Мартин лютер лютеранская церковь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня Германия празднует 500 лет Реформации — события, определившего вектор развития страны на много лет вперед. Рассказываем, кто такой Мартин Лютер и чем лютеранская церковь отличается от католической.

Ч то такое Реформация

Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.

В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.

Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.

Мартин Лютер

Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации

Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.

Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.

Лютер прибивает тезисы к двери церкви

Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.

Лютеране и протестанты — в чем разница

Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).

Лютеранский собор в Ульме

Лютеранская и католическая церковь — в чем разница

Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.

Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.

Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?

Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.

До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.

Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.

Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви, обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения.

Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей. Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании, представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ("чья власть, того и вера"). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии), в 1536 - в Дании, Норвегии и Исландии. Бóльшая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую.

Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом "О власти и первенстве папы"), "Большой катехизис" и "Малый катехизис" Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей.

На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась "лютеранская ортодоксия", или "лютеранская схоластика". Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и "живого религиозного чувства", приведший к возникновению пиетизма. В конце XVII - XVIII веков ортодоксальное лютеранство подверглось влиянию рационализма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке самым значительным явлением в лютеранстве и в протестантизме в целом стало появление историко-критического метода исследования Священного Писания, который вместе с достижениями естественных наук и философских исследований дал толчок к возникновению либерального богословия, т. е. переосмыслению в свете современных знаний традиционных догматических представлений. Большое влияние на становление либерального богословия оказали идеи Ф. Шлейермахера, исследования Нового Завета Ф. К. Баура и Д. Ф. Штрауса. Классические представители немецкого либерального богословия - А. фон Гарнак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной форме либеральные течения сохраняются в современном лютеранстве.

В Пруссии в 1817 году король Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в единую Евангелическую церковь (Прусская уния), в которой было принято кальвинистское учение о Евхаристии. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию. Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название "свободные церкви", или "старые лютеране". В 1930-х годах в протестантских церквах Германии сторонники национал-социализма активно поддерживали движение "немецких христиан", которые следовали арийской расовой теории, почитали А. Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились "очистить" христианство от "еврейского компонента", т. е. фактически от Ветхого Завета. В 1933 году была учреждена т. н. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Мюллером. Противники этой политики - как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии - в июле 1933 года учредили конфедеративную Исповедническую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеранским пастором М. Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами.

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек.

Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.

Лютеранство в России

Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа. Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение - дар Бога, который ничем нельзя заслужить - ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма - признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).

Из таинств признаются крещение и Евхаристия (Вечеря Господня, Таинство алтаря). Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам. Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как "спасительная работа Бога", который через ниспосылаемую Им благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога. Крещение обычно совершается обливанием или окроплением, но может производиться и троекратным полным погружением. Согласно лютеранской трактовке Евхаристии, хлеб и вино, становясь истинными Телом и Кровью Христа, вместе с тем сохраняют свою сущность, а не только акциденции (т. о., отвергается учение о пресуществлении). В отличие от цвинглиан, лютеране категорически отвергают представление о том, что Вечеря Господня имеет только символическое или "воспоминательное" значение. В одних лютеранских церквах Евхаристия совершается почти еженедельно, в других - один раз в 2-3 месяца, в третьих - лишь один раз в году, в Великую пятницу. В отличие от католической практики, в лютеранстве причащение всех верующих происходит Телом и Кровью Христовыми, что было введено ещё Лютером. Конфирмация, ординация (рукоположение), брак и елеосвящение рассматриваются обычно как обряды (количество таинств в лютеранстве не фиксируется).

Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX - начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем - и возведения их в епископское достоинство. В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; Русская Православная Церковь разорвала все контакты с этой организацией.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

Лютеранство (оно же - Евангелическая Церковь) сегодня - главное христианское учение в странах Северной Европы.

Лютеранами сегодня являются большинство коренных верующих Скандинавии, Финляндии, Исландии, северной Германии, Эстонии и Латвии, частично Франции и Нидерландов.

Лютеране также живут в Северной и Южной Америках, Азии, Африке (особенно ЮАР с Танзанией) и много где еще за пределами Старого света. То есть, все их в мире около 80-85 млн человек примерно.

Давайте же сегодня кратко узнаем, что это за толк христианства такой и чем отличается от остальных.

Кто такие лютеране и как верят

Итак, прежде всего лютеране - христиане-протестанты. Следуют учению, созданному Мартином Лютером еще в XVI-м столетии. То есть, один из самых старых протестантских толков в мире.

Лютеране признают лишь два священных таинства - Причастие и Крещение. Хотя также проводят венчания, отпевания, исповеди, не считая их таинствами в общепринятом христианском смысле.

Лютеране отрицают почитание мощей и икон, а также молитвы святым. Священники у лютеран - просто, если можно так выразиться, профессионалы своего дела. То есть, никак не возвышены над мирянами.

И да, лютеране не считают, что жизнь человеческая предопределена Богом заранее. Проще говоря, Господь все видит, но не все заранее знает. Потому каждый лютеранин сам в ответе за свою судьбу, сам кузнец своего счастья. Что сказалось на менталитете всех северных европейцев - люди тут любят поработать в собственное благо!

Лютеране и Гитлер

Лютеранство несколько подставило себя в 1930-е годы, когда в Германии часть лютеранских священников сотрудничала с Гитлером. Благоволившим этой церкви в пику более независимой и "южной" католической. А также припомнившим, что Мартин Лютер отличался таки антисемитскими взглядами.

Гитлер даже пытался объединить всех лютеран Германии в полностью подконтрольную нацистам единую так называемую Reichskirche - Имперскую церковь.

Впрочем, было и немало лютеранских пасторов, что активно выступали против нацистского режима, укрывали евреев и т.д.

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в городе Эйслебен, Германия. Мальчик вырос в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, молодой человек поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир. Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. где обучал молодых студентов диалектике, физике. Вскоре получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер по направлению священного ордена посетил Рим. Именно здесь Мартин столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в одиннадцати монастырях. Несмотря на визуальную близость к Богу, Лютер ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой. Тезисы Лютера оказались восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин.

Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 году Мартин публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви.

Согласно Вормсскому эдикту 26 мая 1521 года Мартин получил тяжелое обвинение в ереси, однако многочисленные сторонники основных идей лютеранства помогли спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютера спрятали в замке Вартбург, где богослов занялся переводом Библии на немецкий язык.

В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии, в котором ему удалось утвердить нормы национального языка.

Мартин Лютер скончался 18 февраля 1546 года в немецком городе Эйслебен. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты 95 тезисов.

Берлебургская библия
Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
95 тезисов об индульгенциях (1517)
К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
О вавилонском пленении церкви (1520)
Письмо Мюльпфорту (1520)
Открытое письмо папе Льву Х (1520)
О свободе христианина Против проклятой буллы Антихриста Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года О рабстве воли (1525)
Большой и малый Катехизис (1529)
Письмо о переводе (1530)
Похвала музыке (перевод на немецкий язык) (1538)
О евреях и их лжи (1543)
Застольные беседы (1544)

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн - как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

Мартин Лютер в фильмах:

В 2010 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Херль установил на главной рыночной площади Виттенберга в Германии 800 скульптур Мартина Лютера.

Отец - Ганс Лютер
Мать - Маргарита Лютер
Жена - Катарина фон Бора
Дети: Ханс, Магдалена, Мартин, Пауль, Маргарет.

Лютеранство

Лютеранство

Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства

Название: Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Мартин Лютер

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Читайте также: