Массовая аудитория это кратко
Обновлено: 04.07.2024
Аудитория- это совокупность людей, многочисленная, качественно не однородная, которая вступает во взаимодействие со СМИ. Взаимодействие с аудиторией предполагает как прямую, так и обратную связь.
Обратная связь- это отклик аудитории на информацию предлагаемую СМИ. Обратная связь бывает: письма, звонки, интернет, прямой контакт.
Аудитория- носитель массового сознания.
Аудитория обладает рядом количественно-качественных характеристик. Величина (объем) аудитории – показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации – один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.
Ведущим фактором, определяющим качественные характеристики аудитории, является уровень образования. Последний оказывает прямое воздействие на выбор аудитории того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет, однако, универсального, абстрактного характера, поскольку по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества.
Аудитория воплощает динамическую структуру отношений, которая меняется как по содержательным, так и по пространственно-временным параметрам. В данной связи в социологии СМИ выделяются следующие типы аудитории: реальная и потенциальная, регулярная и нерегулярная, целевая и не целевая и т.д.
Массовая аудитория – совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную, имеющую значимость на данном этапе развития общества информацию.
Как компонент массовой коммуникации массовая аудитория характеризуется неоднородностью, рассредотрченностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут устанавливать и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
Массовая аудитория– общественная сила управления средствами коммуникации, основа гражданского содействия.
Отбор информации проводится с учетом ряда особенностей.
Первая особенность – избирательность на основе двух главных критериев – актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории.
Вторая особенность – восприимчивость. В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мненияили его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.), в других –на формирование или на изменение деятельности(мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.
С социологической точки зрения массовая аудитория – это читатель, слушатель, зритель. Именно они составляют один из основных объектов социологии средств массовой информации, ориентированной на их интересы, на их потребности.
Третья особенность – разновеликость. Аудитории средств массовой информации можно сравнивать с легкими человека, которые постоянно то увеличиваются, то уменьшаются. Но эти тенденции лучше рассматривать на примере каналов, программ и передач (по итогам, скажем, дневниковых обследований или подписки), потому что в диапазоне печати, телевидения или радиовещания в целом отдельные отливы возмещаются приливами, и наоборот, а общие распределения меняются в течение относительно больших промежутков времени.
Личностнаязаинтересованность, как показывает изучение информационных аудиторных интересов, выявляет их гражданскую основу, связь с животрепещущими проблемами современности. И здесь существует немало проблемных ситуаций.
Это показатели пятой особенности отбора информации – включенности,которая подразделяется на включенность по отношению к информации и включенность по потреблению.
1. Активная и пассивная. Активная принимает непосредственное активное участие во взаимодействии со СМИ.
2. Первичная и вторичная аудитория. Первичная аудитория- это та аудитория, которая непосредственно получает информацию от СМИ. Вторичная- получает информацию переработанную первичной.
3. Реальная, потенциальная, расчётная (целевая).
Реальная аудитория- это те зрители, слушатели, которые постоянно смотрят, читают конкретные издания.
Потенциальная аудитория- это та аудитория на которую может рассчитывать издание или программа, если изменит свою информационную политику.
Целевая (расчётная)- это аудитория на которую специально рассчитана газета или программа, разработав спец. направления деятельности.
СМИ должно иметь чёткую политику в отношении аудитории, учитывать её интересы, удовлетворять её запросы, но не идти на поводу у аудитории, а давать культурно- развивающую информацию.
Модели (схемы) взаимодействия с аудиторией.
1. Авторитарная или управленческая технократическая. Согласно этой модели аудитория выступает объектом воспитательно- формирующего воздействия со стороны СМИ. Процесс взаимоотношения с аудиторией в режиме монолога. Аппозиционных программ нет.
2. Коммуникативно- познавательная (либеральная) в основе лежит партнёрское взаимодействие аудитории и журналиста. Ориентация на рынок, конкуренция, свободный выбор читателя. В идеале конкуренция должна порождать качественную и достоверную информацию.
3. Гуманитарная (демократическая). В рамках этой модели налаживается духовно- интеллектуальное сотрудничество СМИ и аудитории, основанное на взаимном уважении позиции другой стороны. Основной метод- убеждение. Форма- диалог. Цель- развитие сознания аудитории.
Основные методы изучения аудитории: наблюдение, опрос, анализ почты.
Наблюдение бывает включённое, не включенное, систематическое и случайное.
Опрос включает: анкетирование и интервьюрование. Интервью бывает: свободное, стандартизированное и полустандартизированное.
24. Медиа, как экономический, образовательный и культурный институт.
Медиакультура XX века стала не только фактором социальной модернизации как на Западе, так и в России, но и основой мифотворчества. Этот процесс особенно нагляден на примере противоборства тоталитарных идеологий. Миф, являясь инструментом политической власти, способствует мифологизации печати, радио, кино, ТВ, а значит, становится манипулятором общественного сознания.
СМИ как социальный институт, задают журналистике нормативные установки, правила профессионального поведения, которые устанавливаются на основе определенных принципов и носят характер закона, а также реализуют стимулирующую, а иногда принудительную функции (через запреты, разрешения, обязательства и пр.).
Как и любой общественный институт, СМИ возникают в ответ на общественную потребность в объективном процессе разделения труда, а в более общем плане – в процессе дифференциации человеческой чувственно-предметной деятельности и общественных отношений. Потребности и условия их удовлетворения формируют соответствующие интересы и целевые установки, которые и выступают уже непосредственными детерминантами генезиса становления и развития общественных институтов. Поэтому одна из специфических особенностей возникновения последних состоит в том, что они есть результат совместной целенаправленной деятельности группы людей, реализации их целевых установок. Институционализация деятельности предполагает известную стандартизацию этих установок, закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства.
Это означает, что СМИ в целом представляют собой не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности 1 . Эти правила, нормы, ожидания объективируются в виде определенного статуса людей, обеспечивающих функционирование системы массовой информации, а также в виде ролей, исполнение которых возлагается (а иногда навязывается) на людей, ассоциирующихся с данным институтом 2 .
В этом смысле СМИ, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения, то есть реализации вполне определенных функций. Но так же, как поведение отдельного индивида может быть девиантным (отклоняющимся) в положительном или отрицательном смысле, так и функционирование того или иного социального института может совпадать с социальным заказом и ожиданиями других социальных институтов, а может и не совпадать. Уклонение от выполнения возложенных на него функций (или несогласованные отклонения) грозит данному общественному институту (а конкретно – представляющим его индивидам) различными санкциями.
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.
Средства массовой информации- важнейший институт гражданского общества, коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. Как любой из институтов гражданского общества он существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе и управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления.
Существование множества независимых от государства СМИ, потенциально обладающие возможность представлять весь спектр позиций имеющихся в обществе по той или иной проблеме, способствовать формированию компетентного общественного мнения по наиболее значимым вопросам, развитию культурного потенциала человека и т. д. является еще недостаточным условием для решения обозначенного круга задач. И связано это, в первую очередь с тем, что механизмы контроля общества за деятельностью СМИ через просмотр (прослушивание, чтение) соответствующих передач, чтение статей порождает нередко совершенно иного рода эффекты, о которых говорилось выше (погоню за сенсацией, пересказ банальностей, эксплуатацию низменных чувств человека и т. п. ), а права граждан остаются пустой формальностью, поскольку они не имеют прямого доступа к средствам производства информации, выражения автономных мнений.
В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни. средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.
СМИ является посредником между экономическим и политическим институтами, выражая требования, состояния дел, и положений сторон. (это в случае независимых СМИ)
Зависимые же СМИ выражают позицию той или иной стороны в угодном для нее виде.
Основные функции масс-медиа
I. Информационная функция:
- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
- информационное обеспечение инновационных процессов;
II . Функция социальной связи:
- поддержка существующих норм и властных отношений;
- координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;
III . Функция обеспечения преемственности:
- выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений;
- поддержание общности социальных ценностей;
IV. Рекреативная функция:
- создание возможностей для отдыха и развлечения;
снижение социальной напряженности;
V. Функция мобилизации:
- организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.
Функции фокусирования, то есть сосредоточения с помощью СМИ внимания общественности в целом или отдельных социальных групп на определенном вопросе или круге вопросов, на выделении предмета обсуждения из общего поля проблемных ситуаций.
Массовые аудитории-- непосредственные потребители массовой информации.
Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения.
Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.).
Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.).
О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.
Можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).
Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.
В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации
3. Тест № 8.
1. Коммуникационный процесс – это. взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осущкствляется обмен информацией
2. Коммуникационный процесс не включает в себя:
А) динамическую смену этапов формирования
Б) прием и расшифровка информации в обоих направлениях
В) использование полученной информации
Г) получение информации в сугубо личных целях
Д) передача информации по каналам коммуникации
3. Процесс обмена информацией начинается с:
А) необходимости доказательства мнения
Б) ее формирования
В) острой потребности субъектов в информации
Г) приказа одного субъекта другому
Д) поиска каналов
4. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью:
А) исключения перехвата информации и доставки информации требуемому адресату
Б) формирования мнения
В) обмена информацией
Г) не имеет определенной цели и происходит автоматически
Д) выявления более эрудированного собеседника
6. К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:
А) осмысленность и дискретность восприятия, обусловленность восприятия прошлым опытом человека и его опережающий характер
В) характер человека
7. Установите соответствие:1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А
А) монолог | 1. форма коммуникации большого количества людей |
Б) диалог | 2. форма коммуникации доминирования одного человека |
В) полилог | 3. форма коммуникации между двумя людьми |
Г) управление | 4. разговор одного человека |
8. К наиболее общим синтаксическим требованиям к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме, относятся:
А) прямой порядок слов, сложные формы предложений
Б) использование сложной терминологии
В) прямой порядок слов, подчеркивание смысловых значений при помощи пауз и интонации, использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, ограничение многословных и многоуровневых оборотов
Г) использование кратких высказываний, но со сложной грамматической формой, неограниченное использование сложных оборотов
Д) прямой порядок слов и использование сложной терминологии
9. Конечная цель аргументации:
А) самореализация и самопрезентация
Б) формирование некоторого убеждения
В) обмен информацией, не включая формирование убеждения
Г) получение личной выгоды из разговора
Д) ввести партнера в заблуждение
10. Назовите виды аргументации, использующиеся в межличностных коммуникациях:
А) доказательство, подтверждение, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация
Б) доказательство, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация
В) опровержение, подтверждение, возражение
Г) объяснение и интерпретация
Д) некая недоговоренность
11. Установите последовательность элементов цепи коммуникации: Д, Б.Е, В,Г,А
А) помехи и барьеры
Б) передача сигнала
В) приём и декодирование
Г) обратная связь
Е) канал (передаточный механизм)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Семья как коммуникативная система.
Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).
Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм.
Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения.
Массовые аудитории-- непосредственные потребители массовой информации.
Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения.
Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.).
Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.).
О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.
Можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).
Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.
В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации
3. Тест № 8.
1. Коммуникационный процесс – это. взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осущкствляется обмен информацией
2. Коммуникационный процесс не включает в себя:
А) динамическую смену этапов формирования
Б) прием и расшифровка информации в обоих направлениях
В) использование полученной информации
Г) получение информации в сугубо личных целях
Д) передача информации по каналам коммуникации
3. Процесс обмена информацией начинается с:
А) необходимости доказательства мнения
Б) ее формирования
В) острой потребности субъектов в информации
Г) приказа одного субъекта другому
Д) поиска каналов
4. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью:
А) исключения перехвата информации и доставки информации требуемому адресату
Б) формирования мнения
В) обмена информацией
Г) не имеет определенной цели и происходит автоматически
Д) выявления более эрудированного собеседника
6. К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:
А) осмысленность и дискретность восприятия, обусловленность восприятия прошлым опытом человека и его опережающий характер
В) характер человека
7. Установите соответствие:1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А
А) монолог | 1. форма коммуникации большого количества людей |
Б) диалог | 2. форма коммуникации доминирования одного человека |
В) полилог | 3. форма коммуникации между двумя людьми |
Г) управление | 4. разговор одного человека |
8. К наиболее общим синтаксическим требованиям к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме, относятся:
А) прямой порядок слов, сложные формы предложений
Б) использование сложной терминологии
В) прямой порядок слов, подчеркивание смысловых значений при помощи пауз и интонации, использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, ограничение многословных и многоуровневых оборотов
Г) использование кратких высказываний, но со сложной грамматической формой, неограниченное использование сложных оборотов
Д) прямой порядок слов и использование сложной терминологии
9. Конечная цель аргументации:
А) самореализация и самопрезентация
Б) формирование некоторого убеждения
В) обмен информацией, не включая формирование убеждения
Г) получение личной выгоды из разговора
Д) ввести партнера в заблуждение
10. Назовите виды аргументации, использующиеся в межличностных коммуникациях:
А) доказательство, подтверждение, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация
Б) доказательство, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация
В) опровержение, подтверждение, возражение
Г) объяснение и интерпретация
Д) некая недоговоренность
11. Установите последовательность элементов цепи коммуникации: Д, Б.Е, В,Г,А
А) помехи и барьеры
Б) передача сигнала
В) приём и декодирование
Г) обратная связь
Е) канал (передаточный механизм)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Семья как коммуникативная система.
Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).
Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм.
Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения.
Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. Тем не менее можно выделить основные объекты, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся такие категории, как массовая аудитория и массовая культура.
Аудитория — один из важнейших структурных элементов духовного общения людей наряду с источником и содержанием информации. Сущность аудитории заключается в том, что она отражает взаимосвязи людей между собой, с обществом в процессе общения.
Аудитория обладает рядом количественно-качественных характеристик. Величина (объем) аудитории — показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации — один из важных практических результатов информационной - пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.
Ведущим фактором, определяющим качественные характеристики аудитории, является уровень образования. Последний оказывает прямое воздействие на выбор аудитории того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет, однако, универсального, абстрактного характера, поскольку по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества.
Массовая аудитория — совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную, имеющую значимость на данном этапе развития общества информацию.
Как компонент массовой коммуникации массовая аудитория характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут устанавливать и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
Массовая аудитория — общественная сила управления средствами коммуникации, основа гражданского содействия. Расширение возможностей активного участия личностей с различными социальными ориентирами в массовой коммуникации связано с происходящими процессами в обществе. Об этом свидетельствуют всевозможные интервью с различного рода политиками и экономистами, опросы и участие в теле- и радиопередачах, письма в газеты и т.п. Но в то же время возникает вопрос: почему значительная часть общества (от 20—30%) не имеет собственного мнения, при опросах по важнейшим социальным проблемам? Либо эти люди не имеют социального опыта, либо понимают, что практика реального общественного бытия не всегда соответствует информации, передаваемой СМИ. И то и другое делают массовую коммуникацию ущербной и вырабатывают у общества антисоциальные ориентиры. Длительное пребывание в таком состоянии может пагубно сказаться на авторитете средств массовой информации. С этой специфической особенностью массовой аудитории — с ее нейтральной или критической оценкой информации следует считаться. Перед СМИ стоит трудная задача — совмещение и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет о выборе информации, интересной для всех, для отдельных групп людей или для индивида. Имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество и на индивида.
Отбор информации проводится с учетом ряда особенностей.
Первая особенность — избирательность на основе двух главных критериев актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории.
Вторая особенность — восприимчивость. В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мнения или его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.), в других — на формирование иди на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.
С социологической точки зрения массовая аудитория — это читатель,, слушатель, зритель. Именно они составляют один из основных объектов социологии средств массовой информации, ориентированной на их интересы, на их потребности.
Третья особенность — разновеликость. Аудитории средств массовой информации можно сравнивать с легкими человека, которые постоянно то увеличиваются, то уменьшаются. Но эти тенденции лучше рассматривать на примере каналов, программ и передач (по итогам, скажем, дневниковых обследований или подписки), потому что в диапазоне печати, телевидения или радиовещания в целом отдельные отливы возмещаются приливами, и наоборот, а общие распределения меняются в течение относительно больших промежутков времени.
Личностная заинтересованность, как показывает изучение информационных аудиторных интересов, выявляет их гражданскую основу, связь с животрепещущими проблемами современности. И здесь существует немало проблемных ситуаций.
Это показатели три особенности отбора информации — вовлеченность, которая подразделяется на включенность по отношению к информации и включенность по потреблению.
Исследования, проведенные в 2000 г. показали, что во включенности по отношению к информации выделяются активные, инертные и безразличные потребители.
. Последняя группа устойчива и находится на уровне 41—45% в самых массовых слоях, к которым относятся рабочие и крестьяне. Однако состав этой группы сильно меняется в других профессиональных категориях, выделенных по основному роду занятий. Скажем, если среди инженерно-технических работников и служащих удельный вес инертных людей не превышает 34—36%, то в кругу учащихся и студентов, чья позиция особенно важна для будущего страны, инертность достигает 66,7%.
Людей с деформированным информационным потреблением характеризует отчужденность по отношению к властным структурам. А то, что она есть, подтверждают такие социологические данные. Отвечая на вопрос, считают ли граждане себя достаточно хорошо знакомыми с текущей деятельностью руководства страны и «общей Политикой, большинство (74,6%) сформировало свои оценки из этой совокупности так: кое-что знаю, но в основном не знаком (44,3%), совершенно ничего не знаю (18,35%), меня это не интересует (11,9%). Аналогичные показатели отражают и осведомленность р деятельности местных властей. Опрощенные, кое-что знающие о ней (36%) или совершенно ничего не знающие (47,7%), составили подавляющее большинство, или 83,7%..
Читайте также: