Медицина в средней азии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дайте краткую историческую характеристику региона. Когда и как произошло становление независимых национальных государств Средней Азии?

Рассмотрите специфику организации больничного дела; врачебных школ, социально-правовой статус врача и пациента.

Занятие 3

План занятия

1. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV–XVII вв.)

2. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего (V–X вв.)

и Классического (XI–XV вв.) Средневековья

1. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV–XVII вв.).Какие регионы включает Юго-Восточная Азия? Характеризуйте уровень развития данных регионов.

Рассмотрите Средневековый Китай. В Средние века традиционное врачевание Китая строилось на следующих принципах:

А) развитии метода чжэнь-цаю;

Б) пульсовой диагностике;

В) учении о предупреждении болезней.

С конца VI в. происходит создание первых госу­дарственных медицинских школ, появляются иллюст­рированные трактаты по традиционной китайской медицине и клас­сические трактаты о лекарственных средствах.

2. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего (V–X вв.) и Классического (XI–XV вв.) Средневековья.Определите истоки западноевропейской модели медицины, степень преемственности с традициями античности и варварского мира.

Обратите внимание на определяющее влияние церкви. Укажите его позитивные и негативные черты.

Что такое схоластика? Определите взаимодействие схоластики и медицины в эпоху Раннего и Классического Средневековья. С какого момента началось ниспровержение схола­стики? Как это отразилось на развитии медицины?

Рассмотрите место галенизма в средневековой медицине.

Опишите пути передачи медицинских знаний, основы среднего и высшего европейского медицинского образования. Проанализируйте деятельность светских и католических университетов, уровень развития учебников и учебных пособий.

Охарактеризуйте основные достижения медицинской теории и практики в области описательной анатомии, хирургии, эпидемиологии.

Проанализируйте санитарное состояние городов, общую эпидемиологическую обстановку. Что представляли средневековые эпидемии: проказа, чума, оспа, и методы борьбы с ними? Когда были заложены основы санитарной организации в Европе?

Список литературы

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

В конце IX века, после распада Халифата, правитель Мавераннахра Исмаил Саманид объединил значительную часть территорий Средней Азии в единое феодальное государство. Государство Саманидов достигло своего экономического и культурного расцвета в X веке. Его столицей была Бухара – один из богатейших городов Востока.

Выдающимся среднеазиатским учëным и врачам принадлежит целый ряд новых идей, которые получили признание и развитие лишь несколько веков спустя. Например, внедрение экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественно-научной сущности медицины как области научной и практической деятельности. Кроме этого, они высказывали идеи о связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного.

Обобщающие энциклопедические труды врачей Средней Азии способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и различных теоретических концепций.

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д.

Во второй книге излагаются сведения о лекарственных средствах, применявшихся в практической медицине того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. При этом автор описывает их лечебные свойства и способы применения, а также правила сбора, переработки и хранения. Кроме лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, описываются лекарства, привозимые из Индии, Китая, Греции и других регионов земного шара. Многие лекарственные средства благодаря Авиценне стали известны средневековой Европе, они прочно вошли в научную фармакопею и применяются в настоящее время.

В четвëртой книге рассматриваются общие заболевания организма и хирургические методы лечения. К ним автор отнëс различные виды лихорадок (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе и рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, ранения, переломы и вывихи, ранения, повреждения нервов, черепа, груди, позвоночника и конечностей. В этой же книге говорится об инфекционных заболеваниях и освещаются основные вопросы учения о ядах (токсикология). Кроме этого, Авиценна уделил внимание вопросам сохранения красоты тела – косметологии.

Пятая книгапосвящена различным формам сложных лекарств, способам их приготовления и применения. Автором описываются яды и противоядия, различные формы лекарств - кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д. Указываются лекарственные средства для лечения многих заболеваний, например, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи.

Ибн-Сина полагал, что умозрительная медицина должна отойти на задний план, а основным методом познания причин здоровья и болезни должен быть опыт (эксперимент).

Главным в лечении, по мнению Авиценны, является прежде всего внушение, далее следует лекарство и в самую последнюю очередь – хирургический инструмент.

Ибн Сина описал клинику менингита, плеврита, воспаления лëгких и астмы. Он дал клиническую картину туберкулëза и указал на такое заболевание, как инфаркт миокарда.

Ибн Сина внëс неоценимый вклад в развитие учения об инфекционных болезнях. Он высказал предположение о заразности чумы, а также указал на переносчиков этого заболевания – крыс. Авиценна описал и отделил от других болезней сибирскую язву, холеру и проказу, дав ей название – лепра (lepra). Выделил в самостоятельное заболевание ветряную оспу. Ибн Сина описал клиническую картину, лечение и причину такого заболевания, как бешенство. Он высказал мысль о невидимых возбудителях инфекционных болезней и возможности заражения через почву и воду, в связи с чем рекомендовал перед употреблением её кипятить или фильтровать.

В области хирургии Авиценна подробно изложил учение о кровопускании: выбор вены, величина и форма разреза, показания и противопоказания в зависимости от возраста и конституции больного и других условий. Им описаны операции камнесечения и трахеотомии. Ибн Сина разработал новые способы лечения ран и травм, в частности, травм черепа. Для обработки ран он рекомендовал использовать вино. Авиценна предложил оригинальные способы вправления вывиха плеча и бедра.

Ибн Сина много занимался проблемами психических расстройств. Предшественники учëного не связывали отдельные психические процессы с функцией определëнных участков головного мозга. Авиценна высказал мысль о естественных причинах нервных и психических заболеваний, опровергнув тем самым демонические представления об их происхождении. Непосредственной причиной психических расстройств, считал Авиценна, может являться окружающая среда или телесные расстройства. Так, ушибы головы могут разрушить отдельные части мозга, тем самым расстроить чувствительность и вызывать выпадение некоторых его функций.

В качестве физиотерапевтических средства Ибн Сина применял различные виды глин, минеральные воды, лечение солнцем и воздухом.

Таким образом, учëные средневекового Востока сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира – в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время виднейшие деятели медицинской науки и практики самостоятельно разрабатывали и дальше развивали медицинские знания. Благодаря учëным-арабистам – комментаторам и переводчикам медицинских трудов с арабского языка на латинский - они прочно вошли в научный обиход средневековой Европы и стали учебными пособиями в университетах. Средневековая медицина Востока явилась одним из источников, обогативших прогрессивную науку эпохи Возрождения.

В конце IX века, после распада Халифата, правитель Мавераннахра Исмаил Саманид объединил значительную часть территорий Средней Азии в единое феодальное государство. Государство Саманидов достигло своего экономического и культурного расцвета в X веке. Его столицей была Бухара – один из богатейших городов Востока.

Выдающимся среднеазиатским учëным и врачам принадлежит целый ряд новых идей, которые получили признание и развитие лишь несколько веков спустя. Например, внедрение экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественно-научной сущности медицины как области научной и практической деятельности. Кроме этого, они высказывали идеи о связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного.

Обобщающие энциклопедические труды врачей Средней Азии способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и различных теоретических концепций.

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д.

Во второй книге излагаются сведения о лекарственных средствах, применявшихся в практической медицине того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. При этом автор описывает их лечебные свойства и способы применения, а также правила сбора, переработки и хранения. Кроме лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, описываются лекарства, привозимые из Индии, Китая, Греции и других регионов земного шара. Многие лекарственные средства благодаря Авиценне стали известны средневековой Европе, они прочно вошли в научную фармакопею и применяются в настоящее время.

В четвëртой книге рассматриваются общие заболевания организма и хирургические методы лечения. К ним автор отнëс различные виды лихорадок (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе и рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, ранения, переломы и вывихи, ранения, повреждения нервов, черепа, груди, позвоночника и конечностей. В этой же книге говорится об инфекционных заболеваниях и освещаются основные вопросы учения о ядах (токсикология). Кроме этого, Авиценна уделил внимание вопросам сохранения красоты тела – косметологии.

Пятая книгапосвящена различным формам сложных лекарств, способам их приготовления и применения. Автором описываются яды и противоядия, различные формы лекарств - кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д. Указываются лекарственные средства для лечения многих заболеваний, например, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи.

Ибн-Сина полагал, что умозрительная медицина должна отойти на задний план, а основным методом познания причин здоровья и болезни должен быть опыт (эксперимент).

Главным в лечении, по мнению Авиценны, является прежде всего внушение, далее следует лекарство и в самую последнюю очередь – хирургический инструмент.

Ибн Сина описал клинику менингита, плеврита, воспаления лëгких и астмы. Он дал клиническую картину туберкулëза и указал на такое заболевание, как инфаркт миокарда.

Ибн Сина внëс неоценимый вклад в развитие учения об инфекционных болезнях. Он высказал предположение о заразности чумы, а также указал на переносчиков этого заболевания – крыс. Авиценна описал и отделил от других болезней сибирскую язву, холеру и проказу, дав ей название – лепра (lepra). Выделил в самостоятельное заболевание ветряную оспу. Ибн Сина описал клиническую картину, лечение и причину такого заболевания, как бешенство. Он высказал мысль о невидимых возбудителях инфекционных болезней и возможности заражения через почву и воду, в связи с чем рекомендовал перед употреблением её кипятить или фильтровать.

В области хирургии Авиценна подробно изложил учение о кровопускании: выбор вены, величина и форма разреза, показания и противопоказания в зависимости от возраста и конституции больного и других условий. Им описаны операции камнесечения и трахеотомии. Ибн Сина разработал новые способы лечения ран и травм, в частности, травм черепа. Для обработки ран он рекомендовал использовать вино. Авиценна предложил оригинальные способы вправления вывиха плеча и бедра.

Ибн Сина много занимался проблемами психических расстройств. Предшественники учëного не связывали отдельные психические процессы с функцией определëнных участков головного мозга. Авиценна высказал мысль о естественных причинах нервных и психических заболеваний, опровергнув тем самым демонические представления об их происхождении. Непосредственной причиной психических расстройств, считал Авиценна, может являться окружающая среда или телесные расстройства. Так, ушибы головы могут разрушить отдельные части мозга, тем самым расстроить чувствительность и вызывать выпадение некоторых его функций.

В качестве физиотерапевтических средства Ибн Сина применял различные виды глин, минеральные воды, лечение солнцем и воздухом.

Таким образом, учëные средневекового Востока сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира – в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время виднейшие деятели медицинской науки и практики самостоятельно разрабатывали и дальше развивали медицинские знания. Благодаря учëным-арабистам – комментаторам и переводчикам медицинских трудов с арабского языка на латинский - они прочно вошли в научный обиход средневековой Европы и стали учебными пособиями в университетах. Средневековая медицина Востока явилась одним из источников, обогативших прогрессивную науку эпохи Возрождения.

В IX-XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Маверан-нахра (территория в Средней Азии) и Хорасана (территория в Иране) Исмаил Саманид, правивший в 892-907 гг., объединил эти земли в единое государство, которое достигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался язык дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока.

В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (ныне Узбекистан) родился будущий аш-Шейх ар-Раис (араб, as-saih ar-rais – Глава ученых) — так называли на Востоке Ибн Сину – великого ученого-энциклопедиста средневекового Востока, преуспевшего в 12 науках, о чем свидетельствуют 12 стел над его мавзолеем в Хамадане (территория Ирана, рис. 75).

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Аli al-Husayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980-1037) жил в плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ар-Рази, астрономы Абу Махмуд Ходженди и Улугбек, энциклопедисты ал-Фараби и ал-Бируни, поэты Рудаки и Фирдоуси.




Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).

В области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе.

Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья, – „вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий“, – писал С. Г. Ковнер.

В IX-XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Маверан-нахра (территория в Средней Азии) и Хорасана (территория в Иране) Исмаил Саманид, правивший в 892-907 гг., объединил эти земли в единое государство, которое достигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался язык дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока.

В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (ныне Узбекистан) родился будущий аш-Шейх ар-Раис (араб, as-saih ar-rais – Глава ученых) — так называли на Востоке Ибн Сину – великого ученого-энциклопедиста средневекового Востока, преуспевшего в 12 науках, о чем свидетельствуют 12 стел над его мавзолеем в Хамадане (территория Ирана, рис. 75).

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Аli al-Husayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980-1037) жил в плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ар-Рази, астрономы Абу Махмуд Ходженди и Улугбек, энциклопедисты ал-Фараби и ал-Бируни, поэты Рудаки и Фирдоуси.

Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).

В области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе.

Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья, – „вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий“, – писал С. Г. Ковнер.

4. Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)

Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается 476 г. Когда был низложен последний император Западной Римской империи – Ромул Аугустул. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма. В результате была создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада.

Высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – врачебная школа в г. Салерно. Эта школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направления. Ее деканы не имели духовного сана. В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. Раз в пять лет разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов. В университете, на факультете медицины курс теоретического обучения длился пять-семь лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Количество студентов - медиков было небольшим и редко превышало 10 человек. Затем были открыты университеты в Болоньи, Париже.

Медицина Средневековой Европы не была бесполезной. Был накоплен огромный опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных заболеваний, противоэпидемические меры.

Лекция № 6. Медицина Позднего Средневековья (XV – XVII вв.). Развитие опытного знания и клинического наблюдения.

План

1. Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения:

2. Становление анатомии и хирургии как науки.

3. Медицина в Московском государстве.

1. Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения:

Современник Бэкона, французский ученый Р.Декарт (1596-1650) которого считают одним из творцов ятрофизики, был не только выдающимся философом и математиком, но также выполнил ряд физиологических исследований. Так, он в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт изучал также физиологическую оптику.

1) естественные факторы, свойственные конституции каждого человека.

2) яды и факторы, привносящие заражение или возбудители инфекций и отравляющие вещества.

3) факторы психологического характера.

4) астральные воздействия такие как, атмосфер­ные и климатические факторы.

5) божественное влияние, связанное с верой и могущее давать исцеление.

Опустошительные эпидемии инфекционных заболеваний в XV – XVII вв. как и в средние века продолжали оставаться огромной трагедией населения Европы. В средневековых городах Западной Европы весь мусор и пищевые отходы выбрасывались прямо на улицы. В городе было трудно дышать из-за едкой зловонной пыли. В таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, натуральной оспы и других болезней именно в городах была самая высокая смертность. В то же время в Америке в процессе конкисты были завезены новые, неизвестные ранее болезни. Среди них – оспа. Эта печальная страница истории континента становиться еще более трагической в связи с тем, что конкистадоры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребления непокорных аборигенов. В крупных портовых городах Европы, куда торговыми судами могли быть занесены эпидемии, появились особые противоэпидемические учреждения – изоляторы, обсерваторы, был установлен карантин. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796 г.) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%.

После распада Халифата и освобождения от арабского нашествия страны Средней Азии, Закавказья и Анатолии (Малой Азии) сохранили свой нацио­нальный язык, национальную культуру и государственность. Некоторые из них восприняли ислам, другие (например, Армения и Сирия) сохранили христи­анскую религию.

В IX—XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Мавераннахра, Хорезма (территории в Средней Азии между Сырдарьей и Амударьей) и Хора­сана (территория в Персии) Исмаил ибн Ахмад Самани, правивший в 892 — 907 гг., объединил эти земли в единое Государство Саманидов, которое до­стигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока, который в правление Саманидов был центром литературной, науч­ной и богословской жизни, притягивающей выдающихся мыслителей эпохи.

Это был плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ал-Рази, астрономы Абу Мах­муд Ходженди и Улугбек, поэты Рудаки и Фирдоуси, энциклопедисты ал-Фараби, ал-Бируни, Ибн Сина.

1 Ковнер С. Г. История арабской медицины. — Киев, 1893. — С. 44.

В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина (рис. 111) — великий ученый-энциклопедист сред-

1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 188, 191.


Рис. 111. Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.). Реконструкция М.М.Герасимова

Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохра­нилось лишь 238. Один из его учеников записал со слов Ибн Сины его краткую биографию, которая является достоверным источником наших представлений об основных вехах его судьбы:


Рис. 112. Мавзолей Ибн Сины. Хамадан (территория Ирана)

«Отец мой [Абдаллах ибн ал-Хасан] родом из Балха. Оттуда он переехал в Бухару в дни [правления] Нуха ибн Мансура. В его же времена он управлял делами селения Хармайсан в округе Бухары. Вблизи его было селение под названием Афшана. Отец мой взял оттуда в жены мою мать [по имени Ситора] и поселился там. Здесь мать родила меня, а затем моего брата. Потом мы переехали в Бухару, и мне привели учите­лей Корана и словесности. Когда мне исполнилось десять лет, я уже настолько усвоил Коран и многие словесные науки, что вызывал удивление.

Потом я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Меди­цина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных. Благодаря приобретенному опыту передо мной открылись неописуемые врата врачевания. В это время я был шестнадцати лет.

1 Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980. — С. 47.



,'£аманкан®-- _ Джаджар\Г\




Каэвин®

Р ис. 113. Карта скитаний Ибн Сины. По В.Н.Терновскому

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы

Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описы­вая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.

После Ибн Сины, ал-Фараби, ал-Бируни и Масихи Средняя Азия оставалась при­знанным центром врачебного искусства и медицинской науки. В XII—XIII вв. в Хорез-

1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 212.

2 Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу: Пер. с англ. — М.: Наука, 1976. — С. 92.


Рис. 114. Титульный лист второй книги

на латинском языке.

Средневековая медицина Ближне­го и Среднего Востока, процветавшая в течение четырех столетий (IX—XIII вв.), оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие медицинских знаний в странах Азии, Африки и Европы. Она явилась одним из истоков европейской медицины и, таким образом, под­готовила и приблизила эпоху Возрождения в Западной Европе.

Читайте также: