Марина цветаева вклад в литературу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марина Ивановна Цветаева Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, Москва Дата смерти 31 августа 1941, Елабуга — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Биография
Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Например, в стихотворении 1916 года:

«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.

— Из воспоминаний Марины Цветаевой
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

Возвращение в СССР (1939—1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

Записка Асеевым:
Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Отпевание Цветаевой
В православии отпевание самоубийц запрещено, но разрешить его может в особом случае правящий епископ, и в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.

Цель этой работы - дать представление о творчестве, о личности, о характере Марины Цветаевой, сложностях ее судьбы, о том, какой же вклад внесла эта талантливая поэтесса в развитие культуры Серебряного века.
Хочется отметить, что чтение истинной поэзии, а особенно столь неординарной и нетрадиционной, как цветаевская, требует не только труда души и разума, но и знания ее законов. Все в ее поэзии и личности выходило за рамки традиционных представлений. Она с юности и до конца своих дней была верна одному принципу: быть самой собой, не зависеть ни от времени, ни от окружающих ее людей. В этом - секрет самобытности ее поэтического мира, но и причина трагичности судьбы.

Содержание

1. Биография Марины Ивановны Цветаевой…………………………..5

2. Первые стихотворения Марины Цветаевой……………………. ….13

3. Москва в произведениях Марины Цветаевой……………………….16

Список используемой литературы……………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Культорология.doc

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами! [11]

Надменный образ Марины Цветаевой поражал современников экстравагантной простотой. Ее любили и ненавидели, признавая незаурядность ее личности. Мальчишеская походка, голос, похожий на стихи, интересно-странная речь, напоминающая стихотворную прозу. Прибавьте к этому крутой нрав, способность и готовность любить всех и вся, дикость, робость и непомерную гордость.

Мне нравится, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Еще одной особенностью этого стихотворения можно считать его сюжетность. Цветаева формально делит произведение на четыре части. В первой автор передает сложившуюся ситуацию, намечает контуры человеческих отношений, настраивает читателя на определенную тональность. Здесь мы узнаем, что героиня почему-то отказывается от отношений, которых, может быть, и не было:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Последние две строчки первого четверостишия конкретизируются во второй строфе:

Мне нравится, что можно быть смешной, -

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: Аллилуйя!

Последняя часть стихотворения во многом противопоставлена остальным, поэтому можно сказать, что композиция произведения двухчастна. Последняя часть – это как бы завершающий аккорд иронично-трагической истории любви лирической героини:

Спасибо Вам, и сердцем и рукой,

За то, что Вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что Вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не Вами.

За рамками этого любовного сюжета остались мотивы и поступки, причины и следствия. Первостепенное значение здесь играет мимолетное желание, нечаянная радость, грозовая вспышка, радость встреч и боль разлук, душевное смятение и гармония сердец. Все это гораздо важнее жизни целых городов и революционных потрясений, ибо что может затмить Любовь? По крайней мере, так думает Марина Цветаева.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии.

Цветаева непредсказуема, от нее можно ждать проявления любых эмоций, кроме равнодушия. Оно чуждо ее страстной натуре, ее искреннему, ее страждущему сердцу. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть ее стихи. В них часто возникает образ женщины-бунтарки, а в неуемной натуре лирической героини узнаваемы черты характера поэта.

Ритмический код стихов Цветаевой претерпевает изменения в зависимости от состояния ее души. Стихотворные опыты романтически настроенной девочки рождаются в доброй атмосфере родительского дома, это почти традиционная камерная лирика. Как изысканны здесь слова, как трепетны и прозрачны эмоции! Позже интонации, ритм ее строк становятся жестче, энергичнее. В унизительном нищенском существовании за границей она не изменяет себе, и тут проявляется ее твердый неуступчивый характер: "Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам". И это не самоуверенность - это уверенность в себе, это ощущение силы своего Богом данного таланта, своей высокой миссии Поэта.

Ноши не будет у этих плеч,

Кроме божественной ноши - Мира!

Нежную руку кладу на меч:

На лебединую шею Лиры.

Поэт Всеволод Рождественский писал о Цветаевой- "Она целиком живет в своем стихе, отдаваясь ритму взволнованного дыхания. Ее фраза предельно эмоциональна, целиком подчинена интонационному строю, необычайно гибкому, выразительному и многообразному. На основе обычных метрических схем возникают самые неожиданные, порою не умещающиеся в рамки традиционной строфики ритмические построения. Можно было бы сказать, что формально вся Марина Цветаева - это мысль и чувство, подхваченные и поддержанные стремительными модуляциями ритма. Отсюда и нервность, разорванность стихотворной ткани". Здесь очень точно выражена основная суть поэта Марины Цветаевой.

В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство её поэтической речи было естественным воплощением в слове метущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.

Этим всем и подтверждается тот факт, что Марина Цветаева внесла огромный вклад в развитие культура периода Серебряного века, да и не только того периода, но и всей русской культуры в целом, ибо мы до сих пор с огромным наслаждением читаем её стихи, упиваясь их звучанием и глубоким смыслом…

Список используемой литературы:

1. Лосская Вероника. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: Культура и традиции, 1992 г.

2. Марина Цветаева. Избранное. М.: Просвещение, 1989г.

3. Марина Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматические произведения. Составитель Е. Евтушенко. М.: Художественная литература, 1990 г.

4. Марина Цветаева. Избранная проза в двух томах. М.: Русь, 1998 г.

5. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.:СП Интерпринт, 1992 г.

Дата выполнения работы: 14.10.2008 год.

[1] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 175

[3] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр.27

[4] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 81

[5] В.Швейцер Быт и бытие Марины Цветаевой 1992г. стр. 108

[7] Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М., "Художественная литература" 1990г., с.34

Краткая справка биографии Марины Цветаевой. Ранняя лирика в творчестве поэта. Любовная лирика и романтика как основа души. Музыкальность произведений Цветаевой. "Большой стиль" как монументальная лирика. Вклад Цветаевой в культуpу pусского стиха ХХ века.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2009
Размер файла 29,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать все ее многообразие -- лирику философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Только погружаясь во все разнообразие лирической стихии, поэт обретает силу, полноту и целостность ощущения жизни. Лиризм -- это чудесная способность поэта всякий раз, в неповторимости данного мгновения, увидеть мир как бы заново, почувствовать его свежесть, изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. А именно эти качества присущи женской душе.

Лирика рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления поэта познать самого себя и мир в целом. Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим пониманием другого, взволновать и удивить его, потрясти его душу. Таково замечательное свойство лирической поэзии: она служит катализатором чувств и мыслей. Вся гамма чувств доступна женской лирике -- любовь и гнев, радость и печаль, отчаяние и надежда.

Поскольку в основе лирической поэзии лежит конкретное личное переживание, ее нет и быть не может без личности поэта, без его душевного опыта. Д.И. Писарев утверждал: "Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность может приносить обществу пользу, обращая его внимание на свою собственную частную и психическую жизнь". Сказано это чересчур категорично, но по существу совершенно верно: только тот имеет право на исповедь и может рассчитывать на сопереживание читателя, кому есть что сказать. Личность поэта должна быть непременно значительной, духовно богатой и тонкой. Только при этом условии лирическая поэзия способна решить свою главную задачу -- приобщить читателя к доброму и прекрасному. А кто как не женщина-поэт способна это сделать.

26 сентября мы будем отмечать 113-ю годовщину со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего свое имя в историю отечественной культуры.

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.

Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины двадцатого века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, вне самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убежденностью, провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самим собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, - обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями личной судьбы.

Целью данного реферата является рассмотрение и изучение творчества М. Цветаевой.

1. Биография

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества.

Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозане и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

С 1902 года, когда М. А. Мейн заболела неизлечимой чахоткой, семья вынуждена была жить заграницей: в Италии, Швейцарии, Германии. В 1905 году семья Марины Цветаевой приехала в Крым. Летом 1906 года Мария Александровна скончалась в Тарусе. Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу.

В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:

Ты все мне поведал - так рано!

Я все разглядела - так поздно!

В сердцах наших вечная рана,

В глазах молчаливый вопрос .

Темнеет. Захлопнули ставни,

Над всем приближение ночи.

Люблю тебя призрачно- давний,

Тебя одного - и на век!

Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Берегитесь могил:

Голодней блудниц!

Мертвый был и сенил:

Берегитесь гробниц!

От вчерашних правд

В доме смрад и хлам.

Даже самый прах

Подари ветрам!

При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути. Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой великой трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы; кто-то предпочтет поэмы - сказки с их могучим фольклорным разливом; некоторые станут поклонниками проникнутых современных звучанием трагедий на античные сюжеты; кому- то окажется ближе философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу или литературные письмена, вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

2. Ранняя лирика в творчестве Цветаевой

Таковы столпы первого возведенного Маpиной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока ненадежное, это здание, как зыбки его некотоpые части, сотвоpенные полудетской pукой. Hемало инфантильных стpок, впpочем, вполне оpигинальных, ни на чьи не похожих:

Кошку завидели, куpочки

Стали с индюшками в кpуг.

Мама у сонной дочуpки

Вынула куклу из pук.

Hо некотоpые стихи уже пpедвещали будущего поэта. В пеpвую очеpедь - безудеpжная и стpастная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентябpя 1909 года:

Хpистос и Бог! Я жажду чуда

Тепеpь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умеpеть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудpый, ты не скажешь стpого:

Теpпи еще не кончен сpок.

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сpазу- всех доpог!

Люблю и кpест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след.

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смеpть- в семнадцать лет!

Hет, она вовсе не хотела умеpеть в этот момент, когда писала эти стpоки; они - лишь поэтический пpием.

Маpина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!"). Она жадно любила жизнь и, как положено поэту - pомантику, пpедъявляла ей тpебования гpомадные, часто - непомеpные. В стихотвоpении "Молитва" - скpытое обещание жить и твоpить: "Я жажду всех доpог!". В стихах "Вечеpнего альбома" pядом с попытками выpазить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, котоpая пpобивала себе путь сквозь немудpенную оболочку заpифмованного детского дневника московской гимназистки. В Люксембуpгском саду, наблюдая с гpустью на игpающих детей и их счастливых матеpей, она завидует им: "Весь миp у тебя", - а в конце заявляет:

Я женщин люблю, что в бою не pобели

Умевших и шпагу деpжать, и копье,-

Hо знаю, что только в плену колыбели

Обычное - женское - счастье мое!

В "Вечеpнем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к доpогим ее сеpдцу людям; в пеpвую очеpедь к маме и к сестpе Асе. "Вечеpний альбом" завеpшается стихотвоpением "Еще молитва". Цветаевская геpоиня молит создателя послать ей пpостую земную любовь. В лучших стихотвоpениях пеpвой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей и небом", между стpастью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным.

Вслед за "Вечеpним альбомом" появилось еще два стихотвоpных сбоpника Цветаевой: "Волшебный фонаpь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) - оба под маpкой издательства "Оле-Лукойе", домашнего пpедпpиятия Сеpгея Эфpона, дpуга юности Цветаевой, за котоpого в 1912 году она выйдет замуж. В это вpемя Цветаева - "великолепная и победоносная" - жила уже очень напpяженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из стаpомосковских пеpеулков, нетоpопливые будни пpофессоpской семьи - все это было повеpхностью, под котоpой уже зашевелился хаос настоящей, не детской поэзии.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:

Марина Ивановна Цветаева – великая русская поэтесса и переводчик. Ее яркая, к сожалению, короткая биография всегда вызывала много вопросов у искусствоведов, но так и осталась до конца не разгаданной. Ее трагическая судьба с неожиданными поворотами событий до сих пор вызывает огромное количество вопросов.

Марина Цветаева была яркой представительницей женской поэзии в ее лирическом исполнении. Ее стихотворения пронизаны исключительной доверительностью, способностью передачи тончайших движений женской души.

Цветаева далеко не всегда была понятна современникам. Видимо, советская литература не особо нуждалась в женских излияниях, отдавая предпочтение эпохальным темам. Поэтесса остро чувствовала это, отсюда и чрезвычайное внутреннее напряжение, присущее практически всем ее стихам.

Происхождение и ранние годы

Дом Цветаевых в Москве

Родина Марины Цветаевой – Москва. Родилась она 26 сентября 1892 года в семье интеллигента, профессора Московского университета и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева. Мать поэтессы – пианистка Мария Мейн.

Марина в детстве

Мать мечтала видеть Марину музыкантом, но девочку больше привлекала филология. В 6 лет Марина сочинила свои первые стихотворения. Несчастье постигло семью, когда мать Марины заболела тяжелой формой туберкулеза. Отец пытался лечить ее на курортах Италии и Германии, но болезнь одержала победу. В 1906 году Марии Цветаевой не стало.

Забота о трех дочерях и сыне легла на отца. Ввиду постоянной занятости, он не мог полностью посвящать себя детям. Возможно, из-за этого в девочках так рано проснулась самостоятельность и интерес к политической и общественной жизни.

Образование

В детстве Марина обучалась музыке, на этом категорично настаивала ее мать. Она также дала девочкам неплохое начальное домашнее образование.


В возрасте 8 лет Марина училась в женской гимназии в Москве, после этого в Лозанне. Из-за постоянных переездов Марине довелось поучиться в католическом пансионе, во французском интернате, затем в немецком пансионе Фрайбурга.

Овладев несколькими европейскими языками, Марина довольно хорошо зарабатывала на переводах. В 1908 году Марина поступила в Сорбонну и стала слушательницей лекций о старофранцузской литературе.

Творчество


Цветаева и Эфрон

За рубежом прозу Цветаевой предпочитали ее стихам, поэтому она в те годы писала больше повестей и рассказов. В 1930 году были написаны стихи, вошедшие в цикл о Маяковском, смерть которого потрясла Цветаеву.

Фрагмент стихотворения

Уж сколько их упало в эту бездну… М.И. Цветаева

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Главные произведения

Поэзия Цветаевой чрезвычайно разнообразна, но больше всего она известна как сочинитель любовной и философской лирики.


В Париже с сыном Георгием


Последние годы

В 1939 году Цветаева вернулась в Россию. В 1941 году дочь Марины Ивановны была арестована и сослана на 15 лет. В том же 1941 году был расстрелян муж Цветаевой Сергей Эфрон.

Эти трагические события подвели поэтессу к решению уйти из жизни. 31 августа 1941 года ее нашли мертвой на съемной квартире. Похоронили ее в городе Елабуга на местном кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

Память о поэте

Памятник в Москве

В мире существует 8 музеев, посвященных Цветаевой

О жизни Цветаевой были сняты документальные фильмы

Памятник и дом-музей Цветаевой в Москве

Памятник в г. Таруса

Памятник работы Церетели в Строгино

Именем Цветаевой названы улицы многих городов России

Мемориальный дом-музей в г. Королев

Литературно-художественный музей в Башкортостане

К 90-летию Цветаевой ее именем была названа одна из малых планет

Читайте также: