Мастерство лермонтова в создании батальных сцен кратко

Обновлено: 05.07.2024

Повествование ведется изнутри — о битве молодым бойцам рассказывает старый солдат, принимавший в ней участие. Этот прием идеально передает замысел поэта: Лермонтов раскрывает сражение со стороны простых людей, а не полководцев. Описанные им батальные сцены пропитаны чувствами солдат, их негодованием перед отступлением и решительностью в бою. Сопереживать и ярче представлять картину битвы читателю проще, когда ее участники могли бы оказаться ребятами по соседству. Победы достаются полководцам, но у Лермонтова истинные герои побоища — обычные рядовые солдаты.

Показывая страшное и кровопролитное сражение в динамике, Лермонтов не забывает о гордости по отношению к своей Родине. Он отдает дань величию подвига солдат в этом сражении, используя возвышенный и торжественный слог.

Гремит оружие на поле боя, не перестают греметь и строки стихотворения Лермонтова, мастерски обрисовавшего бородинское сражение.

Русский народ сумел дать отпор противнику и отстоять свою честь. М.Ю. Лермонтов показал мужество и доблесть русских солдат. Он показал благородство и горечь утрат, тем самым помог осознать весь трагизм Бородинской битвы. Поражает мастерство автора в описании эмоционального состояния солдат перед боем. Это напряжение и накал подобно приближающейся грозе или буре, когда природа беснуется, а человек находится в полном неведении того, что должно произойти. Одно ясно – будет страшно.

М.Ю. Лермонтов умело передает атмосферу батальных сцен. Ему так четко удалось передать чувства и эмоции, что читатель буквально на себе ощущает волнение, напряжение и драматизм происходящего. Воздух наполнен тревогой и плохим предчувствием. В стихотворении автор показал все свое мастерство и благодаря описанию деталей смог передать атмосферу битвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По традиции это произведение изучается в 5 классе, и на работу с ним отводится два часа. Предлагаемая разработка содержит подробный конспект уроков, дополнительные материалы для учителя и учащихся, варианты домашних заданий и проверочных работ. В зависимости от того, по какой программе работает учитель, каков уровень литературной подготовки учащихся, задания могут варьироваться. Дополнительный иллюстративный материал учитель готовит самостоятельно.

Основные положения урока ученики фиксируют в рабочих листах, заранее подготовленных учителем, или в рабочих тетрадях. В качестве проверочной работы мы дает три варианта тестовых заданий, приближенных к формату государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по литературе.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, презентация учителя или картины, изображающие Бородинское сражение, карта-схема Отечественной войны 1812 года; рабочий лист для учащихся.

Домашнее задание к уроку.

1. Подготовка к усвоению новых знаний.

В 2012 году Россия отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Вспомните, что вы знаете об этом историческом событии из уроков истории?

В ходе беседы восстанавливаются основные события Отечественной войны 1812 года, при этом учитель может дополнить ответы учеников своим рассказом и презентацией.


2. Самостоятельная работа с текстом исторической справки, ответ на вопрос.


3. Постановка цели урока.

Отечественной войне 1812 года посвятили свои произведения русские художники, поэты и писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.

Вспомните, какое произведение русской литературы на тему войны 1812 года вы изучали?

Как удалось автору в аллегорической форме представить события русской истории?

В ходе знакомства с произведением русского поэта мы постараемся ответить на вопрос, как удалось М. Ю. Лермонтову в небольшом по объему произведении показать историческую значимость Бородинского сражения.

Обратимся к истории создания этого стихотворения.


4. Рассказ учителя об истории создания произведения (сопровождается презентацией).

Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?

Ученики высказывают предположение о том, что поэт интересовался историей, слышал рассказы очевидцев и участников Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов родился в Москве в 1814 году, через два года после французского нашествия. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.

В Тарханах его окружали люди 1812-го года. В семье его кормилицы жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Федоров, от которого будущий поэт мог слышать рассказы о долгой боевой жизни. В доме Арсеньевой постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны, офицеры артиллерии Дмитрий и Афанасий Столыпины. Именно от них узнал маленький Миша о роли артиллерии в Бородинском сражении. Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.

Лермонтов старался воссоздать в стихотворении историческую битву, поэтому он использовал слова военной терминологией того времени.



6. Чтение учителем стихотворения.


7. Анализ текста.

Понравилось ли вам стихотворение?

Каким чувством оно проникнуто?

О чем рассказывает автор в стихотворении?

В стихотворении показана любовь к Родине, гордость за соотечественников, желание защитить Родину ценой собственной жизни. Автор рассказывает о первых поражениях русских войск, о подготовке к Бородинскому сражению и о самом сражении.

Если Лермонтов хотел рассказать нам о Бородинском сражении, то почему он выбрал не прозаическую, а поэтическую (стихотворную) форму?

Автору важно не только рассказать о событии, но и передать чувства и переживания героя, поэтому он выбирает форму, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.

Баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

Обратимся к художественным особенностям этой баллады. Стихотворение написано в необычной для лирического произведения форме – форме диалога.

Кто участвует в этом диалоге? Почему автор выбирает такую форму организации повествования, как диалог, а не монолог? Почему право рассказывать о событиях войны 1812 года автор доверяет простому солдату, а не военачальнику?

Как относится старый солдат к своему собеседнику? Почему? Как характеризует свое поколение? Почему сравнивает своих современников с богатырями?

Почему молодые солдаты хотят знать о сражении под Бородино?


8. Самостоятельная работа по составлению плана (1–4 пункты). Работа над второй частью стихотворения предстоит на следующем уроке.

Давайте обратимся к рассказу старого артиллериста.

О каких важных событиях Отечественной войны 1812 года он сообщает молодым?

Какие слова, обороты речи использует в своём художественном произведении?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем составить план этого рассказа. (Задание 2 на рабочем листе.)

Ученикам можно предложить выполнить одну работу всем или по вариантам: одни учащиеся составляют простой план, другие – цитатный. Важно, чтобы ученики подобрали наиболее точную формулировку для простого плана и соответствующую ей яркую авторскую цитату.


9. Анализ планов, работа с текстом стихотворения.

В ходе проверки плана повторное чтение стихотворения учениками по частям и небольшой исторический комментарий учителя.

Учителю следует обратить внимание учеников на целый ряд выражений:


10. Заключительная беседа.

Как вы понимаете эти выражения?

Какие чувства испытывали солдаты?

Какой художественный прием помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения?

Антитеза помогает автору противопоставить настроение, отношение к битве русских и французских солдат. Французы были уверены в своей быстрой победе и заранее праздновали ее; для русских это решающая битва, они сосредоточены и молчаливы, готовы отдать свою жизнь за Родину.

Предварительный вывод: в небольшом по объему произведении М. Ю. Лермонтову удалось показать историческую значимость Бородинского сражения. Автор выбирает жанр баллады, строит свое произведение как воспоминания старого артиллериста, рядового участника Бородинского сражения, он рассказывает о мужестве, героической стойкости русских солдат и их беззаветной преданности Родине.


Домашнее задание ученикам дано на рабочем листе. Мы предлагаем достаточно объемное задание, учитель может выбрать два из трех предложенных или заменить одно из заданий ответами на вопросы учебника.

26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 110 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.


Художественное противопоставление называется _________________________________________________


Домашнее задание.

1) Какому событию посвящено стихотворение?

2) Кто о нем рассказывает? Почему?

3) Где находился рассказчик в момент сражения?

4) Каким вы его себе представляете?

5) Какими вы увидели старого артиллериста и других участников сражения в его рассказе? В каких строчках стихотворения раскрываются качества русских солдат: патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество?

6) Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?


Цель урока: выявить художественное мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен, создании образов защитников Родины; определить идейное содержание произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру личности, способствовать воспитанию патриотических чувств.


1. Повторение изученного и постановка цели урока.

Вспомните, о каком событии отечественной истории оно рассказывает?

К какому лиро-эпическому жанру можно отнести это произведение?

Как удалось автору показать историческую значимость этого сражения, патриотические чувства русских солдат?


2. Выразительное чтение стихотворения учащимися: читают несколько учеников по очереди, каждый по 2 строфы.


3. Анализ второй части стихотворения, проверка плана, составленного дома.

В какой части стихотворения раскрывается мужество, героизм участников Бородинской битвы?

Как автор описывает начало сражения?

Что можно сказать о ритме этих строк?

Перечитайте строчки, в которых рассказано о героической гибели полковника. Каким чувством проникнуты эти строчки?

Как характеризует рассказчик полковника?

Какую клятву дали солдаты?

Как передает автор движение войск французов?

Какой прием художественной выразительности он использует?

Понаблюдайте над звучанием этих строк. Какие гласные и согласные помогают автору передать напряжение, гул начавшегося сражения?

Как описаны солдаты конных полков?

(стечение гласных). Ученикам можно сказать, что единоначатие строк называется анафорой.

Приведите пример аллитерации и ассонанса в описании боя.

Найдите эпитет.

С помощью какого сравнения передает автор вселенский масштаб этого сражения?

Какие планы вы составили по второй части стихотворения? (Проверка домашнего задания).

Какие строки лермонтовского стихотворения можно соотнести с тем, что изобразил Ф. Рубо?

5. Анализ финала стихотворения.

Чем завершается стихотворение?

Почему в конце повторяется строфа, которая уже звучала в начале рассказа солдата?


7. Образ старого артиллериста.

Найдите в стихотворении разговорные, простонародные слова, обороты речи. Как они характеризуют рассказчика?

Каким вы представляете себе рассказчика?

Какие черты характера свойственны ему?

Почему автор оставил героев стихотворения (старого артиллериста, полковника) безымянными?

Какие слова рассказчика, характеризующие участников Бородинского сражения, могли бы стать темой нашего урока?


9. Обобщение и выводы по уроку.

Почему и сегодня, спустя 200 лет, нас не перестает волновать стихотворение Лермонтова?


Домашнее задание.

1. Выполнить тестовые задания (по вариантам).

Тестовые задания

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Ответом к заданиям 1–7 является слово или сочетание слов.

1. Какое историческое событие, ставшее суровым испытанием для всего русского народа, произошло в начале XIX века?

3. Из второй строфы выпишите простонародные выражения, характеризующие речь рассказчика.

5. Из последней строфы выпишите слова военной терминологии времен Отечественной войны 1812 года.

6.Как называется прием художественного противопоставления в произведении?

Ответ на задание 8 (на выбор) должен быть объемом 3–5 предложений.

8.1. Почему для рассказа о Бородинском сражении автор выбирает форму баллады, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики?

8.2. Как характеризует рассказчика, старого артиллериста, его речь?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.


И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Ответом к заданиям 1–7 является слово или сочетание слов

1. Назовите жанр стихотворения исторического, героического или фантастического содержания.

2. Кто участвует в диалоге о Бородинском сражении?

4. Слова какой части речи помогают автору передать динамику, стремительность сражения?

7. Как называются созвучия окончаний стихотворных строк?


Ответ на задания 8 должен быть объемом 3–5 предложений.

8.2. Как приемы художественной выразительности помогают автору передать масштаб этой ожесточенной битвы?


Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 5 классе[1]

I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности,
интерес к истории России

Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова,
приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение,
и карту-схему Отечественной войны 1812 г.

— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?

Знакомство с детскими
и юношескими годами поэта
может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника.

В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову).

Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164—165).

Учитель при необходимости дополнит материал статьи.

Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас — это тема Бородина.

После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.

Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения.

Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.

Эвристическая беседа

Невозможно дать четкие рекомендации по проведению эвристической беседы, так как трудно предусмотреть варианты развития темы.

От учителя требуется особенная гибкость и доверие к детям.
Наметим основные пункты беседы.

— О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

— Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.

— Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?

— Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.

— С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

Учитель повесит карту,
подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны
— об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.

По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.

Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.

— Как вы понимаете следующие слова?

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.

Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.

— Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?

Подготовленный ученик рассказывает,
что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю).

— Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи?

И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

— Почему ликовал француз?
Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.

— Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.

— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

— Как вы понимаете эти слова рассказчика?
Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.

Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.

Возможные задания:

— Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?

— С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.

— С помощью каких строк автор передает грохот боя?

— Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?
Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.

Читаем предпоследнюю строфу.

— К чему были готовы русские воины?

— Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
Воин сожалеет о гибели многих русских людей.

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.

Домашнее задание

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о Бородинском сражении.


Читайте также: