Мария магдалина донателло кратко

Обновлено: 07.07.2024

Искусство- зеркало истории

29 янв. 2012 г.

Мария Магдалина -кто она?


Мария Магдалина
Картина работы Пьетро Перуджино, ок. 1500

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами .

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями . О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном .

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


Православная мозаика.
Магдалина изображена держащей сосуд с миром
(Фёдоровский Государев собор)

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Установление Марии Магдалины автором Четвертого Евангелия не ставит под сомнение его апостольское происхождение.

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".

Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Мария Кузнецова в роли Таисии Египетской
в постановке оперы Массне 1917

Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.


Молодую, беспутную Марию Магдалину Христос исцелил от семи бесов, предав смысл её до этого безалаберной жизни.
Теперь Магдалина стала его верной ученицей, христианской святой, мироносицей. Проповедовала на территории современной Франции, а затем, во второй половине своей жизни «…она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его. "

Благослови, Господь, мои труды.
Я создал Вещь, шатаемый любовью,
не из души и плоти — из судьбы…
( А. Вознесенский « Молитва Мастера.)

Изображение в информационном окне.

Мария Магдалина или Кающаяся Магдалина - это скульптурная работа из полихромного дерева (или позолоченного дерева), созданная флорентийским художником Донателло около 1453 и 1455 годов .

Из-за своего грубого реализма он вызвал множество комментариев, а также восхищение, хотя изначально он был менее монохромным.

Резюме

История

Это плохо задокументировано. Вазари называет это прекрасно изученным анатомическим трудом. Вероятно, он был построен для флорентийского баптистерия в 1453 году , когда Донателло вернулся в свой родной город после десятилетнего пребывания в Падуе . Сейчас, когда ему за шестьдесят, в этой работе он обращается к темам старости и ощущению неминуемой смерти (игнорируемым молодыми художниками того времени). Тонкая и аскетичная статуя вряд ли возбудит чувства флорентийцев. Однако в 1455 году другая Мария-Мадлен , явно вдохновленная творчеством Донателло, покидает мастерскую Нери ди Биччи , а также несколько более поздних подделок.

Первоначальный пункт назначения неизвестен. Похоже, что во время Первой итальянской войны Карл VIII Валуа в 1494 году предложил большую сумму денег, чтобы забрать статую, когда он со своей армией разбил лагерь вокруг города. В 1500 году его присутствие в баптистерии подтверждается выплатой Арте ди Калимала в пользу серебряного мастера Якопо Сольяни за диадему, предназначенную для Мари-Мадлен. Затем на протяжении веков его несколько раз перемещали с места.

Сильно поврежденный, в частности своей полихромией, наводнением Арно в 1966 году , он присоединился к Museo dell'Opera del Duomo в 1972 году после серьезной реставрации.

Описание

Его высота составляет 188 см, и он известен своей красотой. Его носят в период поста и воздержания (аскезы). Очень длинные, лохматые и липкие волосы почти полностью окутывают ее, делая ее тело почти призрачным . Ее хрупкая фигура изображена в полный рост с небольшим наклоном головы, что беспокоит ее с нескольких точек зрения. Лицо исхудало, глаза впали в глазницы, худоба обнажает мускулы и сухожилия по краю кожи. Рот приоткрыт и дает представление о зубных рядах. Руки, не соединенные полностью, кажется, выражают удивление или начало мольбы.

С историей культуры и изобразительного искусства Флоренции тесно связано имя этого великого гения.

Скульптурные произведения этого мастера и сегодня украшают самые известные соборы и площади Италии, но главные произведения находятся в родном городе автора — Флоренции.

Какой след в истории оставил Донателло?

По задумке мастера был отлит флорентийский герб с изображением льва, стоящего с мечом и щитом у ворот города. Собору Санта-Мария дель Фьоре он посвятил статуи пророков.
Из-под его резца рождались произведения искусства, способные удивить и поразить современников.
Творчество Донателло, ознаменовавшее переход от готической к ренессансной скульптуре, — наглядный манифест Возрождения,воплотивший героический идеал эпохи.

Донателло в соборе Санта Мария
Донателло в соборе Санта Мария дель Фьоре

Донателло – итальянский новатор своего времени

Опираясь на традиции античной и средневековой скульптуры, в создании собственных произведений Донателло выступил как подлинный новатор. B статичной и неподвижной пластике ему удалось добиться удивительной свободы движений и сложных ракурсов. Впервые скульптура освобождается от архитектурных масс и выносится в свободное пространство улиц и площадей города. Если средневековая пластика была рассчитана на рассмотрение только с одной единственной точки зрения, то теперь она обладает собственным ритмом, обозрима со всех сторон.

Скульптуры Донателло
Скульптуры Донателло
Использование нового материала — бронзы —открывало возможность передачи пространственной глубины, большей свободы объемов и контуров.

Одним из главных достижений скульптора стало возрождение античной традиции воспроизведения обнаженного человеческого тела.

B противовес эпохе Средневековья, Донателло освобождает человека от сложных драпировок, наглядно демонстрируя его физическое совершенство и духовную красоту.

Многие сюжеты и образы для своих скульптур Донателло черпает в Священном Писании — Библии. Его главными героями стали целеустремленные, яркие личности, уверенные в себе, готовые к преодолению препятствий и активным действиям.Они погружены в мир раздумий, сосредоточенно прислушиваются к своему внутреннему голосу.

Донателло и итальянское Возрождение

Донателло принадлежит одна из известнейших конных статуй в искусстве Раннего Возрождения. В памятнике кондотьеру Гаттамелате запечатлен величественный образ простого человека, снискавшего славу и уважение благодаря множеству побед, одержанных для Венецианской республики.

донателло скульптор
Гаттамелато Донателло
Поднятый на высокий пьедестал, бронзовый всадник торжественно парит над городом, напоминая о былой силе, храбрости и славе. Кондотьер в доспехах римского императора свободно и величественно восседает на боевом коне и легко, без усилий управляет им.

Умышленно уменьшая размеры всадника и увеличивая массу коня, автор подчеркивает его волевое превосходство над могучим животным. Безмятежно, почти небрежно воин поднимает жезл. В образе отважного полководца переданы сила воли и уверенность в победе. Резкие морщины на лице — свидетельство долгих раздумий, обеспокоенности человека, глядящего на будущее из глубины времен.
Поражает мастерство скульптора в передаче мелких деталей: невероятно тщательно выполнены застежки жезла, колесики шпор.

Донателло и его образы

Изрезанное глубокими морщинами лицо с ввалившимся ртом, опухающими от плача глазами, дряблая, высохшая кожа,слабые немощные ноги, изможденное от страдания тело рождают образ потрясающей силы и экспрессии.

В состоянии исступленного отчаяния она не обращает никакого внимания на происходящие события. Мастеру удалось создать проникновенный и реалистичный образ человеческого горя и скорби.

Читайте также: