Маяк толбухин история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Министерство транспорта Российской Федерации




Толбухин маяк

21.09.2017

22 сентября 1810 года начал действовать каменный маяк Толбухин – один из старейших действующих маяков России.

Маяк Толбухин установлен на искусственном каменистом островке , лежащим в трех милях от западной оконечности острова Котлин . Именно на его траверзе начинается морская дорога к Санкт-Петербургу – Морской канал.

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Уже 7 августа 1719 года строительство деревянного сооружения было закончено. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.

12 апреля 1736 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено главному адмиралтейскому архитектору И. Коробову. Побывав на Котлинской косе, Коробов определил первоочередные работы и предложил, чтобы не терять времени и не создавать неудобства мореплавателям, вначале на месте старого обветшалого возвести новый деревянный маяк, одновременно начав подготовку к строительству каменного. В 1737 году второй деревянный маяк был построен.
К этому времени Адмиралтейств-коллегия, в ведении которой находились маяки, вторично подняла вопрос о скорейшем строительстве каменного маяка на косе. Несмотря на это, работы по сооружению каменной башни продвигались крайне медленно. К 1739 году удалось выложить лишь фундамент. При этом необходимо признать, что работы производились в тяжелейших условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром песчаную косу полностью заливало, и люди работали по пояс в ледяной воде. Не обошлось и без других неприятностей. Так в 1744 году при пожаре полностью сгорели все служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейств-коллегии об ускорении строительства каменного маяка. Однако дело все равно не продвигалось. Лишь в 1807 году, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, которую занял деятельный капитан 2-го ранга Л.В. Спафатьев, дело сдвинулось с мертвой точки. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве.

В 1809 году началось интенсивное сооружение каменного Толбухинского маяка. К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни был установлен металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка. Рядом с башней был построен каменный жилой дом. 22 сентября 1810 года каменный маяк вступил в строй.

Проектирование и строительство каменного маяка связано и с именем знаменитого русского архитектора А.Д. Захарова (автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге). Будучи главным адмиралтейским архитектором, Захаров внес много изменений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

Вскоре на маяке была установлена аргантовая (кинкетовая) лампа, параболические реверберы (вогнутые зеркала, полированные серебром), в фокусе которых помещается сама лампа, что позволяет параллельно отражать лучи на далеком расстоянии. После того, как на маяке установили телеграф, было решено построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году второй этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Последнее нововведение значительно улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Толбухинский маяк подвергался реконструкции и позже. В 1867 году здесь появился диоптрический аппарат. В 1970 году был построен причал, остров укрепили бетонными плитами.

За свою долгую историю Толбухин маяк пережил много героических и трагических событий. Сегодня это не только маяк-символ Кронштадта, он по-прежнему остается важнейшим морским ориентиром на подходе к Морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Огонь легендарного Толбухина маяка виден на расстоянии 19 миль и хорошо знаком всем мореплавателям.


Становление российского флота

Первый же настоящий маяк в Петербурге был установлен на Царском бастионе Петропавловской крепости. Маячный фонарь был зажжен в апреле 1704 года, почти через год после основания города. Первоначально сигналы в Финском заливе начали устанавливать для навигации военных кораблей, но желание Петра I развивать морскую торговлю и обезопасить плавание остальных кораблей заставили создавать маячное освещение более крепким, соответствующее всем морским стандартам.



Фото: Instagram / @dukapavel



Фото: Instagram / @dukapavel

Деревянный маяк на Котлинской косе

Первый маяк был построен из дерева с одобрения Петром I, так как Кронштадтский порт, которому было поручено строительство башни, не располагал таким значительным количеством камня и квалифицированными каменщиками. Но заготовка материалов для постоянного маяка началась в тот же момент. Качество освещения башни не удовлетворяло мореплавателей из-за низкой видимости горящих в фонарях свечей. В 1723 году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое сжигалось в светильниках, но практически дальность видимости огня не увеличилась. Поэтому решили по примеру Готландского маяка перевести башню на освещение дровами и углем.

За год второй временный деревянный маяк был возведен, но построить каменную башню в сжатые сроки так и не удалось, строители положили только фундамент. Работы производились в очень тяжелых условиях, так как косу постоянно заливало, и люди работали по пояс в воде. В 1744 году в пожаре полностью сгорели служебные помещения и караульный дом, пристань, а также весь запас дров и угля. После этого Адмиралтейская Коллегия опять пыталась ускорить строительство каменного маяка.



Фото: Instagram / @dukapavel

Каменный маяк, дом и телеграф

К осени 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. На маяке установили 12-гранный металлический фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Внутри установили 24 платинированных серебряных отражателя, значительно увеличивавших дальность его действия. Рядом с башней был построен каменный жилой дом. 22 сентября 1810 года, почти через сто лет с даты основания каменный корпус высотой 24 метра вступил в строй. Маяк обслуживали офицер-смотритель, унтер-офицер и семь матросов.



Фото: Instagram / @morskaya_kapusta, @ale_davydova

Всегда на работе

Рассказывая историю маяка, невозможно не упомянуть декабриста Николая Бестужева, который был в первых рядах среди восставших 14 декабря и весь день находился на Сенной площади. Только вечером, в беспорядочной толпе, он покинул площадь, заваленную телами убитых и раненых. Бестужев решил бежать на маяк Толбухин, там отдохнуть и потом двинуться дальше – в Швецию.



Фото: Instagram / @turbeg, @anna_vi__

В 1884 году на Финском заливе произошла сильная буря, которая в том числе нанесла значительный урон маяку. Волнами были повреждены часть оконных заполнений караульного дома, галереи и шлюпочный спуск, уничтожена насыпная площадка перед караульным домом. В 1885 году были проведены очередные капитальные ремонтные работы.

Во время Великой Отечественной войны Толбухин маяк служил важным наблюдательным пунктом. С башни, которая устояла при мощных обстрелах, отслеживали вспышки вражеских батарей, корректировали орудийный огонь с соседних фортов и засекали места падения мин. С годами важность Толбухина маяка не ослабевает и даже сейчас он остается важным навигационным ориентиром для кораблей на подходе к морскому каналу Петербурга и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Он эксплуатируется Управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

В 2018 на маленьком искусственном острове были проведены масштабные ремонтно-восстановительные работы по реконструкции маяка. Была отреставрирована башня, а оборудование заменили на новое, отвечающее самым современным навигационным требованиям. С 3 октября 2018 года обновленный маяк Толбухин снова встал на страже морского пути в Петербург.


Краткое описание:

• высота строения – 29 м

• высота над уровнем моря – 30 м

• толщина стен внизу – 2,5 м, вверху – 1,2 м

• расстояние до ближайшего острова Котлин – 5,2 км

• свет виден на расстоянии – 30,5 км

История создания


В Кронштадтском порту не нашлось ни квалифицированных каменщиков, ни достаточного количества необходимого для строительства материала. Тогда Петр дал согласие на возведение временного деревянного маяка.



28 августа 1719 года на Котлинской косе в фонаре маяка впервые зажегся огонь. Свет свечей был тусклым и не удовлетворял моряков. Вскоре маяк перевели на освещение дровами.

Как выглядел каменный маяк изначально

Строительство каменного маяка происходило в тяжелых условиях. Даже небольшие волны полностью заливали косу. Люди были вынуждены работать по пояс в воде. И к 1739 году был выложен только фундамент. Пожар, случившийся в 1744 году, уничтожил пристань, все служебные и хозяйственные постройки, караульный дом, запасы дров. Строительство было отложено до 1809 года.


Меньше, чем за год удалось возвести

  • круглую кирпичную башню
  • гранитный цоколь
  • караульный дом

Большой жилой дом из камня соединялся с башней специальной галереей. По ней было удобно ходить во время штормов и сильного ветра. Позже возвели второй этаж караульного дома, баню, помещение для шлюпки. В 1833 году установили телеграф. Команда телеграфистов размещалась на втором этаже караульного дома.


Претерпел большие изменения фонарь. 40 масленых ламп были помещены в 12-гранник, установленный в фонарном сооружении, высотой 3,80 метров. 24 серебряных отражателя значительно увеличивали дальность света.



Изюминкой маяка стала 5-пролетная аркада, на которую упиралась галерея. К сожалению, сейчас она не видна из-за хозяйственных построек.


Когда увидеть огни мешал непроглядный туман, маяк можно было услышать по звуку колокола, который весил 328 кг. Он сохранен для потомков, как часть истории.

Экскурсии


Осмотреть исторический объект, входящий в список ЮНЕСКО можно:

Экскурсии по фортам и маякам Кронштадта организовывают Кронштадские Истории.


Закатные лучи солнца, крики чаек, шум волн, высокая башня, которую венчает фонарное сооружение – зрелище невероятно красивое и запоминающееся. Безопасность гарантируют опытные капитаны, сверяющие выход в море с прогнозом погоды.

Внутри маяка


Сотрудники живут в квартирах городского типа на втором этаже кирпичного здания. Есть и ванная комната и туалет. На острове устойчивая мобильная связь всех операторов, скоростной интернет, прием почти всех телеканалов.

Нападение на маяк


Но в результате расследования полицейские пришли к выводу, что удар ножом нанесла жена смотрителя, Юля. Во время распития спиртных напитков между супругами вспыхнула ссора. Долгое нахождение на закрытой от посторонних территории, могло стать толчком к преступлению.


Сам Дмитрий категорически отрицает причастность жены к нападению на него.

Интересные факты

  • В начале XIX века в штат маяка входила целая команда сотрудников. Смотритель, служители, телеграфисты. В 1807 году их насчитывалось 9 человек. Сегодня в штат входят всего 2 человека, смотритель и техник.
  • Всего 2 раза в год на маяк завозят продукты, топливо и все необходимое. Скоропортящиеся продукты хранятся в холодильниках, консервы – в коробках.
  • Смотритель маяка – по совместительству его охранник. Зимой иногда по 50 человек в день приходится отгонять от вверенной территории.


Финский залив таит множество опасностей. Сильные ветра, переменчивые течения, многочисленные отмели становятся причинами крушения кораблей. Независимо от стремительного развития техники, навигационных приборов, значение маяка-ветерана по-прежнему велико. А еще он уникальный архитектурно-исторический памятник

В августе маяку Толбухин исполнится 300 лет.

О ПРОЕКТЕ

Винтовая лестница Шепелёвского маяка.

300-ЛЕТНИЙ ЛОЦМАН

Ранним утром мы уже примеряли оранжевые спасательные жилеты на причале форта Константин в Кронштадте. На воде покачивался белый катер с синим навесом. На нем Олег Зырянов уже несколько лет проводит экскурсии по маякам и фортам города морской славы. В Кронштадте он родился и вырос, поэтому его рассказы проникнуты любовью к родным местам. К слову, Олег — не только опытный капитан, но и заядлый фотограф. Так что и истории расскажет, что не оторваться, и ракурс хороший посоветует.

Нас же уже ждали на маяке Толбухин. Построен он не просто по указу, а по эскизу Петра Великого. Своё нынешнее имя маяк носит с 1730-х. Ведь именно на этом месте стоял со своим отрядом в 1705 году Федот Семёнович Толбухин, отбивший эскадру Анкенштерна и защитивший тем самым подступы к совсем молодому Петербургу.

Маяк Толбухин построен по эскизу Пётра Великого.

Мотор рычал, взбивая воду в пену. Волосы развевались на ветру, будто в кульминационной сцене дешевой мелодрамы. На голубоватом горизонте уже вырисовывался белый прямоугольник. Когда мы подплыли ближе, я достал камеру и попытался сделать несколько кадров, однако из-за качки щёлкал то поручни, то красную куртку Олега.

На Толбухине ровно 100 ступенек.

На берегу уже ждал смотритель маяка Дмитрий. Он протягивал руку и помогал взобраться на высокую бетонную плиту.

—Я так здороваюсь, — улыбнулся маячник.

—Разве что в парикмахерскую бы заглянул, — засмеялся Дмитрий. —Романтика здесь только первые три дня, а потом — понимание: если ты не сделаешь — никто не сделает. Это ответственность и гордость, ведь ты обеспечиваешь безопасность мореплавания.

Работают Дмитрий и Юлия, можно сказать, без выходных.

Дмитрий и Юлия.

—Дизельный генератор надо обслуживать, масло заливать ремонтировать, — объяснил он. —Хозяйство у нас своё. Выращиваем все, что растёт: помидоры, огурцы, лук, петрушка, кинза.

За нами подглядывала рыба, которая вялилась на веревке у берега. Вокруг бегали собаки. Их тут две. А ещё — четыре кошки.

Мы поднялись на второй этаж и прошли по коридору мимо холодильника. На дверце висел капитан с седой бородой да в тельняшке.

Оказавшись в башне, я удивился отсутствию винтовой лестницы Ведь уже успел привыкнуть к ним за первые два выезда.

—Один из немногих маяков с поэтажным подъемом, — объяснил смотритель. —Ровно 100 ступенек! Считал раз 90.

Наверху задувало, но вид, конечно, того стоил. Стая чаек летела над бурлящей синевой. Дмитрий оперся на красный поручень лицом к воде. Он смотрел так, будто, как и мы, видит все это в первый раз.

Куда же без общего фото!

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ ПО-РУССКИ

С Толбухина мы отправились на форт Кроншлот. Его построили во время Северной войны для защиты от шведов. Здесь проходит единственный судоходный канал, ведущий в Петербург. Плавание по нему всегда было крайне затруднительным. Даже современным винтовым кораблям навигация здесь даётся непросто. Чтобы облегчить судам подход к Кронштадту, в 1856 году на Кроншлоте предложили установить два створных огня. Деревянные маяки возвели уже в 1857 году.

Нижний Николаевский маяк вырос на каменистой отмели западного бастиона, Верхний — на юге острова. А в апреле 1891 года на месте деревянных башен появились металлические.

Верхний (впереди) и Нижний Николаевские маяки.

Задний Кронштадтский створный маяк — самый высокий в Кронштадте.

Сегодня маяк светит только в сторону Ломоносова. Зелёные огни можно увидеть за четыре морских мили.

По соседству — ещё один необычный лоцман. У Фридрихштадтского маяка 1863 года нет традиционного красно-белого наряда. Фонарь установлен на шести чугунных столбах, к которым ведёт винтовая лестница.

К слову, маяк носит имя парусного 96-пушечного линейного корабля. Он, в свою очередь, был назван так в память о блестящей победе русских войск над шведами близ одноименного немецкого города в Голштинии в 1713 году.

Фридрихштадтский маяк возведён в 1863 году.

На обратном пути у меня разбегались глаза. Ведь мы проплывали сразу несколько маяков. Справа высился один из символов Кронштадта — Деревянный маяк на Усть-Рогатке К слову, это не маяк вовсе: светит он всего на шесть морских миль. До звания путеводной звезды моряков не хватает ещё четырёх. Кроме того, деревянная здесь только обшивка. Сама башня сделана из стали. А настоящее ее название — Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда.

На самом деле Деревянный маяк сделан из стали.

Задний створный маяк Санкт-Петербургского морского канала.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ МУЗЕЙ МАЯКОВ

Объявление на входе гласило, что необходимо закрывать дверь: ветер в 53 морских узла может унести посетителя вместе с ней в Финский залив. Видимо, поэтому напротив кассы висел спасательный круг с Шепелёвского маяка.

Впечатляет здесь даже интерьер.

Музею всего два года, однако экспозиция уже собралась внушительная. Около 150 экспонатов — от горелок до фонарей и огромных линз — расположились в пяти залах.

Экспозиция занимает пять залов.

Гордость Музея — линза Френеля 1857 года с маяка Сескар. Она освещала путь мореплавателям 130 лет, пока ее не заменили и не бросили в сарае, где она пролежала 30 лет, пока чудом не попала в музей. Ведь его сотрудники не только сидят в архивах, по крупицам восстанавливая биографию каменных лоцманов, но и сами ищут экспонаты, бродя по лесам неподалёку от маяков.

Прежде чем попасть в музей, эта линза 30 лет пылилась в сарае.

Экскурсию нам провела Ирина Босенко, которая побывала восвсех экспедициях проекта.

—Маяки — это часть жизни. Мы и приезжаем сюда каждый день. Можно сказать, без выходных. Музей — это живой организм, который сам развивается, а мы его просто направляем. Стараемся собрать весь свет, который живет в этих стенах, и отдать его публике. Чтобы люди, которые прежде ничего не знали о маяках, ушли от нас со своим внутренним светом, — поделилась Ирина.

—Помню пары на первом курсе прогуливала, чтобы покататься с папой на катере по Большому Кронштадтскому рейду, — вспоминает Ирина.

В общем, мы убедились, что никто так не любит маяки, как сотрудники этого музея.

После экскурсии по музею мы устроили небольшое чаепитие в его стенах.

Geely Atlas идеально подходит для больших компаний и самых непредсказуемых путешествий.

Geely Atlas идеально подходит для больших компаний и самых непредсказуемых путешествий. Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Три выезда путешественники преодолели на флагманских кроссоверах Geely Atlas, которые им предоставил официальный дилер в Петербурге — компания М20.

В ливень добирались по грязи до форта Красная горка, продирались по лесу к маяку в деревне Сторожно, мчались по КАД-у в Кронштадт. Несмотря на переменчивую петербургскую погоду, эти машины ни разу не подвели наших ребят. И доказали, что автомобили Geely Atlas подходят для больших компаний и самых непредсказуемых путешествий. Вы, кстати, тоже можете попробовать их в деле — запишитесь на тест-драйв.

Любое увлекательное приключение всегда несет в себе элемент риска. Даже если это риск простудиться! Ветер, вода, перепады температуры на солнце и в тени – вот такое наше непредсказуемое лето. В условиях, когда погода и обстоятельства испытывают вас на прочность, организм может дать сбой и не устоять перед ОРВИ. Поэтому под рукой всегда должна быть аптечка, в которой обязательно будет лекарство от простуды - Циклоферон в таблетках.

Под рукой всегда должна быть аптечка, в которой обязательно будет лекарство от простуды - Циклоферон в таблетках.

Под рукой всегда должна быть аптечка, в которой обязательно будет лекарство от простуды - Циклоферон в таблетках. Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Это лекарство применяют как для лечения, так и для профилактики простуды, в том числе и экстренной профилактики. То есть когда есть риск заболеть особенно велик или при контакте с уже болеющий человеком. Применение Циклоферона как в самом начале простуды, так и на любой ее стадии способствует сокращению времени болезни и предотвращению риска развития осложнений.

Полезные мелочи: как известно порядок – залог успеха в любом мероприятии. Соблюдение порядка в аптечке залог быстрого и удобного применения лекарственных препаратов. Фабричные упаковки зачастую не предназначены для походных условий. Чтобы таблетки не рассыпались и не промокли, блистеры лучше вытащить из коробки и завернуть в прозрачную пленку. И не забудьте положить туда же инструкцию! Это очень важно: во-первых, в инструкции подробно написано, как правильно применять лекарство. А во-вторых, у всех медикаментов есть противопоказания, и с ними обязательно нужно ознакомиться до применения.

А ВЫ ЗНАЛИ?

Многие маяки славятся не только своей красотой, но и военными подвигами. Так, во время Великой Отечественной войны с Шепелёвского маяка начиналась ледовая трасса к островам Финского залива: такая же дорога жизни, как на Ладоге. На Сескар, Тютерс и Мощный доставляли питание, снаряжение и боеприпасы. Там находились военно-морские базы, с которых наши подводные лодки уходили в рейд в Балтику, а также аэродромы, которые обеспечивали прикрытие Ленинграда и фронта.

Шепелёвский маяк построен в 1910 году.

А Осиновецкий мыс когда-то был единственной надеждой осажденного Ленинграда выстоять в блокаду. 12 сентября 1941 года сюда прибыл первый караван судов Ладожской военной флотилии с 800 тоннами муки. На восточный берег Ладоги на борту переправляли детей.

Так, за первые три месяца навигации в город привезли 60 тысяч тонн продуктов и вывезли почти 40 тысяч ленинградцев. Всего же удалось эвакуировать более полумиллиона человек. И все это время путь кораблям указывал Осиновецкий маяк, ставший впоследствии одним из символов блокадного подвига.

КСТАТИ

Замена ленты стеклоочистителя Хорс

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: