Механический детерминизм лапласа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лаплас был физиком и практически не занимался философией и тем не менее его вклад в философию очень существенен, может быть даже более существенен, чем некоторых философов и вот почему. В философии существует такая категория вопросов, которые, будучи один раз поставленными, в дальнейшем, не смотря на то, что на них не был дан ясный и окончательный ответ, который притом бы признавался всеми философскими течениями, служат краеугольными камнями всего последующего развития философской мысли.

Ещё одним примечательным фактом я столкнулся во время поисков первоисточника, то есть той части трудов Лапласа, где он затрагивал данную проблему. Однако везде попадались лишь цитаты его высказываний размером в полстраницы. Когда же источник был найден, оказалось что у самого Лапласа на эту тему написано немногим больше. Однако, тем не менее на одной странице он смог раскрыть всю суть проблемы лучше, чем это сделали бы философы в своих многостраничных трактатах. Хотя если быть справедливым философы часто бывают многословные из — за того что им необходимо показать, что свои измышления они взяли не из воздуха, а из строгих логических выводов из постулатов которые базируются на работах предыдущих философов или, в крайнем случае, сами по себе являются достаточно очевидными и никем не оспариваются. Но что непростительно философу, что простительно физику, поэтому в данной работе, прежде чем рассмотреть суть и анализ теории Лапласа мы постараемся рассмотреть те исходные посылки, которыми руководствовался Лаплас для вывода своей теории.

Краткая биография П. С. Лапласа

Понимание того, как Лаплас пришёл к своим выводам невозможно без знания его жизненного пути и обстановки, в которой формировались его взгляды.

Родился Пьер Симон Лаплас 23 марта 1749 г. в семье небогатого фермера в местечке Бомон-ан-Ож в Нижней Нормандии. О детстве и юности Лапласа известно мало. Помещик, у которого его отец арендовал землю, покровительствовал смышлёному мальчику и дал ему возможность учиться в колледже монахов-бенедиктинцев в Бомон-ан-Ож, получив светское образование. Лаплас проявил блестящие способности к языкам, математике, литературе, богословию. Ещё учась в колледже, он получил место преподавателя в военной школе Бомона, где преподавал элементарную математику.

В работах 1778—1785 гг. Лаплас продолжал совершенствовать теорию возмущений. Её он использовал для анализа движения комет. В 1789 г. Лаплас построил теорию движения спутников Юпитера. Она очень хорошо согласовалась с наблюдениями, и её использовали для предсказания движения этих спутников.

Лаплас предположил, что Солнечная система рождена из горячей газовой туманности, окружавшей молодое Солнце. Постепенно туманность остыла и под действием тяготения начала сжиматься. С уменьшением её размеров она вращалась всё быстрее. Из-за быстрого вращения центробежные силы стали сравнимыми с силой тяготения, и туманность сплющилась, превратилась в околосолнечный диск, который начал разбиваться на кольца. Чем ближе к Солнцу было кольцо, тем быстрее оно вращалось. Вещество каждого кольца постепенно остыло. Так как вещество в кольце не было распределено однородно, отдельные его сгустки благодаря тяготению начали сжиматься и собираться вместе. В конце концов кольцо из сгустков превратилось в протопланету. Каждая протопланета вращалась вокруг оси, и в результате этого могли образоваться её спутники.

Физическая основа идей лапласовского детерминизма

К этому следует добавить, что были известны также отношения сосуществования во времени, которые конкретизируются в данном случае в виде связи состояний одного объекта в течение времени. Эта связь состояний отражена в уравнениях движения. Пространственное же сосуществование проявляется в связях состояний рядоположенных объектов в один и тот же момент времени.

Астрономическая основа идей лапласовского детерминизма

Начиная с работ Кеплера астрономия также стала находится в состоянии непрерывного подъема. Кеплер точно показал, что все звёзды и планеты двигаются по строго определённым законам. Ньютон вывел теоретическое обоснование этих законов. Последователи Кеплера и Галлея в своих наблюдениях проверяли теорию практикой и когда наблюдалась несовпадение они высказывали гипотезу и если расчёт был проведён верно, то вскоре по вычисленным данным обнаруживалась новая планета, спутник, астероид и т. д. Таким образом каждое отклонение от строго заданных законов движения только подтверждало эти законы. Естественно возникала мысль а том, что если законы строги и определённы для небесных тел, то наверное также обстоит дело и с телами земными. Тем более что аналогичная попытка, предпринятая Ньютоном, увенчалась успехом и на аналогиях с планетами была построены вся классическая физика. В своей работе Лаплас напрямую приводит успехи астрономии как доказательство того, что всё подчиняется определённым законам:

Философская основа идей лапласовского детерминизма

Содержание теории лапласовского детерминизма

На этих трёх основании Лаплас и выдвинул свою теорию. Согласно ней каждой последующее состояние является следствием предыдущего и более того, существует теоретическая возможность просчитать любой событие исходя из предыдущего состояния и законов механики.

Тут конечно можно возразить, что не всегда бывает так, иногда у нас имеется определенная причина, из которой может вытекать несколько следствий. Например, возьмём футбольный матч: вначале матча известны составы команд, опытный зритель знает, на что способен каждый из них, известно также, насколько хорош тренер, кто будет судить и т. д. И тем не менее результат матча — случайное событие и максимум, что мы можем сделать это поставить вероятность с какой выиграет эта команда а с какой — проиграет. А чем больше мы знаем начальные условия, тем точнее мы будем приближается к истиной вероятности того, или иного события, каждое из которых вроде бы может произойти. На это теория Лапласа отвечает, что все мягко говоря не так, потому что если посмотреть все течение матча, то каждое событие является следствием предыдущего: вот игроку пришёл мяч, с такой то скоростью и под таким то углом, игрок стоял так то и готовился принять мяч так то, то в этом случае, мы можем почти со 100 % — вероятностью предсказать, куда мяч полетит. А если мы представим мяч, газон и игрока в виде молекул и атомом и распишем уравнения их движения, то получим как раз 100 %. Теперь скомбинируем действия молекул в действия тел, действия тел в игровые эпизоды, а эпизоды в матч, то мы выясним, что оказывается весь исход-то был предопределен. Тут можно сказать что рассчитать такие процессы невозможно, и это факт, но факт который не отменяет того, что этот процесс происходит, также как незнание того, как вращается Земля вокруг Солнца не означает, что не существует совершенно определённой траектории движения её движения.

Из этой теории вытекают несколько важных следствий:

Во-первых из этого вытекает полная предопределенность всего, что должно произойти иначе говоря теория детерминизма представляет собой попытку научного обоснования учения о фатализме.

Второй вывод можно сделать такой: раз всё так предопределенно значит будущее можно предсказать, притом на научном основании. Более того, как только будет найдена некоторая универсальная формула, описывающая состояние вселенной достаточно будет её подставить и вот уже простой человек, а не какой-нибудь там высший разум или демон сможет предсказывать не только движения планет, а землетрясения, наводнения, войны и революции, притом со 100%-й достоверностью.

Третий и самый важный вывод гласит что так называемая свобода выбора у человека- это фикция. В самом деле: по этой теории любая выходная реакция объекта, в том числе и человека зависит от 2-х факторов — входного воздействия и структуры самого объекта, и если мы знаем эти 2 фактора, то мы заранее можем предугадать его реакцию. Конечно человек многогранен и его структура сложна чтобы её понять, но что представляет собой структура человека в момент времени t0+dt? Это всего лишь его структура в момент времени t0 + воздействия на эту структуру (которые все заранее предопределены) за момент времени dt + самоизменение структуры за то же время (которое можно свести к воздействию друг на друга не самоизменяющихся структур более простого порядка).

А кем был человек в момент за 9 месяцев до рождения? Группой молекул! Но в момент времени от зачатия до времени взросления все воздействия были предопределенны, поэтому заранее было ясно какая личность из него получится. А если ясно, какая личность будет, то ясно, как она поступит и в ответ на следующее воздействие. А это уже не свобода. Таким образом человек думает, что поступает как он хочет, а на деле уже миллион лет назад можно было предсказать как он поступит в данной ситуации. Тут конечно можно возразить, что если человек будет действовать и если смирится со своей судьбой, то результат будет разной, но и это возражение не проходит т. к. уже заранее ясно будет ли действовать человек и как будет. И также предопределенно опустит ли руки прочитавший книгу по фатализму человек, или продолжит свою жизнь в том же духе, что и прежде или наперекор этому учению станет действовать активнее, чем прежде. В общем, выводы получаются, мягко говоря, безрадостными и посему, конечно же, хочется возразить этой теории. Поэтому нет никакой неожиданности в том, что возражения появились, начиная от опубликования данной теории.

Критика теории полного детерминизма Лапласа

Вообще говоря из второго приведённого нами следствия вытекает ещё одно следствие: если наша личность предопределенна мы не можем нести ответственность перед богом за наши грехи так как они вызваны исключительно воздействиями, которые послал нам бог. Именно поэтому, первыми, кто выступил против этой теории, были религиозные деятели. Правда их положение осложнялось тем, что по их теориям бог всё знает и видит, и видит, что будет дальше, но всё же… Вот вариант ответа таких деятелей в изложении их наследников, которые современны нам:

Шли годы, развивалась наука. Всё больше и больше явлений сводились к единой механистической картины мира и вот уже казалось механистическая физика полностью и бесповоротно восторжествовала. Но не тут то было. 2 маленьких пятнышка на небосклоне физики (эфир и тепловое излучение) при подробном рассмотрении показали, что классическая физика при рассмотрении некоторых явлений начинает противоречить сама себе и поэтому некорректна. Так родились квантовая физика и теория относительности. И вот в квантовой физике Гейзенберг было показал, что оказывается частица принципиально не может занимать одновременно определённое положение и иметь определённый импульс, т. е. мы даже не можем получить полную картину состояния на данный момент, а если бы она даже у нас и была, то в следующий момент времени микро частица уже поведёт себя случайным образом, а потом из-за этого случайно поведёт себя и микрочастица, а посему никакого детерминизма нет и быть не может. Как уже говорилось гипотеза о полном детерминизме ввиду своего фатализма, антигуманизма и т. д. и так никому особо не нравилась, и после открытия Гейзенберга многие философы с нескрываемой радостью поспешили объявить, что теперь гипотеза Лапласа показала свою полную несостоятельность даже с точки зрения науки и от неё можно отказаться.

Заключение

Список использованной литературы:

Состояние системы в данный момент времени – совокупность координат и скоростей всех тел системы в этот момент времени.

Лапласовский детерминизм – общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. – §55, стр. 166-168
  • История физики. Лауэ Макс. Государственное издательство технико-теоретической литературы 1956г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из курса физики известно, что взаимодействие тел - это причина движения. В гравитационном поле тела двигаются по-разному:

  • по окружности;
  • по эллипсу;
  • по параболе;
  • по прямой.

Если рассмотреть движение бильярдных шаров. Что же произойдет, когда мы ударим кием по битку? У каждого шара появится свой характер движения, причиной которого является взаимодействие между телами в системе, а, следовательно, воздействия силы. Однако начальные условия могут влиять на характер движения.

Согласно механике Ньютона, определив сейчас состояние любой системы, можно узнать ее состояние в прошлом. Предположим, что если мы узнаем все силы взаимодействия частиц в нашем мире и состояние системы этих частиц на данный момент, то, используя математические уравнения, сможем предсказывать будущее и узнавать прошлое.

Такая постановка задачи характерна для механистического детерминизма, названного по имени французского ученого Пьера Симона Лапласа.

Лапласовский детерминизм – это философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире.

Развитие естественных наук показало, что макромир ограничивает законы классической механики. Все процессы макромира имеют вероятностный характер. и из-за этого следует недетерминированность большей части процессов в макромире. Возьмём к примеру, глобальные стихийные бедствия, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение. Зная начальные условия, мы не можем предсказать последствия от них. Наблюдаемые детерминированные процессы в макромире являются скорее исключением, чем правилом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Концепция Лапласа

1. В одинаковых условиях во всех инерциальных системах отсчета все физические явления протекают одинаково т.е. законы физики одинаковы во всех инерциальных системах отсчета;

Принцип Галилея

2. Концепция устройства мироздания, согласно которой Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Концепция Птолемея

3. Концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности;

Концепция Коперника

4. Концепция устройства мироздания, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды


В истории науки демон Лапласа был первым опубликованным объяснением причинности или научного (лапласовского) детерминизма. С него началась современная история научной картины мира. Это понятие было введено Пьером-Симоном де Лапласом в 1814 году. С тех пор оно практически не изменилось. Согласно концепции лапласовского детерминизма, если кто-то (демон) знает точное местоположение и импульс каждого атома во вселенной, его прошлые и будущие действия могут быть рассчитаны по законам классической механики.


Роль в развитии науки

Желание многих ученых подтвердить или опровергнуть эту теорию сыграло жизненно важную мотивирующую роль в последующем развитии статистической термодинамики, первой из нескольких опровержений, разработанных последующими поколениями физиков в предположении причинной определенности, на которой воздвигнут демон Лапласа.

Детерминированный механизм

Фрагменты механизма

Другие оценки

По словам инженера-химика Роберта Улановича, демон Лапласа встретил свой конец в начале XIX века благодаря открытию концепций необратимости, энтропии и второго закона термодинамики. Другими словами, принцип лапласовского детерминизма был основан на предпосылке обратимости и классической механики. Однако Уланович отмечает, что многие термодинамические процессы являются необратимыми, поэтому если термодинамические величины считаются чисто физическими, то такой детерминизм невозможен, поскольку невозможно восстановить прежние положения и импульсы из текущего состояния.

Иллюстрация детерминизма

Иной взгляд

Максимальная энтропийная термодинамика имеет совершенно иной взгляд, считая, что у термодинамических переменных статистическая основа, которую можно отделить от микроскопической физики. Тем не менее эта теория встретила критику в отношении ее способности делать предсказания о физике. Ряд физиков и математиков, в том числе Иван Веленик с математического факультета Женевского университета, указали, что максимальная энтропийная термодинамика, по сути, описывает наши знания о системе, а не о самой системе. Следовательно, лапласовский детерминизм вторичен.

Взаимосвязь нитей

Копенгагенская интерпретация

Из-за своего канонического предположения о детерминизме демон Лапласа несовместим с копенгагенской интерпретацией, которая обуславливает неопределенность. Интерпретация квантовой механики все еще очень открыта для дебатов, и многие ученые в этой области придерживаются противоположных взглядов (таких как интерпретация многих миров и интерпретация де Бройля – Бома).

Взаимосвязь шаров

Теория хаоса

Теория хаоса иногда указывается как противоречие демону Лапласа и, соответственно, принципу лапласовского детерминизма: она описывает, как детерминированная система способна демонстрировать поведение, которое невозможно предсказать. Как при эффекте бабочки, незначительные изменения между начальными условиями двух систем могут привести к значительным различиям в результатах.

Отсылки в массовой культуре

Принцип домино

В аниме Blast of Tempest теория хаоса и эффект бабочки, а также путешествие во времени и выход из параллельных вселенных являются основными темами.

Rapurasu no Majo (Ведьма Лапласа), роман 2015 года японского автора Кейго Хигашино, был экранизирован в 2018 году. Идеи Лапласа в нем регулярно упоминаются и косвенно соотносятся с сюжетом.


Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Кафедра философии
Секция политологии

Тема реферата: Лапласовский детерминизм

Студент: Кузнецов М.И.

Научный руководитель: Зубков В.П.

Москва 2021

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность детерминизма П.-С. Лапласа……………………………….4
Квантовая механика и ее двойственность……………………………..8
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………15

Введение
Принцип детерминизма является основой для целостного осмысления различных сущностных проблем философии природы, таких как проблема происхождения вещей и явлений, проблема связей между вещами, проблема изменчивости окружающего мира и т.д.

С философской и научной точек зрения детерминистская установка основана на идее, утверждающей, что любое явление рассматривается как результат действия некоторых причин, приведших к его возникновению, так же, как и само это явление может исследоваться как причина других явлений.

Детерминизм (от лат. determino – определяю) – это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности. Также детерминизм – это принцип господства в природе причинно-следственных законов, имеющих необходимый и обязательный характер связи причины и следствия.

Выражением этой позиции являются следующие тезисы:
- причина всегда с необходимостью порождает свои следствия;
- следствие всегда есть необходимый результат какой-то причины.

Категориями детерминизма являются, например, следующие понятия: закон-беззаконие, необходимость-случайность, возможность-действительность и другие. Эти понятия выработаны в связи с базовыми установками, которые характерны для классического естествознания.

Мысль о спонтанности, случайности в природе стала возникать в древности как отрицание пессимистического фатализма, затем была отвергнута в эпоху классической науки, а вновь была реанимирована лишь в ХХ веке. Ярчайшим примером борьбы детерминизма с индетерминизмом в сознании людей является квантовая механика.

Сущность детерминизма П.-С. Лапласа
Пьер-Симон Лаплас (1749-1827 гг.) жил в эпоху Нового времени, эпоху рационализма и классической науки. В то время существовало множество научных представлений и подходов в понимании мира. Типичными примерами служат натурализм, комбинаторность, квантитатизм, аналитизм, геометризм и другие. Однако господствовала концепция однозначного детерминизма.

Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний. Это сочетается с "принципом дальнодействия", то есть с идеей неограниченно большой скорости передачи взаимодействий в плоском трехмерном и однородном евклидовом "абсолютном" пространстве, в котором время течет независимо от материальных процессов тоже как "абсолютное" время. Случайное - это просто еще не познанное.

Все это хорошо иллюстрируется на примере второго закона Ньютона, как закона динамического (а не статистического) типа. Необходимость здесь зависит от внешнего источника, хотя, вообще говоря, принцип инерции Галилея - Ньютона подводит нас к признанию самодвижения материи. Описание движения здесь происходит в рамках принципа относительности Галилея, в котором действует закон сложения скоростей. Груз идеи Аристотеля о всеобщности телеологического подхода в классической механике, а затем и во всей физике в связи с развитием принципов наименьшего действия прослеживается от Эйлера и Мопертюи до Планка, а также работ современных теологов.

Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814 г.) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.

Особо следует отметить подход механицизма в науке того периода. Детерминизм Лапласа был основан на подходе, в котором утверждалось, что механицизм – это гипертрофия механики как способа миропонимания. Господствующей была редукционистская идеологема о мире-машине и человеке-автомате, которые ввиду этого доступны познанию.

Из этой теории вытекают несколько важных следствий.

Во-первых, из этого вытекает полная предопределенность всего, что должно произойти; иначе говоря, теория детерминизма представляет собой попытку научного обоснования учения о фатализме.

Второй вывод можно сделать такой: раз всё так предопределенно, значит будущее можно предсказать, притом на научном основании. Более того, как только будет найдена некоторая универсальная формула, описывающая состояние вселенной, достаточно будет её подставить, и вот уже простой человек, а не какой-нибудь там высший разум или демон сможет предсказывать не только движения планет, а землетрясения, наводнения, войны и революции, притом со 100%-й достоверностью.

Третий и самый важный вывод гласит, что так называемая свобода выбора у человека - это фикция. В самом деле: по этой теории любая выходная реакция объекта, в том числе и человека, зависит от 2-х факторов – входного воздействия и структуры самого объекта, и если мы знаем эти 2 фактора, то мы заранее можем предугадать его реакцию. Конечно, человек многогранен и его структура сложна чтобы её понять, но что представляет собой структура человека в момент времени t0+dt? Это всего лишь его структура в момент времени t0 + воздействия на эту структуру (которые все заранее предопределены) за момент времени dt + самоизменение структуры за то же время (которое можно свести к воздействию друг на друга не самоизменяющихся структур более простого порядка). А кем был человек в момент за 9 месяцев до рождения? Группой молекул! Но в момент времени от зачатия до времени взросления все воздействия были предопределенны, поэтому заранее было ясно какая личность из него получится. А если ясно, какая личность будет, то ясно, как она поступит и в ответ на следующее воздействие. А это уже не свобода. Таким образом, человек думает, что поступает как он хочет, а на деле уже миллион лет назад можно было предсказать, как он поступит в данной ситуации.

Тут конечно можно возразить, что если человек будет действовать и если смирится со своей судьбой, то результат будет разный, но и это возражение не проходит, так как уже заранее ясно, будет ли действовать человек и как будет. И также предопределено, опустит ли руки прочитавший книгу по фатализму человек или продолжит свою жизнь в том же духе, что и прежде, или наперекор этому учению станет действовать активнее, чем прежде.

Идея полной предопределенности в Природе (от молекулы и атома до вселенной в целом), безусловно, была хороша тем, что не заставляла задумываться о чем-то чисто случайном и преднамеренном, что, вопреки нашему знанию, событие, которое давно изучено и препарировано и все этапы которого закономерно следуют друг из друга, на этот раз вдруг пойдет как-то иначе. 2

Для лапласовского детерминизма необходимость существует как бы в чистом виде, без заметных случайных отклонений в ту или иную сторону. Такая необходимость лишь внешне соотносится со случайностью, т. е. совершенно исключает ее даже в смысле формы проявления. Эта необходимость имеет место в высокой степени замкнутых, обратимых процессах, протекающих строго определенным образом и обусловливающих целостность и сохранение природных неорганических систем.

Все возможные варианты просчитывались молодой еще тогда теорией вероятности, все экстраординарное нивелировалось. Все вело к тому, что открытые недавно вариационные принципы механики (природа действует максимально экономично) и детерминизм (природа действует предсказуемо) обеспечат беспроблемное развитие науки на века. Однако это оказалось не так.

Квантовая механика и ее двойственность
Другая фундаментальная концепция современного естествознания – квантовая механика, создатели которой подорвали всеобщность и непререкаемость такого фундаментального онтологического принципа классического естествознания, как детерминизм. Отличием квантовой механики от классической является положение о принципиально вероятностном характере поведения любых физических тел, а не только микрообъектов. Невозможность однозначного описания движения тел связана с теми ограничениями, которые накладывают принцип неопределенности В. Гейзенберга и принцип дополнительности Н. Бора. Согласно квантовой механике, физический мир устроен таким образом, что возможно только его вероятностное описание. Меняется тип исследуемого объекта. Если объектом классического естествознания являлись простые замкнутые системы и объекты макромира, то объектом неклассического естествознания становится микромир. Специфика этих объектов требует особой методологии исследования. Основанием построения неклассической модели реальности становится утверждение: мышлению объект не дан в его первозданном состоянии, следовательно, детерминистский закон в его классическом виде не отвечает онтологическим основаниям неклассической физической картины мира. 3

Основная идея статической интерпретации: в каждый момент времени электрон (или другая частица) находится в определенном месте пространства. Волновая же функция описывает лишь возможную вероятность его нахождения в том или ином месте и не дает знания о реальном местоположении электрона. И в этом смысле квантовая механика не полна.

Основная идея копенгагенской интерпретации: в каждый момент времени электрон не имеет определенного местоположения. Он действительно находится с различной плотностью вероятности в разных точках некоторой области. То есть волновая функция дает полное описание движения даже одного электрона. 4

Выход из сложившейся ситуации предложил в начале 2000-х годов российский физик В.Л.Янчилин. Он склонился именно к индетерминистской копенгагенской интерпретации. Доработав ее и устранив некоторые положения, у него получилось создать свою, третью, интерпретацию. Однако победе случайности над детерминизмом мешает ряд серьезных проблем. 5

Переустройство мировоззрения могло бы стать качественным эволюционным скачком в развитии человека разумного. Однако по-прежнему в науке господствует идеологема махиницизма, однако, адаптированная к современным реалиям: ставка все больше делается не на классическую науку и механические машина, а на знания постнеклассической науки и постоянно развивающуюся вычислительную технику и инновационные технологии. А где присутствует механицизм, там, как было указано выше, и детерминизм.

Сюда же можно отнести и проблему следующего рода: в фундаменте естественных наук (физика, биология, химия и др.), динамичных по своей сущности, лежит абсолютно статичная математическая логика. Понятие времени, столь важное и необходимое для этих наук, отсутствует в матлогике, ибо математические объекты не развиваются, не изменяются и не
стареют, они идеальны. Логика чрезвычайно детерминирована, ибо в ней
нет места случаю. Отсюда и детерминизм в естественнонаучном знании. Жесткий детерминизм в теории эволюции – яркий тому пример.
«Лапласовский детерминизм – программа, имеющая в своей основе зачатки как общей, так и математической логики, а не только чистая механика.

По нашему мнению, новым поколениям людей уже сейчас, начиная
со школы, надо прививать идею индетерминизма в природе, идею о том,
что, несмотря на кажущуюся предопределенность, нельзя списывать со
счетов роль случая в развитии как Вселенной в целом, так и мельчайшей ее частички, коей мы являемся.

Как заключение, можно отметить, что вывод о том, предопределенно ли всё или нет должен сделать каждый сам для себя потому что, к сожалению, наши научные, как, впрочем, и философские знания ещё слишком малы, чтобы делать такой вывод один на всех. Но независимо от того, к какой он будет человек, сделавший его всё равно должен поступать как свободный человек. Ведь даже если допустить, что всё то, о чём писалось выше и есть отражение наше действительности, то всё равно человек остаётся уникальным. Да, уникальность эта была предопределена, но от этого она не перестаёт быть уникальностью. А раз мы уникальны, то уникальны и наши поступки, продиктованные нашей волей, а это значит, что мы несём полную ответственность за них. Актуальность теории Лапласа заключается в том, что наше сознание слишком часто пытается назвать какое-то не поддающееся объяснение случайным или подчиняющимся теории вероятности. А если копнуть глубже, то, оказывается, что самое сложное событие имеет под собой объяснение и в нём чётко прослеживается причинно-следственная связь. Теория Лапласа и говорит о том, что такую связь всегда можно найти. А когда кто-то верит в возможность нахождения оной, то он когда-нибудь обязательно её найдёт. Оглянемся вокруг: все факты, которые сейчас объяснила наука, раньше считались случайным! И, несомненно, многое из того, что кажется случайным сейчас получит в будущем своё объяснение. Главное – это сделать первый шаг.

Список литературы


1  Гайденко, П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой / П.П. Гайденко. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. – С. 213

2  Ковешников, Е.В. Лапласов детерминизм: от истории идеи к современным проблемам / Е.В. Ковешников, Н.В. Савченко // Философия образования. - № 5(50). – 2013. – С. 118

3  Шуталева, А.В. Философские аспекты детерминизма в неклассической физической картине мира / А.В. Шуталева // Вестник ОГУ. - № 7 (126). – 2011. – С. 193


4  Янчилин, В.Л. Неопределенность, гравитация, космос / В.Л. Янчилин. – Москва: Едиториал, УРСС, 2003. – С. 87

5  Ковешников, Е.В. Лапласов детерминизм: от истории идеи к современным проблемам / Е.В. Ковешников, Н.В. Савченко // Философия образования. - № 5(50). – 2013. – С. 119

Читайте также: