Медицина в спорте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Санкт-Петербургский государственный университет

Реферат по курсу "История медицины" на тему:

"Развитие спортивной медицины в России"

студентка 1 курса 105 группы А.А. Буранова

  • Введение 3
  • Основная часть 5
  • Заключение 11
  • Список литературы 12

Какое значение имеет спорт для современного человека? Одни считают это бесполезной тратой времени, другие не прочь позаниматься физкультурой ради поддержания здоровья, а для третьих спорт – это главное дело жизни, средство существования. Люди, относящиеся к третьей категории, безусловно, имеют огромное терпение и силу воли, закаленный характер и умение работать для достижения цели. Большой спорт – это захватывающее зрелище для тех, кто наблюдает со стороны за ходом спортивных соревнований, за борьбой и стремлением спортсменов к победе. Но для них, людей, которые дарят своим болельщикам положительные эмоции, существует обратная сторона медали: колоссальные затраты сил и времени, изнурительные тренировки и, что самое неприятное, различные травмы.

Травмы создают проблемы всем без исключения спортсменам. Они бывают легкие, тяжелые, средней степени. В любом случае необходима помощь специалиста. Только он сможет правильно поставить диагноз, назначить лечение и проследить за дальнейшим реабилитационным процессом. Для решения этих задач нужен врач, разбирающийся в особенностях строения тела людей, занимающихся спортом, и их физиологии, знающий изменения, происходящие в организме под действием тренировок, и умеющий предсказать ход развития заболевания, связанного профессиональной деятельностью спортсмена. Подготовкой таких врачей занимается спортивная медицина, наука, появившаяся сравнительно недавно, но играющая важнейшую роль в спортивной жизни мира и, в частности, нашей страны.

Спортивная медицина – отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов (С.Е.Павлов, 2000).

Основной целью спортивной медицины является медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях.

Основные задачи спортивной медицины:

1. Медико-биологический отбор и допуск к занятиям тем или иным видом спорта в соответствии с генотипическими и фенотипическими возможностями человека;

2. Допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании оценки состояния его здоровья;

3. Контроль за функциональной готовностью организма спортсмена в условиях осуществления избранной им спортивной деятельности и оценкой реакций организма спортсмена на совершаемую им тренировочную и соревновательную работу;

4. Коррекция динамики уровня функциональной готовности спортсмена;

5. Обеспечение роста тренированности спортсмена с использованием физиологически обоснованных специфических (педагогических, медико-биологических, психологических) воздействий на организм спортсмена;

6. Профилактика и лечение травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности и вне ее.

7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний;

8. Экстренная помощь при травмах и неотложных состояниях спортсменов;

9. Контроль за соблюдением спортсменами гигиенических требований, способствующих снижению заболеваемости и росту тренированности;

10. Контроль за применением в спорте фармакологических препаратов.

Вся история спортивной медицины тесно связана с ростом и развитием физической культуры в стране. Каждый новый этап в жизни отечественного физкультурного движения выдвигал новые задачи перед спортивной медициной и стимулировал дальнейший ее прогресс. Проследим, как развивалась и совершенствовалась наука, занимающаяся проблемами здоровья спортсменов, более подробно.

Также первый этап развития спортивной медицины характеризовался созданием первых медицинских кабинетов, которые часто назывались антропометрическими. Позже их стали называть кабинетами врачебного контроля. Кроме того, именно в годы первого этапа впервые организуется подготовка врачей-специалистов по физической культуре на врачебном отделении Государственного центрального института физической культуры. Научными трудами ученых и врачей закладываются основы спортивной медицины.

Главной задачей второго этапа развития спортивной медицины стало формирование учреждений по врачебному контролю за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Этот период связан с именем начальника Главного военно-санитарного управления З.П. Соловьева. В это время была создана сеть учреждений врачебного контроля, началась подготовка врачей-специалистов в области физической культуры и разработка методический пособий и указаний. Крупным событием в истории развития спортивной медицины стал Всесоюзный съезд врачей по физической культуре, состоявшийся в 1931 году. На съезде обсуждалось состоянии спортивной медицины, разрабатывалась программа ее дальнейшего развития. Съезд сыграл большую роль в организации врачебно-физкультурной службы, а также в объединении спортивных врачей.

В это время все большее количество создаваемых научных трудов в области физической культуры рассматривает вопрос о влиянии физических упражнений на организм занимающегося, разрабатываются методы врачебного наблюдения за спортсменами, которые могли бы показывать степень тренированности. Также наблюдение ведется согласно полу, возрасту и физиологическим особенностям каждого спортсмена.

В этот период развитие получает гигиена физических упражнений, физиология спорта и спортивная травматология. К занятиям физической культурой и спортом привлекаются дети и подростки, создается лечебная физическая культура (ЛФК).

Третий период в истории спортивной медицины, как и вообще во всей истории нашей страны, был окрашен мрачными красками. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. прервала ход развития спортивной медицины. Основная масса спортивных врачей в эти годы применяла свои знания для помощи раненым в боях. Особое значение приобрела ЛФК для лечения несерьезных ран и восстановления после более тяжелых. Также свою роль сыграла спортивная травматология, помогавшая раненым легче переносить ушибы, вывихи и переломы.

Четвертый, послевоенный период развития спортивной медицины характеризовался восстановлением спортивных лечебных учреждений, спортивных образовательных учреждений, научных сборников, монографий, пособий. Начинается разработка новых научных методов в области физической культуры и спорта. В 1946 году при лаборатории врачебного контроля центрального научно-исследовательского института физической культуры впервые в стране было организовано специальное клиническое отделение - стационар для спортсменов. Он сыграл важную роль в углубленном изучении влияния спорта на организм человека. В этот период также идет привлечение больших масс народа к занятиям физической культурой, ставится важнейшая задача, заключающаяся в повышении мастерства советских спортсменов. И, что самое важное, врачебный контроль за всеми лицами, занимающими физической культурой и спортом, с 1948 становится обязательным.

Дальнейший период развития спортивной медицины характеризуется созданием большого врачебно-физкультурных диспансеров, расширяется и усложняется подготовка врачей-специалистов в области спорта, вводится подготовка ординаторов и субординаторов. Начинает использоваться комплексная методика при обследовании профессиональных спортсменов, которая формировалась в течение всего времени с начала развития спортивной медицины. В комплексной методике исследования применяются различные диагностические методы, позволяющие определить функциональное состояние спортсмена, влияние физических нагрузок на его организм, подобрать оптимальный график тренировок.

Нельзя не отметить такое важное событие в области всего советского спорта, как первое участие наших спортсменов в XV Олимпийских играх. Был создан план медицинского обеспечения сборной команды страны. Проводился особый контроль и диагностика состояния спортсмена в период интенсивных физических нагрузок и повышенного эмоционального состояния.

В тот же период своего расцвета достигла спортивная травматология. Ее основоположником стал Н.Н. Приоров. По его инициативе в 1952 году состоялось открытие отделения спортивной травмы в центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии.

Развитие спортивной медицины продолжается и в наши дни. Врачебные обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, имеют своей целью допуск к спортивным занятиям, систематическое изучение влияния этих занятий на физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние спортсменов, а также определение их тренированности. В связи с этими задачами современная спортивная медицина включает в себя следующие части:

  • Врачебный контроль в спорте;
  • Функциональный контроль в спорте;
  • Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности;
  • Терапия соматических заболеваний спортсменов;
  • Спортивная травматология;
  • Медицинская реабилитация спортсменов;
  • Неотложная медицинская помощь в спорте;
  • Гигиена спорта;
  • Служба допинг-контроля.

В области спортивной медицины в настоящее время более развитыми считаются: спортивная травматология, медицинская реабилитология, неотложная (скорая) медицинская помощь в спорте, спортивная гигиена, а также допинг, который в современном спорте стал все более часто встречающимся явлением.

Спортивная травматология отличается тем, что предметом ее изучения являются травмы, полученные при занятиях спортом, а, значит, эти травмы имеют свои особенности. Ее главной задачей является не просто дать человеку возможность осуществлять двигательные действия, а восстановить его до такой степени, чтобы он смог выполнять свои специфические (спортивные) двигательные функции. Более того: последствия травм и лечение не должно препятствовать дальнейшему профессиональному росту спортсмена. Плюс к этому лечение спортивных травм должно осуществляться в кратчайшие сроки – таковы требования современного спорта.

Медицинская реабилитология развилась из ЛФК. Это не просто лечение, она направлена не только на ликвидацию болезни, но и на восстановление здоровья человека. Реабилитация заключается в уменьшении или в полной ликвидации ограничений жизнедеятельности человека. Лишь при учете многомерных влияний как внешних, так и внутренних факторов на человека возможна разработка индивидуальных реабилитационных подходов, дающих максимальный эффект. Как и в случае со спортивной травматологией, реабилитация спортсменов отличается от реабилитации обычных людей. У спортсменов она должна учитывать особенности их здоровья и проходить в более короткие сроки.

Неотложная (скорая) медицинская помощь в спорте – одно из важнейших направлений в спортивной медицине. Спортивный врач должен обладать практическими навыками по оказанию пациенту неотложной и скорой медицинской помощи. Основное требование к скоропомощной медицине – ее абсолютная готовность в любой момент времени к любым возможным экстренным ситуациям. Это, конечно же, касается аппаратного и лекарственного обеспечения работы врача, но главное – его обученности.

Спортивная гигиена – специфическая наука и практика, рассматривающая практически все аспекты жизни спортсмена (выбор спортивной обуви и одежды, коррекция режимов сна и отдыха, регуляция режима и характера питания и т. д. – вплоть до регуляции режима половой жизни спортсмена) и, как и спортивная медицина в целом, направлена на обеспечение роста тренированности спортсмена и достижение им наивысших спортивных результатов.

Также далеко не последнюю роль в современном спорте играет развившаяся сравнительно недавно спортивная психология. Сейчас проводятся масштабные исследования в области изучения психологических возможностей спортсменов. Много внимания уделяется вопросам тестирования и отбора спортсменов, а также их грамотного воспитания на разных возрастных стадиях и в процессе тренировок. Отдельным важнейшим направлением спортивной психологии стоит считать и работу со спортсменом, который решил покинуть большой спорт – как помочь человеку сделать это максимально грамотно и чтобы он смог начать новую жизнь вне большого спорта.

В наш век технического прогресса невозможно не сказать о развитии медицинских технологий и их широком применении в спортивной медицине. Развитие получили аппараты для полной и точной диагностики состояния спортсмена до и после тренировок, для восстановления и реабилитации. С их помощью можно объективно оценивать, насколько функционально спортсмен готов к соревнованиям, решать вопросы о том, стоит ли вообще допускать спортсмена к занятиям профессиональным спортом и выполнять многие другие задачи.

Итак, выше был кратко рассмотрен каждый период развития спортивной медицины в нашей стране. Эта область медицины появилась относительно недавно, но она играет важнейшую роль для спорта и физической культуры. Каждый вид спорта связан с риском профессиональных заболеваний. Специалист по спортивной медицине знает, какие опасности подстерегают спортсмена во время тренировок, как уберечься от травмы, какие упражнения требуются, чтобы добиться результатов или максимально быстро восстановить физическую форму. Спортивный врач должен знать особенности тренировок при занятиях различными видами спорта, а также контролировать питание, отдых, реабилитацию, отвечать за профилактику болезней, предотвращение развития патологии, психическую разгрузку и т. д. Спортивный врач должен охватывать все виды деятельности человека, связанные с физической нагрузкой - физкультура, оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура. Роль спортивного врача - это постоянная помощь тренеру в достижении результатов, определение допустимого режима, максимальных нагрузок для конкретного спортсмена. Задачи спортивной медицины заключаются в наблюдениях за состоянием здоровья, правильном развитием функциональных возможностей организма спортсмена, уровнем общей физической и специальной работоспособности, за эффективностью тренировочного процесса.

Без спортивной медицины не было бы спорта. А для кого-то спорт – это дело всей жизни, и обязательно должны быть люди, которые могут помочь спортсмену преодолеть все трудности, встречающиеся на его нелегком пути.

Основная цель спортивной медицины – медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях. Медико-биологическая подготовка спортсменов – неотъемлемая составляющая их подготовки в целом, призванная решать целый ряд специфических задач.

  1. Медико-биологический отбор и допуск к занятиям тем или иным видом спорта в соответствии с генетически и фенотипически обусловленными возможностями индивидуума.
  2. Допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании информативной многовариантной оценки состояния здоровья индивидуума.
  3. Контроль за функциональной готовностью организма спортсмена в условиях осуществления им избранной спортивной деятельности – всегда на основе использования принципа мультипараметрической оценки характеристик совершаемой им специфической работы и принципа мультипараметрической оценки реакций организма спортсмена на совершаемую им тренировочную и соревновательную работу.
  4. Коррекция динамики уровня функциональной готовности спортсмена с использованием специфических корригирующих комплексов, включающих средства и методы, разработанные на основе методов клинической медицины, традиционной народной медицины.
  5. Обеспечение роста тренированности (повышение специальной работоспособности) спортсмена с использованием физиологически обоснованных специфических комплексных (педагогических, медико-биологических, психологических) воздействий на организм спортсмена.
  6. Профилактика и лечение травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности и вне ее.
  7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.
  8. Экстренная помощь при травмах и неотложных состояниях спортсменов.
  9. Контроль за соблюдением спортсменами гигиенических требований, способствующих снижению заболеваемости и росту тренированности.
  10. Контроль за применением в спорте фармакологических препаратов.
  • Врачебный контроль в спорте;
  • Функциональный контроль в спорте;
  • Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности;
  • Терапия соматических заболеваний спортсменов;
  • Спортивная травматология;
  • Медицинская реабилитация спортсменов;
  • Неотложная медицинская помощь в спорте;

Содержание

Спортивные врачи

Основными функциями спортивного врача являются:

  • периодическое и этапное медицинское обследование (диспансерное и углубленное) спортсменов с учетом специфики вида спорта;
  • подготовка медицинского заключения для тренера по итогам медицинского обследования;
  • решение экспертных вопросов о допуске каждого конкретного индивидуума к занятиям избранным видом спорта;
  • постоянный медицинский контроль за здоровьем спортсмена;
  • периодический, этапный и постоянный (текущий и оперативный) функциональный контроль за уровнем готовности спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности;
  • коррекция уровня функциональной готовности спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности с применением средств и методов классической и нетрадиционной медицины;
  • профилактика и своевременная диагностика донозологических ит патологических состояний, возникающих у спортсменов;
  • лечение соматических и инфекционных заболеваний спортсменов;
  • профилактика и своевременная диагностика травм опорно-двигательного аппарата спортсменов;
  • лечение травм опорно-двигательного аппарата спортсменов;
  • экстренная медицинская помощь при неотложных состояниях, которые могут возникать при занятиях спортом;
  • контроль за соблюдением гигиенических правил подготовки спортсменов;
  • контроль за использованием спортсменами фармакологических средств;
  • медицинское обеспечение тренировочного процесса и спортивных соревнований.

Места работы спортивных врачей

  • национальные сборные команды России, сборные команды города, области, профессиональные и любительские спортивные клубы;
  • детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва;
  • центры спортивной медицины.

Медицинские работники при спортивных секциях

Сотрудники с медицинским образованием, состоящие в штате сотрудников спортивных сооружений, обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и обеспечить его транспортировку в медицинское учреждение.

Детские спортивные врачи

Детских спортивных врачей не готовит никто.

Подготовка спортивных врачей

Спортивных врачей - специалистов по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов - не готовит ни одно высшее учебное заведение России.

Научные исследования в спортивной медицине

Основные направления научных исследований в спортивной медицины:

  • спортивная кардиология;
  • функциональная диагностика;
  • диагностика и лечение соматических заболеваний спортсменов;
  • диагностика и коррекция иммунного статуса спортсменов;
  • диагностика и лечение травм опорно-двигательного аппарата спортсменов;
  • реабилитация спортсменов после заболеваний и травм;
  • восстановление спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • повышение спортивной работоспособности спортсменов.

Спортивная фармакология

Спортивная фармакология - одна из базовых наук, которая должна в обязательном порядке входить в программу подготовки спортивных врачей (специальности "спортивный фармаколог" "де факто" не существует и эта наука не преподается сегодня ни в одном медицинском ВУЗе или институте повышения квалификации врачей). Разрешенные к применению в спорте Медицинской комиссией МОК и Всемирным антидопинговым агентством средства и методы спортивной фармакологии могут и должны широко использоваться в подготовке спортсменов различных возрастов и спортивной квалификации. Вместе с тем, при фактическом отсутствии в стране специалистов по спортивной фармакологии, возможность грамотного применения фармакологических средств (равно как и биологически активных добавок - БАДов) в спорте - сомнительно.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Спортивная медицина" в других словарях:

Спортивная медицина — раздел медицины, занимающийся определением состояния здоровья, физического развития и функционального состояния систем организма физкультурников и спортсменов, а также диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний и повреждений, связанных с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА — СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА, раздел медицины, изучающий проблемы здоровья и физического развития физкультурников и спортсменов, диагностики, лечения, профилактики заболеваний и повреждений, связанных с занятиями спортом. В 1928 основана Международная… … Современная энциклопедия

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА — раздел медицины, изучающий проблемы здоровья, физического развития физкультурников и спортсменов; диагностику, лечение, профилактику заболеваний и повреждений, связанных с занятиями спортом. В Международной федерации спортивной медицины ФИМС… … Большой Энциклопедический словарь

Спортивная медицина — СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА, раздел медицины, изучающий проблемы здоровья и физического развития физкультурников и спортсменов, диагностики, лечения, профилактики заболеваний и повреждений, связанных с занятиями спортом. В 1928 основана Международная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

спортивная медицина — раздел медицины, изучающий проблемы здоровья, физического развития физкультурников и спортсменов; диагностику, лечение, профилактику заболеваний и повреждений, связанных с занятиями спортом. В Международной федерации спортивная медицина ФИМС… … Энциклопедический словарь

Спортивная медицина — раздел медицины, занимающийся определением состояния здоровья, физического развития и функционального состояния систем организма физкультурников и спортсменов, а также диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний и повреждений,… … Большая советская энциклопедия

спортивная медицина — sporto medicina statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Medicinos sritis, tirianti sportininkų ir sportuotojų sveikatą, jų fizinį išsivystymą, fizinių pratimų, sporto poveikį sveikatai, ligų ir traumų, susijusių su sporto pratybomis… … Sporto terminų žodynas

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Медицина — I Медицина (латинское medicina, от medicus врачебный, лечебный, medeor лечу, исцеляю) система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина (латинское medicina, от medicus врачебный, лечебный, medeor лечу, исцеляю) система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и… … Большая советская энциклопедия

В комплексе медико-биологических дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры, особая роль принадлежит спортивной медицине.

Медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, лечения и предупреждение заболеваний, продление жизни людей.

Спортивная медицина — отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина является также имманентным разделом науки о физическом воспитании, помогая обосновывать оптимальные двигательные режимы для разных контингентов населения, методы спортивной тренировки и повышения спортивного мастерства.

Основная цель спортивной медицины — содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни. Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера использовать данные врачебного контроля в своей повседневной работе — важное условие правильной организации и эффективности занятий.

Таким образом, спортивная медицина — это медико-биологический раздел спортивной науки, непосредственно входящий в профессиональную подготовку тренера.

Задачи спортивной медицины весьма разнообразны. К ним относятся:

— изучение здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма физкультурников и спортсменов и на этой основе определение показаний и противопоказаний к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;

— определение и оценка функционального состояния организма спортсменов, их тренированности;

— изучение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях, разработка методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

— обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средств повышения и восстановления спортивной работоспособности.

Это лишь общие задачи спортивной медицины. Наряду с ними есть много специальных задач, имеющих преимущественное значение для работников спортивно-медицинской службы — врачей, ученых, организаторов здравоохранения.

Из задач, решаемых спортивной медициной, вытекает и содержание курса, изучаемого студентами институтов физической культуры. С учетом профессиональной подготовки преподавателя и тренера содержание курса спортивной медицины, сводится к следующим разделам.

1. Функциональная диагностика. Раздел знакомит с особенностями функционального состояния различных систем организма спортсмена и физкультурника на основании данных, получаемых с помощью современной клинической медицинской аппаратуры (в основном в условиях покоя, см. гл. IV). Составной частью этого раздела является и тестирование функциональной готовности, физической работоспособности и других важных для практики спорта показателей, выявляемых при проведении различных функциональных проб (см. гл. V). В непосредственной связи с функциональной диагностикой, существенно дополняя ее, находится изучение физического развития человека (см. гл. III).

2. Медицинское обеспечение тренировок и соревнований. Этот раздел посвящен проблемам совместной работы тренера и врача (см. гл. VI). Здесь рассматриваются вопросы использования медицинской информации для управления тренировочным процессом, оптимизации условий проведения соревнований, а также данные об антидопинговом контроле и контроле на половую принадлежность.

3. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте. Это один из важнейших разделов в курсе спортивной медицины (см. гл. VII). В нем представлена информация о возрастных и половых особенностях занимающихся физической культурой, об оптимизации занятий с различным контингентом занимающихся в зависимости от решаемых задач (подготовка к соревнованиям, занятия туризмом, оздоровительной физической культурой и т.д.). Особое внимание в последнее время обращается на самоконтроль в массовой физической культуре.




4. Восстановление спортивной работоспособности после тренировок и соревнований. Это сравнительно новый раздел спортивной медицины (см. гл. VIII). Как самостоятельная проблема он впервые был сформулирован в советской спортивной медицине (ВНИИФК) и сейчас получает все большее распространение и постоянно совершенствуется.

5. Спортивная патология. Патология, связанная непосредственно с занятиями спортом (обычно неправильно организованными), дает представление тренеру и преподавателю о конкретных повреждениях и заболеваниях спортсменов.

Подытоживая все сказанное, можно заключить, что содержание спортивной медицины существенно отличается от такового в других клинических дисциплинах, в которых оно сводится к диагностике заболеваний, их лечению и профилактике.

В комплексе медико-биологических дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры, особая роль принадлежит спортивной медицине.

Медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, лечения и предупреждение заболеваний, продление жизни людей.

Спортивная медицина — отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина является также имманентным разделом науки о физическом воспитании, помогая обосновывать оптимальные двигательные режимы для разных контингентов населения, методы спортивной тренировки и повышения спортивного мастерства.

Основная цель спортивной медицины — содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни. Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера использовать данные врачебного контроля в своей повседневной работе — важное условие правильной организации и эффективности занятий.

Таким образом, спортивная медицина — это медико-биологический раздел спортивной науки, непосредственно входящий в профессиональную подготовку тренера.

Задачи спортивной медицины весьма разнообразны. К ним относятся:

— изучение здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма физкультурников и спортсменов и на этой основе определение показаний и противопоказаний к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;

— определение и оценка функционального состояния организма спортсменов, их тренированности;

— изучение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях, разработка методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

— обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средств повышения и восстановления спортивной работоспособности.

Это лишь общие задачи спортивной медицины. Наряду с ними есть много специальных задач, имеющих преимущественное значение для работников спортивно-медицинской службы — врачей, ученых, организаторов здравоохранения.

Из задач, решаемых спортивной медициной, вытекает и содержание курса, изучаемого студентами институтов физической культуры. С учетом профессиональной подготовки преподавателя и тренера содержание курса спортивной медицины, сводится к следующим разделам.

1. Функциональная диагностика. Раздел знакомит с особенностями функционального состояния различных систем организма спортсмена и физкультурника на основании данных, получаемых с помощью современной клинической медицинской аппаратуры (в основном в условиях покоя, см. гл. IV). Составной частью этого раздела является и тестирование функциональной готовности, физической работоспособности и других важных для практики спорта показателей, выявляемых при проведении различных функциональных проб (см. гл. V). В непосредственной связи с функциональной диагностикой, существенно дополняя ее, находится изучение физического развития человека (см. гл. III).

2. Медицинское обеспечение тренировок и соревнований. Этот раздел посвящен проблемам совместной работы тренера и врача (см. гл. VI). Здесь рассматриваются вопросы использования медицинской информации для управления тренировочным процессом, оптимизации условий проведения соревнований, а также данные об антидопинговом контроле и контроле на половую принадлежность.

3. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте. Это один из важнейших разделов в курсе спортивной медицины (см. гл. VII). В нем представлена информация о возрастных и половых особенностях занимающихся физической культурой, об оптимизации занятий с различным контингентом занимающихся в зависимости от решаемых задач (подготовка к соревнованиям, занятия туризмом, оздоровительной физической культурой и т.д.). Особое внимание в последнее время обращается на самоконтроль в массовой физической культуре.

4. Восстановление спортивной работоспособности после тренировок и соревнований. Это сравнительно новый раздел спортивной медицины (см. гл. VIII). Как самостоятельная проблема он впервые был сформулирован в советской спортивной медицине (ВНИИФК) и сейчас получает все большее распространение и постоянно совершенствуется.

5. Спортивная патология. Патология, связанная непосредственно с занятиями спортом (обычно неправильно организованными), дает представление тренеру и преподавателю о конкретных повреждениях и заболеваниях спортсменов.

Подытоживая все сказанное, можно заключить, что содержание спортивной медицины существенно отличается от такового в других клинических дисциплинах, в которых оно сводится к диагностике заболеваний, их лечению и профилактике.


В учебном пособии в доступной форме рассматриваются основные разделы спортивной медицины, которые изложены и структурированы с учетом особенностей заочного формы обучения студентов ВУЗах физкультурной и спортивной направленности.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I ВВЕДЕНИЕ В СПОРТИВНУЮ МЕДИЦИНУ

I.1. Спортивная медицина, ее цели и задачи

Физическая культура и спорт в любом цивилизованном обществе являются объективной потребностью и выполняют важные социальные функции, в том числе и функции профилактической медицины. Их оздоровительный эффект связан с укреплением биологического механизма защитно-приспособительных реакций организма, с тренирующим эффектом физических нагрузок. В современном обществе, изобилующем эмоциональными стрессами на фоне прогрессирующей гипокинезии, повышение уровня здоровья и функционального состояния человека невозможно без широкого и всестороннего использования средств физической культуры, которые должны стать неотъемлемой, обязательной частью образа жизни. Занятия спортом, т.е. выполнение упражнений большого объема и интенсивности, специфической направленности, преследуют цель не только укрепления здоровья, но и достижения, высоких результатов, роста спортивного мастерства в конкретном виде спорта. И в этой связи очень важно, чтобы спортивные достижения росли вследствие повышения здоровья, а не за счет здоровья. Не случайно медико — биологические знания составляют основу профессиональной подготовки будущего преподавателя (тренера), без освоения которой он не сможет грамотно строить процесс физического воспитания. Профессионально и педагоги (тренеры) и врачи очень близки друг другу, так как объектом их внимания является живой человек, и те и другие в своей работе должны придерживаться принципа (non nocere — не вреди).

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА — это наука, изучающая положительные и отрицательные влияния различных по степени физических нагрузок (от гипокинезии до гиперкинезии) на организм здорового и больного человека с целью определения оптимальных физических нагрузок для: а) укрепления и восстановления здоровья, б) повышения уровня функционального состояния, в) роста спортивных достижений, г) профилактики и лечения различных заболеваний (А.Г.Дембо,1980).

Основная цель спортивной медицины: содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов, продления активного, творческого периода жизни (В.Л.Карпман,1987).

Основная цель и содержание спортивной медицины определяют задачи курса спортивной медицины, изучаемого студентами академии физической культуры:

1) углубление и расширение общебиологической и общемедицинской подготовки будущих педагогов и тренеров;

2) обучение доступным методам наблюдения за здоровьем и функциональным состоянием лиц, занимающихся физической культурой и спортом, оценки получаемых данных и их использования при построении тренировочного процесса;

3) обучение использованию знаний и навыков в области врачебного контроля, ЛФК, массажа в предстоящей деятельности;

4) воспитание потребности работы в контакте со спортивным и лечащим врачом.

Спортивная медицина в ее нынешнем виде сформировалась не сразу, а прошла в своем развитии несколько этапов.

В настоящее время спортивная медицина представляет собой сложившуюся самостоятельную отрасль медицины со своими задачами, организацией, материальной и научной базой. Во всех медицинских институтах и академиях ФК имеются кафедры спортивной медицины. В недрах спортивной медицины сформировались ее разделы: спортивные кардиология, травматология, эндокринология, фармакология, иммунология, детская спортивная медицина и т.д. Значительно возрос научный потенциал спортивной медицины, представленный сегодня сложившимися школами и научными направлениями профессоров А.Г.Дембо, В.Л. Карпмана, З.С.Мироновой, Н.Д. Граевской, Р.Д.Дибнер, СВ.Хрушева и т.д.

I.2 Диспансерный метод наблюдения за физкультурниками и спортсменами

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ — основной раздел спортивной медицины. Содержание и задачи врачебного контроля:

— оценка состояния здоровья, решение вопроса допуска и спортивной ориентации с учетом показания и противопоказаний;

— контроль за состоянием здоровья в ходе занятий или тренировочного процесса;

— оценка физического развития и его динамики;

— диагностика функционального состояния;

— выявление влияния на организм режима и методики тренировки;

— лечение спортивных травм, заболеваний и повреждений у лиц, занимающихся ФК и спортом, изучение причин их возникновения и разработка мер профилактики;

— контроль за соответствием условий и организации занятий принятым санитарно-гигиеническим нормативам;

— медицинское обеспечение соревнований; санитарно-просветительная и воспитательная работа.

Основной формой организации врачебного контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, является ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. Сущностью метода диспансеризации является систематическое врачебное наблюдение за здоровьем определенной категории людей — здоровых или больных. Диспансеризация здоровых людей осуществляется в отношении детей, беременных женщин, отдельных групп производственных рабочих, а также спортсменов. Для определенного контингента больных созданы туберкулезные, онкологические, кожно — венерические и т.п. диспансеры. Врачебно-физкулътурный диспансер (ВФД) является научно-практическим центром, осуществляющим руководство и непосредственное медицинское обслуживание лиц, занимающихся физической культурой и спортом. В первую очередь к диспансеру прикрепляются высококвалифицированные спортсмены, члены сборных команд города, района, области, страны. Вместе с тем ВФД является организующим центром по физическому воспитанию детей и подростков, руководит работой школьных врачей в этом направлении, врачей детских и юношеских спортивных школ, групп здоровья. Одновременно на ВФД возлагается обязанность руководства всей лечебной физической культурой в масштабе обслуживаемой диспансером территории. Являясь медицинским учреждением, ВФД находится в ведении и подчинении органов здравоохранения. Врачебно-физкультурные диспансеры представляют собой лечебно-профилактические учреждения, имеющие в своем составе врачей — терапевтов, курирующих определенные виды спорта, врачей узких специализаций (хирург, окулист, оториноларинголог, стоматолог, гинеколог и т.д.), кабинеты и отделения функциональной диагностики, физиотерапии, лечебной физкультуры, клинико-биохимическую лабораторию, рентгенкабинет.

I.3 Врачебное обследование, его цели и задачи

При врачебном обследовании лиц, занимающихся физической культурой и спортом, последовательно решаются следующие задачи:

1) определение состояния здоровья,

2) определение и оценка уровня физического развития,

3) оценка функционального состояния организма.

ВИДЫ врачебного обследования:

— Первичное проводится у каждого, желающего заниматься физической культурой или спортом. При этом решается вопрос о допуске к занятиям, Даются рекомендации о виде спорта с учетом возраста, морфологических и Функциональных особенностей данного лица.

— Повторное, составляет суть диспансерного наблюдения — определение влияния (как положительного, так и отрицательного) занятий физическими упражнениями на организм. При нерациональном их применении повторные осмотры позволяют своевременно выявить предпатологические и патологические изменения, требующие своевременного лечения.

— Дополнительное проводятся после перерывов в тренировках, вызванных болезнью, травмой или какими-либо другими причинами. К дополнительным осмотрам относятся врачебные обследования, проводимые перед соревнованиями в некоторых видах спорта (например, в боксе).

Основными принципами врачебного обследования являются:

— Систематичность врачебных обследований предполагает проведение осмотров по плану, систематически, через определенные промежутки времени, устанавливаемые врачом независимо от самочувствия спортсмена или физкультурника. Так, лица, подлежащие диспансеризации, обязаны не реже одного — двух раз в год проходить полное врачебное обследование.

— Комплексность врачебного обследования предполагает всестороннее обследование организма с применением широкого круга врачебных методов обследования.

— функциональная направленность врачебных обследований означает необходимость исследования организма не только в условиях покоя, когда составляется представление о функциональных возможностях, а главным образом, под воздействием различных дозированных факторов (функциональных проб). В этом случае определяются функциональные способности органов и систем организма как целого, т.е. умение использовать свои возможности.

I.4 Методы врачебного обследования, их классификация

4) функциональные пробы.

К КЛИНИЧЕСКИМ МЕТОДАМ относятся:

— Анамнез (в переводе с греческого anamnesis — воспоминание) совокупность сведений, сообщаемых пациентом врачу и используемых при установлении диагноза и прогноза заболевания. Сведения о паспортных данных, семейном положении, месте жительства, жилищных условиях, образовании, профессии относятся к так называемому общему анамнезу. При собирании медицинского анамнеза выясняют, какие заболевания, травмы, хирургические вмешательства перенес обследуемый, когда это было. Анализируются данные о заболеваниях в семье и среди родственников, с целью определения наследственного предрасположения. Выясняются вредные привычки (курение, употребление алкоголя). Значительную часть медицинского анамнеза составляют жалобы больных пациентов или субъективные ощущения объективного неблагополучия в организме. Спортивный анамнез собирается у лиц занимающихся физической культурой и спортом, включает сведения о виде спорта, о продолжительности занятий, о спортивном разряде, о характере используемых тренировочных нагрузок, их объеме и интенсивности, количестве тренировочных занятий в неделю. Особый интерес для врача представляют сведения о росте спортивных достижений или их отсутствия (с какого времени, что этому предшествовало, предполагаемая причина), не было ли тренировок в болезненном состоянии, не проявлялись ли признаки переутомления и перенапряжения (если были, то когда и какие принимались меры к их устранению). В определенной степени владеть методикой собирания анамнеза должны и педагог и тренер, поскольку получаемые при этом данные представляют для них значительный интерес и должны использоваться при планировании и организации тренировочного процесса.

— Соматоскопия — наружный осмотр тела является одним из методов определения физического развития, позволяющий оценить осанку, состояние опорно-двигательного аппарата, тип телосложения. При врачебном обследовании внешний осмотр позволяет также определить выражение лица пациента, цвет и состояние кожных покровов и слизистых оболочек (например, бледность, покраснение или желтушность кожи, синюшность — цианоз — слизистых губ), степень упитанности (ожирение, исхудание), наличие варикозного расширения вен и т.д.

— Пальпация — ощупывание. С помощью осязания определяют тургор (упругость) кожных покровов, различные болезненные точки в тканях, колебания стенок артерий (ритмичность, наполнение пульса, ЧСС), наличие и степень увеличения лимфатических желез, состояние органов брюшной полости (наличие уплотнений, болезненность) и т.д.

— Перкуссия — выстукивание. Данный метод исследования основан на том, что характер и интенсивность звука, возникающего при постукивании пальцем по участку тела обследуемого, зависит от того, что находится под местом простукивания — плотное тело, жидкость или воздух. Например при перкуссии грудной клетки над здоровыми легкими, заполненными воздухом, слышен ясный звук, но при воспалении легких, наличии в них опухоли перкуссия даст притупление звука. Метод позволяет выявить очаги воспаления, наличие жидкости, опухоли, определить размеры и положение некоторых органов.

— Аускультация выслушивание. С помощью данного метода исследования выслушивают звуковые колебания, возникающие при работе внутренних органов (например, тоны и шумы сердца, дыхательные шумы и хрипы, прослушиваемые в легких при прохождении воздуха по бронхиальному дереву и т.д.).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ исследования, используемые во врачебно-спортивной практике, позволяют более глубоко и точно оценить состояние органов или систем человека. Так, при исследовании функционального состояния системы кровообращения используют аппараты для измерения артериального давления (сфигмоманометры), приборы для исследования работы сердца (электрокардиографы, фонокардиографы, эхокардиографы). Исследование функционального состояния системы внешнего дыхания предполагает применение спирометров и спирографов, пневмотахометров, пневмотонометров, оксигемометров и т.д.

К ЛАБОРАТОРНЫМ МЕТОДАМ исследования относятся:

— Биохимические исследования жидких сред и выделений организма

— Микроскопические анализы жидких сред и выделений организма (крови, мочи, желудочного сока, желчи, мокроты, кала и т.д.)

— Гистологические исследования тканей (изучение клеточного состава)

— Бактериологические методы (определение наличия в жидких средах и выделениях организма бактерий, вирусов, грибов и др.)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ составляют содержание специального раздела спортивной медицины — функциональной диагностики. Функциональные пробы позволяют оценить функциональные возможности органов и систем в условиях дополнительных внешних воздействий на организм (физической нагрузки, гипоксии, высокой или низкой температуры и т.д.)

I.5 Вопросы для самоконтроля

1. Спортивная медицина как составная часть общей медицины, ее цели и задачи.

2. Диспансерный метод наблюдения за физкультурниками и спортсменами. Структура физкультурно-врачебного диспансера, его задачи.

3. Медицинское обеспечение занятий физической культурой и спортом в школах, ПТУ, ВУЗах, ДЮСШ. Деление школьников на медицинские группы.

Интернет-приемная

Основная цель спортивной медицины - рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности и т.д.

Преподавателю физической культуры и тренеру необходимы медицинские знания для построения и правильного проведения тренировочного процесса, уроков физкультуры и пр.

Спортивная медицина - составная часть системы лечебно-профилактического обслуживания населения, а также неотъемлемая часть единой системы физического воспитания человека.

Задачи спортивной медицины

  • регулярные наблюдения за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
  • диагностика, лечение и предупреждение заболеваний и травм у спортсменов;
  • достижение оздоровительного эффекта физкультуры и спорта у лиц разного возраста, пола и состояния здоровья;
  • определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, устранение неблагоприятных воздействий на человека в процессе занятий физкультурой и спортом;
  • контроль за функциональным состоянием занимающихся физкультурой и спортом;
  • решение вопросов питания, восстановления физической работоспособности и реабилитации спортсменов, перенесших травмы и заболевания ОДА.

Все эти мероприятия осуществляет спортивный врач.

Основные формы, работы в спортивной медицине:

  • врачебное обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом;
  • врачебно-педагогический контроль ведущих спортсменов;
  • оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия;
  • санитарно-гигиенический надзор за условиями проведения занятий и соревнований;
  • медицинское обеспечение спортивных соревнований;
  • предупреждение спортивного травматизма;
  • врачебно-спортивные консультации;
  • санитарно-просветительная работа среди спортсменов и пропаганда физической культуры среди населения.

Врачебные обследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом, делятся на:

  • первичные - когда врач решает вопрос о допуске к занятиям физкультурой;
  • повторные - определяющие влияние физкультуры и спорта на состояние организма спортсмена; дополнительные - для решения вопроса о допуске спортсмена к тренировкам и соревнованиям после перенесенных заболеваний, травм и пр.

При первичном обследовании врач проводит ряд инструментальных исследований пациента, его тестирование и решает после этого вопрос о допуске к занятиям физкультурой или спортом.

Повторно обследуют тех, кто уже занимается физкультурой или спортом. Врач определяет функциональное состояние человека, его физическое развитие и дает заключение о влиянии спортивных занятий на состояние здоровья занимающегося. Повторное обследование обычно проводится 1-2 раза в год, в спорте высших достижений - 2-4 раза.

Дополнительное врачебное обследование позволяет решить вопрос о допуске спортсмена к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесенных травм и заболеваний, при перетренированности и других функциональных нарушениях.
Кроме того, в некоторых видах спорта дополнительный осмотр проводится врачом перед взвешиванием и участием в соревнованиях.

Углубленное медицинское обследование проводится 2 - 4 раза в год для определения состояния здоровья и физического развития занимающегося; функционального состояния спортсмена, его адаптации к физическим нагрузкам; выявления симптомов предпатологии. Если выявляется перетренированность, врач дает соответствующие рекомендации, делает необходимые лечебные назначения и определяет дату следующего визита.

Читайте также: