Массовая аудитория это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аудитория- это совокупность людей, многочисленная, качественно не однородная, которая вступает во взаимодействие со СМИ. Взаимодействие с аудиторией предполагает как прямую, так и обратную связь.

Обратная связь- это отклик аудитории на информацию предлагаемую СМИ. Обратная связь бывает: письма, звонки, интернет, прямой контакт.

Аудитория- носитель массового сознания.

Аудитория обладает рядом количественно-качественных характеристик. Величина (объем) аудитории – показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации – один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Ведущим фактором, определяющим качественные характеристики аудитории, является уровень образования. Последний оказывает прямое воздействие на выбор аудитории того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет, однако, универсального, абстрактного характера, поскольку по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества.

Аудитория воплощает динамическую структуру отношений, которая меняется как по содержательным, так и по пространственно-временным параметрам. В данной связи в социологии СМИ выделяются следующие типы аудитории: реальная и потенциальная, регулярная и нерегулярная, целевая и не целевая и т.д.

Массовая аудитория – совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную, имеющую значимость на данном этапе развития общества информацию.

Как компонент массовой коммуникации массовая аудитория характеризуется неоднородностью, рассредотрченностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут устанавливать и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

Массовая аудитория– общественная сила управления средствами коммуникации, основа гражданского содействия.

Отбор информации проводится с учетом ряда особенностей.

Первая особенность – избирательность на основе двух главных критериев – актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории.

Вторая особенность – восприимчивость. В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мненияили его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.), в других –на формирование или на изменение деятельности(мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.




С социологической точки зрения массовая аудитория – это читатель, слушатель, зритель. Именно они составляют один из основных объектов социологии средств массовой информации, ориентированной на их интересы, на их потребности.

Третья особенность – разновеликость. Аудитории средств массовой информации можно сравнивать с легкими человека, которые постоянно то увеличиваются, то уменьшаются. Но эти тенденции лучше рассматривать на примере каналов, программ и передач (по итогам, скажем, дневниковых обследований или подписки), потому что в диапазоне печати, телевидения или радиовещания в целом отдельные отливы возмещаются приливами, и наоборот, а общие распределения меняются в течение относительно больших промежутков времени.

Личностнаязаинтересованность, как показывает изучение информационных аудиторных интересов, выявляет их гражданскую основу, связь с животрепещущими проблемами современности. И здесь существует немало проблемных ситуаций.

Это показатели пятой особенности отбора информации – включенности,которая подразделяется на включенность по отношению к информации и включенность по потреблению.

1. Активная и пассивная. Активная принимает непосредственное активное участие во взаимодействии со СМИ.

2. Первичная и вторичная аудитория. Первичная аудитория- это та аудитория, которая непосредственно получает информацию от СМИ. Вторичная- получает информацию переработанную первичной.

3. Реальная, потенциальная, расчётная (целевая).

Реальная аудитория- это те зрители, слушатели, которые постоянно смотрят, читают конкретные издания.

Потенциальная аудитория- это та аудитория на которую может рассчитывать издание или программа, если изменит свою информационную политику.

Целевая (расчётная)- это аудитория на которую специально рассчитана газета или программа, разработав спец. направления деятельности.

СМИ должно иметь чёткую политику в отношении аудитории, учитывать её интересы, удовлетворять её запросы, но не идти на поводу у аудитории, а давать культурно- развивающую информацию.

Модели (схемы) взаимодействия с аудиторией.

1. Авторитарная или управленческая технократическая. Согласно этой модели аудитория выступает объектом воспитательно- формирующего воздействия со стороны СМИ. Процесс взаимоотношения с аудиторией в режиме монолога. Аппозиционных программ нет.

2. Коммуникативно- познавательная (либеральная) в основе лежит партнёрское взаимодействие аудитории и журналиста. Ориентация на рынок, конкуренция, свободный выбор читателя. В идеале конкуренция должна порождать качественную и достоверную информацию.

3. Гуманитарная (демократическая). В рамках этой модели налаживается духовно- интеллектуальное сотрудничество СМИ и аудитории, основанное на взаимном уважении позиции другой стороны. Основной метод- убеждение. Форма- диалог. Цель- развитие сознания аудитории.

Основные методы изучения аудитории: наблюдение, опрос, анализ почты.

Наблюдение бывает включённое, не включенное, систематическое и случайное.

Опрос включает: анкетирование и интервьюрование. Интервью бывает: свободное, стандартизированное и полустандартизированное.

24. Медиа, как экономический, образовательный и культурный институт.

Медиакультура XX века стала не только фактором социальной модернизации как на Западе, так и в России, но и основой мифотворчества. Этот процесс особенно нагляден на примере противоборства тоталитарных идеологий. Миф, являясь инструментом политической власти, способствует мифологизации печати, радио, кино, ТВ, а значит, становится манипулятором общественного сознания.

СМИ как социальный институт, задают журналистике нормативные установки, правила профессионального поведения, которые устанавливаются на основе определенных принципов и носят характер закона, а также реализуют стимулирующую, а иногда принудительную функции (через запреты, разрешения, обязательства и пр.).

Как и любой общественный институт, СМИ возникают в ответ на общественную потребность в объективном процессе разделения труда, а в более общем плане – в процессе дифференциации человеческой чувственно-предметной деятельности и общественных отношений. Потребности и условия их удовлетворения формируют соответствующие интересы и целевые установки, которые и выступают уже непосредственными детерминантами генезиса становления и развития общественных институтов. Поэтому одна из специфических особенностей возникновения последних состоит в том, что они есть результат совместной целенаправленной деятельности группы людей, реализации их целевых установок. Институционализация деятельности предполагает известную стандартизацию этих установок, закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства.

Это означает, что СМИ в целом представляют собой не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности 1 . Эти правила, нормы, ожидания объективируются в виде определенного статуса людей, обеспечивающих функционирование системы массовой информации, а также в виде ролей, исполнение которых возлагается (а иногда навязывается) на людей, ассоциирующихся с данным институтом 2 .

В этом смысле СМИ, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения, то есть реализации вполне определенных функций. Но так же, как поведение отдельного индивида может быть девиантным (отклоняющимся) в положительном или отрицательном смысле, так и функционирование того или иного социального института может совпадать с социальным заказом и ожиданиями других социальных институтов, а может и не совпадать. Уклонение от выполнения возложенных на него функций (или несогласованные отклонения) грозит данному общественному институту (а конкретно – представляющим его индивидам) различными санкциями.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Средства массовой информации- важнейший институт гражданского общества, коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. Как любой из институтов гражданского общества он существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе и управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления.

Существование множества независимых от государства СМИ, потенциально обладающие возможность представлять весь спектр позиций имеющихся в обществе по той или иной проблеме, способствовать формированию компетентного общественного мнения по наиболее значимым вопросам, развитию культурного потенциала человека и т. д. является еще недостаточным условием для решения обозначенного круга задач. И связано это, в первую очередь с тем, что механизмы контроля общества за деятельностью СМИ через просмотр (прослушивание, чтение) соответствующих передач, чтение статей порождает нередко совершенно иного рода эффекты, о которых говорилось выше (погоню за сенсацией, пересказ банальностей, эксплуатацию низменных чувств человека и т. п. ), а права граждан остаются пустой формальностью, поскольку они не имеют прямого доступа к средствам производства информации, выражения автономных мнений.

В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни. средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.

СМИ является посредником между экономическим и политическим институтами, выражая требования, состояния дел, и положений сторон. (это в случае независимых СМИ)

Зависимые же СМИ выражают позицию той или иной стороны в угодном для нее виде.

Основные функции масс-медиа

I. Информационная функция:

- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

- информационное обеспечение инновационных процессов;

II . Функция социальной связи:

- поддержка существующих норм и властных отношений;

- координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

III . Функция обеспечения преемственности:

- выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений;

- поддержание общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция:

- создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

- организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.

Функции фокусирования, то есть сосредоточения с помощью СМИ внимания общественности в целом или отдельных социальных групп на определенном вопросе или круге вопросов, на выделении предмета обсуждения из общего поля проблемных ситуаций.

Массовые аудитории-- непосредственные потребители массовой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.).

Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.).

О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

Можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации

3. Тест № 8.

1. Коммуникационный процесс – это. взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осущкствляется обмен информацией

2. Коммуникационный процесс не включает в себя:

А) динамическую смену этапов формирования

Б) прием и расшифровка информации в обоих направлениях

В) использование полученной информации

Г) получение информации в сугубо личных целях

Д) передача информации по каналам коммуникации

3. Процесс обмена информацией начинается с:

А) необходимости доказательства мнения

Б) ее формирования

В) острой потребности субъектов в информации

Г) приказа одного субъекта другому

Д) поиска каналов

4. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью:

А) исключения перехвата информации и доставки информации требуемому адресату

Б) формирования мнения

В) обмена информацией

Г) не имеет определенной цели и происходит автоматически

Д) выявления более эрудированного собеседника

6. К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:

А) осмысленность и дискретность восприятия, обусловленность восприятия прошлым опытом человека и его опережающий характер

В) характер человека

7. Установите соответствие:1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А

А) монолог 1. форма коммуникации большого количества людей
Б) диалог 2. форма коммуникации доминирования одного человека
В) полилог 3. форма коммуникации между двумя людьми
Г) управление 4. разговор одного человека

8. К наиболее общим синтаксическим требованиям к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме, относятся:

А) прямой порядок слов, сложные формы предложений

Б) использование сложной терминологии

В) прямой порядок слов, подчеркивание смысловых значений при помощи пауз и интонации, использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, ограничение многословных и многоуровневых оборотов

Г) использование кратких высказываний, но со сложной грамматической формой, неограниченное использование сложных оборотов

Д) прямой порядок слов и использование сложной терминологии

9. Конечная цель аргументации:

А) самореализация и самопрезентация

Б) формирование некоторого убеждения

В) обмен информацией, не включая формирование убеждения

Г) получение личной выгоды из разговора

Д) ввести партнера в заблуждение

10. Назовите виды аргументации, использующиеся в межличностных коммуникациях:

А) доказательство, подтверждение, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация




Б) доказательство, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация

В) опровержение, подтверждение, возражение

Г) объяснение и интерпретация

Д) некая недоговоренность

11. Установите последовательность элементов цепи коммуникации: Д, Б.Е, В,Г,А

А) помехи и барьеры

Б) передача сигнала

В) приём и декодирование

Г) обратная связь

Е) канал (передаточный механизм)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Семья как коммуникативная система.

Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм.

Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения.

Массовые аудитории-- непосредственные потребители массовой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.).

Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.).

О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

Можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации

3. Тест № 8.

1. Коммуникационный процесс – это. взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осущкствляется обмен информацией

2. Коммуникационный процесс не включает в себя:

А) динамическую смену этапов формирования

Б) прием и расшифровка информации в обоих направлениях

В) использование полученной информации

Г) получение информации в сугубо личных целях

Д) передача информации по каналам коммуникации

3. Процесс обмена информацией начинается с:

А) необходимости доказательства мнения

Б) ее формирования

В) острой потребности субъектов в информации

Г) приказа одного субъекта другому

Д) поиска каналов

4. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью:

А) исключения перехвата информации и доставки информации требуемому адресату

Б) формирования мнения

В) обмена информацией

Г) не имеет определенной цели и происходит автоматически

Д) выявления более эрудированного собеседника

6. К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:

А) осмысленность и дискретность восприятия, обусловленность восприятия прошлым опытом человека и его опережающий характер

В) характер человека

7. Установите соответствие:1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А

А) монолог 1. форма коммуникации большого количества людей
Б) диалог 2. форма коммуникации доминирования одного человека
В) полилог 3. форма коммуникации между двумя людьми
Г) управление 4. разговор одного человека

8. К наиболее общим синтаксическим требованиям к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме, относятся:

А) прямой порядок слов, сложные формы предложений

Б) использование сложной терминологии

В) прямой порядок слов, подчеркивание смысловых значений при помощи пауз и интонации, использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, ограничение многословных и многоуровневых оборотов

Г) использование кратких высказываний, но со сложной грамматической формой, неограниченное использование сложных оборотов

Д) прямой порядок слов и использование сложной терминологии

9. Конечная цель аргументации:

А) самореализация и самопрезентация

Б) формирование некоторого убеждения

В) обмен информацией, не включая формирование убеждения

Г) получение личной выгоды из разговора

Д) ввести партнера в заблуждение

10. Назовите виды аргументации, использующиеся в межличностных коммуникациях:

А) доказательство, подтверждение, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация

Б) доказательство, опровержение, возражение, оправдание, объяснение и интерпретация

В) опровержение, подтверждение, возражение

Г) объяснение и интерпретация

Д) некая недоговоренность

11. Установите последовательность элементов цепи коммуникации: Д, Б.Е, В,Г,А

А) помехи и барьеры

Б) передача сигнала

В) приём и декодирование

Г) обратная связь

Е) канал (передаточный механизм)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Семья как коммуникативная система.

Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм.

Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения.

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. Тем не менее можно выделить основные объекты, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся такие категории, как массовая аудитория и массовая культура.

Аудитория — один из важнейших структурных элементов духовного общения людей наряду с источником и содержанием информации. Сущность аудитории заключается в том, что она отражает взаимосвязи людей между собой, с обществом в процессе общения.

Аудитория обладает рядом количественно-качественных характеристик. Величина (объем) аудитории — показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации — один из важных практических результатов информационной - пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Ведущим фактором, определяющим качественные характеристики аудитории, является уровень образования. Последний оказывает прямое воздействие на выбор аудитории того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет, однако, универсального, абстрактного характера, поскольку по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества.

Массовая аудитория — совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную, имеющую значимость на данном этапе развития общества информацию.

Как компонент массовой коммуникации массовая аудитория характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут устанавливать и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

Массовая аудитория — общественная сила управления средствами коммуникации, основа гражданского содействия. Расширение возможностей активного участия личностей с различными социальными ориентирами в массовой коммуникации связано с происходящими процессами в обществе. Об этом свидетельствуют всевозможные интервью с различного рода политиками и экономистами, опросы и участие в теле- и радиопередачах, письма в газеты и т.п. Но в то же время возникает вопрос: почему значительная часть общества (от 20—30%) не имеет собственного мнения, при опросах по важнейшим социальным проблемам? Либо эти люди не имеют социального опыта, либо понимают, что практика реального общественного бытия не всегда соответствует информации, передаваемой СМИ. И то и другое делают массовую коммуникацию ущербной и вырабатывают у общества антисоциальные ориентиры. Длительное пребывание в таком состоянии может пагубно сказаться на авторитете средств массовой информации. С этой специфической особенностью массовой аудитории — с ее нейтральной или критической оценкой информации следует считаться. Перед СМИ стоит трудная задача — совмещение и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет о выборе информации, интересной для всех, для отдельных групп людей или для индивида. Имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество и на индивида.

Отбор информации проводится с учетом ряда особенностей.

Первая особенность — избирательность на основе двух главных критериев актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории.

Вторая особенность — восприимчивость. В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мнения или его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.), в других — на формирование иди на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.

С социологической точки зрения массовая аудитория — это читатель,, слушатель, зритель. Именно они составляют один из основных объектов социологии средств массовой информации, ориентированной на их интересы, на их потребности.

Третья особенность — разновеликость. Аудитории средств массовой информации можно сравнивать с легкими человека, которые постоянно то увеличиваются, то уменьшаются. Но эти тенденции лучше рассматривать на примере каналов, программ и передач (по итогам, скажем, дневниковых обследований или подписки), потому что в диапазоне печати, телевидения или радиовещания в целом отдельные отливы возмещаются приливами, и наоборот, а общие распределения меняются в течение относительно больших промежутков времени.

Личностная заинтересованность, как показывает изучение информационных аудиторных интересов, выявляет их гражданскую основу, связь с животрепещущими проблемами современности. И здесь существует немало проблемных ситуаций.

Это показатели три особенности отбора информации — вовлеченность, которая подразделяется на включенность по отношению к информации и включенность по потреблению.

Исследования, проведенные в 2000 г. показали, что во включенности по отношению к информации выделяются активные, инертные и безразличные потребители.

. Последняя группа устойчива и находится на уровне 41—45% в самых массовых слоях, к которым относятся рабочие и крестьяне. Однако состав этой группы сильно меняется в других профессиональных категориях, выделенных по основному роду занятий. Скажем, если среди инженерно-технических работников и служащих удельный вес инертных людей не превышает 34—36%, то в кругу учащихся и студентов, чья позиция особенно важна для будущего страны, инертность достигает 66,7%.

Людей с деформированным информационным потреблением характеризует отчужденность по отношению к властным структурам. А то, что она есть, подтверждают такие социологические данные. Отвечая на вопрос, считают ли граждане себя достаточно хорошо знакомыми с текущей деятельностью руководства страны и «общей Политикой, большинство (74,6%) сформировало свои оценки из этой совокупности так: кое-что знаю, но в основном не знаком (44,3%), совершенно ничего не знаю (18,35%), меня это не интересует (11,9%). Аналогичные показатели отражают и осведомленность р деятельности местных властей. Опрощенные, кое-что знающие о ней (36%) или совершенно ничего не знающие (47,7%), составили подавляющее большинство, или 83,7%..

Читайте также: