Материализм древней греции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Содержание

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

Cовременные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Платон и Аристотель

Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Что такое материализм в философии?

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

  • Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
  • На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
  • К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

  • Идея о первоматерии, являющейся началом всего сущего и основным источником его разнообразия;
  • Утверждение о том, что ничего не познаваемого не существует;
  • Идея о материальности мира;
  • Материя — это объективная реальность, она существует независимо от сознания;
  • Материальное и духовное неделимы, все духовное возникло благодаря материальным процессам.

Кратко о сути материализма

Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.

Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.

Разновидности материализма

Выделяют три главных разновидности материализма:

  1. К стихийному (или наивному) материализму относят учения античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Для науки того времени было характерно отсутствие разделения на отдельные сферы, она носила цельный философский характер с подчинением философии всех остальных научных дисциплин.
  2. В годы развития метафизического (или механического) материализма, т.е. в 16-18 веках, происходила стремительная дифференциация научных отраслей с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. Одновременно происходил и разрыв между диалектикой и материализмом, а потому в материалистическом учении остались лишь некоторые элементы диалектики.
  3. Для диалектического материализма характерно соединение материализма с диалектикой, а также проникновение в научную сферу идей о всеобщей связи и развитии природы. В то же время прекращается активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин, которую сменяет интеграция различных областей науки между собой, идущая уже совместно с их дифференциацией.

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Материализм современности

Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.

Заключение

Актуальность исследования философии материализма и развития стихийной диалектики обусловлена тем, что именно эти два тесно связанных направления легли в основу всех научных, общественных, политических и культурных изменений в обществе. Сможем получить знания о великих личностях, которые внесли фундаментальный вклад в развитее философии, на разных временных отрезках. И узнаем о том, как они повлияли на общество и науку, какие идеи они отстаивали, и как изменили будущее.

Целью данной работы является исследование философии материализма и стихийной диалектики посредством анализа временных периодов и личностей, которые внесли свой вклад в развитие этих направлений.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Краткая характеристика периода античной философии.

2. Анализ исторических предпосылок.

3. Анализ философии главных представителей материализма.

Предметом исследования является изучение философского течения материализм, и его влияние на развитие диалектики в древней Греции.

Объектом исследования является описание исторических периодов развития материализма, и главных философов, которые внесли свой вклад в развитие данного направления.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Общая характеристика античной философии

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Во многом направленность интересов древнегреческих философов обусловлена характером мифологии, которая включала в себя вопросы о происхождении мира. Но было и то, что существенно отличало эти два понятия. Мифология рассказывала о том, кто создал все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.

Источниками философии данного периода являются знания, накопленные восточными народами, которые оказали колоссальное влияние на формирование материалистического и идеалистического учений древних греков.

Милетская школа и Гераклит Эфесский

Примерно в этот же исторический период (VII-VI вв.) в двух главных торговых и культурных центрах Малой Азии - Милете и Эфесе, возникли первые школы древнегреческого материализма: милетская школа и школа Гераклита, которые положили начало развитию стихийной диалектики.

Несмотря на большой скачок в развитии материализма и стихийной диалектики. Философы так и не смогли произвести революционных изменений в обществе, так как их мировоззрение было ограниченно рамками существующего общественного строя.

Древняя Греция к середине V века достигает внутреннего подъема. Новая более демократичная форма рабовладельческого государства почти полностью вытеснила первобытнообщинный строй. На эти изменения повлияло развитие древнегреческой науки и культуры, и экономический подъем государства в период победы над персидской гегемонией.

Сама философия на этом этапе своего развития претерпела некоторые изменения. Теперь предметом размышлений материалистов стал вопрос о строении материи.

Материализм и стихийная диалектика Демокрита стали основой для последующих поколений философов и естествописателей. Его учения подвергались доработкам и переосмыслению, стали классикой древнегреческой науки, и еще очень долгое время сохраняли свою революционность и новаторство.

Период эллинизма и этика Эпикура

В этот период прежний рабовладельческий строй начал себя изживать, поскольку эксплуатация рабского труда препятствовала развитию новых технологий и улучшению оружий труда. Данная тенденция привела к глубокому экономическому и политическому кризису, и упадку некоторых городов-государств.

Философия же сосредоточивалась на субъективном мире человека. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом, прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это - просто сплошная текучесть.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

В результате проделанной работы были выявлены основные философы-материалисты и периоды эволюции материализма в древней Греции. Развитие данной философии тесно связанно с такими именами как Гераклит, Демокрит и Эпикур. Они изменили представление людей о природе, космосе и Боге, и внесли в мир такое понятие как диалектика. Под ним понималось непрерывное движение и изменение явлений в природе и обществе, посредством борьбы противоположностей. Именно эту идею объясняли в своих учениях древнегреческие материалисты. В итоге данное философское учение превратилось в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей философии, и ее положения в мире.

Ключевым и наиболее решающим шагом в развитии материализма являлась концепция нового философского мышления. Философы отрицали любое вмешательство Бога в создание всего сущего, и критиковали любые мифологические и религиозные учения. Материалисты считали, что в основе всего, что нас окружает, лежит материя, которая находится в бесконечном движении и переходит из одного качества в другое.

В дальнейшем философия материализма обрела новую жизнь в атомистической трактовке Демокрита. Тут стоит отметить тот факт, что для древнегреческих материалистов в целом была характерна черта преемственности. Так Демокрит, основываясь на учениях предыдущего поколения философов, объяснял мир посредством бесконечного движения материи, но уже составлял основу материи - атом.

Эпикур тоже отстаивал атомистическую теорию, но уже более углубленно разобрал наличие пустого пространства между атомами. Самой важной чертой его философии являлся принцип гедонизма, согласно которому человек должен жить в свое удовольствие при этом сохраняя свои нравственные принципы.

Платон и Аристотель

Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Что такое материализм в философии?

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

  • Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
  • На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
  • К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

  • Идея о первоматерии, являющейся началом всего сущего и основным источником его разнообразия;
  • Утверждение о том, что ничего не познаваемого не существует;
  • Идея о материальности мира;
  • Материя — это объективная реальность, она существует независимо от сознания;
  • Материальное и духовное неделимы, все духовное возникло благодаря материальным процессам.

Кратко о сути материализма

Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.

Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.

Разновидности материализма

Выделяют три главных разновидности материализма:

  1. К стихийному (или наивному) материализму относят учения античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Для науки того времени было характерно отсутствие разделения на отдельные сферы, она носила цельный философский характер с подчинением философии всех остальных научных дисциплин.
  2. В годы развития метафизического (или механического) материализма, т.е. в 16-18 веках, происходила стремительная дифференциация научных отраслей с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. Одновременно происходил и разрыв между диалектикой и материализмом, а потому в материалистическом учении остались лишь некоторые элементы диалектики.
  3. Для диалектического материализма характерно соединение материализма с диалектикой, а также проникновение в научную сферу идей о всеобщей связи и развитии природы. В то же время прекращается активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин, которую сменяет интеграция различных областей науки между собой, идущая уже совместно с их дифференциацией.

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Материализм современности

Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.

Заключение

Читайте также: