Каковы ценности поколения отцов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман "Отцы и Дети" - произведение об отношениях между двумя поколениями. Поколение "отцов", прежние помещики, интеллигенты и аристократы, мечтавшие о бескровной революции, сошлись в схватке с поколением "детей". "Дети" наблюдали за тем, как либеральное несогласие "отцов" ничего не могло изменить в общественном укладе, что сделало их совсем другими людьми. Прежние революционеры, поколение Герцена и Чернышевского, породило радикально настроенную молодежь - Нечаева и других, готовых к террору.

И ключевой вопрос, который Тургенев задает в романе - возможен ли мир между участниками противостояния? Поймут ли два разных поколения друг друга? Станет ли идеология непреодолимым препятствием на пути к перемирию. Этот вопрос я рассмотрю здесь.

Конфликт поколений в романе делится на два ответвления. Первое - это отношения молодого Аркадия Кирсанова с семьей, в частности, со своим отцом Николаем. Отец и сын не понимают друг друга, Аркадий учится в другом городе и подхватывает новомодные идеи, которые его отец не может понять. Что важнее, Аркадий попадает под влияние своего друга - нигилиста Базарова. И Базаров, приехавший к Кирсановым вместе с Аркадием, становится инициатором конфликта идеологий. Базаров, отрицающий прежний порядок, отрицающий чувство, в угоду рациональному восприятию подавляющий свою человеческую природу, сталкивается с братом Николая Павлом Петровичем. Павел Петрович - аристократ, франт, либерал, в некотором смысле сторонник бескровных изменений в обществе, считающий себя передовым гражданином. Неуживчивый и отрицающий всякие ценности гражданского общества Базаров становится его противником. Дело доходит и до дуэли.

Именно Базаров, точнее, его упорство в отстаивании своих установок, является центром всех конфликтов романа. Сам Базаров не так уж и плох. Он умен, он никого сознательно не ненавидит. Благодаря любовной истории совершается даже некоторое нравственное перерождение Базарова, которое, увы, прерывает смерть. Рядом с Базаровым в момент болезни нет никаких друзей - лишь его родители, которые принимают сына таким, каков он есть. Базаров портит отношения со всеми Кирсановыми - даже Аркадий, влюбившись, перестает отрицать свою человеческую природу и становится примерным сыном и семьянином, выходя из влияния Базарова.

На вопрос, могли бы герои романа стать друзьями, сложно ответить однозначно. Когда на передний план в человеке выходит его идеология - сложно сделать что-либо с этим. Ведь Базаров был бы достойным человеком, если бы не пытался разрушить все, на чем только держится общество. Павел Кирсанов так же находится во власти предрассудков, которые увы, с возрастом искоренить все сложнее и сложнее. Он уезжает за границу, потому что эти предрассудки стали гораздо сильнее, чем его человеческие качества. Те, кто способны найти в себе человеческое, могут преодолеть все - Аркадий и Николай, к примеру, становятся настоящей семьей, преодолевая размолвки. Базаров, возможно, тоже смог бы измениться - не оборвись его жизнь столь трагически.

Так что поколение является действительно срезом общества, и люди в поколении такие же разные. Те, кто понимают, что не идеология определяет лицо человека, перестают служить ложным целям, но оправдывают свое человеческое "я". В противном же случае поднимает голову поколение новых "нечаевых", жаждущее разрушить все, что строили до них. Так совершаются революции, которые, впрочем, приводят к новым жертвам и новой боли. Не всегда отрицанием можно добиться чего-либо, кроме конфликта. И рационалист Базаров своим примером доказывает это.

Ряды отцов представлены несколькими персонажами, главными из которых являются братья Кирсановы – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

Павел Петрович является старшим из братьев Кирсановых. Его образ в романе трактуется как образ типичного аристократа XIX века. Он тщательно следит за своим внешним видом, обладает великолепными манерами, со скрупулезной тщательностью соблюдает дворянский этикет — эти характеристики выдают в нем бывшего светского льва. Павел Петрович имеет за спиной трагическую историю о несчастной любви, которая разрушила его военную карьеру. В связи с этими обстоятельствами герой вынужден жить в сельской глуши вместе со своим младшим братом Николаем Петровичем. Но и там он не меняет своих привычек, в связи с чем, зачастую, выглядит комично, на фоне сельских мужиков.

В связи с особенностью характеров и взглядов на окружающий мир, братья Кирсановы по-разному воспринимают мировоззрение Евгения Базаров — их главного антагониста. Если Николай Петрович терпеливо относится к высказываниям последнего, так как считает, что Базаров просто заблуждается в силу своей неопытности и возраста, то Павел Петрович не так спокойно принимает нигилизм. Он не только не равнодушен к Базарову, но и начинает ненавидеть его всей душой. Кульминацией конфликта поколений становится дуэль Евгения Базарова и Павла Петровича.

Таким образом, Иван Сергеевич Тургенев, на примере братьев Кирсановых характеризует дворянское общество XIX века, их взгляды и непринятие изменений в обществе, их положение, в котором они оказались в период реформации.

2 вариант

Основной тематикой произведения является раскрытие конфликта двух поколений, представленных в качестве отцов и детей, прогрессивных и консервативных взглядов.

В качестве единственного представителя молодого поколения в романе изображается главный герой в лице Евгения Базарова.

Поколение века минувшего в романе представляется, в первую очередь, Николаем Петровичем и Павлом Петровичем Кирсановыми, родными братьями, родителями Базарова, а также Аркадием Кирсановым, сыном Николая Петровича, другом Базарова.

Главным противником Базарова является Павел Петрович Кирсанов, представленный в образе бывшего светского льва, отставного военного, приверженца английского аристократизма, отличающегося своеобразной речью с использование иностранных слов.

Также представителем поколения отцов является Николай Петрович Кирсанов, представленный в образе истинного дворянина, отца семейства, либерала, прекрасного, любящего и заботливого отца. Герой отличается добрым, спокойным, уравновешенным характером, ведя размеренную жизнь в своей усадьбе, при этом пытается модернизировать поместье, чтобы не отстать от моды, но это у него плохо получается. Несмотря на собственные консервативные взгляды, Николай Петрович терпеливо относится к мировоззрению Базарова, понимая, что молодежь может заблуждаться по причине неопытности и молодого возраста.

Аркадий, являющийся сыном Николай Петровича, является его сторонником, поскольку нигилистические взгляды Базарова, поначалу понравившиеся ему, оказываются чуждыми молодому человеку, воспитанному в консервативных условиях.

На примере семейства Кирсановых автор демонстрирует состояние русского дворянства, бессмысленность и неспособность представителей общества к активной деятельности.

Самые трогательные в романе герои, представленные в образе родителей Базарова, являющиеся простыми, добрыми людьми, скромными тружениками, обожающими своего сына и гордящиеся им. Базаров с любовью относится к родителям, однако его взгляды не позволяются открыто проявлять собственные чувства, но поскольку в нем воспитаны истинные нравственные ценности, он даже при смерти не может забыть о родителях.

Таким образом, помимо конфликта между старым и новым поколением, в романе автор представляет взаимосвязь отцов и детей, а также подчеркивает необходимость в ее сохранении.

Также читают:

Популярные сегодня темы

Мечта и реальность. Реальность и мечта. Две стороны одной монеты. Две интересные и вечные противоположности, которые присутствуют в повседневной жизни каждого из нас. Могут ли столь различные суждения быть в гармонии

Тарас Скотинин – является одним из главных отрицательных лиц в произведении. Он предстаёт перед читателем крайне неприятной личностью, которая отторгает все хорошие и позитивные эмоции

Уже в самом заглавии комедии озвучена основная проблема – проблема интеллекта. Грибоедов формирует для читателя головоломку, могут ли умственные способности сделать человека несчастным

Старшее поколение в романе отцы и дети

Идейное содержание романа

По поводу идеи своего произведения Тургенев говорил, что постарался выразить свое мнение отличное от позиционирования дворянства как передового класса общества. Его самые значимые представители слабы и ограничены в своих взглядах. Чтобы понять, кто такие отцы в романе Тургенева нужно внимательно прочитать текст. По Мнению автора, это люди, представляющие верхние слои общества, среди которых:

Каковы ценности поколения отцов

Мир отцов в романе отцы и дети

Противоречия между поколениями

Появление в романе Базарова, имеющего собственные взгляды, которые противоположны общепринятым, расшевелило тихую, налаженную жизнь старшего поколения. Этот молодой человек не только не уважал, но и открыто презирал ценности дворянского класса. Он живет по собственным правилам. Которые коробят даже прислугу. Манеры гостя возмущают лакея Прокофьича, привычного к причудам господ. Оскорбительный тон по отношению к хозяевам, по его мнению, неприемлем для нормального человека, оказавшегося в чужом доме.

Старший Кирсанов возненавидел Базарова с самого первого слова гостя. По его мнению, он заслуживает эпитетов:

Поколение отцов в романе отцы и дети

Чувствуя, что молодой человек его не уважает, Павел Петрович удивляется этому, ведь, по его мнению, он живет по божьим законам и достоин хорошего отношения к себе. Но после дуэли старший Кирсанов начинает понимать силу и твердость характера Базарова и преклоняется перед его мужеством.

Общение с нигилистом Базановым переворачивает привычный мир Павел Петрович. На его обвинение в архаичности и феодальных замашках Кирсанов отвечает не сразу. Но обида и желание защитить дворянство от нападок молодого выскочки заставляют искать и найти уязвимое звено в теории нигилизма.

На решительное заявление молодого циника в том, что старый мир нужно разрушить полностью, Кирсанов заявляет о способности отрицания разрушать, но надо строить новое, в чем автор солидарен со старшим поколением. Но молодой человек на это гордо отвечает, что это уже дело следующего поколения. В этом актуальность нигилизма как революционной идеи. В данную минуту нужно ничего не принимать из старого. По мнению автора, это уже нелепо ведь жить без веры невозможно.

Ценности родителей


Наиболее активно теорией поколений на сегодняшний день пользуются хваткие маркетологи - преследуя единственную цель наращивания продаж. Вместе с тем, суть этой любопытной теории гораздо шире, и при должном внимании помогает по-новому, гораздо более осознанно, взглянуть на стереотипное поведение целых поколений. Конфликт отцов и детей, древний как мир, и всегда болезненный, потому что подразумевает столкновение фундаментальных ценностей, может быть серьёзно облегчен просто пониманием того, что за всем этим стоит. Знаете, как в мистических триллерах, когда знаешь имя демона, он побежден.

Давайте разберемся и посмотрим: что мы несем в багаже, накопленном нашими предками, что вросло в нас непреложными истинами и почему, и самое важное – проследим, как меняются поколения, что влияет на сегодняшних детей и почему они так отличаются от нас. Классический конфликт поколений, неизбежный и непреходящий, может перестать быть таковым, если мы поразмыслим о том, каково это – взрослеть и жить в другом времени, в другой системе координат, как важно не обесценивать жизненного опыта, но и не зависать в пройденном, в понятом, в усвоенном.

Теория гласит о том, наши социальные ценности и нормы реагирования, внедренные и доведенные до бессознательного воспроизведения, обусловлены социальным историческим контекстом: ценностями становится то, что в дефиците, транслируемые злободневные темы исторической канвы становятся фоном для функционирования психики целого поколения.

Важно понимать, что каждое предыдущее поколение (родоначальники теории Н.Хоув и У.Штраус предлагают под поколением понимать 20-летний диапазон) передаёт нам часть интегрированного опыта, крепко замешанного на тех ценностях, в которых оно выросло. Мы это хорошо видим при разборе своих же подсознательных установок, когда с изумлением обнаруживаем в себе эти невесть откуда взявшиеся программы, которые в общем-то мы и не взращивали в себе.

Каждый, кто занимался разбором своих внутренних убеждений, понимает, насколько глубоки эти корни, пущенные в плодородную почву нашего нежного возраста до 12 лет, и обильно плодоносящие всю последующую жизнь. Вредные или полезные – они прочно укореняются и остаются с нами с тех самых пор, когда мы не способны рефлексировать и оценивать их с точки зрения пользы в дальнейшей жизни и вообще обоснованности их присутствия в нас. Ирония состоит в том, что социальная картинка неизбежно меняется, и ценности, внушаемые нам с детства и так необходимые для благополучного существования нашим родителям и бабушкам-дедушкам, становятся неактуальными, если не вредоносными. А родителям в свою очередь, не понятно, как можно культивировать в своих детях иные, отличные от собственных, ценностные ориентиры.

Эволюция пришла бы в тупик, если бы старшее поколение не передавало со всей страстью собственные смыслы и значимые качества своим потомкам. И туда же пришла бы эволюция, если бы каждое последующее поколение неукоснительно и священно продолжало нести культ устаревших жизненных ориентиров и авторитетов.

Когда вдруг становится неважным то, что не подвергалось ранее сомнению, когда необходимые для выживания качества вдруг становятся архаичным балластом и мешают двигаться в туманное и пугающее неизвестностью будущее, когда юному пытливому и отважному разуму текущая картина мира становится мала, как детские штанишки, а уклад жизни предков суть пыльная нелепая рухлядь, когда всем невыносимо: детям душно и тесно, они зачастую не поняты и одиноки, а родителям страшно, ведь под ними раскачивают старательно возведенный и, казалось, незыблемый фундамент, а неизведанный Хаос грозит вот-вот забрать разум и всякий здравый смысл у их неокрепших детей…. Только тогда мы движемся вперед, ведомые глубинным ритмом эволюционного развития.

И хоть рождение нового всегда подразумевает боль, разрушение, расставание, необходимо всеми силами смягчить эти разрывы пониманием, уважением, любовью и благодарностью к тому, что постепенно и неизбежно уходит в небытие. Взрослое и осознанное отношение к смене ценностей и целых систем смыслов - наша первоочередная задача, если мы хотим жить в мире со своими родителями и со своими детьми.

Давайте детальнее рассмотрим те драгоценности, которые оставили нам в наследство наши предки, ведь опыт накопления поколенческих ценностей - в нас, мы его несем в себе, как хорошо усвоенные и обкатанные до автоматизма программы, словом, те уроки, которые нам хорошо понятны, и нет нужды их повторять заново, они осели в старой коре головного мозга кристаллизованными кирпичиками нашего личностного фундамента.

В период с 1900 по 1923 годы, согласно классификации авторов теории, было рождено поколение победителей, до 1933 года их ценности сложились под влиянием массовых явлений электрификации, коллективизации, а также всё более крепнущей идеологии. В этот период наши предки оттачивали ценности ответственности и трудолюбия, идеологического оптимизма (вера в светлое будущее), ценность внутрисемейной дружбы. В то же время категоричность и принципиальность, умение отстаивать свою правду и не привязанность к материальной стороне жизни – ведь в неспокойное время становления этого поколения, наши народы сотрясали и лихорадили многочисленные экономические взлеты и падения - от самых оптимистических ожиданий НЭПа и пятилеток до ужасов голодомора, поэтому деньги для этого поколения не представляли никакой жизненной ценности.

Ценности этого поколения: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов и феминизм.

Рожденные в период с 1982 по 2000 годы – поколение Y, поколение next, сетевое поколение, миллениалы (millennials – от Миллениум) их ценность сформированы в условиях нашей современной действительности, высокой степени вовлеченности в цифровые технологии.

Ценности: в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом некоторая наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение, а также свобода, развлечения, результат как таковой. Миллениалы формировались в обстановке заявленных проблем социума и экологии, поэтому для них важными являются забота об окружающем мире и экологии.

Поколение Z – рожденные в период с 2000 по 2023, нынешние и будущие дети. Если игреки еще и помнят времена, когда не существовало мобильных телефонов, компьютеров, приставок и социальных сетей, то для поколения Z, эти вещи были всегда, технологии у него в крови. В цифровом мире они сами местные. А их родители и старшие сестры-братья, принадлежащие к поколениям X и Y - цифровые иммигранты. В то же время эти дети сталкнулись с проблемой социализации, конкретнее, эмоциональной ее составляющей. Им уже не нужно, подобно представителям поколения Х, самоутверждаться и активно заявлять миру свою ценность, они в этом нисколько не сомневаются, благодаря пройденному уроку поколения Y, они вполне способны поставить под сомнения все существующие нормативы, иерархичные принципы - с тем, чтобы самостоятельно удостовериться в их истинности и правомерности. Даже фундаментальные, незыблемые для всех предыдущих ценности авторитета старших - просто потому что они старшие, ставятся под сомнения и им брошен вызов. И посему выстраивание отношений с этими детьми должны быть на совершенно других принципах. С ними бесполезно потрясать собственным авторитетом, ведь для них за недоказанными на собственном опыте, незаслуженными в их глазах, но лишь декларируемыми авторитетами ничего не стоит. Их абсолютно противопоказано запугивать - всякое насилие, в первую очередь психологическое для них вредоносно и губительно, в результате они замкнутся, а эмоциональная нить доверия будет потеряна. Как раз об эмоциональном и доверительном способе выстраивания взаимоотношений с этим поколением, как единственному и фундаментальному стоит задуматься всякому родителю рожденных после 2000 года детей. У них нет эмоциональной толстокожести иксов, изначально они не способны противостоять психологической агрессии. Они очень эмоционально уязвимы и падки на различного рода недобросовестные манипуляции, их важно и нужно учить различать мотивы других людей и хорошо ориентироваться этической и эмоциональной стороне человеческих взаимоотношений. Жесткие высказывания, пренебрежительное отношение к их интересам, ценностям приведет только к уходу, а уходить им только в одну сторону – в мир виртуального пространства, где всё понятно и безопасно.

Нам всем крайне важно знать, что корни всех взаимных обид между поколениями, на родителей и на детей заключаются всего лишь в непонимании тех ценностей, носителями и, порой, яростными адептами, они стали. Нам так важно понять, когда мы страдаем от непонимания с собственными родителями или строптивыми детьми – они такие, потому что ценностный базис у нас принципиально различный, это вовсе не их сознательный выбор, так распорядилась мудрая жизнь. Мы бы бегали по кругу, запертые в одних и тех же ценностных категориях, а маховику необходимо двигаться дальше: усвоенные в предыдущем поколении уроки, становятся понятными, обыденными, и ценность (помните? Равно дефицит) перестаёт быт таковой. Только серьезное понимание того, что поколенческие ценности не просто разнятся, но зачастую диаметрально противоположны, и глубокое уважение к не нашим ценностям, способны разрядить напряженный конфликт между нами и нашими родителями, между нами и нашими детьми. Помните, как больно от непонимания и пренебрежения?

Все нам предстояло в той или иной степени пройти через это. Важно лишь не дать своему сердцу и разуму остаться безучастным к тому, что они - не мы, они – это наши родители или дети – иные, попробовать просто понять, каково это – вырасти там, где воздух пропитан не актуальными для нас проблемами, и быть к ним чуточку милосерднее.

Читайте также: