Мария трубникова феминизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Еще каких-то 200 лет назад многие вещи, которые мы сейчас понимаем как нечто само собой разумеющееся, были недоступны для женщин. Право голосовать, работать и получать одинаковую с мужчинами зарплату, даже право на контрацепцию – за это женщинам приходилось бороться. На переднем крае этой борьбы стояли первые феминистки, которые подчас ценой своей жизни пытались изменить существующий порядок вещей.

Эбигейл Адамс, жена второго и мать шестого президентов США, остро ощущала несправедливое положение женщин в своей стране. В силу строго пуританского воспитания она не вела громкую общественную работу. Однако особый статус первой леди позволял ей исподволь оказывать влияние на мужа.

В 1776 году, когда вовсю шла подготовка Декларации независимости, она написала супругу письмо, в котором высказывала весьма смелые мысли.

Несмотря на то что тогда эта угроза только рассмешила Джона Адамса, постепенно он стал разделять мысли своей жены. В частности, президент скоро понял, что нужно менять существующую систему образования, в которой женщинам нет места.

Начало женского феминистского движения в России связывают с именем Марии Трубниковой. Именно благодаря ей женщины дореволюционной России получили возможность получать высшее образование.

Вместе с соратницами Трубникова организовала Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, чтобы женщины, брошенные на произвол судьбы, могли снять приличное и недорогое жилье. При обществе открывались мастерские, где женщины могли работать.

С 1867 года Мария Трубникова начинает целенаправленную работу по открытию Высших женских курсов. Несмотря на знакомства и поддержку в высшем свете, идеи первой русской феминистки воплотилась в жизнь только спустя 11 лет – первое высшее учебное заведение для женщин открылось в 1878 году.

Симона де Бовуар родилась в обеспеченной аристократической семье. С детства девочку готовили к роли образованной, но тихой и покладистой матери семейства. Однако разорение ее отца и бедственное материальное положение семьи заставили Симону пойти учиться.

Девушка получила блестящее образование, но самое главное – она стала вращаться в кругу знаменитых ученых и писателей. В 21 год она знакомится с Жан-Полем Сартром, и эти отношения стали вызовом чопорному обществу. Влюбленные подписали договор, согласно которому обещали хранить друг другу интеллектуальную верность, при этом не ограничивая себя в любовных связях на стороне.

Немногим больше ста лет назад у женщин не было права получать высшее образование, обладать какой-либо собственностью, принимать участие в политических решениях.

XX век стал переломным. Недовольство женщин своим бесправным положением достигло такого накала, что они сами стали бороться за свою независимость.

Международный женский день, который ежегодно празднуется во всем мире 8 марта, появился по инициативе одной из основательниц международного коммунистического движения Клары Цеткин в 1920 году. Изначально в этот день не предполагалось дарить цветы, воспевать материнство и женственность. Наоборот, в этот день женщины устраивали митинги и шествия, привлекая внимание общественности к своим проблемам.

В начале XX века по всему миру началась борьба за женские права, за признание женщины полноценным человеком, у которого есть право голоса, выбора любой профессии, право занимать государственные должности и прочее.

Таким образом, 8 Марта можно считать днем, когда женщины напоминают о несправедливости и свободе над эксплуатацией человека человеком.

Мария Трубникова

Мария Трубникова считается основательницей феминистского движения в России . Именно благодаря ее стараниям женщины в дореволюционной России получили право получать высшее образование.

Бучи русской писательницей, она бросила вызов старым предрассудкам, ограничивающим права женщин. Одной из первых Трубникова стала носить брюки, что в то время было невиданной дерзостью со стороны женщины.

Вместе с единомышленницами, представительницами женского движения того времени, она организовала Общество дешевых квартир нуждающимся жительницам Петербурга , чтобы дамы, которые остались на произвол судьбы, смогли снять себе жилье и найти работу. В частности, при обществе открывались мастерские, где женщины могли работать.

Мария Трубникова призывала отстаивать идеи равноправия, однако не приветствовала радикальных методов.

Клара Цеткин

Юная Клара Эйснер заинтересовалась революционными идеями еще в молодости, когда она сблизилась с кружком русских студентов во время учебы в Лейпциге.

Именно Клара Цеткин учредила Международный женский день, который празднуется 8 марта. Цеткин часто приезжала в СССР, где поддерживала дружеские отношения с революционерами Владимиром Лениным и Надеждой Крупской . Она открыто выступала против войны и за равенство женщин.

В Париже Клара познакомилась с Розой Люксембург, которая впоследствии стала ее самой близкой подругой. Они сошлись в общем стремлении обеспечить прекрасной половине человечества равные права с мужчинами.

Роза Люксембург

Немка Роза Люксембург стала одной из основательниц марксистского феминизма в мире. В своих теоретических трудах она продолжала идею, заданную Фридрихом Энгельсом : основу гендерного неравенстве женщин она видела в институте частной собственности и в капитализме.

По ее мнению, именно частная собственность положила начало экономическому неравенству, зависимости женщины от мужчины, политическому и бытовому противостоянию полов. Именно экономические противоречия и стали корнем притеснения женщин в обществе.

В своих трудах Роза Люксембург теоретически показала корни социального неравенства. За свою политическую деятельность она не раз сидела в тюрьме. Ее жизнь была совсем недолгой: в 1919 году во время подавления рабочего восстания в Берлине Розу Люксембург насмерть избили полицейские. Ей было всего 48 лет.

Симона де Бовуар

Французская писательница и активистка второй волны феминизма Симона де Бовуар считается одной из самых важных представительниц классического феминизма. После того как женщины обрели политические и экономические свободы, де Бовуар подняла вопрос социального равенства мужчин и женщин.

Вместе с соратницами Трубникова организовала Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, чтобы женщины, брошенные на произвол судьбы, могли снять приличное и недорогое жилье. При обществе открывались мастерские, где женщины могли работать.

С 1867 года Мария Трубникова начинает целенаправленную работу по открытию Высших женских курсов. Несмотря на знакомства и поддержку в высшем свете, идеи первой русской феминистки воплотилась в жизнь только спустя 11 лет – первое высшее учебное заведение для женщин открылось в 1878 году.

ОА: Если вы женщина и в состоянии оставить комментарий к этой статье, то теперь вы знаете, кому сказать за это спасибо.


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

С другой же стороны, причину следует искать в прозаической материальной плоскости: прогрессивные экономические реформы 60-х, инициированные императором Александром II, медленно, но верно вели к тому, что поместное дворянство утрачивало свои общественно-экономические позиции, а попросту говоря, разорялось. Что оставалось делать девушкам из обедневших родов? Одни, конечно, действовали по старинке — искали богатых мужей, но удавалось это далеко не всем. Другие же, самые честные и смелые, были вынуждены полагаться только на себя и идти работать — в ситуации, когда женский труд, не связанный с домашними заботами, считался в их среде чем-то низким, когда возможностей для профессиональной самореализации у женщин было очень мало, да и традиционное образование девушек из благородных семей, увы, мало этому способствовало.

С этого и началось движение, ратовавшее за расширение роли женщин в общественной жизни страны, за их независимость, которую, по мнению многих, способен был дать только честный самостоятельный труд, за расширение сферы труда для женщин, за получение ими высшего и профессионального образования. Возглавили и объединили его три умные и решительные дамы.

Еще не феминистки

Они не впадали в крайности ни как их современницы нигилистки, демонстративно пренебрегавшие принятыми социальными нормами и эпатировавшие общество своим внешним видом и поведением, ни как представительницы следующего поколения эмансипе, увлекшиеся революционным движением. Не заботила трех наших первых поборниц эмансипации и тема политических свобод женщин — о ней российские феминистки заговорили много позже, в начале ХХ века.

Идейным вдохновителем кружка и его объединяющей силой стала харизматичная Мария Васильевна Трубникова. Отцом ее был декабрист Василий Петрович Ивашев, матерью — дочь гувернантки семьи Ивашевых Камилла Петровна Ле Дантю, последовавшая за своим избранником в Сибирь и там вышедшая за него замуж. Маша появилась на свет 6 января 1835 года в Петровском Заводе в Забайкалье. Семья декабриста в ссылке жила безбедно — богатое семейство Ивашевых, когда-то с радостью благословившее преданную француженку на брак с Василием, поддерживало их материально. Но этот счастливый союз Ивашевых длился недолго: в январе 1840 года преждевременные роды, осложненные простудой, унесли в могилу Камиллу, супруг пережил ее ровно на год.


Почувствовать, что такое самой зарабатывать на жизнь, пришлось и Марии Васильевне Трубниковой. Она в 1876 году развелась с мужем, одной из причин разрыва было несогласие во взглядах: Константин Васильевич оказался не таким уж либералом, по крайней мере в том, что касалось дел семейных. Но гораздо более веской причиной для разрыва была, скажем так, утрата доверия. Дело в том, что Мария Васильевна унаследовала приличный капитал и разрешила управлять им своему супругу, убедив сделать то же брата и сестру. А тот, вложив деньги Ивашевых в рисковые предприятия, прогорел. Оставшись одна с четырьмя дочками на руках, Трубникова, чтобы содержать семью, была вынуждена профессионально заняться литературной работой и переводами.

Надежда и Анна

В 1840—50-х девушка пережила два удара. Первый удар нанес жених, блестящий гвардейский офицер, неожиданно бросившей ее ради более выгодной партии, вторым ударом стала смерть любимой сестры. От потрясения у Нади случился тяжелый нервный срыв, от которого бы она, наверное, не оправилась, если бы не поддержка семьи — а Стасовы всегда были очень дружны. Потом было долгое лечение за границей и возвращение в Санкт-Петербург, где Надежда Васильевна поселилась в доме брата Владимира. На свое счастье, в конце 1850-х Стасова вместе с братьями стала посещать кружок Трубниковой. Так у нее появилось дело, которому эта энергичная, добрая и пламенная дама посвятила всю свою оставшуюся жизнь.

Анна появилась на свет 5 апреля 1837 года в семье известнейшего в Пермской губернии предпринимателя и мецената Павла Дмитриевича Дягилева и была старшей из его девяти детей. В 18 лет эта жизнерадостная красавица влюбилась в человека вдвое старше нее — в обер-прокурора в нескольких департаментах Правительствующего Сената Владимира Дмитриевича Философова. Вскоре состоялась их свадьба.

Первой инициативой Трубниковой, Стасовой и Философовой, а также их соратниц стала организация в 1859 году Общества дешевых квартир для малоимущих жителей в Санкт-Петербурге, благополучно просуществовавшего до 1917 года. По сути это было общежитие для работающих женщин и их семей, при обществе также были открыты швейная и другие мастерские, прачечная, школа для взрослых, столовая и детский сад. Председателем общества была сначала Трубникова, потом ее сменила Философова. Спустя 12 лет после основания общества три деятельных его распорядительницы– Философова, Стасова и Юлия Гамбургер — заставили говорить о себе весь деловой Петербург: решительные дамы выиграли для работниц общества огромный подряд на пошив амуниции в военном министерстве, обойдя на торгах всех своих конкурентов-мужчин.

Также женский триумвират участвовал в создании модных в то время светских воскресных школ для взрослых — и общих, и специально для женщин, особую активность в этом деле проявила Надежда Васильевна Стасова. Кроме того, энергичные дамы участвовали в создании благотворительных учреждений, поддерживающих работающих женщин. Однако венцом его деятельности стало учреждение в России высших образовательных курсов для представительниц прекрасного пола.

Как известно, в то время единственной возможностью наших барышень получить высшее образование было обучение за границей, и российские красавицы во всю этим пользовались. В России же на волне либеральных настроений конца 1850-х, женщинам было разрешено посещать лекции в ряде университетов и медико-хирургических академий на правах вольнослушательниц — так в Санкт-Петербургском университете первая студентка появилась в 1859 году. Но в 1863 году был принят новый университетский устав, документ, вообще-то, во многих своих частях прогрессивный, но только не в гендерной — он юридически запрещал обучение женщин в университетах.

Реакция русских барышень была мгновенной: они еще более массово отправились учиться за границу. В 1860—1870-х сотни девушек и молодых дам отправлялись штурмовать европейские университеты — уезжали и те, у кого водились деньги, и те, у кого их не было, и те, кто имел разрешение на выезд от родителей, опекунов и мужей, и те, кто каким-то образом выправил себе фальшивые бумаги, и те, кто заключил фиктивные браки с молодыми людьми прогрессивных взглядов.

Между тем долго закрывать глаза на вопрос женского образования власть не могла. Во-первых, вскоре стало понятно, что ничего хорошего исход наших интеллектуалок за границу существующему строю не сулит — ведь там они не только получали необходимые профессиональные знания, но и поддавались влиянию всевозможных опасных для власти социально-политических учений, общались с революционной эмиграцией и часто сами включались в революционную работу. Не дремала и общественность. За высшее женское образование в России ратовали и известнее ученые, педагоги, писатели, публицисты и лидеры нарождающегося в стране женского движения.

В 1867 году в Санкт-Петербурге состоялся съезд естествоиспытателей, на котором известная публицистка, переводчица и писательница Евгения Ивановна Конради публично поставила вопрос о необходимости устройства высших женских курсов по историко-филологическим и физико-математическим наукам. Участники съезда отнеслись к идее сочувственно, но ходатайствовать об этом перед властью отказались, такую же реакцию вызвало обращение Конради к ректору Петербургского университета.

А дальше произошло то, что часто бывает в обыденной жизни: в ситуации, когда сильный пол проявляет нерешительность и малодушие, пол слабый демонстрируют смелость и настойчивость. Конради поддержали члены кружка Трубниковой.


В 1868 Философова, Стасова и их соратница Е.Н. Воронина явились на прием к министру народного просвещения графу Дмитрию Андреевичу Толстому с ходатайством о создании высших курсов для женщин, их обращение подписало более 400 женщин, кроме того, энергичным дамам удалось заручиться поддержкой столичной профессуры. Граф был человеком очень консервативным и сначала воспринял инициативу в штыки (мол, зачем женщинам науки — замуж выйдут и все забудут!), но просительницы не сдавались и, пользуясь своим положением и связями, организовали на него настоящую атаку по всем доступным каналам. В итоге титан сдался. Правда, правительство отказало активисткам в финансовой поддержке со своей стороны и поставило условие: курсы должны быть для смешанного состава слушателей.

В 1869 году в Санкт-Петербурге открылись первые такие курсы, занятия велись в здании мужской гимназии у Аларчина моста на Фонтанке, отсюда и название курсов — Аларчинские. Среди учредителей курсов были Н.В. Стасова (она заняла также пост распорядительности этого учебного заведения), М.В. Трубникова, А.П. Философова, а лекции читали университетские преподаватели. Спустя год в Северной столице были открыты Владимирские курсы. И хотя занятия их проводились на разных площадках, свое название курсы получили в честь одной из них —Владимирского уездного училища. Женщины составляли большинство слушателей и тех и других курсов. Существовали же учебные заведения за счет платы за обучение и частных пожертвований.

Торжественное открытие Бестужеских курсов состоялось 20 сентября 1878 года в здании Александровской женской гимназии на Гороховой улице. Позже эти курсы несколько раз меняли свою площадку, пока наконец не обрели свой дом на 10-ой линии Васильевского острова. Первыми бестужевками были 468 постоянных студенток и 346 вольнослушательниц.

Курсы состояли из трех отделений: словесно-исторического, физико-математического и специально-математического, в начале ХХ века к ним прибилось юридическое отделение. Преподавали здесь лучшие профессора университета и других столичных высших учебных заведений, при этом многие работали на волонтерских началах. Обучение велось сначала три года, потом четыре. Сначала слушательницами могли стать девушки не моложе 21 года, затем возрастное ограничение было снято, но обязательным стал аттестат о среднем образовании. Вступительных экзаменов не было, но, если желающих поступить на курсы было слишком много, проводился конкурс аттестатов. Обучение было платным.

Правда, почти 30 лет выпускницы этих курсов, были в двусмысленном положении: с одной стороны, они получали высшее образование, но с другой — не имели права на соответствующий диплом. Свидетельства об окончании Бестужевских курсов были приравнены к университетским дипломам лишь в 1910 году.

Бестужевские курсы были основаны как частное учебное заведение, средствами его обеспечивало Общество для доставления средств высшим женским курсам, первым председателем которого была А.П. Философова, поступали частные пожертвования, иногда финансирование приходило от Министерства народного просвещения и городской думы. Бессменной распорядительницей курсов до конца своей жизни была Н.В. Стасова.

После 1881-го

За месяц до убийства Философова вернулась из-за границы. Туда она отправилась в 1879 году в настоятельно рекомендованную неофициальную ссылку — доигралась все-таки импульсивная Анна Павловна с огнем, и не будь у нее такого высокопоставленного и ценимого наверху мужа, жить бы ей те два года не в Германии, а в местах менее приятных.

Трубниковой в 1881 году жилось очень несладко — с конца 70-х она фактически отошла от общественных забот, тяжело болела, постоянно балансируя на грани нервного срыва (сказался унаследованный от отца невроз). Жила она большей частью в имении одной из своих дочерей и очень переживала за двух других: Мария и Ольга вместе с мужьями ушли в революцию. В 1881 году началось медленное угасание когда-то очень активной Марии Васильевны, умерла она весной 1897 года, досужая молва утверждала, что последним пристанищем 62-летней женщины был сумасшедший дом.

Стасову теракт застал в Петербурге, где она по своему обыкновению энергично занималась множеством благих начинаний. Следующие отпущенные ей 14 лет жизни она провела в непрестанных заботах, умерла в возрасте 73 лет в сентябре 1895 года, как говорится, на боевом посту: на пороге дома одной из своих соратниц, к которой приехала по очередному неотложному делу.

Лишь одна Анна Павловна Философова бодро шагнула в ХХ век. Разочарования, смерть любимого мужа в 1894 году не сломили эту жизнелюбивую женщину. До конца своих дней она возглавляла множество благотворительных организаций, участвовала и в международном женском движении, став на рубеже веков вице-президентом Международного совета женщин, а в 1908 году — организатором и председателем первого Всероссийского женского съезда. Имя Анны Павловны, ругаемое одними и превозносимое другими, гремело на всю страну и, как свидетельствует ее биограф, в одно время Философова могла поспорить в известности с самим графом Львом Николаевичем Толстым. Анна Павловна мирно ушла из жизни 17 марта 1912 года в Санкт-Петербурге.

Читайте также: