Маятниковая миграция это в географии кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Маятниковая миграция — условное название регулярных (обычно — ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой — на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах. Маятниковую миграцию не относят к миграции населения.

Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX века большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы. Возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету городских предместий.

Связанные понятия

Час пик (калька с англ. peak hour) — временные промежутки, когда в городах происходит массовое передвижение людей, чаще всего от мест их проживания к местам работы и учёбы — утром (примерно с 7 до 9 часов) или в обратном направлении — вечером (примерно с 17 до 19 часов).

Дорожный затор, или автомобильная пробка, — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.

Транзитно-ориентированное проектирование (transit-oriented development (TOD) в градостроительстве многофункциональная жилая или коммерческая зона, в которой обеспечен легкий доступ к общественному транспорту, и созданы условия, делающие зону привлекательной для транзитных пассажиров. Транзитно-ориентированное проектирование является одним из направлений градостроительного проектирования.

Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.

Упоминания в литературе

Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегалополисах. Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX в. большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы, возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету и расширению городских агломераций. Маятниковая миграция – главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации.

Крайне важна доступность городов, густота их сети. В Европейской части, где расположено 77 % всех городов страны, среднее расстояние между городами составляет более 70 км, в том числе в наиболее освоенном Центральном районе – 45 км. Для сравнения, в Западной Европе этот показатель составляет 20–30 км. В восточных районах России среднее расстояние между городами превышает 225 км, в том числе в наиболее освоенной южной зоне Западной Сибири – 114 км, а на обширном Дальнем Востоке – 300 км. Малочисленность городов и значительные расстояния между ними имеют очевидные социальные последствия. Во-первых, это невысокая территориальная подвижность населения, неразвитость маятниковых миграций даже в пределах агломераций (за исключением Московской столичной), что не позволяет жителям находить лучшие места приложения труда и реализовывать свой потенциал без существенных затрат на смену места жительства. Во-вторых, это медленная модернизация образа жизни и гораздо худшая адаптация к реформам в обширных внеагломерационных пространствах [62].

В условиях городской агломерации эффект концентрации производства, населения, обслуживающих отраслей существенно увеличивает возможности кооперирования промышленности, развития науки и образования, выбора профессии, повышения уровня и рациональной организации производственной и социально-бытовой инфраструктуры, а в конечном счете – роста производительности труда, эффективности производства, благосостояния населения и социальной стабильности в целом. С другой стороны, как отмечалось, развитие городской агломерации постепенно обеспечивает рассредоточение промышленных производств, загрязняющих атмосферу, водные бассейны, их рациональное размещение по отношению к жилым районам, что улучшает в целом и экономические условия жизни в крупных городах. Развитие транспортной сферы способствует сокращению затрат времени на маятниковые миграции . Кроме того, агломерация позволяет формировать промышленный комплекс на более широкой территориальной основе. На сегодняшний день в Западной Сибири развивается 10 агломераций, на Дальнем Востоке – 8, в Восточной Сибири – 7 агломераций, в том числе одна из крупнейших – Иркутская. Поскольку городские агломерации имеют большие возможности в освоении ресурсов Сибири, то чем интенсивнее они развиваются, тем стремительней возрастает их организующая роль в овладении природными богатствами тяготеющих к ним территорий.

По данным ОНПЗ, в 2012 г. численность работавших за пределами своего региона составила 2,3 млн человек[13], однако 760 тыс. (32,7 %) ежедневно приезжали домой, то есть являлись маятниковыми мигрантами, большая их часть —437,5 тыс. – жители Московской области, работающие в Москве. Однако, по данным переписи 2010 г., численность жителей Московской области, работающих на территории другого региона, составляла 891 тыс. человек. Естественно, подавляющее их большинство совершали маятниковые поездки в Москву. Эта цифра близка к исследовательским оценкам масштабов ежедневной маятниковой миграции в данном направлении, которые составляют 800-1300 тыс. человек [Шитова, 2006; Шитова, Шитов, 2008]. Согласно данным ОНПЗ, значимая по масштабам маятниковая миграция – это трудовые перемещения из Ленинградской области в Санкт-Петербург —102 тыс. человек, и в обратном направлении – 5 тыс., а также миграция из республики Адыгея в Краснодарский край – 24,6 тыс. человек. На все остальные маятниковые перемещения приходится 129 тыс. – это крайне мало, учитывая, что значимые межрегиональные трудовые перемещения с суточным ритмом – довольно распространенное явление во многих регионах европейской части страны.

В частности, в г. Москве исследователи отмечают устойчивые (по частоте и времени) закономерности перемещения большого числа людей от периферии к центру в целях посещения торговых и культурно-зрелищных заведений: именно в центральной части столицы расположено большинство театров, кинотеатров, концертных залов и т. п., хотя 3/4 населения Москвы проживает в районах внешнего пояса, находящегося от центра в 45–60 минутах езды[99]. Это явление дополняется также ежесуточной маятниковой миграцией населения из пригородов Москвы.

Связанные понятия (продолжение)

Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).

Сели́тебная террито́рия — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.

Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.

Пассажиропоток — движение пассажиров в одном направлении маршрута. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.

Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.

Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.

Городская территория — территория с увеличенной плотностью построек, созданных человеком в сравнении с территориями вокруг неё. Городскими территориями могут быть города либо агломерации, но обычно это понятие не распространяется на деревенские или сельские поселения, такие как деревни либо хутора.

Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Пассажирооборо́т — показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Бесплатный общественный транспорт — это система перевозки пассажиров без взимания платы за проезд. При этом за эксплуатационные расходы по обслуживанию транспортных средств и работы персонала платит из бюджета государство, городские власти или крупные компании.

Эстака́дный тра́нспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге.

Джентрифика́ция (англ. gentrification) — реконструкция (ревитализация) пришедших в упадок городских кварталов путем благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей. В результате джентрификации происходит повышение среднего уровня доходов населения района за счёт замены жителей с низкими доходами на более состоятельных.

Деградация городской среды (англ. urban decay) — упадок успешного в прошлом города или городского района, который проявляется в оттоке населения, запустении объектов инфраструктуры, разрушении отдельных зданий, банкротстве ключевых предприятий и деиндустриализации, высоком уровне безработицы, разгуле преступности, обилии мусора и граффити.

Автобус дальнего следования (междугородный автобус) (сокр: АДС) — автобус, предназначенный для перевозок на большие расстояния.

Междугородный и пригородный трамвай (интерурбан) — вид рельсового транспорта, соединяющий разные города или один город с его пригородами. Интерурбаны отличаются от обычных железных дорог тем, что организация их работы гораздо ближе к трамваю, что выражается в частности в более лёгком подвижном составе (как правило, электрическом), частых остановках, лёгком строении пути, устройстве совмещённого пути и т. д. Нередко часть маршрута, проходящая по центру города, ничем не отличается от линии обычного.

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.

Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

Железнодорожный транспорт Великобритании — старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 году. Практически все железнодорожные пути находятся в управлении Network Rail, которая на 2010 год владела 15 754 километров путей европейской колеи, из которых 5 429 км были электрификацированы. Среди них есть однопутные, двухпутные и четырёхпутные пути. Помимо этой сети в некоторых городах развит железнодорожный общественный транспорт (включая обширную сеть Лондонского.

Социальное жильё (англ. social housing) — способ обеспечения граждан жильём, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.

Автоста́нция (автобусная станция), в соответствии с действующими в России Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.Автостанция.

Автомобилизация — оснащённость населения автомобилями. Уровень автомобилизации (иногда — уровень моторизации) населения рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.

Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.

Трущобы (бидонвили) — жилой массив с высокой плотностью стихийной застройки городской местности, отличающийся отсутствием или острой нехваткой основной инфраструктуры (электричество, водопровод, канализация, вывоз мусора, администрация, и т. д.), необходимой для полноценной социальной жизни человека, и, как правило, с сильно маргинализированной социальной средой. Трущобы — в широком смысле — кварталы городов или города-спутники, состоящие из обветшалых, недоброкачественных и неблагоустроенных зданий.

Перехва́тывающая парко́вка — стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи.

Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.

Рурализация (лат. ruralis — сельский, деревенский), деурбанизация — процесс, обратный урбанизации: отток населения из городов в сельскую местность. Особенно характерен для перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — переселение людей из одного региона (государства, страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Усто́йчивый тра́нспорт (или зелёный тра́нспорт) — любой способ или организационная форма передвижения, позволяющие снизить уровень воздействия на окружающую среду. К нему можно отнести пешеходное и велосипедное движение, экологичные автомобили, транзитно-ориентированное проектирование, аренда транспортных средств, а также системы городского транспорта, которые являются экономичными, способствуют сохранению жизненного пространства и пропаганде здорового образа жизни.

Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется избытком населения по отношению к средствам существования (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни) или избытком населения по отношению к спросу на рабочую силу.

Компактный город или город коротких расстояний — градостроительная концепция, характеризуется относительно высокой плотностью застройки и смешанными видами землепользования. Она основана на эффективной системе общественного транспорта, план компактного города — по мнению защитников концепции — поощряет пешеходное и велосипедное движение, снижение потребления энергии и загрязнения окружающей среды. Многочисленным жителям города предоставляются возможности социального взаимодействия, а также чувство.

Плановый город (также новый город) — город или посёлок (в России и странах СНГ также посёлок городского типа), быстро, но при этом планомерно созданный на ранее неосвоенной человеком местности.

Миграционная модель Тодаро – теория, объясняющая миграцию из села в город как экономически рациональный процесс, несмотря на высокий уровень безработицы в городах. Работники сравнивают свои ожидаемые доходы в городе и начинают переселение из села в случае, если эти ожидаемые доходы превышают их средний уровень доходов в селе. Модель разработана в 1969 году американским экономистом Майклом Тодаро.

Застройка повышенной плотности — это такая застройка, показатели плотности которой превышают нормативные показатели, либо (в отсутствие подобных нормативов) являются достаточно высокими, что может снижать уровень комфортности среды. Плотность застройки можно оценить по двум показателям.

Модель Манна (англ. Mann's model) — модель городского развития, сочетающая в себе секторную модель и модель концентрических зон. Город состоит из четырёх основных зон (центрального делового района, переходного района, района таунхаусов и пригорода), в которых проживают средний класс, низший средний класс, рабочий класс и низкоквалифицированный рабочий класс. Модель городской социологии объясняет структуру социальных групп в городе, и впервые предложена профессором социологии Питером Генри Манном.


Маятниковая миграция населения – это одна из разновидностей данного процесса, которая занимает далеко не последнее место в общей классификации. Под данным понятием принято понимать регулярные, зачастую ежедневные поездки граждан из одного города или села в другое с целью работы или учебы.

Данный вид миграционного процесса стал результатом неравномерного размещения производственных мощностей и расселения населения по отношению к ним. Особенно заметен этот процесс при рассмотрении крупных мегаполисов, в которые каждый день утром прибывает довольно большое количество жителей пригородной зоны, а вечером, соответственно, покидает их.

Обычно возникает такой процесс в тех регионах, где хорошо развитая инфраструктура и транспортная развязка позволяют жителям периферийных районов жить далеко от своего места работы. Так, еще в XIX веке существовала тенденция селиться в непосредственной близости от своего источника дохода. А вот уже век двадцатый внес некоторые изменения в этот процесс.

Что такое маятниковая миграция

Преимущества и недостатки

Как мы выяснили, маятниковая трудовая миграция – это перемещение граждан от своего дома до своей работы и обратно в рамках определенной территории. Отличительной чертой данного процесса является его регулярность, которая соответствует трудовому режиму или графику учебы.

Нельзя не отметить, что данное явление в обществе имеет как положительные, так и отрицательные черты. К первым можно отнести такие:

  • обеспечение занятостью отдаленных районов, которые не обладают достаточным количеством трудовых мест;
  • заполнение вакантных мест, на которые невозможно найти сотрудника по месту размещения компании, работниками из регионов;
  • повышение социальной мобильности граждан;
  • позитивное влияние духовной и материальной культуры на формирование внутреннего мира жителей периферии;
  • создание современных населенных пунктов, которые представляют собой смесь городской и сельской жизни.

Но, как известно, не бывает все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Зачастую направление и масштаб данного явления не всегда соответствует интересам экономики.

Причины маятниковой миграции точно так же, как и большинства иных разновидностей данного процесса, носят экономический характер.

На такие ежедневные поездки граждан толкает необходимость обеспечивать себя и семью.

В связи с этим следует выделить негативные последствия таких передвижений населения:

  • заметный дисбаланс в агропромышленной отрасли экономики страны;
  • потери свободного времени перемещающихся граждан, которые вынуждены тратить время не на свой досуг или полезный труд, а на поездки;
  • повышение утомляемости мигрантов.

Все это сказывается на моральном состоянии населения, которое, кроме работы, дома и транспорта больше ничего не успевает увидеть.

Действие маятниковой миграции на развитие городов

Что такое маятниковая миграция

Миллионы жителей Подмосковья каждый день ездят в Москву на работу.

Маятниковая миграция — главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации. Эффекты маятниковой миграции на развитие городов зависят от её интенсивности, а она в свою очередь — от экономического потенциала города и развития транспорта.

При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов жилыми кварталами и образованию классических . Городская среда при этом сильно поляризуется, центр резко контрастирует с периферией. Развивается центр-периферийная имущественная и социальная сегрегация. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды.

О терминологии

В целом миграцию можно разделить на две большие группы:

Исходя из названий, очевидно, что в первом случае данный процесс происходит в рамках одной страны, а во втором выходит за них.

Основные особенности миграционного процесса можно выразить так:

  • преимущественно люди перемещаются на короткие расстояния;
  • в поле зрения мигрантов чаще всего попадают крупные города и развитые страны;
  • именно этому процессу обязаны многие населенные пункты своим ростом;
  • чаще всего причины, которые побуждают население сменить место жительства, – экономические.

Этапы развития маятниковой миграции

На начальных этапах развития агломераций, особенно тех, которые имеют ярко выраженную гипертрофию центра, ежедневная маятниковая миграция направлена преимущественно из спальных районов и городов-спутников в исторический центр (ядро) города. Однако по мере исчерпания ресурсного потенциала ядра, роста субурбанизационных процессов, развития окраинной инфраструктуры, повышения уровня людности и экономической специализации окраин, роста уровня самодостаточности городов-спутников появляется и обратный поток: жители высокоубанизорванного ядра начинают участвовать в маятниковой миграции на периферию. Таким образом, возникают два встречных потока.

Московская агломерация

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч. Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов. В 2010 году положительное сальдо трудовой маятниковой миграции Москвы достигло 1,8 млн человек в сутки, причём заметный вклад в него вносили не только жители Московской области, но и другие ближайшие соседние регионы — Тульская, Владимирская и Калужская области.

Киевская агломерация

По оценкам КГГА, ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тыс. человек в день[4]. Большую часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, привычной стало несоответствие между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-х годах в Киеве появился замысел создания своего делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие, так и не был осуществлён. Поэтому в агломерации достаточно остро стоит вопрос перемещения населения между двумя берегами и, соответственно, недостаточно высокой пропускной способности мостов. Усилились и некоторые несоответствия в транспортной доступности: так, из города Бровары добраться на оказывается быстрее, чем из окраин самой столицы. При этом процессы субурбанизации, по крайней мере в их западном понимании, пока выражены достаточно слабо, поскольку происходит дальнейшее уплотнение и вертикализация центра агломерации. В 2000-х годах блоковая фрагментация советского периода только усиливалась и достигла степени мозаичности.

Значение регулярных передвижений граждан

Маятниковая миграция в России – явление довольно распространенное. Ежедневно можно наблюдать массовый поток студентов и работников, которые едут из пригородной зоны в областной центр на электричках, маршрутных такси или автобусах, а вечером возвращаются. Исключить данное явление из жизни российского общества значит остановить процесс роста городов, для которых данное явление является движущей силой. Маятниковые передвижения граждан стимулируют застройку пригородных районов мегаполисов жилыми кварталами, что ведет к образованию уже привычных нам спальных районов.

Нельзя не отметить, что сам мегаполис при этом делится условно на два полюса. Это выражается в том, что образ жизни в центре города сильно отличается от того, который ведут жители пригородных спальных районов.

В заключение следует отметить, что процесс регулярных перемещений граждан обоюдно значим как для них самих, так и для экономики в целом.

В настоящее время происходит постоянное передвижение населения из небольших и малоразвитых, в социально-экономическом плане, территорий в более перспективные. Миграция становится явлением глобальным. Все чаще стал применяться термин маятниковой миграции.

Определение понятий


Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Интересно! В категорию маятниковых мигрантов входят не только трудоспособное население, но и студенты в процессе получения образования в ВУЗах и других образовательных учреждениях.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база


В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Важно! В законе нет прямых указаний о необходимости работнику проходить регистрацию. Также как и о причинах для отказа работодателя в трудоустройстве. Отсутствие прописки — не основание.

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Причины маятниковой миграции

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Интересно! Обеспеченные граждане стали покидать спальные районы города и покупать дома за его чертой.

Примеры

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Миграция в России: проблемы и статистика


Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан


Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки


Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Заключение

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Миграция

Многие жители сельской местности или небольших городов не могут найти себе жизненное применение в своих поселениях. Устраиваясь на работу в крупных городах, но оставаясь жить в своих населенных пунктах, они становятся маятниковыми мигрантами.

Что такое маятниковая миграция

маятниковая миграция

Признаки маятниковой миграции

Суть маятниковой миграции определяют несколько признаков, отличающих ее от других разновидностей миграционных процессов. К ним относятся:

  • Регулярность — для перемещений характерны частые, практически ежедневные поездки;
  • Длительность — перемещения совершаются продолжительный период времени;
  • Отсутствие смены места жительства — граждане не меняют место своего проживания.

Отличия от других видов миграции

Подобное перемещение имеет серьезные отличия от других миграционных процессов. Миграция представляет собой переселение граждан на новое место жительство на временной или постоянной основе. При маятниковой миграции переселения не происходит: граждане остаются проживать в своем поселении.

Виды миграции

  • Временной, при которой лицо переезжает на ограниченный временем период, а постоянное место жительства не меняется;
  • Сезонной — разновидности временной миграции, тесно связанной с определенным сезоном и направленной на выполнение работ по уборке урожая и т. д.;
  • Нерегулярной, имеющей эпизодический характер.

Причины маятниковой миграции в России

Маятниковая миграция характерна для всех стран мира и тесно связана с развитием урбанизации и ростом субурбии. Причиной формирования таких процессов стали взрывное развитие общественного транспорта и автомобилизация населения. Новые возможности в мобильности и сокращение продолжительности поездок привели к тому, что количество перемещающихся лиц постоянно увеличивается.

Чаще всего это явление носит экономический или трудовой характер. Жители населенных пунктов находят лучшие предложения по работе в соседних крупных городах, так как там более разнообразен рынок труда и выше зарплаты.

Причины и виды миграции

С развалом СССР многие небольшие города, поселки и села потерпели экономический крах: здесь стало практически невозможно найти работу с достойной оплатой труда. Этим же объясняется и невысокая стоимость жилья в подобных населенных пунктах.

Близость к крупным и успешным городам и налаженные транспортные связи позволяют людям найти там работу, не переезжая на постоянное место жительства. В итоге граждане получают высокие зарплаты, не имея необходимости в покупке дорогого жилья в крупном городе.

Еще одной причина маятниковой миграции является развитие субурбии, то есть переезд из спальных районов в пригород, в первую очередь, в частные дома. Этот процесс, обратный урбанизации, достиг апогея в США. Набирает популярность переезд в пригород и в России — субурбия позволяет создавать наиболее комфортные условия для проживания обеспеченных граждан. Место трудовой деятельности не меняется — люди все также продолжают ездить на работу в город.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

Достоинства

Международная миграция

Недостатки

Статистика и проблемы маятниковой миграции

Больше всего явление характерно для крупных городов, особенно Москвы. Столица остается главным центром притяжения для всего Подмосковья — ежедневно в Москву отправляется более 1,1 млн. жителей области. Обратный поток значительно меньше — до 40 тыс. обитателей столицы ежедневно выезжает в Подмосковье на работу. По некоторым подсчетам, каждый четвертый трудоспособный житель Московской области — маятниковый мигрант.

Статистика и проблемы маятниковой миграции

Москва является настолько мощным центром притяжения, что в ее орбиту попадают и жители соседних регионов. Немалый процент перемещающихся в столицу лиц составляют обитатели Калужской, Тульской и Владимирской областей.

Характерен процесс и для других крупных городов. В маятниковую миграцию включены жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( до 200 тыс. человек ежедневно ), а также других крупных городов. Такой миграционный процесс наиболее характерен для тех регионов, в которых велика плотность населения.

Не стоит считать, что это исключительно городское явление. Даже сельского фельдшера, ездящего на работу в соседнюю деревню на велосипеде, можно причислить к маятниковым мигрантам.

Общее количество людей, перемещающихся в ежедневном режиме между двумя поселениями, практически не поддается подсчету. Такие лица не обязаны регистрироваться в государственных органах. По ориентировочным подсчетам, число таких граждан может достигать 10 млн. человек или более. А это почти 12 % трудоспособных жителей страны.

Проблемы маятниковой миграции

Проблемы, с которыми сталкиваются маятниковые мигранты, связаны с расходом денежных средств и времени на то, чтобы добраться до места работы или учебы. С течением времени в этот процесс включаются обитатели все более дальних поселений.

Из-за этого увеличивается время, проводимое мигрантами в дороге. Результатом этого становится ощутимое снижение качества жизни мигрантов, которое не всегда компенсируется выросшими доходами.

Маятниковая миграция — естественный социально-экономический процесс, характерный для всего мира и имеющий свои плюсы и минусы. Развитие общественного транспорта и автомобилизация населения привели к тому, что маятниковыми мигрантами становится все больший процент населения России.

Читайте также: