Мцыри кратко главная мысль
Обновлено: 02.07.2024
Творческая идея поэмы М.Ю. Лермонтова " Мцыри" отображает конфликт в человеке духовного, небесного и земного, раскрывая его в суждениях о "тюрьме" и свободе. Главный герой оказывается перед выбором между христианским мировоззрением и вольной жизнью, в которой нет места Богу.
Юноша " во цвете" лет добровольно хотел стать монахом и одновременно его снедает " пламенная страсть" к земной жизни, свободе. Вольная земная жизнь у Мцыри связана с воспоминаниями об отнятой родине, и это утрирует враждебное восприятие христианской атмосферы монастыря. Послушник стоит перед дилеммой, его охватывают противоречивые чувства. Мцыри годами живет в состоянии напряжения. Наконец он делает выбор и убегает из монастыря. Лермонтову близка эта тема, но не надо забывать,что перед нами художественное произведение.
Основная художественная мысль поэмы - человеку для полоценной жизни необходима свобода, главный герой протестует против сковывающих сознание и волю условий, для него такое существование хуже смерти, единственное его желание - увидеть родное отечество.
Анализ произведений
В чем заключается основная мысль Мцыри Лермонтов, Вы узнаете из этой статьи.
Какая основная мысль Мцыри?
Лермонтов в образе главного героя романтической поэмы, в образе монаха Мцыри, изображает сильную натуру человека: человека-борца, которого неблагоприятные и трагические условия не способны сломить. Мцыри был молодым монахом, жившим в монастыре в неволе с 6 лет. Можно сказать, что он практически не видел жизни. Герой даже отвык от людей. Но монастырским стенам не удалось сломить его дикую, сильную натуру, которая так стремилась к свободе. Через всю жизнь он пронес воспоминания о тех кратких, вольных и счастливых днях своего детства.
Главная мысль Мцыри в том, что человек при любых обстоятельствах стремиться обрести свободу. Его натура никак не может смириться с рабством. Приходит понимание того, что жизнь в неволе, без свободы не имеет смысла и не представляет никакой ценности. И только надежда на лучшее, стремление к желаемому не дает смириться с жалким существованием. Когда главный герой понял, что обретение свободы для него является несбыточной метой, Мцыри сознательно предпочел смерть. Поэтому поэма Лермонтова о воле и надежде, без которых существование человека не возможно.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какая главная мысль Мцыри Лермонтов.
Краткий и полный анализ поэмы раскрывают приемы, которые позволили достичь глубокого погружения в мир Мцыри.
п.1. Тематика и проблематика
Тема: У каждого человека есть духовная потребность в свободе.
Проблема: В условиях несвободы общественные устои и правила сковывают личность человека, не позволяют раскрыть его потенциал, ведут к потере смысла жизни.
Если старик-монах сам пришел к выбору монашеской жизни, то у Мцыри выбора не было. Он не по своей воле с детства стал узником, и это морально подкосило его.
Тема: Конфликт между мечтой и реальностью.
Проблема: Герой не может принять реальность и смириться с той жизнью, которая ему уготована другими. Он всегда хотел жить иначе и искал способ исполнить свою мечту-клятву.
Тема: Любовь к родной земле и своему народу.
Проблема: Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб ощутить свое единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни.
Тема: Вынужденное одиночество и бессилие.
Проблема: Убежище теряет свою спасительную функцию и превращается для героя в тюрьму. Монастырская жизнь становится средой, убивающей все жизнеспособное и человечное. Мцыри одинок в монастыре, хотя он полон людей.
п.2. Идея и пафос
Судьба Мцыри глубоко трагична, потому что он почти всю жизнь провел в чуждом ему обществе, вдали от дома, родственников и своей культуры.
Православные монахи выходили мальчика и спасли его от смерти, дали кров и пищу, обучили и подготовили к подвигу чистой монашеской жизни. Однако все это не соответствовало стремлениям мальчика. Усвоив внешние правила, Мцыри всегда тяготился пребыванием в монастыре и мечтал о вольной жизни. Он хотел вернуться на родину, обнять близких, почувствовать тепло понимающей души, познать любовь.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Мцыри — юноша-горец, послушник при храме. Был взят в плен русским генералом в возрасте шести лет и оставлен в православном монастыре на попечение старого монаха. Всегда стремился попасть на родину, но решил это осуществить только в юношестве, накануне пострига в монахи. Убежав из храма, скитается по округе три дня, не достигая родины.
Успевает пережить на воле массу впечатлений, чувств и ощущений. Истощенный и раненый в битве со снежным барсом, он снова оказывается у монастыря, так как сбился с пути и сделал круг. Умирает, так как не в силах смириться с существованием в неволе.
Старик-чернец — православный русский монах, спасший от смерти пленного горского мальчика. Он главный слушатель его исповеди после побега и возвращения, он же провожает юношу в последний путь. Единственный человек, с которым контактирует Мцыри. Это подчеркивает одиночество Мцыри и его отчужденность от общества, в котором он так и не смог прижиться.
п.4. Литературные приёмы
✓ Олицетворение – природа в рассказе Мцыри описана так, словно она живая и полностью откликается на его чувства. Живыми оказываются и горы, и реки, и грозовая стихия – все природные явления
(я как брат обняться с бурей был бы рад; потока…вечный спор с упрямой грудою камней; и все природы голоса сливались тут). Природа то противник Мцыри, то помощник, то отражение его состояния.
✓ Эпитет – сердитый вал, голос живой, думы пылкие, золотая тень, сладкая тоска, взор кровавый, туманный лес и др.
✓ Метафора – следы небесных слез; кудри виноградных лоз; зной дышал от уст ее и щек; вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной; миллионом черных глаз смотрела ночи темнота и т.д.
✓ Что касается языковых средств, Лермонтов использует и другие приемы художественной выразительности – восклицания и риторические вопросы, обращения, инверсию (непрямой порядок слов), сравнения, гиперболы.
✓ Картины природы как отражение психологического состояния героя (гроза в момент побега, ревущий шум горной реки, ночной пугающий шорох леса или, наоборот, тихое утро как символ умиротворения в душе героя).
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт заключается в традиционном для романтизма противостоянии двух состояний – свободы и неволи. Герой всеми силами рвется на свободу, хочет жить вольной жизнью, но его существование в монастыре предопределено на долгие годы.
Это не конфликт между Мцыри и спасшими его монахами. Они не враги, да Мцыри и не сражается с ними, просто не может смириться с такой жизнью, не приемлет ее.
Краткие сведения о произведении
Главный герой поэмы
- Мцыри — смелый юноша-горец, пленённый русским генералом, воспитанный в монастыре и стремящийся к вольной жизни на родине.
Другие персонажи
- Русский генерал — оставил заболевшего мальчика-горца в монастыре.
- Монах — чернец, вылечивший пленного мальчика.
- Грузинка — молодая девушка, которую Мцыри увидел у реки.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Пленный шестилетний мальчик-горец не вынес тяжёлого пути, и русский генерал оставил умирающего мальчика в монастыре. Там его вылечил монах. Мцыри сначала дичился, но потом стал понимать чужую речь, его окрестил священник. Но однажды юноша убежал из монастыря, так как с детства мечтал увидеть свою Родину. В лесу Мцыри заблудился. Там ему пришлось вступить в бой с барсом. Из этой битвы юноша вышел победителем.
Выйдя из леса, Мцыри понял, что вернулся в те места, где стоял монастырь. До рек Арагвы и Куры было далеко, а беглец очень ослабел, страдая от жажды. Он потерял сознание, скоро его нашли и принесли в монастырь.
Пришедшему к нему монаху умирающий юноша сказал, что печалит его только то, что будет похоронен не на Родине. Он попросил вынести его в сад, откуда был виден Кавказ, чтобы посмотреть хоть издали на родные горы.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
У места, где сливаются реки Арагва и Кура, раньше был монастырь. Сейчас там живёт только старый сторож. На кладбище при монастыре на одной из могильных плит написано о том, какой грузинский царь и когда вручил России свой народ. С тех пор, как Грузия была присоединена к России, русский царь взял её под свою защиту.
Глава 2
Однажды из гор в Тифлис ехал русский генерал и вёз с собой пленного мальчика лет 6-ти. Ребёнок не вынес трудного пути и заболел. Один монах, пожалев умирающего мальчика, оставил его в монастыре и вылечил.
Сначала мальчик дичился, бродил один и, вздыхая, смотрел на восток, где была его Родина, но потом привык к монастырской жизни. Его окрестили, и он уже хотел дать монашеский обет, но однажды осенью пропал. Его нашли в степи без чувств и принесли в обитель. Когда юноша очнулся, то на вопросы отвечать не стал. С каждым днём он всё больше слабел. Когда уже была близка его смерть, в келью пришёл чернец (монах), чтобы убедить больного исповедаться. Юноша выслушал его увещевания и начал рассказывать о своей судьбе.
Глава 3
Мцыри сказал, что исповедоваться в грехах он не будет, так как не делал людям зла. Он признался, что всегда мечтал оставить монастырь и уйти в мир, полный битв и тревог, где живут вольные люди.
Глава 4
Главы 5–7
Юноше не хотелось умирать, потому что он ещё не жил по-настоящему.
Он рассказал, что убежав из монастыря, увидел поля, лесистые холмы, тёмные скалы, а вдали — Кавказские горы. Глядя на Кавказ, вспомнил он, что когда-то там жил, вспомнил родительский дом, отца, в кольчуге и с оружием, и своих сестёр.
Главы 8–14
Уйдя из обители, Мцыри на воле 3 дня жил полной жизнью. Он убежал ночью, во время грозы, и бежал очень долго. Когда утихла гроза, он прилёг в траву. Утром юноша осмотрелся и увидел, что лежит на краю бездны, а кругом цветёт множество растений.
В полдень Мцыри, ощутив жажду, начал спускаться к потоку, держась за кусты. Только он начал пить, как услышал лёгкий шум шагов и песню, которую пела молодая грузинка. Девушка, держа над головой кувшин, сошла к берегу, набрала в кувшин воды и ушла в одну из саклей, ютившихся у скалы. Юноша ощутил печаль и тоску. Усталый, он уснул в тени и видел во сне молодую грузинку.
Проснулся он ночью и, несмотря на голод, не стал подниматься к саклям, а продолжил путь, стремясь на Родину, но скоро сбился с пути.
Глава 15
Лес становился всё гуще. Мцыри стал залезать на деревья, но видел вокруг только густой лес. Тогда он зарыдал, но не стал кричать и звать людей, так как чувствовал себя для них чужим.
Главы 16–18
Вдруг на поляну, где лежал юноша, выскочил барс. Мцыри схватил сук и стал ждать. Зверь почуял его, завыл и приготовился прыгнуть, но юноша рассёк суком ему лоб. Барс застонал и упал, но вскочив, ринулся Мцыри на грудь. Тот воткнул сук зверю в горло, два раза повернул его, но барс не сдался и продолжал бороться. Наконец, зверь обессилел и погиб.
Глава 19–20
Мцыри, собравшись с силами, вновь побрёл по лесу, а когда вышел из него, увидел вдали аул. Этот край показался ему знакомым. Когда он услышал вдали звон колокола, то понял, что вернулся к монастырю.
Главы 21–23
Юноша в своей исповеди сравнил себя с цветком, который вырос в тени, был пересажен человеком в сад, и его обожгло солнце. Беглеца тоже палил зной, он страдал от жажды, а до рек Арагвы и Куры было далеко. В предсмертном бреду чудилось ему, что он на дне реки, и одна из рыбок уговаривает его уснуть тут навеки.
Главы 24–25
Затем обессиленного беглеца нашли и принесли в монастырь. Его печалило, что похоронен он будет в чужой земле. Мцыри признался монаху, что с юных лет в его груди жил пламень мечты о Родине, и что он бы променял вечность в раю на несколько минут между крутых скал, где он играл в детстве.
Глава 26
Мцыри попросил монаха, чтобы он велел перенести его в сад и положить на траву между двух акаций, откуда виден Кавказ. Юноша надеялся, что с гор прилетит ветерок, принесёт родной звук, и умирающий представит, что это брат или друг поёт ему о милой Родине. Свою исповедь Мцыри закончил словами:
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну.
Заключение к краткому пересказу
- стремление к свободе, вольности;
- любовь к Родине;
- красота и сила природы;
- противостояние человека с силами природы.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Читайте также: