Марксистская социология в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социологию марксизма можно охарактеризовать в русле позитивизма. Однако сами представители данного направления стремились отойти от позитивизма, несмотря на то, что были близки к нему по методам исследования. Тем не менее, цель их научной работы была не в объяснении или понимании общества, а в его изменении.

Направления марксистской социологии

До 1917 года в России марксизм развивался по двум направлениям:

Марксисты данного направления подвергали критике народников за то, что те питали иллюзии на тему будущего крестьянской общины. Представители данной ветви относились к капитализму как к системе отношений, которая способна непрерывно развиваться и самокорректироваться, а также отвергали революционный путь решения важных проблем социума, в то время как реформы называли средством социального прогресса. По их мнению, отрицательные стороны капитализма должно сглаживать государство, которое является надклассовой организацией, предназначенной для того, чтобы при помощи социальной политики исправлять проблемы, возникающие в общественной системе.

Некоторые представители данного направления марксизма затем отошли от него. К примеру, Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков примкнули к идеализму и религиозной школе.

Второе направление называлось революционным марксизмом. Его яркими представителями были Г.В. Плеханов (1856-1818), который был первым теоретиком и популяризатором марксизма в России, а также В.И. Ленин (1870-1924). Они видели в развитии теории средство разработки тактики и стратегии революционно-политической борьбы. Все это в основном относится к В.И. Ленину. Его самым большим вкладом в развитии социологии марксизма были теория классовой борьбы и революции, а также теория империализма и учение о политической партии и государстве. Ленин видел основной проблемой социологии вопрос об отношении общественного бытия и сознания. Главным методологическим пунктом социологии марксизма он видел классовую борьбу, которая обусловливает общественное развитие.

Ни Ленин, ни Плеханов не сомневались в истинности учения марксизма в общих чертах, в также и в рамках отдельных его положений. Они полагали, что теорию Маркса можно развивать только творчески, конкретизируя в зависимости от специфики места и времени ее применения.

Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли вРоссии были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Ульянов).

Плеханов Георгий Валентинович(1856-1918) - рус­ский мыслитель, философ, социолог, является одним из основателей социал-демократического движения в Рос­сии. Автор работ: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерк по истории материа­лизма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории' (1898) и др.

Плеханов оценивал учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Он развивал марксисткое по­нимание истории, показав сложность отношений обще­ственного бытия й общественного сознания, а также под­черкнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном об­ществе.

Плеханов трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов 'зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитим­ной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты, Осу­див события октября 1917 г., он подтвердил свою репута­цию виднейшего представителя русского освободитель­ного движения.

Ленин Владимир Ильич(1870-1924) - теоретик боль­шевизма, создатель большевистской партии, основатель Советского государства, революционер и мыслитель. Ав­тор работ: "Государство и революция" (1917), "О диктату­ре пролетариата" (1919), "О значении воинствующего ма­териализма" (1922) и др.

В своих многочисленных работах в конце XIX века Ле­нин исследовал общественный строй России и роль раз­личных классов в надвигающейся революции. Исключительное значение имела книга "Что такое "друзья народа" и как они воют против социал-демо­кратов?" (1894). Субъективной социологии Ленин проти­вопоставил марксисткую диалектику, а частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли масс, классов и личности в истории. В работе рассмотрены такие кате­гории марксистской теории общества, как "общественная формация", "способ производства".

Значительное место в работах Ленина накануне октяб­ря 1917 г. занимает марксистская теория государства, со­отношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры пролетариата, определе­ние перспектив и условий "отмирания государства".

Ленин был сторонником революционизма и позитивно относился к идеи о социальном насилии. Выступал тео­ретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и дик­татуре пролетариата. При этом особый акцент делал на признании гражданской аойны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоре­чий в обществе.

Ленин трансформировал учение Маркса о диктатуре пролетариата в идею диктатуры партии - организации ре­волюционеров - профессионалов от имени пролетариа­та.

Несмотря на то. что Ленин многие теоретические и ме­тодологические вопросы, относящиеся к сфере социоло­гического знания, поставил И разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социоло­гии. Вместе с тем, в его трудах можно выделить три уров­ня развития марксисткой социологической мысли:

• осуществлена дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского);

• определено применение этой теории для анализа раз­личных сфер жизни общества;

• проведены исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбо­ра социальной информации.

Вопрос 38.Социальная теория анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)

Социологические идеи теоретиков анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)

Бакунин Михаил Александрович(1814-1876)-русский мыс­литель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. Автор работ: ''О философии" (1840). "Государ­ственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм, и антитеологиэм" (не закончена), Бакунин в своих воззрениях исходил из того, что личность дол­жна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать. Он в то же время указывал на "всецело социальной" характер свободы, ибо она может быть осуществлена "только через общество" и "при самом строгом равенстве солидарности каждого со всеми". Общество должно предоставить условия для полноценного раз­вития каждого человека, что и определяет реальные возможно­сти его социальной свободы. Но есть и другие проявления сво­боды, а именно "бунт против всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность".

Цель социального прогресса и его базовый критерий - по­стоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для гос­подства над большинством. Государство, по его мнению, анти­под гражданского общества. Власть опирается на фикцию бога. Бакунин рассматривал религию как второе препятствие для че­ловека на пути к свободе. Он писал, "если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит, Бога нет". Религию трактовал как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновид­ность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. Согласно Бакунину, власть обладает уни­кальным свойством развращать всех, независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформи­рованные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксп­луататоров. Всякая форма легитимного политического поведе­ния, по мнению Бакунина, укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт.

Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921)-русский мыс­литель, идеолог анархизма и демократ, социолог, ученый -географ, путешественник. Автор работ: "Анархизм. Его фи­лософия и его идеал" (1900), "Государство, его роль в исто­рии" (1904), "Анархия и ее философия" (1905), "Современ­ная наука и анархия" (1913) и др.

Опираясь на данные зоологии, этнографии, эволюционной биологии и других естественных наук, Кропоткин пытался показать ограниченность учения Дарвина о

естественном отборе и борьбе за существование, полагая, что на всех ступенях эволюции животного мира действует "биосоциальный закон взаимной помощи". Без этого закона невозможно возникновение и существование ни одной формы социальности, в том числе и человеческого общества. Кропоткин утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой, как "фи­лософию природы, так и общества".

Бакунина и Кропоткина интересовали в первую очередь объективные законы социального развития, которые они интерпретировали в духе популярного тогда социал-эволюционизма. Русские теоретики анархизма, признавая вместе с другими сторонниками социал-органициэма универсальный характер эволюционных закономерностей, стремились показать отличие общественной жизни от природной. Принципиальную особенность первой они усматривали в стремлении людей к абсолютной и неограниченной свободе. Достижение последнего возможно лишь на путях освобождения от любых форм государственной власти и принуждения. Именно достижение человеком личной независимости и свободы они считали главным критерием общественного прогресса.

Центральное требование анархизма - уничтожение государ­ства - часто обосновывалось ссылками на органичный и живой мир, где отсутствует какой - либо центр управления, Бакунин и Кропоткин резко выступали против государства и "государственного социализма", считая, что трудящиеся сами в состоянии "выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе".

Следует отметить, что анархизм в России не стал доми­нирующим течение общественной мысли, в том числе и в области социологии.

Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли вРоссии были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Ульянов).

Плеханов Георгий Валентинович(1856-1918) - рус­ский мыслитель, философ, социолог, является одним из основателей социал-демократического движения в Рос­сии. Автор работ: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерк по истории материа­лизма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории' (1898) и др.

Плеханов оценивал учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Он развивал марксисткое по­нимание истории, показав сложность отношений обще­ственного бытия й общественного сознания, а также под­черкнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном об­ществе.

Плеханов трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов 'зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитим­ной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты, Осу­див события октября 1917 г., он подтвердил свою репута­цию виднейшего представителя русского освободитель­ного движения.

Ленин Владимир Ильич(1870-1924) - теоретик боль­шевизма, создатель большевистской партии, основатель Советского государства, революционер и мыслитель. Ав­тор работ: "Государство и революция" (1917), "О диктату­ре пролетариата" (1919), "О значении воинствующего ма­териализма" (1922) и др.

В своих многочисленных работах в конце XIX века Ле­нин исследовал общественный строй России и роль раз­личных классов в надвигающейся революции. Исключительное значение имела книга "Что такое "друзья народа" и как они воют против социал-демо­кратов?" (1894). Субъективной социологии Ленин проти­вопоставил марксисткую диалектику, а частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли масс, классов и личности в истории. В работе рассмотрены такие кате­гории марксистской теории общества, как "общественная формация", "способ производства".

Значительное место в работах Ленина накануне октяб­ря 1917 г. занимает марксистская теория государства, со­отношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры пролетариата, определе­ние перспектив и условий "отмирания государства".

Ленин был сторонником революционизма и позитивно относился к идеи о социальном насилии. Выступал тео­ретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и дик­татуре пролетариата. При этом особый акцент делал на признании гражданской аойны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоре­чий в обществе.

Ленин трансформировал учение Маркса о диктатуре пролетариата в идею диктатуры партии - организации ре­волюционеров - профессионалов от имени пролетариа­та.

Несмотря на то. что Ленин многие теоретические и ме­тодологические вопросы, относящиеся к сфере социоло­гического знания, поставил И разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социоло­гии. Вместе с тем, в его трудах можно выделить три уров­ня развития марксисткой социологической мысли:

• осуществлена дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского);

• определено применение этой теории для анализа раз­личных сфер жизни общества;

• проведены исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбо­ра социальной информации.

Вопрос 38.Социальная теория анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)

Социологические идеи теоретиков анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)

Бакунин Михаил Александрович(1814-1876)-русский мыс­литель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. Автор работ: ''О философии" (1840). "Государ­ственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм, и антитеологиэм" (не закончена), Бакунин в своих воззрениях исходил из того, что личность дол­жна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать. Он в то же время указывал на "всецело социальной" характер свободы, ибо она может быть осуществлена "только через общество" и "при самом строгом равенстве солидарности каждого со всеми". Общество должно предоставить условия для полноценного раз­вития каждого человека, что и определяет реальные возможно­сти его социальной свободы. Но есть и другие проявления сво­боды, а именно "бунт против всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность".

Цель социального прогресса и его базовый критерий - по­стоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для гос­подства над большинством. Государство, по его мнению, анти­под гражданского общества. Власть опирается на фикцию бога. Бакунин рассматривал религию как второе препятствие для че­ловека на пути к свободе. Он писал, "если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит, Бога нет". Религию трактовал как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновид­ность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. Согласно Бакунину, власть обладает уни­кальным свойством развращать всех, независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформи­рованные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксп­луататоров. Всякая форма легитимного политического поведе­ния, по мнению Бакунина, укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт.

Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921)-русский мыс­литель, идеолог анархизма и демократ, социолог, ученый -географ, путешественник. Автор работ: "Анархизм. Его фи­лософия и его идеал" (1900), "Государство, его роль в исто­рии" (1904), "Анархия и ее философия" (1905), "Современ­ная наука и анархия" (1913) и др.

Опираясь на данные зоологии, этнографии, эволюционной биологии и других естественных наук, Кропоткин пытался показать ограниченность учения Дарвина о

естественном отборе и борьбе за существование, полагая, что на всех ступенях эволюции животного мира действует "биосоциальный закон взаимной помощи". Без этого закона невозможно возникновение и существование ни одной формы социальности, в том числе и человеческого общества. Кропоткин утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой, как "фи­лософию природы, так и общества".

Бакунина и Кропоткина интересовали в первую очередь объективные законы социального развития, которые они интерпретировали в духе популярного тогда социал-эволюционизма. Русские теоретики анархизма, признавая вместе с другими сторонниками социал-органициэма универсальный характер эволюционных закономерностей, стремились показать отличие общественной жизни от природной. Принципиальную особенность первой они усматривали в стремлении людей к абсолютной и неограниченной свободе. Достижение последнего возможно лишь на путях освобождения от любых форм государственной власти и принуждения. Именно достижение человеком личной независимости и свободы они считали главным критерием общественного прогресса.

Центральное требование анархизма - уничтожение государ­ства - часто обосновывалось ссылками на органичный и живой мир, где отсутствует какой - либо центр управления, Бакунин и Кропоткин резко выступали против государства и "государственного социализма", считая, что трудящиеся сами в состоянии "выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе".

Следует отметить, что анархизм в России не стал доми­нирующим течение общественной мысли, в том числе и в области социологии.

Одновременно с учениями в области социологии таких авторов как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер свое развитие получила марксистская социология. Данное учение заявило о себе как о научном толковании развития исторического процесса, которое базируется на имеющихся объективных данных общественных наук: истории, экономики, социологии и других смежных дисциплин.

Материалистическое понимание истории как процесса К. Марксом и Ф. Энгельсом, получило свое развитие в трудах Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. Грамши, которые являлись представителями учения Маркса в 20 веке.

Рассмотрим более подробно, в чем суть марксистской социологии.

Марксистская социология, является материалистическим пониманием истории, которое было создано на основе исследований содержания и развития исторического процесса, его объективных закономерностей. Сформулированное исследователями материалистическое понимание исторического процесса объясняет материальные основы жизни общества, особенности характера взаимодействия всех его сторон, направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в развитии исторического процесса.

На современном этапе развития социологической науки марксистская социология по-прежнему является влиятельной и способна противостоять более современным теориям и социологическим исследованиям.

Основные положения марксистской социологии

Марксистская социология основывается на идее о том, что основной движущей силой развития общества является человек с его интересами и потребностями, с особенностями его взаимодействия и общения с другими членами общества.

Совокупность возникающих общественных и социальных связей всех субъектов взаимодействия и формирует общество в целом. С помощью систем общественных отношений, имеющихся условий производства, уровня жизни, особенностей деятельности политических и социальных институтов общество имеет возможность оказывать влияние на содержание и направление деятельности человека и тем самым воздействует на его развитие и формирование его личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Обоснованием для главной роли материальных сил, побуждающих человека к деятельности и развитию является тот факт, что в процессе их воздействия у человека формируются производственные, политические осознанные мотивы. И главное значение Маркс и Энгельс придавали содержанию и направленности данных мотивов, так как именно они определяют эффективность деятельности человека в процессе его взаимодействия с социальными институтами и другими членами общества.

При этом, следует отметить тот факт, что мотивы и цели деятельности человека, система внутренних убеждений и направленности личности в областях экономической, политической и другой деятельности зависит от объективных факторов исторического процесса, которые находят свое отражение и проявление в действиях объективных социальных законов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренний мотив деятельности человека не является основной причиной развития исторических событий. Основной причиной является то, что стоит за этими мотивами и влияет на их появление и развитие.

В связи с этим Фридрих Энгельс отмечал тот факт, что непоследовательность материализма заключается не в том, что признается существование идеальных побудительных сил, а в том, что исследователи останавливаются на их характеристике и не ищут, что за движущие силы влияют на их развитие.

Движущие силы развития мотивации человека к деятельности

К основным движущим силам, способствующим развитию мотивации человека к процессу развития как личности и как общественного существа Маркс и Энгельс относили, прежде всего, имеющиеся материальные условия жизни человека и те потребности и интересы социального субъекта, которые возникают в их результате.

Именно материальные потребности и интересы являются основными причинами, которые влияют на:

  • поведение и деятельность людей,
  • возникновение тех или иных стремлений, психологического настроя,
  • появление идей и мыслей.

При этом следует отметить, что мыслители имеют в виде не только личные интересы, но и материальные интересы общности в целом. Эти интересы являясь интересами социальных групп различного формата, выражают зависимость людей друг от друга, в процессе разделения труда.

Марксистская социология основное свое внимание сосредоточила на особенностях общественного существования человека, процессе формирования его общественного сознания. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории.

Согласно идее Маркса и Энгельса именно общественное сознание является отражением общественного бытия людей в процессе их взаимодействия. Таким образом происходит понимание природы и сущности общественного сознания, высвечивается объективность его социального основания, то каким выступает общественное бытие людей.

Указывая на это и одновременно характеризуя суть общест¬венного бытия, Маркс и Энгельс отмечали, что сознание человека это осознанное бытие человека, а бытие чселовека – это и есть весь процесс его жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общественная жизнь, по мнению Маркса и Энгельса – это реальный процесс жизни людей, их общественное взаимодействие с социальными институтами и друг другом, содержание которых находит свое отражение в общественном сознании.

Общественное сознание в свою очередь, не имеет собственных исторических корней, так как оно является производной от общественного бытия и только отражает его историю.

Субъектами собственного сознания выступают различные социаль¬ные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, которые являются сознательными носителями общественного, группового и индивидуального сознания.

Марксистское направление в русской социологии было представлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Н.И. Бухариным, А.А. Богдановым, П.С. Грибакиным. П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановским, Н.А. Бердяевым и др.

Марксистское направление не было единым, оно делилось на два течения согласно политическим воззрениям и общественной деятельности. В.Плеханов. В.И. Ленин, Н.И. Бухарин – представители ортодоксального марксизма, тогда как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский – представители легального марксизма. В период революции 1905–1907 гг. возрастает влияние марксизма на либеральные круги, однако после поражения революции марксизм в либеральных кругах становится непопулярным и школа легального марксизма ослабевает. Происходит расцвет ортодоксального марксизма, который по-прежнему рассматривает события в России с точки зрения классовой борьбы.

Основоположником субъективной социологии в российской социальной мысли считается Петр Лаврович Лавров (1829–1900). В своем труде он высказал ряд идей об общественном развитии: главной задачей общества является сознательное историческое движение. Это движение к цивилизации осуществляется через критику современного общества вскрытие его недостатков и слабых сторон. Критически мыслить, согласно исследователю, может только устоявшаяся личность, поэтому развитие осуществляется с помощью исторических личностей. В этом проявляется субъективизм.

В связи с субъективным подходом к социологии находится и методология субъективной социологии Общественные явления, по мнению субъективистов, постоянно находятся в развитии и характеризуются индивидом, т. е. индивид выступает мерилом общественного процесса. Поэтому метод изучения общественных явлений должен быть субъективным, скорее всего, он даже не может быть другим.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Гигант мысли, отец русской демократии

Золотой век русской литературы

Не посрамим земли русской

Не посрамим земли русской см. Мертвые сраму не имут.

Солнце русской поэзии

Хозяин земли русской

Рождение русской физиологии

Рождение русской физиологии «Мы привыкли думать, что физиология — это одна из специальных наук, нужных для врача и ненужных для выработки миросозерцания. Но это неверно. Теперь надо понять, что разделение души и тела имеет лишь исторические основания. Что дело души,

Револьвер в русской армии

Револьвер в русской армии История револьвера в России начинается с 1860-х годов. Только что окончившаяся Крымская война (1854-1855) выявила отсталость вооруженных сил Российской империи в том числе и в личном оружии.Это касалось как длинноствольного оружия, так и личного

Основы русской пунктуации

Основы русской пунктуации 7.50. Назначение пунктуации Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания, употребляемых в письменной речи.Наряду с графикой и орфографией пунктуация является важнейшим средством

Читайте также: