Математика при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Речь идёт об учебнике "Арифметика", книге, которую сам Михаил Васильевич Ломоносов называл " вратами учености ".

О чем книга ?

"Арифметика, сиречь наука вычислительная" (1703 год) - невероятно разнообразная книга о 669 страницах, в которой содержались материалы о:

  • целых числах, "числах ломаных или с долями" и операциях между ними;
  • "извлечении радикса сурсолида, зензикува, бисурсолида и зензизенза" (корней различных степеней);
  • различных бытовых задач (торговли, наследства, счета), которые предлагается решать в том числе "фальшивым методом" - занимательным способом, который позволяет обходить отрицательные числа. Напомню, что в то время в ходу были только положительные числа!
  • разнообразных фактах из геометрии, тригонометрии и даже метеорологии, навигации и астрономии! Например, во второй части книги есть параграф, который называется "О таблицах локсодромических через них же познается расстояние мест и путь кораблеплавания в простых и сферических линиях"

"Арифметика" Магницкого была удивительно красива с педагогической точки зрения : в каждом из вышеперечисленных разделов сначала давался простой конкретный пример, а затем общее правило, которое в дальнейшем закреплялось большим количеством задач практического содержания .

Об авторе

Интересно, что настоящая фамилия Леонтия Филипповича Магницкого (1669 - 1739) - Теляшин. Выходец из крестьянской среды, мальчик с юных лет обучился письму, устному счету и любил "мудреные" задачи.

В юношестве работал возчиком рыбы для монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, но затем был переведен в чтецы за незаурядные познания в науках.

Различные источники, однако, утверждают, что математике Теляшин обучился полностью самостоятельно, ведь в Славяно-греко-латинской академии, где он готовился стать священнослужителем, арифметика не преподавалась совсем.

В 1701 году по личному указу Петра I Магницкий был направлен на службу в Навигатскую школу, расположенную в Сухаревой башне в Москве, где сначала будет помогать в преподавании, потом станет старшим учителем, а затем - руководителем. Дворянское звание Магницкому было пожаловано уже через три года службы в Школе - в 1704 году - в том числе за выпуск "Арифметики".

Трудно оценить культурную и научную значимость этого труда, ведь кроме несомненной своевременности, легкости изложения, в ней впервые были переведены на русский язык такие термины, как сложение (аддицио), вычитание (субстракцио), умножение (мультипликацио) и деление (дивизио) и множество других. Однако, еще более удивительно, что Леонтий Филиппович Магницкий, вопреки отечественным канонам, производит 0 в "персты" - первые десять чисел .

Закончить хотелось бы словами В.К. Тредиаковского - известнейшего русского поэта, переводчика и филолога:

"Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, добросовестный и нельстивый человек, первый Российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии"

На Руси с древних времён обучение детей проходило в семьях, передача знаний весям проводилась по линии Рода, обучение детей более высоких варн (сословий) брали на себя Храмы (традиция храмового строения была распространена в ведической Руси и об этом, почему-то, мало кто помнит). После христианизации, обучающую функцию взяли на себя монастыри. Постепенное отдаление одних ветвей Рода от других по миграционным причинам, замена древних знаний и устоев религиозными догмами, фиксированное, наследственное разделение народа на сословия в итоге, привели к разрозненным очагам разноплановых знаний, в том числе отличающихся друг от друга языковыми диалектами, письменными и числовыми обозначениями.


Поэтому Петр Первый серьезным образом подошёл к изменению системы обучения, которая была приведена к общеевропейскому стандарту, наравне с реформированием культуры, армии и флота, органов власти, церкви, сельского хозяйства.

Одновременно с реформой русской азбуки, типографского шрифта, введения первых грамматических правил (чтобы иностранцам было проще учить наш язык), и началом массового книгопечатания, серьёзно взялись за реформу счёта и учета.



Однако, многие считают эту книгу, наоборот, завершающей многовековую историю древнерусской математики.

Действительно, в Арифметике Магницкого делается крутой переход к Западно - Европейскому математическому мышлению, однако, ещё сохраняются и некоторые принципы математического образного мышления древней Руси. И главное, видно как именно этот переход происходил.

„Собрахомъ сію науку аріѳметіку,- говорит Леонтий Магницкий в предисловии,- изъ многихъ разноязычныхъ книгъ,греческихъ, латінскихъ, немецкихъ, и старопреводныхъ славенскихъ".

Выходит, что в эти времена математика на Руси не только не отставала, но, пожалуй, шла даже впереди науки народов Западной Европы.

Сохранился до наших дней и учебник геометрии 1625 года, составленный Ивашкой Елизарьевм: “Сие предисловие собрал я, Ивашко, князь Елизарьев сын. от многих учителей и их книги у меня все”. Учебник содержал способы решения задач, основы теоретических знаний по геометрии, был богато иллюстрирован картинками и гравюрами.

Автор первой печатной русско-европейской арифметики Леонтий Магницкий был родом из крестьян Осташковской монастырской слободы (родился он в 1669 году, отец-крестьянин Филипп Телятин) и гораздо раньше, чем Михайло Ломоносов закончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве (где, кстати, математику не преподавали вообще), после чего стал преподавать математику в боярских семьях.

Всё это является, на мой взгляд, весомым доказательством того, насколько глубокие знания получали в русских, даже крестьянских семьях талантливые люди того времени. Просто насильно учится никто не заставлял, что подтверждает даже сам Л. Магницкий, написав в предисловии к своей арифметике: „и мню азъ яко то имать быть, что самъ себе всякъ можетъ учить".

Если ребенок рожден в варне веси, ему достаточно получить знания на бытовом уровне, чтобы взвешивать и считать собранный урожай, покупать и продавать, вести бытовую переписку; у высших варн уже была потребность к более глубоким познаниям и они стремились овладеть инженерными, офицерскими, врачебными и научными дисциплинами. Другое дело, что сословия того времени уже не соответствовали духовному уровню, как раньше, а титулы передавались по праву наследования. Вот здесь, как раз, Петр проявил свою мудрость, он щедро присваивал дворянские и княжеские титулы людям по заслугам, не зависимо от их социального положения. Правда в дальнейшем эти титулы снова закреплялись за родом достойных людей, вне зависимости от духовного и умственного уровня развития их потомков.



Сильному упрощению подверглась и таблица умножения*.

Впервые эта таблица в том виде, в котором мы её изучаем в школе была представлена все в той же математической энциклопедии Л.Ф.Магницкого. Вот она:

Напомним, что у древних славян было несколько таблиц умножения.* То умножение, что было в своё время предложено арифметикой Магницкого, считалось двухмерным и фактически являлось сложением многочленов.

С тех пор, мы по - прежнему перемножая числа, то есть выполняя одно и то же действие, продолжаем говорить:

  • два умножить НА два
  • триЖДЫ три
  • пятьЮ семь
  • три ПО пять *


Арифметика Л.Ф. Магницкого состояла из двух частей, которые носили название:


Мы видим, что в арифметике Магницкого традиционно, как в древнеславянской письменности и как в расшифровке буквиц и числобуквиц, ещё присутствует принцип глубинного, послоевого прочтения информации : слой поверхностный, явный, принадлежащий материальным потребностям людей и слой глубокий, с осмыслением божественных структур и принципов устройства мироздания.


Для того, чтобы лишний раз напоминать людям о том, что любое земное деяние повторяет себя и на другом, более высоком, духовном уровне, летописные книги и учебники непременно начинались с возвышенных поэтических Од. Не стала исключением и Арифметика Магницкого.

Начинается книга стихами- посвящением, в которых автор а 11 страницах излагает цель издания, содержание книги и называет источники сего труда. Завершается стихотворное предисловие словами: “И желаем да будет сей труд, добре пользовать русский весь люд”. В книге есть и обычное предисловие прозой: “Трудолюбивому и мудролюбивому читателю где радоватися” (л. 11-18). В нем снова говорится о цели этого издания как учебного пособия для вновь открытой школы, излагается содержание книги, имеется философское рассуждение о человеке как высшей “твари” – “созда бог человека взем персть от земли, и вдуну в него духа жизни”.

Но, к сожалению, перевод образных буквочисел в абстрактные цифры, также как замена буквиц фонемным алфавитом , привели математику к безОбразным механическим действиям.

Сегодня арифметике Од не поют, стихов не пишут. Совершенно забыт тот факт, что всё нас окружающее: видимое и не видимое, существует по одному, Единому закону Вселенной. Расчлененное, некогда Единое Знание (вера) на отдельные науки, не позволяет учёному одной области знания увидеть своё открытие с разных сторон. А ведь любое открытие в математике например, непременно влечёт за собой цепочку открытий в физике, химии, биологии, астрономии, философии. Только взгляд на объект исследования со всех точек зрения позволяет увидеть его в объеме, постичь его Единый ОБРАЗ.

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №

№ слайда 1

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 22Курского муниципального района Ставропольского края Математическое образование в петровскую эпохуРаботу выполнила:ученица 9 классаРяшенцева АннаРуководитель:учитель математики I квалификационной категорииБорода Наталья Юрьевна

Цель: Ознакомиться с математическим образованием в петровскую эпоху Задачи: Узна

№ слайда 2

Цель: Ознакомиться с математическим образованием в петровскую эпоху Задачи: Узнать когда появилась математика в России;Изучить первую русскую школу; Изучить роль математики в XVIII веке; Изучить какую помощь внесли иностранные профессора в математическое образование

Введение«Математика является самой древней из наук, вместе с тем остается вечно

№ слайда 3

Появление математики в России 14 января 1701 г. Петром I издан указ об учреждени

№ слайда 4

Появление математики в России 14 января 1701 г. Петром I издан указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая московская математико-навигацкая школа. Приступив к грандиозным преобразованиям государства Российского, Петр I столкнулся с одним из самых существенных препятствий – отсутствием профессионально подготовленных и просто грамотных людей, которые могли бы воплотить его планы в жизнь. В 2007 году математическому образованию исполняется 306 лет

Первая школа Первая русская математическая школа обосновалась «в старой Сухарево

№ слайда 5

Роль математики в XVIII веке В начале XVIII в. под прямым патронажем Петра I соз

№ слайда 6

Роль математики в XVIII веке В начале XVIII в. под прямым патронажем Петра I созданы математико-навигацкая, инженерная, артиллерийская школы, горные училища. Этот обстоятельство сыграло решающую роль в истории отечественного математического образования, так как в основу создаваемой системы Петр I положил изучение математики, совершенно объективно оценивая ее роль в военно-техническом обучении.

Помощь иностранных профессоров в математическом образовании Эндрью Фарварсоном Л

№ слайда 7

Помощь иностранных профессоров в математическом образовании Эндрью Фарварсоном Леонтий Филиппович Магницкий Андрее Фарварсоне

Морская академия В 1715 г. навигаторские классы школы были переведены в Санкт-Пе

№ слайда 8

Морская академия В 1715 г. навигаторские классы школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их базе создана Морская академия, которой было поручено готовить специалистов для флота: Россия к тому времени стала крупнейшей морской державой. В 1752 г. петербургская Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус для детей дворян, что прекратило ее сугубо сословное учебное заведение наряду, с сухопутным кадетским корпусом. Навигацкая школа в связи с этим была распущена, и лишь дворяне переведены из нее в Морской кадетский корпус.

Цифирные школы Из духовного звания………………931, или 45 %.Солдатских детей…………………..4

№ слайда 9

Цифирные школы Из духовного звания………………931, или 45 %.Солдатских детей…………………..402, или 20 %.Приказных…………………………. 372, или 18 %.Посадских……………………………93, или 4,5 %.Дворян и детей боярских…………53, или 2,5 % Состав учащихся этих школ также определялся указом и предполагался достаточно разнородным – в них могли учиться представители всех слоев населения, кроме крепостных крестьян. Обучение было бесплатным, но по его окончанию, при выдаче свидетельств, учитель имел право брать по рублю за каждого ученика. Без такого свидетельства нельзя было жениться.Выбыли посадские и духовные………………572 (37 %).Бежали, отпущены в дома и не явились…. 322 (20,8 %).Выучено и отпущено…………………………..302 (19,9 %).Безграмотных, неспособных и идиотов………233 (15 %).Взяты в разные должности……………………..93 (6 %).

Математико–навигацкие школы Математико-навигатская школа предназначалась для обу

№ слайда 10

Гарнизонные школы В 1716 г. Петром I были основаны гарнизонные школы. Как явству

№ слайда 11

Выводы: Учиться в те времена было нелегко: науки преподавались большей частью на

№ слайда 12

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразователь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразователь.

Выполнил : Недокушев Александр
ученик 9 класса.
Руководитель: Федосеева
Людмила Анатольевна
учитель математики.

.


Цель:
Изучение математического образования петровской эпохи ;
история создания первого русского учебника математики.


Задачи:
Изучить литературу , посвященную интереснейшему периоду русской математики, а именно: ее развитию в годы преобразования Петра I;
Узнать, когда появилась математика в России;
Познакомиться с биографиями великих математиков, которые внесли свой вклад в математическую науку;
Изучить, какую помощь внесли иностранные профессора в математическое образование России;
Повысить математическую культуру и интерес к науке.

Объект исследования: Математика в годы правления Петра I. Гипотеза: Мн.

Объект исследования:
Математика в годы правления Петра I.

Гипотеза:
Многие думают, что ПетрI много сделал для развития математики в России, так ли это?

Актуальность темы. Мне нравится личность Петра I. Его роль в судьбе Ро.

Актуальность темы.
Мне нравится личность Петра I. Его роль в судьбе России до сих пор привлекает внимание многих исследователей, и просто образованных людей. Меня, как ученика, любящего математику, интересует его деятельность в области образования, особенно в области математики. И я захотел узнать, как в эпоху Петра I происходило становление и укрепление математического образования в России, рассмотрев в работе создание в России Навигацкой школы и цифирных школ.

Введение «Математика является самой древней из наук.

Появление математики в России. Уровень развития математики в Русском царст.

Появление математики в России.
Уровень развития математики в Русском царстве был очень низок.
На Руси не было ни одного собственного математического учебника,
математику не преподавали в учебных заведениях.

14 января 1701 г. Петром I издан указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая московская математико-навигацкая школа.

Приступив к грандиозным преобразованиям государства
Российского, Петр I столкнулся с одним из самых существенных препятствий – отсутствием профессионально
подготовленных и просто грамотных людей, которые могли бы воплотить его планы в жизнь.

Первая школа Первая русская математическая школа обосновалась «в старо.

Сухарева башня приобрела широчайшую известность, стала имением нарицательным: в первой четверти XVIII в. она считалась средоточием математики и вообще учености.
В 1701 году в Москве открывается Артиллерийская школа, в 1707 году – Хирургическая школа при военном госпитале, в 1712 году – Инженерная школа.

Сухарева башня в Москве

Сухарева башня в Москве

Математико-навигацкие школы Математико-навигатская школа предназначала.

Цифирные школыСостав учащихся этих школ также определялся указом и пр.

Цифирные школы
Состав учащихся этих школ также определялся указом и
предполагался достаточно разнородным – в них могли
учиться представители всех слоев населения, кроме
крепостных крестьян. Обучение было бесплатным,
но по его окончанию, при выдаче свидетельств,
учитель имел право брать по рублю за каждого
ученика. Без такого свидетельства нельзя было жениться.
Цифирью в те времена называли арифметику. В таких школах преподавали ученики Навигацкой школы. Они обучали учащихся грамоте, арифметике, географии, началам геометрии.

Гарнизонные школы В 1716 г. Петром I были основаны гарнизонные школы. Как я.

Гарнизонные школы
В 1716 г. Петром I были основаны гарнизонные школы.
Как явствует из самого их названия, они создавались при воинских
частях и представляли собой низший разряд военных учебных заведений России для детей солдат.

Сподвижники Петра I в области образования

Сподвижники Петра I в области образования


Помощь иностранных профессоров в математическом образованииЛеонард Эйлер.

Помощь иностранных профессоров в математическом образовании
Леонард Эйлер (1707-1783)

Родился 15 апреля 1707 г. в Базене в семье сельского пастора. В 1720 г. Эйлер поступает в Базельский университет, где изучает древние языки, философию и богословие, но интерес к математике, привитый отцом с детства, взял верх и юноше разрешили полностью посвятить себя любимой науке.
5 апреля 1727 г. Эйлер навсегда распростился со Швейцарией и 24 мая прибыл в Петербург для работы в Академии наук. Здесь он сразу включается в научную работу, занимается педагогической и научно-организационной деятельностью. Эйлер неоднократно участвовал в технических экспертизах, много времени посвятил картографии.

Здание академии наук в Петербурге

Здание академии наук в Петербурге

Заключение По инициативе и под непосредственным патронажем Петра I в перв.

Исследование.1. Равное ли образование при Петре 1 получали дети крестья.

Исследование.
1. Равное ли образование при Петре 1 получали
дети крестьян и дети дворян?

2. Что из учебника Магницкого используется в наше время?

3. Все ли дети поступившие в школу заканчивали ее?

1.Обучение в школе при Петре

1.Обучение в школе при Петре

2. В процессе исследования: Я выяснил, что в учебнике М.

3.Все ли дети поступившие в школу заканчивали ее?Распределение учеников по со.

3.Все ли дети поступившие в школу заканчивали ее?
Распределение учеников по сословному составу

Динамика изменения количества учеников

Таким образом , только 395 человек, или около 20% учащихся окончили цифирные щколы. Из них только 93 нашли прямое применение полученным знаниям- их приняли на различные должности.

Вывод: Петр Первый серьезным образом подошёл к изменению системы обучения.

Вывод:
Петр Первый серьезным образом подошёл к изменению системы обучения, которая была приведена к общеевропейскому стандарту, наравне с реформированием культуры, армии и флота, органов власти, церкви, сельского хозяйства.

Благодаря Петру Первому преподавание математики в России в первой половине XVIII века было поднято на высокий уровень, вполне сравнимый с западноевропейским.

Читайте также: