Марксизм кратко во 2 половине 19 века

Обновлено: 05.07.2024

В начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм. Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями. Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.

Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.

В начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм. Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями. Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.




Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.

К началу 1880-х годов в России уже сложились условия для возникновения и распространения идеологии пролетариата. Ленин первым из русских марксистов поставил в качестве неотложной практической задачи создание рабочей партии в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны отвечать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взял на вооружение центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как вождь рабочего класса.

Период распространения марксизма в России можно рассматривать как целую эпоху. Это отдельная страница в истории нашей Родины. Эту идеологию не следует считать уникальной. У него есть как плюсы, так и минусы.

Точка зрения о противоречивом характере марксизма как науки об общественном развитии встречается и в современном экономическом образовании.

Сторонники марксизма сформулировали следующие цели:

1.) Перевести труды К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык с целью распространения идей научного социализма в России.

2.) Критика народничества и разработка проблем общественной жизни России с позиций марксизма.

Из всего этого мы можем сделать следующий вывод: Особенности марксизма оказали заметное влияние на историю России, где он стал государственной идеологией.

В советском варианте теория формации во многом превратилась в жесткую схему фатальной смены пяти типов общества: первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Это не значит, что марксизм в нашей стране совсем не развивался — он дополнялся теориями империализма и построения социализма в одной стране и другими новациями.

Однако попытка построить общество социальной справедливости на основе такой идеологии оказалась не очень удачной, что привело к тому, что многие социологи разочаровались в познавательных способностях марксизма.

Русский марксизм - Краткая история марксизма

Краткая история марксизма

В наиболее развитых странах Европы классовая борьба между пролетариатом и буржуазией вышла на первый план в 40-х годах XIX века (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английского чартистского движения в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.

Конечно, сначала это можно сделать только путем деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть путем действий, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают себя и становятся неизбежными как средство свержения всего способа производства.

Эта программа состоит из 10 пунктов:

  1. Экспроприация земельной собственности и перевод земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и повстанцев.
  5. Централизация кредита в руках государства через национальный банк с государственным капиталом и исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, средств производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Равная обязанность труда для всех, создание промышленных армий, особенно для сельского хозяйства.
  9. Объединить сельское хозяйство с промышленностью и способствовать постепенному устранению различий между городом и деревней.
  10. Государственное и бесплатное образование для всех детей. Отмена фабричного труда для детей в его нынешней форме. Связь образования с материальным производством и т.д.

В 1864 году был основан марксистский Первый Интернационал. Социал-демократические партии, организованные марксистами, отличались как радикальным, революционным направлением, так и умеренным, реформистским. Идеологом последнего был немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Во Втором Интернационале революционная точка зрения преобладала до начала 1900-х годов. Резолюции, принятые на съездах, касались невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протестов против милитаризма и войны и т.д. Позже реформисты стали играть большую роль в Интернационале, что привело к обвинениям в оппортунизме со стороны радикалов.

В первой половине двадцатого века коммунистические партии возникли из наиболее радикального крыла социал-демократии. Социал-демократы чаще всего выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году Коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (хотя формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все аспекты жизни общества.

Предпосылки для распространения марксизма в России

Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные россияне познакомились с ранними работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже в 1940-х годах (В.Г. Белинский и, возможно, А.И. Герцен). В России интерес к марксизму начал быстро расти, особенно с конца 1960-х годов. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.

Ортодоксальный марксизм: Г. В. Плеханов (1856-1918)

Большевизм: Ленин (1870-1924)

Никто из российских социал-демократов не подверг сомнению этот тезис в принципе. Вопрос был только в том, существует ли в России рабочее движение или нет?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Во второй половине 19 века происходило уточнение и углубление социальных идей и принципов марксистской философии. Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования. Они проводили мысль о том, что в основе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всего – процесс материального производства, духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей, а носители этих побудительных сил являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки события, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы, до конфликта, в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата, демократическая для трудящихся, и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. В 1848 – 1852 гг. Марксом и Энгельсом также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблемы социальной философии.

Тема: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

1. Основная характеристика немецкой классической философии. Философия Иммануила Канта.

2. Объективный идеализм Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

3. Субъективный идеализм И.Г Фихте.

4. Материализм Л. Фейербаха.

Ключевые понятия:

Агностицизм -принцип, согласно которому мир не познаваем.

Априори –знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори – знание, полученное в результате опыта.

Феномен – явление мира, постигаемое с помощью чувств.

Трансцендентальное – априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и познания.

Категорический императив – моральный закон практического разума.

Основная характеристика немецкой классической философии. Философия Иммануила Канта.

Важным этапом развития европейской философия стала немецкая классическая философия. Она охватывает период с 70-х г. ХVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и до середины ХIХ в. - времени смерти Ф. Шеллинга и окончания философской деятельности Л. Фейербаха.

Немецкая классическая философия - это идеология прогрессивной немецкой буржуазии. Она отражала, с одной стороны, своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII - начала XIX вв. (относительно запоздалый характер), и с другой стороны, крупные социально-политические сдвиги, происходившие в это время в развитых странах Европы (к примеру, французская революции, которой боялась буржуазия Германии). Немецкая буржуазия поощряла развитие идеалистической философии и боялась материалистических и атеистических идей, приводивших к европейским революциям.

Сыграл свою роль в развитии философии прогресс в научной и художественной мысли (естествознание – физика и химия; математика, немецкие романтики – Гете, Шиллер). Наука поставила под философией задачу развивать идеи относительно теории и методов познания действительности, а немецкие художественные гуманисты обеспечили значимость философских идей в области этики и нравственности.

Немецкая классическая философия не представляла собой единого направления: И. Кант был дуалистом, И. Фихте – субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом, но при всем многообразии идей и концепций немецкую классику отличают приверженность ряду существенных принципов, которые позволяют рассматривать ее как единое духовное образование.

К основным принципам и достижениям немецкой классики принято относить:

- немецкая классическая философия придала всей философии облик дифференцированной науки, включающей в себя систему дисциплин, идей и понятий, принципов, органически связанных с предшествующей философской мыслью;

- было положено начало диалектическому методу познания и разработана на его основе целостная разветвленная диалектическая концепция развития (Г. Гегель);

- немецкая классическая философия внедрила в исследование социокультурных явлений принцип историзма (Г. Гегель) и рассматривала главным двигателем истории – взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые понятиями сознания, мышления;

- разрабатывались идеи о роли бессознательного в структуре психики (И. Кант);

- происходило изучение гносеологических и психологических корней религии (Л. Фейербах)

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический (1770-е гг.) и критический. В первый период он в основном занимался проблемами естествознания. Он разработал гипотезу происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности, что является до сих одной из фундаментальных научных идей астрономии. Так же он выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас.

- по количеству единства (единица меры, множество (величина), совокупность (целое);

- по качеству реальное, отрицание, ограничение);

- по отношению (субстанция, причинность, взаимность);

- по модальности (возможность, действовать, необходимость).

Совокупность априорных категорий Кант называет трансцендентальной. Кант также выделил апостериорные (на основе опыта) по происхождению понятия и категории.

По мнению И. Канта, при попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия, которые он называет антиномии. Каждая антиномия строится как пара противоречивых предложений: тезис и его отрицание – антитезис. Кант сформулировал несколько антиномий (неразрешимых противоречий):

- тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве;

- тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. Антитезис: ни одна вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.

Рассуждая о человеке, И. Кант сделал вывод о том, что, человек - это, с одной стороны, часть природы, а с другой стороны, над всеми существовами его возвышает наличие самосознания.

Из факта природы вытекает эгоизм, животный инстинкт наслаждения. Из факта самосознания Кант выводит индивидуальность личности и ее нравственность.

Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон), суть которого состоит в двух основных положениях:

1. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству.

Следовать категорически императиву человек может по двум причинам:

- в силу эмпирической склонности вести себя правильно (например, пожалели старушку, уступили место);

- в силу осознания нравственного долга (вы осознаете необходимость вести себя так, ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать законом для всех).

Поступки первого типа Кант квалифицирует как легальные, второго - моральные.

Но как показывает опыт, между моральным и аморальным поведением и соответственно счастьем или несчастьем в этой жизни прямой связи нет. Напротив, часто именно аморальные и беспринципные добиваются успеха в жизни, люди правильные страдают от бедности и не получают признания. Это ситуация противоречит нравственному сознанию, которое требует справедливого соответствия. Но т.к. этого соответствия нет в мире явлений, остается допустить, что оно есть в мире трансцендентном, где гарантом справедливости выступает Бог.

Кант разработал философское учение о праве и государстве. В своем учении о праве он выводил юридические законы из нравственных. Философ говорил о необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждения личной свободы и равенства всех перед законом. Нравственные и юридические законы – суть априорного характера. Государство Кант определил как объединение людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполняющая власть в лице правителя (правящего по закону) и судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону). Законодательная власть может принадлежать объединенной воле народа.

Подойдя к государственному устройству исторически, Кант считал, что оно не может оставаться неизменным: те или иные формы правления существуют до тех пор, пока они необходимы. Республика – это единственный правовой государственный строй, который отличается прочностью. Здесь закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица. Истинная республика, по Канту, есть система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

Кант выдвинул идею об участи человеческого бытия - конце всего сущего. Конец может быть троякого рода:

- естественный - соответствующий моральным целям божественной мудрости;

- сверхъестественный - под воздействием причин, нашему пониманию недоступных;

Таким образом, под непосредственным влиянием И. Канта развивалась вся немецкая классическая философия, в конце Х1Х в. возникло неокантианство, феноменология, позитивизм и другие течения.

Объективный идеализм Ф. Шеленга и Г. Гегеля.

Наряду с проблемой свободы Шеллинг ставит и решает проблему ответственности человека за свои действия. Шеллинг считает, что человек должен действовать в соответствии с нравственным законом. Поскольку выбор действий зависит от человека, то его действия могут быть поставлены ему в заслугу или в вину и вследствие этого на человека накладывается моральная ответственность.

Именно, когда Гегель переехал в Берлин на работу, город стал мировым философским центром. Он читал множество курсов по философии. О Гегеле-лекторе так вспоминают: Готто - редактор труда Гегеля по эстетике. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения, и с трудом подыскивал философские слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот путь по созданию идей, который проходил сам из создатель.

Философия Гегеля – это последовательный объективный идеализм и диалектический метод.

Первоосновой бытия (всего сущего), по мнению Гегеля, является некоторая абсолютная идеальная сущность – Мировой разум, или (Абсолютная идея). Важнейшим свойством абсолюта является творческое активное развитие, развертывание, мышление. Через мышление Абсолютная идея осуществляет свою цель - самопознание. Процесс самопознания проходит три этапа (на которых разум развертывается в различных формах существования):

- пребывание самой познающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления, где она накапливает богатство категорий (абсолютная идея раскрывает себя в логике, то есть в содержании законов и категорий и диалектике);

- абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания (духа) посредством философии, религии, искусства.

Выделив эти стадии, Гегель сделал вывод, в соответствии с которым, мир существует и развивается по законам мышления.

О протекании во времени мы говорим только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием духа.

Процесс развития Абсолюта оказался у Гегеля и развитием по замкнутому кругу: одновременно вечный и непрерывной борьбой (и единством) противоположностей – Абсолютной идеи и Природы и вечным результатом (синтезом) этих противоположностей – духом.

Таким образом, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу самопознания абсолютной идеи.

Философия духа – раздел, где Гегель рассматривает развертывание абсолютной идеи на стадии духа (человеческого сознания). История человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовывать свои собственные интересы и цели. Однако, в результате деятельности людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое отличное от их первоначальных замыслов, с чем в дальнейшем люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так случайность становиться необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума. Она заключается в том, что, дав людям действовать соответственно их природе, истощать себя, разум осуществляет лишь свою собственную цель. Разум есть надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие Мирового духа, или Абсолютной идеи.

Цель всемирной истории - познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе Абсолют проходит ряд ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии, философии). Носителем Мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап расцвета, исчерпав свои возможности и клонятся к закату, а другие нарождаются, находясь в детском возрасте. Каждый народ получит право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания Абсолютной идеи. Процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют три этапа в этом восхождении:

- восточный мир - у восточных народов не было свободы, свободным признавался лишь один - деспот, поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа;

- греко-римский мир, которому свойственно наличие свободы, но она осознавалась в ограниченных пределах - для некоторых, греко-римский мир не исключал рабства;

- германский мир, где, с точки зрения Гегеля, нашла воплощение полная свобода. Германский народ унаследовал плоды Реформации и Французской революции и достиг всеобщей гражданской и политической свободы.

Всемирная история, согласно Гегелю, есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой шествие Мирового духа по ступеням непрерывного исторического процесса.

Действительную историю Гегель связывал с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. Народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории. Зато германский народ, установивший разумное государственное устройство, есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса. В немецком государстве снимается антиномия свободы и необходимости, свобода осознается как разумная необходимость.

Таким образом, Гегель выстраивает философию истории на принципах историзма и объективности (закономерности).

Субъективный идеализм И.Г Фихте.

Немецкий общественный деятель и философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.) - представитель субъективного идеализма.

Он родился в крестьянской семье, окончил гимназию и Йенский университет. По окончании работал в этом же университете профессором по приглашению Гете. Затем преподавал в Берлинском университете, был ректором. В 1814 г. Фихте умер от тифа, заразившись от жены, которая ухаживала за ранеными солдатами.

Немецкий мыслитель заявляет о триаде, где тезису противостоит антитезис, а в их единстве синтез заявляет о себе как новый тезис, более совершенный по сравнению с первоначальным тезисом, ибо второй тезис представляет собой опредмеченное единство первого тезиса и его антитезиса в форме образа продуктивного воображения.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Читайте также: