Компоненты двигательного навыка кратко

Обновлено: 30.06.2024

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Человек обладает широким арсеналом врожденных двигательных навыков: сосание и глотание, сгибание и разгибание, моргание и другие. Этими функциями он владеет с рождения. Еще большее количество навыков он приобретает в течение жизни. Двигательная активность помогает сохранять работоспособность и жизненный тонус. У людей, занимающихся физкультурой и спортом морфологические и функциональные показатели здоровья значительно выше, чем у остальной части населения.

Физиология человека

Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. В процессе формирования двигательных навыков имеют значение как врожденные, так и средовые факторы. В структуру навыка входят двигательный, вегетативный и сенсорный компоненты. В зависимости от вида деятельности их соотношения меняются.


Так, для стайера или тяжелоатлета важнейшими будут двигательный и вегетативный компоненты, а теннисисту и хоккеисту в той же степени важен еще и сенсорный компонент. Двигательные процессы протекают при непосредственном участии центральной нервной системы (ЦНС). Именно в коре больших полушарий образуются кратко- и долговременные связи, составляющие двигательную память.

ЦНС формирует механизм обратных связей с помощью которого организм создает и корректирует программу двигательных действий, решая поставленные задачи.


Использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности:

  • Медленное выполнение двигательных актов способствует корректировке физического движения или любого элемента его составляющего.
  • При совершении сложных и скоростных движениях обратные связи играют меньшую роль и помогают скорректировать двигательный акт только во время его повторения.


При организации физкультурных занятий очень важно учитывать фазовые колебания работоспособности человека:

  • снижение работоспособности;
  • восстановление работоспособности;
  • повышение работоспособности.


С учетом этих физиологических фаз выделяют 3 режима двигательной активности:

  • Упражнения повторяются через непродолжительные интервалы отдыха, в фазе неполного восстановления. Режим способствует развитию выносливости, но показатели работоспособности снижаются.
  • Активные занятия повторяются через определенные промежутки отдыха, таким образом их проведение совпадает с фазой восстановления работоспособности. Такой вид тренировок способствует развитию скоростных, силовых и координационных возможностей.
  • Двигательная деятельность повторяется в периоды, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. Такой вид занятий повышает силу мышц и быстроту, снижая выносливость.

Что такое двигательный навык в физкультуре?

Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом.


Формирование двигательных навыков подчиняется определенным законам:


Причины, возникающих задержек в овладении навыком:

  • Внутренняя, связанная с индивидуальной приспособительной реакцией человека.
  • Внешняя, вызванная неразвитыми физическими качествами или неправильно подобранными обучающими методами.
  • Угасание навыка. Постепенная утрата навыка наблюдается в случаях его длительного неиспользования (например, после травм). Характерно постепенное исчезновение навыка, сначала на вегетативном уровне (потеря уверенности), затем на двигательном (нарушения координации и дифференцировки). Навык полностью не исчезает, сохраняя способность к восстановлению.
  • Отсутствие порога в развитии. Возможность развития и совершенствования двигательных навыков в течение всего времени спортивных или физкультурных занятий.
  • Переносы двигательных навыков. Среди них выделяют:
  • Перенос положительный. Облегчает и ускоряет становление новых двигательных действий, при наличии ранее сформированных навыков, структурно на них похожих.
  • Перенос отрицательный. Имеющиеся навыки не помогают в формировании нового действия, а напротив затрудняют его.

Для повышения эффективности спортивных и физкультурных занятий важно учитывать данные закономерности.


Двигательный навык в физкультуре – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:

Условия и формирования двигательного навыка

Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. Движение составляет основу физической активности человека. Освоение двигательных действий требует первоначального умения его выполнять, которое по мере освоения переходит в навык.

Двигательное умение представляет собой степень овладения действием, имеющую следующие характерные признаки:

  • осознанное управление движением;
  • расчленение действия на составные операции с концентрацией выполнения каждой части;
  • нестабильность и неустойчивость выполнения;
  • невысокий темп выполнения;
  • непрочность запоминания;
  • утомление, в процессе выполнения;
  • отсутствие автоматизации движения.


Переход умения в навык достигается путем многократных повторений двигательных действий, приводящих к автоматизации координационных механизмов.

Двигательный навык представляет собой доведенное до автоматизма выполнение не только простых операций, но и сложных, требующих согласованности и скоординированности в действиях. Все это крайне необходимо при занятиях физической культурой.

Процесс трансформации умений в навыки включает 3 этапа:

  • Ознакомление, изучение, первоначальное освоение и разучивание движения. Этап характеризуется замедленным выполнением, непрочным запоминанием, высоким уровнем осознанного контролирования выполняемого действия.
  • Формирование и становление двигательного умения, подробное, углубленное разучивание. Отличается невысокими темпом и устойчивостью выполнения, осознанным контролем действий.
  • Формирование двигательного навыка. Приобретение мастерства в выполнении. На данном этапе отмечаются устойчивое запоминание, стабильные высокие результаты и автоматизм двигательных действий. Навык образовывается в процессе многократного повторения движений, период его становления может быть длительным по времени, особенно при выполнении сложных действий. В то же время выработанный автоматизм двигательных действий повышает вариативность применения полученных навыков.

Стадии формирования двигательных навыков

Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования:


  1. Стадия генерализации или иррадиации возбуждения. В этой стадии из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения в процесс вовлечено большое количество мышц не только необходимых для совершения двигательного действия, но близ расположенных участков. Не установлены надежные связи между двигательными и вегетативными центрами ЦНС. Это приводит к нарушению координации движения (скованность, появление лишних движений), увеличению энергозатрат, усилению вегетативных реакций (сердцебиение, учащение дыхания, усиление потоотделения).
  2. Стадия концентрации возбуждения. Процессы возбуждения концентрируются в корковых зонах, необходимых для совершения действия, включая в работу определенные группы мышц. В соседних зонах возбуждение подавляется торможением. Между двигательными центрами коры головного мозга и вегетативными центрами подкорковых структур устанавливаются временные связи. Снижаются энергозатраты, движения становятся более скоординированными, уходят лишние действия. Сформированный на данной стадии навык непрочен и нарушается при появлении сильных раздражителей (незнакомая обстановка, сильное волнение), что может вернуть сформированные двигательные действия к стадии иррадиации.
  3. Стадия автоматизации и стабилизации. В результате многоразового повторения действий, временные связи между двигательными и вегетативными центрами достигают значительной прочности. Это повышает устойчивость и надежность навыка, снижает сознательный контроль, запускает процесс автоматизации действий.

Длительность стадий зависит от:

  • силы и сложности прилагаемых усилий мышц;
  • состояния костно-мышечного аппарата;
  • арсенала ранее освоенных двигательных навыков.

Этапы обучения двигательным навыкам

Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам.

Этапы обучения:

  1. Ознакомление и начальное разучивание. На этом этапе обучения происходит создание зрительного образа. При многокомпонентном действии, целостный образ расчленяется (детальный показ) на элементарные операции. Предшествующий двигательный опыт желательно использовать в процессе обучения новым двигательным навыкам. Разучивание должно сопровождаться замедленным показом с пояснением всех элементов двигательного действия. Важно исключить возможные ошибки.
  2. Углубленное разучивание. Уточнение детальной техники выполнения действия, совершенствование целостного исполнения. Исправление возможных ошибок. Освоение темпа и ритма выполнения движения.
  3. Закрепление сформированного двигательного навыка. В результате обучения формируется целенаправленность, автоматизм и стабильность действий. Движения совершаются свободно и расковано с необходимой скоростью, силой и амплитудой.

Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.

Способности

Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).

Двигательные способности:

Развитие умений

Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.

Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.


Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:

  • правильной психологической установки;
  • рационально подобранных методов и приемов обучения;
  • сложности вырабатываемых навыков.

В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:

  • иррадиацией;
  • концентрацией;
  • стабилизацией.

1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.

Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.

Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.

Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.

Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена. Они формируются в процессе тренировки и оказывают значительное влияние на спортивный результат.

Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения.

В наибольшей мере они проявляются в спортивных играх и единоборствах (в ситуационных видах спорта).

В стандартных (стереотипных) видах спорта спортсмен повторяет (отрабатывает) одни и те же движения на тренировках и соревнованиях. Эти двигательные умения постепенно закрепляются в виде специальных навыков.

Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.

В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. Двигательные компоненты обеспечивают определенную технику выполнения движения, вегетативные – вегетативное обеспечение со стороны дыхательной, кровеносной, эндокринной, выделительной и др. систем при выполнении разнообразных движений. Сенсорный компонент участвует в афферентном синтезе и формировании обратных связей, центральный компонент обеспечивает формирование двигательного навыка на всех этапах и стадиях.

Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями раньше заканчивается формирование двигательных компонентов, а в навыках со сложными движениями – формирование вегетативных компонентов. После образования навыка вегетативные компоненты становятся более инертными, чем двигательные.

Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена. Они формируются в процессе тренировки и оказывают значительное влияние на спортивный результат. Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательные навыки – освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи. В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. Двигательные компоненты обеспечивают определенную технику выполнения движения, вегетативные –вегетативное обеспечение со стороны дыхательной, кровеносной, эндокринной, выделительной и др. систем при выполнении разнообразных движений. Сенсорный компонент участвует в афферентном синтезе и формировании обратных связей, центральный компонент обеспечивает формирование двигательного навыка на всех этапах и стадиях. Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями раньше заканчивается формирование двигательных компонентов, а в навыках со сложными движениями – формирование вегетативных компонентов.

Вопрос 28. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков (системная организация двигательных навыков).

Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Деятельность этой системы при формировании двигательного навыка включает следующие процессы: 1) Синтез афферентных раздражений. Афферентный синтез – анализ сенсорной информации (П.К. Анохин), включает сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения. 2) Учет доминирующей мотивации – определение действий, наиболее предпочтительных в данной ситуации. 3) Использование памятного следа – извлечение и использование фрагментов прошлого опыта, полезных для формирования будущего действия. 4) Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц. 5) Формирование образа результата действия – нейрогенной модели движения. 6) Выполнение этого движения (действия). 7) Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут. Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя динамический стереотип, который обеспечивает определенную последовательность отдельных компонентов и фаз движения.

Вопрос 29. Роль функциональной системы нервных центров (П.К. Анохин) в формировании двигательных навыков. Обратные связи (внешние и внутренние), программирование двигательного акта, экстраполяция в двигательных навыках.

Вопрос 30. Стадии формирования двигательных навыков (генерализация, концентрация и стабилизация) и их физиологическая характеристика. Дезавтоматизация. Особенности формирования двигательного навыка у детей.

Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждения) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами головного мозга. На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. В результате этого: формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче на основе показа тренера, речевого описания, самоинструкции; создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память. Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения. Включает три стадии: 1-я стадия – генерализации (попытками освоения движения, продолжительным напряжением и сокращением большого числа, сниженной координацией движений, выраженными энерготратами и вегетативными реакциями)скелетных мышц (генерализация)); 2-я стадия – концентрации(концентрацией возбуждения только в определенных корковых зонах, развитием внутреннего (дифференцированного) торможения в других зонах коры; улучшением двигательной координации; снижением рабочих энерготрат) ; 3-я стадия – стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка(повышением помехоустойчивости рабочей доминанты; появлением стабильности и надежности навыка; снижением сознательного самоконтроля за элементами навыка; возникновением его автоматизация). Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки) –дезавтоматизация. Причинами -переутомление и перетренированность; заболевания спортсмена; эмоциональный стресс; кислородное голодание; алкогольное опьянение и др.

Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Каждый двигательный акт включает моторные и вегетативные компоненты. Первые обеспечивают движение (или позу), вторые – соответствующий уровень обмена, кровотока, дыхания и т.д. Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывается, в частности, тем что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке

Читайте также: