Музыка и театр 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, кинематограф стал доступен широким слоям населения.

Таким образом, урбанизация, развитие образования, рост грамотности способствовали распространению среди населения достижений высокой культуры. Книги, газеты, журналы, библиотеки, музеи, концерты, выставки и т.д. размывали различия между элитарной и массовой культурой.

Развитие музыкального искусства

Готовые работы на аналогичную тему

Основным направлением творчества Александра Скрябина (1872-1915) была фортепианная и симфоническая музыка. Он написал 3 симфонии и 3 поэмы для оркестра, 10 сонат, 90 прелюдий, поэмы, этюды для фортепиано подобное. Композитор-новатор А. Скрябин расширил круг образов и тем русской музыки, создал свой особый звуковой мир. Его произведения воспевают человека мятежного духа, пафос борьбы.

Выделялась и Московская частная русская опера, принадлежащая Савве Мамонтову, на сцене которой выступал Федор Шаляпин (1873– 1938). Выдающийся певец с мировой славой. Родился он в бедной семье, с музыкальной грамотой ознакомился в церковном хоре в 1891-1892 гг. ездил На рубеже ХІХ-ХХ вв. в творчестве композиторов происходил пересмотр музыкальных традиций, повышающееся интерес к внутреннему миру человека, философско-этическими проблемами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О театральности.Театральность в музыке XX века.

Внемузыкальное начало в музыке, рожденное иными искусствами, определяло два основных источника воздействия - художественное высказывание посредством выражения и художественное высказывание посредством изображения, представления. Связи между ними и музыкой гибки и многосторонни, начиная от совместного участия в вокальных формах и музыкальном театре, и заканчивая проникновением принципов театрального мышления в мышление музыкальное.

а) обычно, в нем зрелище создается самими музыкантами инструменталистами исполнителями-актерами;

Отметим новые выразительные возможности инструментального театра, которые отмечают исследователи:

-комплексное воздействие на слушателя;

-отход в инструментальном театре от серьезной атмосферы характерной для классического исполнения и обращение к юмористически-игровому, ироническому и гротескному началу;

- для типичных сочинений инструментального театра характерна большая активность, артистизм, раскованность, а также разносторонний контакт со слушателем;

- инструментальный театр обладает новыми возможностями в поиске различных видов звуковых эффектов. Открывает для композиторов широкое поле деятельности для поиска изобразительных приемов в музыке.

Инструментальный театр, развивался по пути внешней театрализации, позволяя звучанию исполнять режиссерские функции. В этом жанре возникает следующий тип контакта музыки с внемузыкальным (зрелищно-театральным) мышлением, в результате которого возникает особая форма синтетического художественного высказывания.

В музыке появляются три следующих типа синтеза:

1.Музыка - взаимодействующая со словом.

2.Музыка – взаимодействующая со зрелищем.

3.Музыка – взаимодействующая со словом и зрелищем.

К первому типу относится вся вокальная музыка в ее историческом развитии (кроме вокализов), а также иные формы взаимодействия музыки со словом. Второй тип, включает в себя все формы музыкальных действ - от танцев и шествий до балета и пантомимы, современного инструментального театра и светоцветовых музыкальных представлений. В третьем типе, господствующее положении занимает опера, но сюда относятся и все разнообразные словесно-музыкальные действа, такие как театрализованные вокально-симфонические формы и разновидности музыкально-театральных представлений (опера, балет).

Принципы театрального мышления и театральности основаны на эстетике представления, на взаимоотношении музыки с логически-словесным и зрелищно-театральным художественным началом, отличие которых кроется в эстетических закономерностях, в противоположности типов мышления, которые мы условно определили как литературное и театральное.

Черты литературного мышления – это логическая связанность этапов развертывания, постепенное становление и развитие образной идеи. К театральному мышлению мы относим передачу внешних свойств явлений – показ множества точек зрения, множества деталей, из которых в восприятии возникает вывод и многоплановая картина целого.

Эффект театральности в звучании рождается множеством самых различных проявлений, приемов. В отдельных сочинениях каждый из таких признаков театральности может обнаруживаться с разной степенью интенсивности, вступая вперед или, напротив, оставаясь в тени и позволяя выявлять театральное начало какой-либо одной его гранью. Но наиболее ярко театральность как особое свойство стиля демонстрирует себя в тех случаях, когда в музыке господствует триединство: зрелищность, игровое начало и режиссура, организующая целое.

Предпосылки пространственных представлений в музыке заложены уже в самой специфике человеческого мышления. Для рождения эффекта театральности существуют определенные черты пространственных представлений: представление в лицах, живые картины, взаимоотношения людей, на глазах творимая жизнь.

1.Темы, доминирующими в которых оказывается ладовое тяготение и звуко-высотные отношения.

2.Мелодические темы, где особо важен звуко-высотный контур.

Из названных нами типов тематизма, следует выделить тембровый тематизм, так как тембровая сторона инструментальных звучаний уподобляется интонированию человеческих голосов, а сама красочность тембров, тембровая характерность, аналогична речевому интонированию и способна отражать внутренние свойства характера, то есть ассоциироваться с разного типа личностями. Необходимо отметить, что процесс индивидуализации в области трактовки тембра особо активизировался в концертной и программной, связанной с театральностью музыкой XX века.

Игра – как вид деятельности существует в двух формах:

- состязание – в центре внимания находиться особая форма самовыражения, самосовершенствования (в соперничестве с кем-то или с самим собой).

Игровая стихия – в различных жанровых проявлениях, в различных оттенках пронизывает музыку, связанную с театральностью. И создает эту игру автор – композитор и режиссер в одном лице.

Существует два основных аспекта мышления музыкальной театральности:

-Внутренняя театральность - не связана с каким-либо определенным жанровым кругом и реализует театральные свойства в чисто музыкальном звучании.

- Внешняя театральность, естественно, царит в жанрах сценических. Но и она устремлена за пределы собственно театральных форм, влияя, на другие музыкальные виды и стимулируя рождение новых.

Данные процессы отразились на музыке в самом непосредственном, открытом виде, а именно в росте разнообразных форм внешней театрализации. Прежде всего, нам интересна опера, она происходит от синтеза двух типов художественного мышления – театрального и музыкального.

Мы можем выделить два пути развития внешне-театральной выразительности: с одной стороны это обогащение традиционных сценических средств новыми зрительными элементами вплоть до привлечения других видов искусств (кино, балет, пантомима и т.д.), органически вплетенных в драматургию; с другой – усиление игрового начала, стихии театра представления как в самой актерской манере интонирования и пластики, так и в смешении приемов разнообразных театральных форм.

Внутренняя театральность в оперном произведении способна проявить себя в моменты музыкальных обобщений, когда музыкальное развитие освобождается от прямой связи с произносимым словом и зримой сюжетной ситуацией и как бы поднимается над ними (сохраняется лишь косвенная связь, как в программной музыке). Слово и сюжет в опере, как в театре литературном, являются главной движущей силой, а музыка, напротив, словно стремится затормозить действие, углубляясь в сущность отдельных мгновений.

К опере по характеру взаимодействия с театральным началом близка вся музыка, взаимодействующая со словом, то есть все вокальные жанры.

Концертное вокальное сочинение, особенно цикличное, нередко приближается к музыкальному спектаклю. Здесь мы наблюдаем стремление к открытой театрализации путем увеличения компонентов синтеза, когда вокальный и инструментальный пласты дополняются чтецами-актерами и даже игровым действием, когда исполнители персонифицируются, а жанровые границы расширяются, соединяя черты традиционных музыкальных жанров (вокального цикла, оратории, кантаты) с театрализованным действием.

В вокальной музыке, вопреки ее специфике, в силу может вступить внутренняя театральность. Это происходит, когда смысловой акцент переносится с поддержанного музыкой словесного раскрытия содержания на внутримузыкальное отражение идей и образов, порожденных словом. Или когда смысловая сторона слова менее важна, чем колористическая, обобщенно-образная.

Таким театром без слов, открывшим в XX век наибольшие возможности для взаимодействия музыки и театральности стал балет. Триумфальный взлет этого жанра стал следствием прогрессирующей тенденцией к синтезу искусств в XX столетии, растущей потребности в симфонизации музыкального театра и возрождению на новом витке развития ведущей роли зрелища в современной культуре.

Одним из наиболее ярких представителей театрального жанра в симфонической музыке считается жанр концерта. Именно он обладает наиболее благоприятными возможностями для проявления театральности, именно он изначально тяготеет к эстетике представления. В нем царит дух соревнования, который дает композитору возможность освещать одну и ту же мысль по разному, показывать различные явления с разных сторон. Атмосфера соревнования создает все условия для демонстрации артистизма исполнителей, а также для показа виртуозных возможностей инструментов и представляет композитору богатейшие возможности для поиска различных музыкально-выразительных приемов: мелодических, ритмических, фактурных, динамических и др.

Концерт особенно в музыке XX века занял одно из господствующих положений. Усилилась роль концертности, соединенной узами родства с принципами искусства представления, с игровой атмосферой, театральностью.

-Первой из важнейших для понимания тем сочинения, является, лирико-философская тема. Она развивается, подобно поэтическому мышлению, как поток мыслей-чувствований.

Литература XX века насыщена разными направлениями и мотивами - от критического реализма, сформировавшегося в конце XIX века до авангардизма, перевернувшего многие консервативные взгляды на искусство в целом.

Художественная литература

Бурно развивался психологический реализм, его яркими представителями являлись Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Белль, А. Сент-Экзюпери и С. Цвейг. В своем творчестве эти литературные гении по-новому раскрывали личность человека и формировали несколько иной взгляд на судьбу.

Их герои заняты поисками и переосмыслением собственной жизни, множество невероятных и определяющих процессов происходят в их внутренних мирах. Это течение во многом определило и развитие современной литературы, которая тоже старается по-другому изобразить психологический портрет человека.

Интеллектуальный психологизм, будучи одним из основных литературных направлений XX века, ставил перед собой более философские задачи, и в основе такой литературы лежат более абстрактный и более земные темы.

Этому направлению присущи различные жанры, а его самые известные представители - это Г. Уэллс, Б. Шоу, А. Франс, Э. Ремарк, Т. Манн, Т. Драйзер. Многие их произведения посвящены общественным темам, которые близки всем людям, пережившим определенные исторические события.

Новым веянием стал авангардизм, которые довольно смелым и решительным образом показывал действительность в преломлении сознания. И многие произведения авангардистов до сих пор поражают своим иррациональным взглядом на мир и на человека - как внутри, так и снаружи. Представители: Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, А. Камю.

Получил признание и социальный утопизм, который сочетал в себе черты и авангардизма, и реализма. Знаменитыми образцами этого течения являются произведения Дж. Лондона, Г. Уэлльса, Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина.

Получил широкое распространение и социальный реализм, который ставил перед собой задачу изобразить довольно идеалистический мир, и односторонний взгляд на него.

Русская литература прошла множество этапов развития в начале века - от послереволюционной формы до социального реализма, посредством которого многим писателям удалось создать произведения, полностью характеризующие эпоху.

Музыка и театральное искусство

Музыкальная жизнь XX века ознаменована поиском нового стиля и формы, одним из которых стал экспрессионизм. Развитие дальнейшего музыкального искусства делится на два различных направления: сюрреалистический взгляд, стихийность, эмоциональность и музыкальное структурирование, которое отрицало взрыв эмоций в музыке.

Формируются музыкальные школы, основателями и представителями которых являются Д. Гершвин, С. Рахманинов, А. Тосканини. В Америка развивается джаз, его мотивы становятся популярными во всем мире.

Театральное искусство, несмотря на войны и постоянные исторические изменение, переживало период расцвета. Была сформирована школа К. Станиславского, которая признана во многих странах.

Театр постепенно отходит от традиционных форм и консервативного взгляда на театральные приемы. Вводятся новые, символические персонажи, и используются нестандартные приемы в оформлении театральной сцены.

Развитие кинематографа

"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк"
(Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т.44. - С.579: Беседа В.И. Ленина с А.В.Луначарским)

Кинематограф был изобретен в 1895 году, что положило начало активному развитию новому виду искусства. Кино развивается стремительными темпами, помимо жанром комедии и мелодрамы, появляются и другие направления в фильмах.

Всемирную известно получают французский актер М. Линдер и американец Ч. Чаплин. В Калифорнии возникает Голливуд, который становится всемирной "фабрикой грёз". Важнейшим открытием становится создание звуковых и цветных фильмов.

В мировом кинематографе постепенно осваивается экспрессионистский стиль, полный иррационализма и духовных тематик. Одним из ярких представителей этого стиля является С. Эйзентштейн, который ввел в кино эпическое изображение народных масс.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Серебряный век: музыка; театр; балет; кинематограф. Презентация на заданную тему содержит 36 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Музыка Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

Театр Создатели Московского художественного театра ставили перед собой три главные цели. Во-первых, привлечь в зал зрителя из простого народа, которому не по карману были билеты в императорские театры. Во-вторых, освежить репертуар, изгнав из него бульварную мелодраму и пустую комедию. В-третьих, реформировать театральное дело. Первое время новому театру приходилось нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришёл Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. Благодаря его энергии, в Камергерском переулке было построено новое здание. Первый спектакль в нём состоялся в октябре 1902 г. В течение нескольких лет, самых трудных в истории театра, пост председателя правления занимал С. Т. Морозов. В. И. Немирович-Данченко решал вопросы репертуара. Главным режиссёром был К. С. Станиславский.

Балет Сделанное Дягилевым, произвело переворот в балете, создало истоки балета 20 века, возродило к жизни это искусство во многих странах мира.

Кинематограф Кинемато́граф Росси́йской импе́рии (рус. дореф. Синематографъ) — киноискусство времен Российской империи. Бурно развивавшееся в период 1907 — 1920 год и создавшее значительную съёмочную и прокатную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших дней (как правило, лишь частично) в отечественных и зарубежных киноархивах около 300 картин.

Кинематограф Война и быстрое развитие кинодела остро поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства - студии Москвы и Петербурга уже не отвечали растущим требованиям. Александр Ханжонков для своей кинокомпании строит в 1916 году новую съемочную базу в Ялте. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту практически весь персонал своей компании и быстро налаживает кинопроизводство в Крыму; его примеру следуют Ермольев и некоторые другие. На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.

Больших высот во 2 половине XIX – начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина, А.П.Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ, ныне Академический – МХАТ). Создателями театра были К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С.Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М.Н.Ермолова, петербургского Александринского театра П.А.Стрепетова, актер МХТ В.И.Качалов и др.

На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом в нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А.Н.Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А.Н.Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С.В.Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

1. Асафьев Б.В. Русская музыка. – М.: Лира, 1995.

2. Культура России. / Сб. ст. под ред. Фролова А.К. – М.: Речь, 2005.

Читайте также: