Материалы о судьбе крещенных в 18 веке жителей национальных районов россии кратко
Обновлено: 06.07.2024
- Слыхал, сосед, у вас татар крестили??
- Да, у нас на Волге новокрещенских дел контору открыли. Году так в 1740.
- А что татары-то?
- А что татары? До сих пор помянут места, где мечети были. Всех на лицо знают.
- Что ж отцы их да деды? Как пережили-то это?
- Отцов тоже крестили. А тех, кто ушел, захоронили.
- Где ж захоронили-то? Неужто на православном кладбище?
- А то! Совсем древних на мусульманском, а вот недавних – на наших.
- А на кой век им сдалась-то вера христианская?
- А это вот интересно! Государыня Елизавета Петровна велела освободить кряшен от подати да рекрутской повинности.
- У ты! А еще что велела государыня?
- А еще велела не карать за невеликие провинности.
- О как!
- О как.
Крещение нерусских народов Поволжья, иноверцев, началось в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Происходила насильственная христианизация народов, ограничивалось строительство мечетей в православных поселениях.
Отныне перейти в православие можно было без письменных прошений и разрешений. Кряшены, как стали называть новокрещенных, освобождались от выплаты налогов и получали снисхождение властей при совершении мелких преступлений. Данный процесс повлек за собой недовольство некоторых народностей и волнения на Руси XVIII века.
Найдите материалы о доле крещенных в 18 в. обитателей государственных районов России. Опишите их жизнь в форме разговора людей того медли.
- Prudcova Oksana
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
- 2019-10-30 11:36:50
- 65
- 2
- Сказывают, сосед, живут у вас на Волге новокрещённые татары?
- Да, их отцов еще недавно крестили. В 1740 году была учреждена даже Контора новокрещенских дел. Но они до сих пор помнят места, где ранее были мечети, указывают лиц, оставшихся некрещёными. А снутри деревни, при раскопках земли, жители находят различные вещи и монеты с письменами арабской вязью.
- А где же они мертвецов хоронят?
- Хоронят на наших христианских кладбищах, но в ряде деревень имеются мусульманские кладбища. По преданиям, там были похоронены папы-основатели этих селений, их могилы очень почитают. Особенным почтением пользуется могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново. Новокрещенные совместно с приезжавшими мусульманами навещают эту могилу, во время молений и жертвоприношений прибегают даже к поддержки мулл.
- А зачем же они в наш христианский закон перебегают?
- Сообразно указу государыни Елизаветы Петровны, опять обращенных в православие личикам высвобождают от податей на три года, а также от рекрутской повинности. А не считая того, по указу 1743 года иноверцы христианского вероисповедания свободны от наказания за неважные правонарушения.
-Сказывают сосед, к нам вновь на Российскую службу германские дворяне служить поступили .
-Да поступили . Как Анна Иоановна встала на престол немцы утратили право на двойное жалованье и это по сопоставлению с жалованьем российских офицеров.
-Да уж вот так день.
Найдите в Интернете материалы о судьбе крещенных в XVIII в. жителей национальных районов России. Опишите их жизнь в форме диалога людей того времени.
Ответ
— Да, их отцов еще недавно крестили. В 1740 году была учреждена даже Контора новокрещенских дел. Но они до сих пор помнят места, где раньше были мечети, указывают лиц, оставшихся некрещёными. А внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с письменами арабской вязью.
— А где же они покойников хоронят?
— Хоронят на наших христианских кладбищах, но в ряде деревень имеются мусульманские кладбища. По преданиям, там были похоронены отцы-основатели этих селений, их могилы очень чтят. Особым почтением пользуется могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново. Новокрещенные вместе с приезжавшими мусульманами посещают эту могилу, во время молений и жертвоприношений прибегают даже к помощи мулл.
— А зачем же они в наш христианский закон переходят?
— Согласно указу государыни Елизаветы Петровны, вновь обращенных в православие лицам освобождают от податей на три года, а также от рекрутской повинности. А кроме того, по указу 1743 года иноверцы христианского исповедания свободны от наказания за маловажные преступления…
В 1702 г. Петр I назначил митрополитом Сибирским и Тобольским Филофея (Лещинского), выпускника Киевской духовной академии, эконома Киево-Печерской лавры, пламенного сторонника и почитателя царя-реформатора. Одна из главных целей его назначения на Сибирскую кафедру заключалась в том, чтобы он насаждал православную веру не только во вверенной ему митрополии, но и на сопредельных землях, включая Китайскую империю.
Митрополит Филофей (Лещинский)
Итак, первая четверть XVIII в. явилась начальным этапом последовательной христианизации Северо-Западной Сибири, что позволяет говорить о смене приоритетов в национальной политике России, явившейся закономерным продолжением реформ, начатых Петром I. Миссионерство стало мощным рычагом многонационального государства, позволившим вовлечь в сферу государственных интересов разноязычные народности, проживающие в самых отдаленных уголках империи. Личность Филофея (Лещинского), единомышленника и сподвижника Петра, стала ключевой в вопросе христианизации туземного населения Приобья и всей Сибири. После его смерти, (1727) в крае насчитывалось около сорока тысяч крещеных аборигенов, перешедших из язычества в православие. Методы, которые он использовал, легли в основу дальнейшей деятельности сибирских миссионеров и служили примером для подражания. Если оценивать деятельность самого митрополита Филофея, то нельзя не признать, что в целом она принесла ожидаемые как самим проповедником, так и российским монархом результаты. Собственно именно для миссионерской работы Петр I направил Лещинского на Сибирскую кафедру. Неудачи миссионерства на его начальном этапе объясняются грандиозностью замыслов и масштабами края. Вызывает удивление реальность полученных Лещинским результатов, но доказательствами, которые бы их опровергали, мы не располагаем. Христианизация края явилась первоначальным этапом приобщения северных народов к европейской культуре, без чего их дальнейшее существование было бы невозможно.
Процесс крещения северных аборигенов продолжался на протяжении всей первой половины XVIII в. В него были вовлечены не только значительные силы православного духовенства, но и гражданские власти включая сибирских губернаторов. Их заинтересованность в этом вопросе заключалась в том, что подобным образом они могли добиться относительного спокойствия и мирного сосуществования различных родовых групп и внутриплеменных союзов, вражда меж которыми велась ни одно столетие. Наиболее нестабильную обстановку и заботу гражданским властям создавал род Тайшиных, представители которого пользовались значительным влиянием среди местных аборигенов. Ни один раз по их инициативе прокатывались кровавые рейды по сопредельным территориям с целью устрашения вновь окрещенных.
Но это не помешало произвести в Обдорске в 1746 г. закладку новой церкви во имя св. Василия Великого с приделом Николая Чудотворца, что было сделано по благословения сибирского митрополита Анатолия (Нарожницкого). На ее строительство выделялось 100 рублей, а так же необходимая церковная утварь[32]. О том, что вопрос решался на самом высоком государственном уровне говорит Указ Ее Императорского Величества, согласно которому годовщику Обдорский острога Лихачеву повелевалось:
В конце XVIII в. среди туземцев восточной части Европейской России начались волнения в связи с распространением слухов о предполагающейся насильственной христианизации, и постановлением Сената (1789-1799 гг.) дальнейшие действия проповедников на севере были приостановлены[37]. Но к тому времени практически все аборигены, проживавшие на территории Березовского и Сургутского уездов, были крещены, где к концу XVIII в. на территории Березовского уезда функционировало 4, а в Сургутском – 7 приходов[38].
Попытки миссионеров XVIII в. провести всеобщую христианизацию аборигенов Приобья показали неготовность к тому не только предполагаемых христиан, но и самих крестителей, которые пытались как можно быстрей совершить обряд крещения, не особо заботясь о дальнейшей судьбе своих адептов. Но нельзя не признать осуществление ими значительного прорыва в этом направлении первых православных проповедников, что позволило в дальнейшем изменить пути подхода в деятельности вновь открываемых сибирских миссий.
Читайте также: