла в среднем на 9% в год. Ее причины в Мексике и в Центральной Америке разнятся. В Мексике всегда преобладали социально-экономические факторы, а в центральноамериканских странах они стали играть роль лишь в последнее время, в то время как в конце ХХ века миграцию обуславливали гражданские войны и связанный с ними рост насилия. Последнее не потеряло своего значения как причина миграции и сейчас, и некоторые авторы считают его в большей степени влияющим на миграцию, чем экономические факторы.

Экономические причины усиления миграционных потоков из стран рассматриваемого региона связаны с неолиберальной моделью, ориентированной на открытие национальных экономик, сопровождавшееся лицемерными рассуждениями о положительной роли конкуренции. Принципиально, что к новой системе открытого глобализирующегося мира различные народы и государства подошли неодинаково подготовленными и отличающимися, прежде всего, по своему экономическому потенциалу. В результате встреча более развитых, или, точнее, более защищенных, экономик с менее защищенными в открытом глобализацией мировом пространстве была отмечена потрясениями.


Численность трудовых мигрантов, прибывших из Мексики в США, является одной из самых больших в мире. Эта латиноамериканская страна занимает первое место среди ведущих стран-доноров и третье место в качестве получателя денежных переводов, уступая лишь Индии и Китаю. К 2010 г. за пределами страны находились (в абсолютных значениях) 11,9 млн мексиканских граждан (10,2% всего населения Мексики [2]), причем 98,1% из них – на территории США (1, 2).


Увеличение миграции из Мексики в США совпало с активным ростом мексиканского населения в 1960–1990-х годах. В настоящее время темпы прироста населения этой страны значительно снизились: с 32,2 на тысячу жителей в год в период 1955–1960 гг. до 10,8 к 2010 г. Снизился и уровень рождаемости: с 46,8 рождений на тысячу человек в 1955–1960 гг. до 17,3 рождений в 2010 г. Эта тенденция отразилась и на показателях суммарного коэффициента рождаемости – 6,8 и 2,1 соответственно. Для сравнения: в 2009 г. показатель естественного прироста населения США составлял 5,5 [3].

В России в 2011 г. показатель естественного прироста населения находился на уровне 0,9 человек на тысячу жителей. Динамика численности жителей большинства стран СНГ в 2010–2011 гг. имела противоположную направленность: естественный прирост населения составил в Кыргызстане 20,6 человек на тысячу, в Таджикистане – 25,0, в Узбекистане – 18,7, в Казахстане – 13,8 [4]. В отличие от нисходящей мексиканской тенденции, демографическая ситуация в среднеазиатских республиках еще не поменяла вектор своего развития.

В середине 1980-х годов правительство США, столкнувшись со стремительным увеличением миграционных потоков из Мексики, было вынуждено провести реформу законодательства для легализации мексиканских и других мигрантов. Самой масштабной инициативой стал Закон о реформе и контроле над иммиграцией (Immigration Reform and Control Act, IRCA), принятый в 1986 г. Данный Закон дал возможность тысячам нелегалов узаконить статус пребывания на территории США, однако он не позволил ограничить поток мигрантов, пересекающих мексикано-американскую границу. Помимо IRCA, за период с 1986 г. по настоящее время предпринимались неоднократные, хотя и не столь масштабные, попытки ограничения масштабов незаконной миграции. В частности, ужесточались требования к работодателям, привлекающим к работе нелегальных мигрантов, ограничивался доступ к системе социального обеспечения, на уровне штатов принимались меры по упрощению процедуры депортации нелегалов. Знаковым стало начало строительства в 2005 г. стены на протяженных участках мексикано-американской границы. В 2013 г. администрация Б. Обамы инициировала разработку нового закона об иммиграционной реформе, который даст возможность иностранцам, незаконно проживающим на территории США, легализовать свой статус.


Социально-экономическое влияние: денежные переводы мигрантов

Одной из важнейших экономических составляющих миграции являются денежные переводы. От этого финансового потока зависит благополучие семей, развитие муниципальных образований, он же оказывает влияние и на характер проводимой государством политики. При определенном уровне накоплений денежные переводы способствуют развитию предприятий малого бизнеса и других частных инициатив. На макроуровне они влияют на состояние текущего платежного баланса и уже стали одной из составляющих ВВП страны [5].


Мексика – один из мировых лидеров по объему получаемых переводов. Наибольшие значения были достигнуты в предкризисные годы: например, в 2007 г. страна получила 26,06 млрд долл. Несмотря на снижение объема переводов из-за мирового кризиса, в 2012 г. в Мексику поступило 22,45 млрд долл. Данные показатели свидетельствуют об экономическом вкладе мигрантов в развитие страны происхождения. Если для такой страны, как Мексика, доля переводов составляет 2,1% ВВП, то для стран с менее диверсифицированной экономикой она значительно выше. Значимость этого источника денежных поступлений сложно переоценить: в Мексике он конкурирует с доходами от нефтяной промышленности и туристической индустрии.

В рассматриваемой миграционной модели преобладающим источником денежных переводов выступает более развитая страна. В случае Мексики такой страной выступают Соединенные Штаты, в случае стран СНГ – Россия. В 2012 г. на нее приходилось около 57,9% объема переводов мигрантов, получаемых в странах СНГ: Казахстан – 72,2%, Кыргызстан – 79,1%, Таджикистан – 57,7%, Азербайджан – 62,4%, Украина – 55,8%. Эти данные говорят о тесной социально-экономической связи между Россией и государствами СНГ, а также о незащищенности экономик некоторых из них от негативных финансово-экономических процессов, вызванных торможением российской экономики.

Тесная привязанность экономик к данному виду финансовых поступлений косвенно отражается на проводимой государствами миграционной политике. В мексикано-американской модели миграционного взаимодействия регулирующая функция осуществляется Соединенными Штатами, в связке Россия – страны СНГ политику регулирования миграции проводит Россия.

Трансформация модели: становление новых элементов

Рассматривая Мексику как страну, вовлеченную в глобальные миграционные процессы, можно отметить, что ее характеризует не только массовая миграция в северном направлении. По отношению к своим южным соседям – Гватемале и Белизу – Мексика выступает в качестве развитого государства, притягивающего тысячи сезонных рабочих. На этом направлении страна воспроизводит рассмотренную выше модель, но выступает уже в роли реципиента, а не донора миграции.

Хотя этот поток несопоставим по масштабу с североамериканским, он стимулирует Мексику к осуществлению целенаправленных мер по контролю над южной границей. Эта задача дополняется необходимостью регулировать нелегальную транзитную миграцию из стран Центральной и Южной Америки в США, а также оказывать противодействие контрабанде наркотиков и оружия.


Миграция – важный индикатор процессов, происходящих в социальной сфере, прежде всего на рынке труда. Она оказывает существенное влияние на демографическую ситуацию, компенсируя естественную убыль населения. Однако миграция, связанная с сезонными работами и низкоквалифицированным трудом, не может служить стимулом к развитию. Новый импульс социально-экономическому развитию страны могут дать повышение мобильности в рамках формируемых интеграционных пространств и активизация внутренних миграционных потоков.

Читайте также: