Материальная культура чеченцев кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Алания и вайнахи.Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском хуннских (гуннских) кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ.

В VП-Х вв. аланам удается создать раннефеодальное государство, куда вошли многие народы Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство.

Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии.

Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.

Взаимоотношения древних нахов с соседними народами.Территория Чечни на протяжении тысячелетий служила как бы буфером в этнических, экономических, культурных, политических и прочих контактах между народами Северного Кавказа, Юго-Восточной Европы, Закавказья, с восточным и античным мирами.

В разное время Чечня переживала нашествие различных кочевых племен:

скифского (VI-IV вв. до н.э.),

сарматского (III в. до н.э. - IV в. н.э.),

аланского (IV-ХI вв.)

Первая половина I тыс. н.э. на Северном Кавказе отмечена бурными событиями. Она совпала и с так называемым великим переселением народов и приходом сюда новых кочевников - алан и гуннов.

Повсеместно проходят процессы формирования военно-политических союзов. Одним из первых мощных племенных объединений всех пришлых кочевников было гуннское (IV – Vвв.).

Спустя 400-500 лет в недрах гуннского союза зарождается новое объединение во главе с хазарами. В первые десятилетия VII н.э. хазары создали свое собственное государство Хазарский Каганат.

Оно просуществовало более 300 лет (с 30-х годов VII и до середины X века). К середине IX в. Хазария контролировала Северный Кавказ, Придонье и почти все Поволжье.

Наладив взаимовыгодные связи с Хазарским каганатом, древние чеченцы остались на своих прежних местах жительства в Терско-Сунженском междуречье, выплачивая ему определенную дань.

Нахи-горцы также поддерживали выгодные для себя торгово-экономические связи с каганатом, так как для отгонного животноводства им нужны были равнины и степи. Параллельно горцы - вайнахи активно общались с дагестанскими народами.

В VII веке, когда Дербент был захвачен арабами, нахи в союзе с хазарами, аланами и дагестанцами мужественно выступили против арабских завоевателей.

Наконец, археологические материалы свидетельствуют о многосторонних связях нахов с древней Русью.

Кроме того, продвижение праславянского и славяно-русского населения в среду народов Северного Кавказа по археолого-этнографическим данным наблюдается со второго тысячелетия до н.э. по настоящее время. Забегая вперед, можно отметить, что эти миграции особенно активизировались с конца XVII века.

Материальная и духовная культуры Чечни в V-ХII вв.Материальная культура раннесредневековой Чечни изучена на материалах бытовых и погребальных памятников. К бытовым памятникам относятся городища и поселения. Только на равнинной части Чечни их насчитывается более 100.

По слоям этих памятников можно изучать разные периоды истории: скифский, сарматский, аланский и татаро-монгольский. К этому времени относится Алхан-Калинское городище. В горной Чечне раскопаны древние кладбища, состоящие из каменных ящиков, подземных, полуподземных и надземных склепов, грунтовых могил и катакомбных погребений. В них археологи находили: оружие (наконечники копий, стрел, боевые ножи, навершия булав), орудия труда, украшения (браслеты, гривны, поясные наборы, бусы), керамику и прочее.

Вместе с тем, археологи находили и такой материал, который в основном характерен только для территории Чечни. К примеру, птицевидные (бабочко-видные) бляхи и др.

В V-ХII веках каких-либо существенных изменений в сфере культурных традиций не произошло. Всё направления культуры предыдущих периодов получили свое дальнейшее развитие.

При этом главным занятием вайнахов оставались земледелие и животноводство. В земледелии совершенствуются орудия труда, улучшается технология обработки почвы и повышается урожайность.В горах развивалось террасное земледелие. Ручные мельницы сменили более примитивные зернотерки. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, рожь, овес. О кукурузе горцы еще ничего не знали.

Значительное место занимало садоводство. Полеводство и садоводство было развито у всех народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа.

Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось домашними промыслами. Так, значительное место отводилось ювелирному и оружейному делу.

Свое дальнейшее развитие получило гончарное производство.

Каменное зодчество вайнахов. На основе обширного изучения памятников Чечни разных эпох ученые пришли к выводу о высоком уровне строительного дела. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. в строительном деле вайнахов ведущее место занимал камень.

Фольклор. В культуре нахов значимое место занимает устное народное творчество. Героический эпос нахов ученые справедливо воспринимают не только художественное произведение, но и своеобразный исторический источник. Например, эпос чеченцев и ингушей в своей древней и более поздней форме отражает в известной степени перемещения и столкновения народов, что четко подтверждается археологическими, антропологическими и другими источниками. Устные сказания, слагавшиеся на протяжении столетий, содержат обильный и благодатный этнографический материал, освещающий материальную и духовную культуру народов.

Религия (язычество, христианство, ислам). Духовное наследие нахов многогранно. Главное место в нем занимает религия. Долгим был путь к идее единого Бога в сознании древних нахов - от олицетворения непонятных стихийных сил природы, а также животных, на которых охотились (или которых остерегались), до культа племенных божеств. Каждое племя, каждый род, даже каждая семья (а порой и каждый член семьи) имели своего бога.

Языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в ХУ-Х1Х веках.

Пропагандировавшееся на Северном Кавказе христианство среди нахов не утвердилось.

Этому помешало начало проникновения исламской религии со стороны Дагестана в VIII—X вв. и со стороны Золотой Орды в ХШ-Х1У вв.

Российские письменные источники XVI-XVII вв. свидетельствуют, что в XV-XVII вв. на территории Чечни и Ингушетии мирно уживались нахи-язычники, нахи-христиане и нахи-мусульмане.

Имеются документы (челобитные от чеченцев к русскому царю Ивану IV (Грозному), которые подписаны чеченцами-мусульманами, христианами и язычниками. В Чечне и Ингушетии ислам окончательно утвердился лишь в XIX в.

Процесс формирования нахского этноса, начался в III тыс. до н.э. и завершившегося, видимо, в конце I тыс. до н.э. сложением нахского этноса со своим языком и территорией, на которой исторически, с эпохи камня, жили их предки.

Литература:

2. Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.). Армавир, 1999.

3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

5. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.

6. Мифы народов Кавказа. Составитель М.Х. Багаев. Махачкала, 1999.

7. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.

1. Алания и вайнахи.Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском хуннских (гуннских) кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ.

В VП-Х вв. аланам удается создать раннефеодальное государство, куда вошли многие народы Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство.

Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии.

Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.

Взаимоотношения древних нахов с соседними народами.Территория Чечни на протяжении тысячелетий служила как бы буфером в этнических, экономических, культурных, политических и прочих контактах между народами Северного Кавказа, Юго-Восточной Европы, Закавказья, с восточным и античным мирами.

В разное время Чечня переживала нашествие различных кочевых племен:

скифского (VI-IV вв. до н.э.),

сарматского (III в. до н.э. - IV в. н.э.),

аланского (IV-ХI вв.)

Первая половина I тыс. н.э. на Северном Кавказе отмечена бурными событиями. Она совпала и с так называемым великим переселением народов и приходом сюда новых кочевников - алан и гуннов.

Повсеместно проходят процессы формирования военно-политических союзов. Одним из первых мощных племенных объединений всех пришлых кочевников было гуннское (IV – Vвв.).

Спустя 400-500 лет в недрах гуннского союза зарождается новое объединение во главе с хазарами. В первые десятилетия VII н.э. хазары создали свое собственное государство Хазарский Каганат.

Оно просуществовало более 300 лет (с 30-х годов VII и до середины X века). К середине IX в. Хазария контролировала Северный Кавказ, Придонье и почти все Поволжье.

Наладив взаимовыгодные связи с Хазарским каганатом, древние чеченцы остались на своих прежних местах жительства в Терско-Сунженском междуречье, выплачивая ему определенную дань.

Нахи-горцы также поддерживали выгодные для себя торгово-экономические связи с каганатом, так как для отгонного животноводства им нужны были равнины и степи. Параллельно горцы - вайнахи активно общались с дагестанскими народами.

В VII веке, когда Дербент был захвачен арабами, нахи в союзе с хазарами, аланами и дагестанцами мужественно выступили против арабских завоевателей.

Наконец, археологические материалы свидетельствуют о многосторонних связях нахов с древней Русью.

Кроме того, продвижение праславянского и славяно-русского населения в среду народов Северного Кавказа по археолого-этнографическим данным наблюдается со второго тысячелетия до н.э. по настоящее время. Забегая вперед, можно отметить, что эти миграции особенно активизировались с конца XVII века.

Материальная и духовная культуры Чечни в V-ХII вв.Материальная культура раннесредневековой Чечни изучена на материалах бытовых и погребальных памятников. К бытовым памятникам относятся городища и поселения. Только на равнинной части Чечни их насчитывается более 100.

По слоям этих памятников можно изучать разные периоды истории: скифский, сарматский, аланский и татаро-монгольский. К этому времени относится Алхан-Калинское городище. В горной Чечне раскопаны древние кладбища, состоящие из каменных ящиков, подземных, полуподземных и надземных склепов, грунтовых могил и катакомбных погребений. В них археологи находили: оружие (наконечники копий, стрел, боевые ножи, навершия булав), орудия труда, украшения (браслеты, гривны, поясные наборы, бусы), керамику и прочее.

Вместе с тем, археологи находили и такой материал, который в основном характерен только для территории Чечни. К примеру, птицевидные (бабочко-видные) бляхи и др.

В V-ХII веках каких-либо существенных изменений в сфере культурных традиций не произошло. Всё направления культуры предыдущих периодов получили свое дальнейшее развитие.

При этом главным занятием вайнахов оставались земледелие и животноводство. В земледелии совершенствуются орудия труда, улучшается технология обработки почвы и повышается урожайность.В горах развивалось террасное земледелие. Ручные мельницы сменили более примитивные зернотерки. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, рожь, овес. О кукурузе горцы еще ничего не знали.

Значительное место занимало садоводство. Полеводство и садоводство было развито у всех народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа.

Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось домашними промыслами. Так, значительное место отводилось ювелирному и оружейному делу.

Свое дальнейшее развитие получило гончарное производство.

Каменное зодчество вайнахов. На основе обширного изучения памятников Чечни разных эпох ученые пришли к выводу о высоком уровне строительного дела. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. в строительном деле вайнахов ведущее место занимал камень.

Фольклор. В культуре нахов значимое место занимает устное народное творчество. Героический эпос нахов ученые справедливо воспринимают не только художественное произведение, но и своеобразный исторический источник. Например, эпос чеченцев и ингушей в своей древней и более поздней форме отражает в известной степени перемещения и столкновения народов, что четко подтверждается археологическими, антропологическими и другими источниками. Устные сказания, слагавшиеся на протяжении столетий, содержат обильный и благодатный этнографический материал, освещающий материальную и духовную культуру народов.

Религия (язычество, христианство, ислам). Духовное наследие нахов многогранно. Главное место в нем занимает религия. Долгим был путь к идее единого Бога в сознании древних нахов - от олицетворения непонятных стихийных сил природы, а также животных, на которых охотились (или которых остерегались), до культа племенных божеств. Каждое племя, каждый род, даже каждая семья (а порой и каждый член семьи) имели своего бога.

Языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в ХУ-Х1Х веках.

Пропагандировавшееся на Северном Кавказе христианство среди нахов не утвердилось.

Этому помешало начало проникновения исламской религии со стороны Дагестана в VIII—X вв. и со стороны Золотой Орды в ХШ-Х1У вв.

Российские письменные источники XVI-XVII вв. свидетельствуют, что в XV-XVII вв. на территории Чечни и Ингушетии мирно уживались нахи-язычники, нахи-христиане и нахи-мусульмане.

Имеются документы (челобитные от чеченцев к русскому царю Ивану IV (Грозному), которые подписаны чеченцами-мусульманами, христианами и язычниками. В Чечне и Ингушетии ислам окончательно утвердился лишь в XIX в.

Процесс формирования нахского этноса, начался в III тыс. до н.э. и завершившегося, видимо, в конце I тыс. до н.э. сложением нахского этноса со своим языком и территорией, на которой исторически, с эпохи камня, жили их предки.

Литература:

2. Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.). Армавир, 1999.

3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

5. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.

6. Мифы народов Кавказа. Составитель М.Х. Багаев. Махачкала, 1999.

7. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Материальная культура населения Чечено-Ингушетии в золото-ордынский период продолжала традиции предшествующего времени. Основная часть обитателей равнины проживала в поселениях сельского типа, которые в полосе лесистых предгорий и примыкающих к ним участков равнины частично имели, видимо, смешанный алано-вайнахский характер. Крупных центров раннегородского типа, выступавших центрами сосредоточения ремесла и торговли, до монгольского нашествия на территории края было немного. К таковым можно отнести, например, Алхан-Калинское городище.

Археологические бытовые памятники XIII-XV вв. оседлого населения в равнинных районах края практически не изучены, поэтому можно только предполагать, что их жители обитали в жилищах турлучного типа, основу которых составляли стены из плетней, обмазанных глиной. Как сообщают материалы археологических раскопок, население Центрального Предкавказья было также знакомо с техникой возведения жилых и хозяйственных построек из сырцового кирпича (самана) и глинобита, причем такие сооружения были обнаружены не только при исследовании городских центров (Татартуп, Нижний Джулат), но и рядовых поселений (Змейские поселения). Указанные города продолжали существовать и развиваться в эпоху Золотой Орды, однако в их этническом составе произошли заметные изменения, связанные с притоком нового тюркоязычного населения, принесшего и новые элементы материальной культуры.

Развитие военного дела у чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Для XIII-XV вв. характерен резкий скачок в развитии всех сторон военного дела у вайнахского населения, вызванный прежде всего нависшей внешней угрозой нападений со стороны пришлых монголо-татарских орд. В качестве оборонительного снаряжения местным воинам служили различные металлические шлемы, кольчуги и кольчатые панцири, щиты, налокотники и кольчатые перчатки.

В числе наступательных видов оружия использовались луки, арбалеты, пращи, копья, пики и дротики, мечи, палаши и сабли, боевые ножи, топоры, палицы, булавы и шестоперы. Вайнахские воины владели большим искусством применения данных видов оружия в боевой обстановке, а местные оружейники отличались своим высоким мастерством в изготовлении их высококачественных образцов. Некоторые виды военного снаряжения чеченцы и ингуши переняли у монголо-татарских воинов, которые в свою очередь заимствовали их у воинов из Малой Азии, Руси и соседних районов Кавказа.

Зарождение у вайнахов военной аристократии в XIII-XV вв.

Одновременно в это сложное время существенным изменениям подверглось и военное искусство вайнахов. В результате поиска новых форм и конструкций, наиболее надежных фортификационных сооружений в крае начинается массовое возведение башенных построек и заградительных рубежей. Каждое поселение чеченцев и ингушей превращается в крепость и совершенствуются методы его обороны. Для жилья и надежной защиты вайнахскими зодчими умело строятся каменные сакли, высокие и многоэтажные жилые, полубоевые и боевые башни, мощные замки и малоприступные скальные убежища, длинные заградительные стены. Наряду с этим местные мастера-строители возводили подземные, полуподземные и наземные склепы (где порой хоронили до 350 человек), каменные ящики и пещерные усыпальницы. Кроме того, их умелыми руками сооружались столпообразные святилища, святилища-здания, храмы и пещерные культовые места. Все перечисленные постройки отличались своей прочностью, долговечностью и красотой исполнения. И поэтому чеченские и ингушские зодчие заслуженно славились на всем Центральном Кавказе на протяжении веков своим непревзойденным мастерством в строительном деле.

Формы и виды одежды и обуви чеченцев и ингушей в XIII- XV вв.

Религиозные верования чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Господствующей формой религии у горных чеченцев и ингушей на протяжении всего периода средневековья было язычество (политеизм), христианство (храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, Таргимский), а в равнинной и восточной частях — мусульманская религия.

Фольклор чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

К достижениям духовной культуры относится замечательный фольклор вайнахов. Истоки чеченского и ингушского фольклора уходят вглубь истории. К древнему пласту фольклора относятся нарт-орстхойские сказания чеченцев и ингушей, представляющие собой самобытную версию общекавказского нартского эпоса, известного многим народам Кавказа (адыгам, осетинам, абхазам, карачаевцам и балкарцам). Немало общего заметно и в таких жанрах фольклора народов Северного Кавказа, как сказки, рассказы о мулле Насреддине (у ингушей — Цаген), бытовые песни. Именно в фольклоре наиболее полно проявилось художественное сознание чеченского и ингушского народов. Художественная оригинальность и самобытность, яркость образов и глубина Мысли, богатство жанров чечено-ингушского фольклора сделали его тем первым вкладом, который чеченский и ингушский народы внесли в сокровищницу мирового искусства.

Искусство чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Искусство танца, по-видимому, отличавшегося от современного, уходит в глубь изучаемой эпохи и даже ранее. Вайнахи владели и музыкальным искусством. Им были известны музыкальные инструменты: шедаг,, 1адхьоку-пондур, дечиг-пондур. Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство: поделки из дерева и кости, обработка металла, украшение мебели и утвари, золотое шитье и др. Особенно славились чеченские и ингушские мастера башенной архитектуры и резчики. Они украшали надгробные памятники геометрическим, растительным рисунком и орнаментом с изображением зверей.

Таким образом, в XIII-XIV веках, несмотря на разорительное нашествие монгольских феодалов и их жестокий гнет, шел медленный процесс экономического возрождения народов Северного Кавказа и развития феодальных отношений, заторможенный в конце XIV века нашествием другого завоевателя — Тимура. Во время его нашествия погибли многие средневековые города Северного Кавказа, что явилось большой катастрофой для края. Народы Северного Кавказа начали выходить из глубокого кризиса в середине XV-XVI века.

Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях.До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200 боевых башен, и это несмотря на то, что чеченские башни подвергались регулярному уничтожению с самого начала Кавказской войны. Такие крепости, правда, более позднего времени, состоящие из мощных стен в форме прямоугольника или треугольника, по углам которого располагаются боевые башни, сохранились во многих районах Чечни, в том числе в верховьях Аргуна, на горе Бекхайла, в Мелхисте, в селении Коратах, в ущелье Терлой-Ахк и других местах. Еще более древними являются сигнальные и сторожевые башни. По всей видимости, первоначально для передачи сигналов с различной информацией, и прежде всего о военной опасности, использовались возвышенные места или верхушки деревьев, затем начали строить деревянные вышки и башни, и конечным результатом этой эволюции стала каменная башня. В процессе эволюции строения, состоящие избоевой и жилой башен, перерастают в замки, обнесенные каменной стеной. Их появление в горной Чечне связано с социально-классовой дифференциацией общества.

Хозяйственные занятия чеченцев в 5-13 вв.

Ремесла и промыслы чеченцев 5-13 века.

Культура Чечни

Доподлинно известно, что чеченцы обитали на территории нынешней республики еще в V столетии нашей эры. Культура Чечни формируется приблизительно с этого времени. В V веке вайнахи, ингуши, а также некоторые другие кавказские народы входят в раннефеодальное государство, созданное аланами. Оно существовало до X века. Находясь в аланском государстве, чеченский народ создавал свою культуру, перенимал знания, учился. Изначально общество было иерархическим – строить собственные башни разрешалось только высшим, наиболее известным тайпам.

В начале V столетия жители данной территории создавали военные альянсы того времени, состоявшие из гуннов, аланов. Самым первым стал гуннский альянс.

Несколько столетий спустя гуннский союз перерастает в объединение с хазарами – Хазарский Каганат. За 300 лет существования Каганат успел подчинить себе огромные территории – Северный Кавказ и Придонье полностью, частично Поволжье.

Некоторая часть чеченцев не входила в Хазарию. Они сохраняли с ним выгодные связи, платили символическую дань. Также вайнахи имели дружественные отношения с древними дагестанцами.

В VII веке агестанцы, вайнахи, хазары и алане бок о бок освобождали Дербент от арабов. Поселения тех времен стали некими памятниками культуры Чечни.

Зарождалась культура Чечни еще задолго до V веков. Основное место в ней занимали ремесла – земледелие и скотоводство. В те времена развивались орудия труда. Зернотерки уходили в прошлое, их заменяли первые мельницы. В почете было оружейное дело.

Зодчество Чечни

Анализируя постройки нахов, историки выяснили, что еще до нашей эры было высоко развито строительство. Камень являлся основой сооружений. Строилось множество башен – боевые, жилые, промежуточные. Склепы строились еще при жизни человека.

Фольклор Чечни

Важное место в культуре и традициях Чечни занимает устное народное творчество. Чаще всего оно описывало сражения и переселения. Популярны были песни, легенды, сказания. Все это описывает духовную, материальную развитость данного народа.

Религия Чечни

Соблюдение религиозных правил, заветов стояло у нахов на первом месте. Раньше у каждого тайпа был свой бог.

Христианство не прижилось у вайнахов. Причиной стало проникновение религий Дагестана и Орды в VIII-XIV веках.

Подробнее историю Чеченской Республики расскажут домах культуры, имеющихся в каждом городке Чечни.

Сохранением культурного наследия занимается министерство культуры Чечни, возглавляемое Хож-Бауди Буаровичем Дааевым.

Читайте также: