Маскароны в архитектуре это кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Маскаро́н (от французского "mascaron " и итальянского "mascherone" ) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий , могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре Петровского Барокко начала XVIII века.

Распространённые виды маскаронов:

  • Купидоны .
  • Фантастические маски-гротески периода Барокко.
  • Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан.
  • Копии греческих масок в архитектуре Классицизма.
  • Львиная голова, также типичная черта Классицизма.
  • Женская головка в архитектуре Модерна.

Далее мы рассмотрим некоторые примеры устрашающих горгулий и разнообразные виды маскаронов в контексте исторических архитектурных стилей:







Устрашающие горгульи различных исторических периодов, как для украшения зданий, так и интерьеров.



Типичный маскарон с использованием морды льва.



Модерновый маскарон.



Маскарон - сатир.



Барочный морской маскарон - Нептун.



Маскарон в стиле Ар - Деко.



Маскарон - древнегреческий античный герой.



Маскарон - демон.



Морской гротесковый персонаж.



Маскарон с отсылкой к древнеегипетской традиции расположения скульптурных лиц на капителях колонн.
Львиная морда украшена головным убором - клафтом.

Вы знаете, что такое маскароны? Нет-нет, это вовсе не еда, как вы, возможно, могли подумать! Маскароны не имеют ничего общего с макаронами, макарунами и маскарпоне. Вы когда-нибудь видели декоративные лики на зданиях? Так вот, именно так называются эти архитектурные элементы. В Санкт-Петербурге можно найти множество примеров таких необычных масок, и сегодня мы о них расскажем.

Зачем зданиям человеческие лица?

Маскароны тех времен чаще всего изображали мифологических персонажей или мифических существ. Их помещали на замковые камни арок, устанавливали на карнизах либо наличниках оконных или дверных проемов.

Маскароны могут иметь романтический, комический или нейтральный облик. К распространенным образам для этих декоративных накладок относятся:

  • ангелы;
  • львиные головы;
  • копии греческих масок;
  • фантастические маски-гротески;
  • женские головы и т. д.

В Древней Греции эти архитектурные элементы служили в качестве стражей. Например, многие храмы охраняла голова Медузы Горгоны, которая как бы отражала от них всякое зло. Такой тип маскарон называется горгонейон. А на дорогах стояли столпы с изображением Гермеса – покровителя путников.

Похожими масками украшали даже саркофаги и усыпальницы. Наши предки верили, что только в смерти человек обретает свое истинное лицо.

Образ льва олицетворял превращение человека в иное существо – переход в новое состояние, поэтому именно с ним связаны многие погребальные сюжеты.

Маскароны в истории

Средневековые маскароны были аллегориями на христианские добродетели или грехи. Некоторый комический и даже абсурдный подтекст они обрели в эпоху Возрождения. Появились гротескные изображения, например, в виде виноградного листа с человеческими чертами.

С наступлением эпохи классицизма появились более однообразные маскароны. Если в барокко этот декоративный элемент использовался для создания настроения, то в классицизме выбор определялся тем, какой тон лицо задает зданию. А сами накладки теперь размещались не только на домах, но и на фонтанах, садовых оградах, перилах.

В модерне маскароны стали определяться назначением здания: на театре изображается театральная маска, на военном учреждении — воины в шлеме или образы божественных покровителей армейского дела и т. д.

Питерские маскароны

В России маскароны появились в архитектуре петровского барокко начала XVIII века. Они широко использовались на протяжении всего XVIII столетия, но наибольшее распространение получили в архитектуре классицизма и неоренессанса XIX века.

По сей день со зданий Санкт-Петербурга за прохожими наблюдает множество глаз. Говорят, в Петербурге можно увидеть более 19 000 маскаронов! Самыми популярными считаются человеческие лица. Среди животных преобладает лев, его маску размещали на доходных домах как символ власти.

Резной фриз здания Русского торгово-промышленного банка украшают маскароны в виде мужских профилей и бараньих голов. Маски с ликами мужчин и женщин можно найти на окнах. У каждого элемента даже отличаются черты и прическа.

Дворец Строгановых, построенный в стиле барокко, декорирован маскаронами в форме львов и медальонами с мужскими профилями. А дом Мейснера, построенный в стиле модерн, приковывает взгляды прохожих своими гротескными масками, которые изображают зловещую Медузу Горгону с широко распахнутыми глазами и ртом.



Когда люди в спешке идут по улицам центра Москвы, мало кто замечает мелкие детали на старинных домах. Более того, даже крупные и заметные, казалось бы, архитектурные элементы ускользают от нашего внимания. А между тем, с десятков московских домов смотрят нас удивительные маски, у каждой из которых – свои черты и своем выражение каменного лица…

Богиня на доме по адресу: ул. Чаплыгина, 1а. Архитектор Г. Гельрих, 1911 год.

Маскароны – выпуклые лепные фигуры в виде человеческих (чаще всего, женских), а также звериных либо мифических лиц и масок – в дореволюционные времена довольно часто помещали на дома в качестве архитектурных украшений. Их до сих пор можно увидеть на некоторых зданиях в верхней части облицовки окон, дверей, под балконами и много где еще.

Здание на Проспекте мира, 19. Архитектор Н. Матвеев

Старопосадский переулок, 8 (1878 г.), архитектор К. Терской

Космодомиановская улица, дом 4/22

Первые маскароны стали появляться в России в петровские времена. Например, лепные головки ангелов можно было встретить в конце XVII века на стенах нескольких московских храмов, затем в моду вошли изображения львиных морд (иногда – с человеческими чертами) и, наконец, нежных женских головок.

Девушка с сохранившейся части ограды Московского императорского воспитательного дома (вторая половина XVIII века).

Девушка с сохранившейся части ограды Московского императорского воспитательного дома (вторая половина XVIII века).

Особенно часто лепили такие маски на московских домах именно в XVII и ХVIII веках, но на рубеже прошлого и позапрошлого столетий они тоже встречались. Маскароны в Москве пережили разные стили: барокко, классицизм, ампир. Даже тогда, когда вначале XX века в моду уверенно вошел модерн, маскаронам снова нашлось место – например, их можно было увидеть на особняках, выстроенных по проекту талантливого архитектора Федора Шехтеля.

Здание в Старопаниском переулке, 5. Архитектор Ф. Шехтель (1899 -1990 гг.).

Улица Мясницкая, дом 18. Доходный дом купца М.И. Мишина, 1903 г. Архитектор И.Барютин

Малый Каретный переулок, дом 4. Собственный дом архитектора В. Хоботова

Архитектурная мода в Москве менялась, но украшать свои здания лицами-масками богатые горожане не переставали, и только в советские годы увлечение маскаронами у заказчиков и самих зодчих по понятным причинам (борьба с архитектурными излишествами) пошло на спад.

Улица Спиридоновка, дом 21 (1898 г.). Архитектор А. Эрихсон

Рюмин переулок. Архитекторы Галецкий и Воейков (1904 г).

Смотришь на такую маску, пытаешься разгадать ее настроение, которое хотел передать автор, и начинает казаться, что у дома есть душа. А, может, так оно и есть?

Большой Черкасский переулок, дом 9 (1901 г.), архитектор А. Мейснер

Улица Остоженка, 24

В Москве маскароны можно чаще всего обнаружить в центре города. Большая часть этих работ – дореволюционные, и это придает каменным лицам и самим зданиям особую таинственность.

Улица Сергия Радонежского, дом 7

Текст: Анна Белова

Использованы фотографии А. Запыленова

В продолжение темы таинственных домов рекомендуем прочитать: История и легенды дома, который похож на учебник по египтологии

KudaGo продолжает серию виртуальных экскурсий, во время которых мы знакомимся с бессменными городскими обитателями и изучаем архитектурные детали. Сегодня мы расскажем о масках и маскаронах, без взглядов которых не обходится ни одна прогулка по Петербургу.






Если вам понравится этот текст и вы хотите с головой погрузиться в истории о домах и жителях любимого города — можете еженедельно получать два новых материала, подписавшись на нашу платную рассылку на Patreon или в VK.

Древние храмы защищала голова горгоны Медузы, которая отражала зло. Водные источники оберегали головы речного бога Ахелоя, который превращался в разных существ. Дороги охраняли столпы с головами покровителя путников Гермеса.

Читайте также: