Мариинский дворец история кратко

Обновлено: 05.07.2024


В южной части будущей Исаакиевской площади, где сейчас располагается Мариинский дворец, в 1761 году приобрёл участок граф Иван Григорьевич Чернышёв - генерал-поручик, действительный камергер. В следующем году для него здесь по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота началось создание обширного особняка. Граф писал И. И. Шувалову в феврале 1762 года:

"Я льщу себя надеждой, это будет красивый особняк, хотя очень простой архитектуры, однако хорошо убранный. Великолепно, благородно и со вкусом, но без золота и серебра" [Цит. по: 2, с. 434].

От набережной Мойки дворец И. Г. Чернышёва был отодвинут примерно на 50 метров, дабы сформировать перед ним курдонер - парадный двор, обрамлённый одноэтажными служебными флигелями, куда можно было бы въехать с набережной через ворота. Садовый фасад ничем не уступал по красоте главному, что хорошо видно на приведённом выше фрагменте "плана Сент-Илера".

4 апреля 1765 года граф отпраздновал своё новоселье. В декабре 1766 года он принимал здесь императрицу Екатерину II. Это здание считалось одной из достопримечательностей Петербурга. Немецкий астроном И. Бернулли писал:

"Когда я пополудни прощался с графом Иваном Григорьевича Чернышёвым, который недавно опять приехал в город, я одновременно осмотрел весь его великолепный дворец, который, конечно, можно причислить к самым большим достопримечательностям Санкт-Петербурга. Уже снаружи он построен на французский манер и украшен многими статуями, нишами и т.п., так что без плана нелегко дать представление о нём. Главная лестница из серо-белого мрамора, каждая ступенька из целого куска, который он заказал привезти из Италии. В нижнем этаже находятся преимущественно комнаты обеих графинь и обычные гостиные. Они достойны осмотра, но много теряют в сравнении с верхним этажом, где в комнатах графа и в парадных покоях соединяются действительно королевское великолепие с хорошим вкусом. С главной лестницы сначала попадают в комнату, где можно видеть часть библиотеки, моделей кораблей, морские карты и т.п.; среди прочих красивую большую модель здешнего Адмиралтейства. Затем следует обычный кабинет и жилая комната графа в одном конце дворца. Самое примечательное в ней - множество превосходных картин, как оригиналов, так и копий знаменитых вещей, и может быть также копий, которые выдаются за оригиналы. Из этой комнаты выходят по левую руку в овальный зал, где совсем оглушаются количеством и разнообразием прекрасных предметов. Из него попадают опять по левую руку в анфиладу комнат, которые идут через главное здание, а именно, сначала в богато меблированную и украшенную ещё несколькими картинами спальню графа, затем в пять или шесть больших и малых парадных и ассамблейных комнат. В одной - биллиард, в другой - пианофорте, в третьей - кресло императрицы, которая в этой комнате обычно играет в карты; и во всех находятся ещё и другие произведения искусства, особенно столы и камины, подобных которым богаче, красивее и лучшего вкуса едва ли можно увидеть" [Цит по: 2, с. 434, 435].

После смерти Ивана Григорьевича в 1797 году дворец перешёл по наследству его старшему сыну от второго брака с Исленьевой Анной Александровной - Григорию. Через некоторое время дворец из-за долгов был заложен и взят в казну. Часть помещений стала сдаваться в аренду. Здесь торговали картинами, табаком, колбасами. На втором этаже и в саду расположилось мещанское общество "Шустер-клуб". Некоторое время во дворце Чернышёва проживал эмигрировавший из Франции принц Конде. При этом на фасаде здания появилась надпись "Отель Конде".

При реконструкции Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова бывший дворец Чернышёва арендовался Адмиралтейств-коллегией. Приспособлением здания для нужд чиновников занимался сам Захаров. В рапорте в Адмиралтейский департамент от 6 ноября 1808 года он указал, что здесь "востребовались следующие переправки и пополнения, а именно: в покое, где назначено быть гауптвахте, сняты антресоли и сломаны на оных печки и лежанки, и сей покой отделывается плотничною, щекотурною и каменною работами" [Цит. по: 3, с. 157].

В конце 1810-х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Проект дворца разрабатывал Карл Росси. Новое здание задумывалось в виде трапеции с главным фасадом выходящим на площадь и боковыми корпусами по Вознесенскому проспекту и по вновь проложенному переулку. В завершении трапеции зодчий разместил здание манежа с хозяйственными флигелями, во дворе - сад. Перед дворцом предполагалось снести несколько частных домов, расширить Синий мост, сделать просторную площадь. От этого проекта перестройки дома Чернышёва отказались, сославшись на дороговизну выкупа находящихся здесь других частных строений. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.

В мае 1823 года Николай I учредил Школу гвардейских подпрапорщиков. Первоначально это учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка. 10 августа 1825 году школе был передан дворец Чернышёва. На аттике здания поместили герб, дворец надстроили третьим этажом. В 1826 году учебное заведение стало называться Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь учился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, в то время юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе с ним здесь учился будущий генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский.

Строительство Мариинского дворца


Мариинский дворец на этом месте построен в 1839-1844 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера. Он стал подарком Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Отсюда и название здания - по имени хозяйки.

Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: "Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге". Действительно, в то время супругов для великих княжён находили чаще всего в бедных немецких разрозненных княжествах. Там, после богатой жизни в царской семье, девушка бы оказались в весьма скромной обстановке. По счастью, найти жениха, который бы подходил дочери императора и согласился бы переехать в Россию всё таки удалось. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский - внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

После венчания 2 июля 1839 года молодые супруги поселились в Зимнем дворце. Сразу же началась работа над постройкой их постоянной резиденции. Для Мариинского дворца был выбран участок, на котором находился бывший дворец графа Чернышёва.

Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в Санкт-Петербурге. В комиссию по надсмотру за проводимыми работами вошли К. Росси и В. П. Стасов.

Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года. Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе.

Левое крыло Мариинского дворца было построено заново. Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва.


Строительство велось быстро. Мария Николаевна с мужем поселились во дворце в 1845 году. 25 января этого года здание освятили и официально назвали "Мариинским дворцом".

Существует легенда о том, что Мария Николаевна не приняла подарок отца. После смерти Николая I на Исаакиевской площади ему установили памятник, ко дворцу император повёрнут спиной. Якобы, именно из-за этого Мария не захотела здесь жить. На самом деле она, конечно, жила во дворце, пусть ей и не нравились некоторые его детали.

На площадь выходили в основном служебные помещения, а жилые комнаты были со стороны внутреннего двора. Стены обработали не мрамором, а песчаником. Поэтому в жилых комнатах было не только тихо, но и всегда тепло.

Все перекрытия в Мариинском дворце во избежание пожаров были выполнены металлическими. Проверку качества таких перекрытий Штакеншнейдер доверил Карлу Росси, как первопроходцу в их использовании в гражданских сооружениях. При проверке выяснилось, что толщина балок гораздо меньше, чем она должна была быть по проекту. При проверке качества укладки каменных напольных плит оказалось что и они тоньше, чем должны были быть. Оказалось, что подрядчики сэкономили на материалах. После этого все договоры с ними были расторгнуты, все конструкции дворца перепроверены и при необходимости заменены.


Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Появление разностильных интерьеров здесь объясняется успешным восстановлением личных апартаментов императорской семьи в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Архитектор А. П. Брюллов тогда впервые применил в отделке личных помещений разные стили исходя из их функционального назначения. Эта работа нашла самый положительный отклик. Ансамбль интерьеров Мариинского дворца, созданный Штакеншнейдером, стал вторым после интерьеров Брюллова в Зимнем дворце значительным ансамблем, знаменующим переход от классицизма к эклектике [4, с. 129].

Классический стиль в парадных залах оказался более устойчивым. В Мариинском дворце парадные анфилады решены в форме позднего классицизма. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла. Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Их пересечение Штакеншнейдер организовал в виде зала-ротонды. Далее следовал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. За Помпейским залом находился Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. В центре Зимнего сада находился фонтан, высота струи которого достигала 8 метров. Слева от Ротонды находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней - Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже.

Жилые покои размещались в правом крыле здания. Комнаты Марии Николаевны начинались Приёмной залой, продолжались Гостиной (Кабинетом), Спальней, Будуаром, Туалетной, Овальным (Угловым) кабинетом. Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Существует версия появления пандуса, связанная с якобы больными ногами Марии Николаевны. Пандус мог облегчать перемещение великой княгини по зданию на коляске.

Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная (оформленная в стиле Людовика XIV), Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена - родины Максимилиана.

После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, что объясняет слишком укрупнённый объём аттика.

На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля - Гофмейстерском и Офицерском.

Герцог Максимилиан скончался в 1852 году. Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.

Мариинский дворец как центр российской государственности


В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. Часть усадебных строений в саду было передано Военному министерству, разместившему в них 3-й батальон лейб-гвардии Стрелкового Финского полка. Торжественное освящение дворца как центра российской государственности состоялось 11 февраля 1885 года.

По проекту архитектора Л. Л. Петерсона Мариинский дворец был переоборудован исходя из своей новой функции. В 1893 году здесь свечной освещение было заменено на электрическое. В Ротонде еженедельно по понедельникам заседал Государственный совет. Кабинет герцога Максимилиана был переоборудован под кабинет председателя Госсовета. В Концертном зале проходили заседания Кабинета министров, в Овальном - заседания Департамента гражданских и духовных дел. В день столетия Государственного совета в 1901 году в Ротонде состоялось его торжественное заседание, которое было запечатлено на знаменитой картине И. Е. Репина.

В апреле 1902 года в Вестибюле Мариинского дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.


После учреждения в 1905 году Государственной Думы численность Государственного совета была значительно расширена. Сюда стали допускаться журналисты и "иные заинтересованные лица". Ротонда уже не могла вместить всех участвующих в заседаниях. В 1908 году по проекту Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и Л. Л. Шретера для нужд Государственного совета было перестроено помещение Зимнего сада. 15 октября 1908 года Государственный совет начал работу в новом зале.

В начале 1900-х Николай II предлагал дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Она строила себе особняк на Петроградской стороне, император пытался отговорить её от такой затеи. Однако знаменитая танцовщица отказалось от подарка. Существует мнение что Матильда как и Мария не приняла его из-за того что Николай I, так же как и Пётр I ("Медный всадник") отвернулись от дворца.

Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли высшим курсам при ЦК ВКП(б).


30 июня 1941 года в Мариинском дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения, редакция газеты "На защиту Ленинграда". После 23 октября, когда армия была расформирована, здание служило госпиталем. Настенная роспись залов была замазана штукатуркой. Во время ленинградской блокады Мариинский дворец серьёзно пострадал. В него попало два крупных снаряда и около 40 зажигательных бомб.

Реставрационные работы в Мариинском дворце начались уже в 1944 году. По проекту М. А. Шепелевского проводилась не только реставрация, но и перепланировка помещений. В восточном крыле появилась новая мраморная лестница. На главном фасаде здания разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награждён Ленинград. 8 октября 1945 году в Мариинском дворце разместился Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся.

В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.

С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Источники

Это массивное здание возле Синего моста через Мойку, ограничивающее Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесено к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Даже в блистательном Санкт-Петербурге не многие дома могут
сравниться с ним красотой и своеобразием интерьеров, их сохранностью, обилием ярких имен и событий в своей биографии.


Первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало приход в градостроительную практику русской столицы талантливого и необычайно плодовитого мастера. За 30 с лишним лет неустанных трудов А.И.Штакеншнейдер (1802-1865) украсил Санкт-Петербург, его окрестности и другие города многочисленными постройками и новыми залами в императорских резиденциях, великокняжескими дворцами, особняками знати и богачей, храмами, дачами. Андрей Иванович, внук переселившегося в Россию немца-кожевника, сын мельника, говорил по-русски с неистребимым акцентом, но все свои таланты, все силы без остатка отдал России. "Архитектор Высочайшего Двора", академик и профессор архитектуры, воспитатель целой плеяды учеников, он стал одним из немногих людей, которые определили облик Северной Пальмиры и пути развития русского зодчества в середине ХIХ века.

Мариинский дворец Санкт-Петербурга является одной из самых заметных достопримечательностей Северной столицы. Здание построено в стиле классической архитектуры с многочисленными признаками эклектики. Возможно, столь вольное толкование классицизма было связано с том, что дворец строился для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, которая временно жила со своим новым мужем - герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в Зимнем дворце. Император пожелал, чтобы у молодоженов была своя собственная резиденция.

мариинский дворец санкт петербург

История Мариинского дворца

Северная столица России является признанным центром мировой культуры. Архитектура Санкт-Петербурга отличается разнообразием. В этом городе много культовых построек, дворцов и мемориалов. Строительство большинства из них велось в восемнадцатом веке. Южная часть Исаакиевской площади, на которой сегодня расположен Мариинский дворец Санкт-Петербурга, была приобретена в 1761 году в собственность графом Чернышевым Иваном Григорьевичем, который намеревался соорудить на обширном участке многоэтажный особняк. Возведение было поручено французскому зодчему Жан-Батисту Валлен-Деламоту, профессору, крупному специалисту в области строительства дворцовых комплексов. Благодаря ему архитектура Санкт-Петербурга получила такие шедевры, как Гостиный двор, Дворец Юсуповых на Мойке, Императорская Академия художеств.

Весной 1765 года генерал-поручик граф Иван Григорьевич Чернышев со всей семьей въехал в новый трехэтажный особняк. Роскошество - так можно было охарактеризовать дворец, отделанный белым мрамором, привезенным из Италии.

В декабре 1766 года особняк графа Чернышева посетила императрица Екатерина II, для которой было приготовлено специальное кресло с ее именем, сидя в котором она играла в карты. В отсутствие коронованной особы кресло накрывалось бархатным покрывалом до следующего визита.

В 1839 году особняк графа снесли и на его месте началось строительство грандиозного здания, которое было названо в честь будущей хозяйки великой княжны Марии Николаевны и до сих пор носит имя Мариинский.

экскурсии по санкт петербургу

Отказ от мрамора

Дворец был построен по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, который вел работы в соответствии с самыми последними технологиями. Зодчий старался использовать как можно меньше деревянных материалов, чтобы уменьшить опасность возгорания. Перекрытия изготовлялись из металла и каменных плит. С благоволения императора архитектор отказался от мрамора, и вся отделка внутренних помещений была выполнена из песчанника, благодаря которому стены долго сохраняли тепло.

Планировка

Классический фасад дворца предполагал традиционную планировку в виде длинной анфилады комнат, сообщающихся между собой, однако реальное расположение помещений стало принципиально другим. Парадную лестницу сместили от центра главного фасада в левую часть вестибюля. Уровень помпезности уменьшился, зато стало теплее.

На втором этаже традиции дворцовой архитектуры были соблюдены. Две анфилады, расположенные перпендикулярно, пересекались, образуя зал-ротонду. Далее располагалась Помпейская гостиная, по соседству с Овальной гостиной и Овальной столовой.

архитектура санкт петербурга

Жилые помещения

Комнаты княжны Марии Николаевны начинались с приемной, за которой следовал кабинет. Вереницу комнат продолжала спальня, будуар, туалетная комната и еще один кабинет, Угловой, или Овальный. В правом крыле находился специальный пандус для перехода в верхние этажи. Он представлял собой ряд пологих наклонных пролетов, по которым можно было идти пешком или ехать на небольшой коляске. По обеим сторонам прохода высадили экзотические растения, создающие атмосферу тропиков. Прогулки по импровизированной горной дороге благотворно влияли на тонус обитателей дворца.

Покои герцога Лейхтенбергского

Супруг Марии Николаевны проживал в комнатах с окнами на Исаакиевскую площадь. Его покои начинались с Парадной приемной, которую продолжали бильярдная, гостиная и Турецкий кабинет. Там же находилась обширная коллекция оружия. На первом этаже для Максимилиана была обустроена капелла с витражными окнами. Витражи привезли из немецкого города Мюнхена, родины герцога.

культурное наследие россии

Окончание строительства

После того как Мариинский дворец Санкт-Петербурга был построен, его открыли для свободного посещения. Каждый желающий мог осмотреть его и даже побывать в домовой церкви, расположенной в аттике. Посетители поднимались наверх по лестнице, ведущей из вестибюля, пандус был открыт только наполовину, и выхода из него на крышу не было.

Обслуживающий персонал и придворные проживали на третьем этаже и во флигелях дворца, которые были названы Офицерским и Гофмейстерским. Характерно то, что все помещения Мариинского дворца свободно сообщались, нигде не было запретных зон или закрытых комнат. Княжна Мария Николаевна исповедовала открытый образ жизни, она сама была доступна для общения и требовала от своих подданных того же.

мариинский дворец адрес

Кончина герцога

В 1852 году в возрасте 35 лет умер Максимилиан Лейхтенбергский, оставив Марии Николаевне двоих сыновей - Евгения и Георгия, которые после женитьбы поселились с женами в восточной части дворца, где прожили до момента кончины их матери, великой княжны Марии Николаевны, умершей в 1876 году. К тому времени Мариинский дворец Санкт-Петербурга был обременен долгами, и наследники посчитали единственно верным решением продать родительский дом. Однако покупателей не нашлось, и тогда здание было поставлено на учет в царском казначейском ведомстве.

Центр российской государственности

В 1884 году Мариинский дворец Санкт-Петербурга перешел в царскую казну за три миллиона рублей и стал государственной собственностью. 14 июля 1884 года император Александр III подписал указ, согласно которому дворец был объявлен официальным местом для заседаний Государственного совета. А в феврале 1885 года во Мариинском дворце разместились комитеты Совета министров, госканцелярия, и Особая канцелярия по прошениям на Высочайшее имя.

история мариинского дворца

Освящение

11 февраля 1885 года Мариинский дворец был провозглашен центром российской государственности. Присутствовавшие священнослужители провели специальное богослужение с освящением здания и внутренних помещений.

Когда в 1905 году учредили Государственную думу, значительно расширился Государственный совет. Ротонда дворца уже не вмещала всех участников. Под зал заседаний отвели Зимний сад, который кардинально перестроили, и 15 октября 1908 года Госсовет уже работал в новых условиях.

Новое время

Февральская революция 1917 года многое изменила в стране. Прежде всего возникло Временное правительство, которое разместилось в Мариинском дворце и проработало до августа. Затем там расположилась Всероссийская комиссия по вопросам выборов в Учредительное собрание. После Октябрьской революции в Мариинский дворец в полном составе переселился Народный комиссариат имущества и Высший совет народного хозяйства.

исаакиевская площадь

Экскурсии по Санкт-Петербургу

В городе на Неве собраны многие шедевры архитектуры, древние и современные. Соборы соседствуют с гражданскими постройками, но каждое здание - это частица истории. Северная столица в целом - это культурное наследие России, конгломерат достижений в искусстве и архитектуре. Повсюду грандиозные туристические объекты, чтобы осмотреть малую их часть, потребуется не одна неделя. Поэтому организованы экскурсии по Санкт-Петербургу, которые включают в себя максимум посещений при минимальных затратах времени. Каждую группу туристов сопровождает гид, а в качестве транспорта используются комфортабельные автобусы.

Мариинский дворец сегодня - это тоже культурное наследие России, его посещение входит во все туристические маршруты. В обычные дни палас можно осмотреть снаружи, а по выходным становится доступным его интерьер. В программу посещений городских исторических достопримечательностей входит также вся Исаакиевская площадь Санкт-Петербурга с памятниками Петру I и Николаю I, дворцами, легендарной гостиницей "Англетер". Особенно интересен для посещения Исаакиевский собор с уникальными малахитовыми пилястрами от пола до потолка, неповторимым мозаичным полом, неправдоподобно точной архитектурной моделью, сделанной из липы крепостным Максимом Салиным.

После посещения собора можно пойти в Мариинский дворец, адрес которого: Исаакиевская площадь, дом 6.


Яндекс.Карты" >

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге неразрывно связан с политической жизнью города. В свое время в нем заседали члены Государственного совета Российской империи, Временного комитета Госдумы, Высшего совета народного хозяйства СССР и Ленсовета. Короткий период здесь располагался ленинградский центр сопротивления ГКЧП и, наконец, дворец стал домом для депутатов Законодательного собрания СПб.

Дворцовый комплекс является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен в центре Северной столицы России, а его центральный фасад обращен к Синему мосту и Исаакиевской площади с конной статуей Николая I, за которой следуют Исаакиевский сквер и Исаакиевский собор.


История Мариинского дворца в Петербурге

Выдающийся архитектурно-исторический памятник был возведен в 1839–44 гг. на месте дворца графа И. Чернышева, построенного в 1763 г. и существенно реконструированного в 1828 г. в целях размещения школы Гвардейских прапорщиков. Николай I, задумавший снести старое здание и построить на его месте новую грандиозную резиденцию для своей дочери Марии, перевел военное училище в другой район города и расширил территорию, выкупив соседние участки земли.

Закладка Мариинского дворца состоялась 28 июля 1839 года. Через 5,5 лет здание торжественно освятили, после чего дворец в течение нескольких дней оставался открытым для публики.

За ходом строительства следила специально созданная комиссия, еженедельно докладывающая императору о ходе работ. Сам Николай I не раз наведывался на объект с инспекциями.

В 1845 г. в резиденцию заселились герцоги Лейхтенбергские — дочь и зять Николая I со своими детьми. Работы по дальнейшему обустройству дворцового комплекса велись до 1850-х гг.


Архитектура

Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.

Мариинский дворец на google.maps

Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.

Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.

Архитекторы

Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.

В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.

Зал заседаний

Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.

Ордена на фасаде

В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:

  • медали Золотая Звезда;
  • 2 орденов Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции;
  • ордена Красного Знамени.

Дворец на Исаакиевской площади: название

Мариинский дворец носит имя великой княжны Марии Николаевны Романовой, дочери императора Николая I и сестры Александра II. Щедрый подарок отца был приурочен к ее свадьбе в 1839 г. с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским, младшим сыном Эжена де Богарне и внуком первой жены Наполеона I Жозефины. Название было закреплено специальным императорским указом.

Красный зал (кабинет Максимилиана)

До завершения отделки Мариинского дворца в 1845 г., молодожены проживали на 2 этаже южного корпуса Зимнего дворца. В числе императорских подарков к свадьбе дочери было имение Сергиевка в Петергофе.

Мария Николаевна организовывала в своей резиденции спектакли, концерты, рождественские елки для детей, благотворительные вечера и веселые маскарады. Она и ее первый супруг являлись большими ценителями искусств и сумели собрать одну из лучших частных коллекций с полотнами известных итальянских, голландских, испанских и русских мастеров, а также нумизматические, минералогические и книжные собрания.

Залы Мариинского дворца и интерьеры

К созданию внутреннего убранства дворца были привлечены профессора Императорской Академии художеств и именитые мастера того времени — лепщики, художники, скульпторы, мебельщики. Штакеншнейдер лично курировал создание стилевых решений и даже лично подготавливал эскизы декоративных украшений. В отделке интерьеров использовались самые лучшие материалы.

Парадный вестибюль

Вестибюль

Ротонда

Двухъярусный круглый зал, ограниченный по периметру беломраморной колоннадой, является центром дворцовой композиции. На 17-метровой высоте Ротонда накрыта куполом со стеклянным фонарем, освещающим помещение в дневное время. Декор выполнен в духе античной Греции, на фризах изображены крылатые грифоны. До 1907 г. в зале проводились заседания Законодательного собрания. Сегодня в Ротонде, как и при Марии Николаевне, устраиваются новогодние праздники для детей и, благодаря великолепной акустике, организовываются концерты.

Танцевальный, или Белый зал

Настоящая жемчужина Мариинского дворца, нарядная красавица в белоснежном одеянии. Сегодня стены украшены созданным Антонио Виги фризом со сценами из античной мифологии и золоченым орнаментом, а во времена Марии Николаевны здесь располагалась картинная галерея из 300 полотен. Кессонный потолок декорирован лепниной, помещение освещается многоярусными люстрами и аналогичными по форме бра. Белый зал предназначен для круглых столов, конференций, депутатских и общественных слушаний.

Белый зал

Красный зал

Бывшая приемная Максимилиана Лейхтенбергского считается одним из красивейших залов Мариинского дворца. Белые стены оттеняют детали темно-красного цвета — пилястры и инкрустированные двери. Лепнина украшена позолотой, наборный паркет отличается сложным рисунком. Сегодня здесь проводятся протокольные встречи с зарубежными делегациями.

Помпейская галерея и Помпейский зал

Название помещений связано с их оформлением в помпейском, как казалось авторам, стиле. Две стены Помпейского зала, называемого Темным из-за отсутствия окон, расписаны яркими красками, а две другие ограничены колоннадами, одна из которых выводит к Ротонде. Помпейская галерея отличается разнообразием узоров — гротескная живопись, орнаменты-канделябры, ковровые орнаменты.

Помпейская галерея

Овальный кабинет

Этот зал, как и опочивальня, шикарный будуар с красивейшим камином, туалетная комната и ванная Марии Николаевны, располагается в западном ризалите, где был старый дворец Чернышева. Главные украшения кабинета великой княгини — многоярусный камин с полихромным мраморным панно и потолочная роспись Дроллингера и Вундерлиха.

В этой части Мариинского дворца для дочери Николая I, страдающей от суставных болей в ногах, была построена специальная лестница без ступеней. Спиральный пандус овальной формы был огражден чугунными перилами с деревянными поручнями, по нему можно было спускаться и подниматься на коляске.

Пандус

Голубая гостиная

Огромное помещение, разделенное надвое парными пилонами с вязью, служило когда-то Марии Николаевне гостиной-кабинетом. Части зала визуально разграничивались тяжелым занавесом, который в любой момент можно было раздвинуть. У окон расположены камины. В Голубом зале в настоящее время установлены витрины, где хранятся многочисленные высокохудожественные предметы, подаренные городу по случаю торжественных событий.

Домовая церковь

Дворцовый храм во имя Николая Чудотворца расположен выше других помещений, к нему ведет отдельная лестница. Он был освящен в 1845 г., но только в 1856-м по просьбе Марии Николаевны на стенах появились росписи Г. Гагарина с библейскими сюжетами. Тогда же сосновый иконостас заменили мраморным. Росписи и внутреннее убранство церкви были полностью воссозданы к 2018 г. С 1991 г. здесь проводятся службы.


Большой зал заседаний

Комплекс Мариинского дворца ранее включал отапливаемый Зимний сад, где росли экзотические растения, журчал фонтан и обитали тропические птицы. Он был перестроен по проекту Леонтия Бенуа в 1907–08 гг. для Государственного совета. Сегодня в зале заседает Законодательное Собрание СПб.

Информационный центр

В 2014 г. на 1 этаже дворца выделили помещение для экспозиций, связанных с историей строительства Мариинского дворца и становления Законодательного Собрания СПб. Здесь же представлен макет здания.

Макет

Экскурсии

Ознакомительные посещения проводятся организованными группами по предварительным заявкам организаций. Частные лица могут сделать запрос, обратившись к депутатам Законодательного Собрания по форме обратной связи.

Экскурсия по Мариинскому дворцу: видео

Как добраться до Мариинского дворца

Ближайшие станции метро — Садовая, Спасская, Сенная площадь, Адмиралтейская.

Вызывать такси в городе удобно с помощью мобильных приложений Везёт (Рутакси), Bolt, Maxim, Gett, Яндекс Go. Для составления собственного маршрута можно воспользоваться опциями удобного сайта.

Читайте также: