Манипуляции в деловом общении кратко

Обновлено: 08.07.2024

Массовая истерия- состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

Бунт -собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Подготовленные:

Демонстрация- временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение –самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает, что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Типы социального взаимодействия:

Сотрудничествопредполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

Соперничествоможет принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

Манипуляции - это формы межличностного взаимодействия, при которых влияние па партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция (как процесс) предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление манипулятора добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.




При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее и быстрее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Знание механизма функционирования уловок поможет деловому человеку эффективно нейтрализовать их в различных ситуациях полемики и спора, что позволит ему не стать объектом манипуляции со стороны безнравственных оппонентов.

Научитесь распознавать психологические уловки, используемые против вас. Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые (с точки зрения нравственности) приёмы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его всостояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.

Будь осторожен, когда слышишь лесть,

Её оружье - зло и месть,

Не верь ей никогда.

Не зря в народе говорят:

У лести очень тёплый взгляд,

Да сердце изо льда.

Применение этой уловки в споре, т.е. высказывание о том, что всё, о чём говорит партнёр, хорошо лишь в теории, по неприемлемо па практике, заставит его экспромт-доводами доказывать обратное, что, в конечном счёте, способно накалить атмосферу обсуждения и свести дискуссию к взаимным нападкам и обвинениям.

Таким образом, создаётся впечатление, что противоположная сторона знакома с доказываемым противником тезисом более основательно, чем он сам, и после тщательной проработки проблемы убедилась в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом.

Необходимо овладевать приёмами нейтрализации психологических уловок в общении.

Существует несколько приёмов нейтрализации уловок. Основные из них следующие:

В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более вооружён не столько знаниями, сколько умениями реализовывать па практике непозволительные приёмы - уловки.

Поведенческая стратегия в сфере делового общения предполагает умение менеджера, предпринимателя руководить собой и подчиненным, опираясь на принципы цивилизованной профессиональной деятельности и совокупность тактических приемов, способов и средств. Кроме рассмотренных общих тактических приемов менеджерам и предпринимателям целесообразно познакомиться и с другими, применяемыми в отдельных формах делового общения.

Специфическая тактика и техника делового общения:

- защиты от некорректных собеседников;

- нейтрализации замечаний партнеров, сослуживцев;

- разрядки отрицательных эмоций и техники самоуспокоения;

- конкретные приемы, средства и способы ведения переговоров;

- поведения и действий на различных этапах (стадиях, фазах) конфликтных ситуаций и др.

Практическое занятие №6

Формы социального взаимодействия.

Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные:

Массовая истерия- состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

Бунт -собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Подготовленные:

Демонстрация- временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение –самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает, что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Типы социального взаимодействия:

Сотрудничествопредполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

Соперничествоможет принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

Манипуляции - это формы межличностного взаимодействия, при которых влияние па партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция (как процесс) предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление манипулятора добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее и быстрее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Знание механизма функционирования уловок поможет деловому человеку эффективно нейтрализовать их в различных ситуациях полемики и спора, что позволит ему не стать объектом манипуляции со стороны безнравственных оппонентов.

Научитесь распознавать психологические уловки, используемые против вас. Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые (с точки зрения нравственности) приёмы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его всостояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.

Будь осторожен, когда слышишь лесть,

Её оружье - зло и месть,

Не верь ей никогда.

Не зря в народе говорят:

У лести очень тёплый взгляд,

Да сердце изо льда.

Применение этой уловки в споре, т.е. высказывание о том, что всё, о чём говорит партнёр, хорошо лишь в теории, по неприемлемо па практике, заставит его экспромт-доводами доказывать обратное, что, в конечном счёте, способно накалить атмосферу обсуждения и свести дискуссию к взаимным нападкам и обвинениям.

Таким образом, создаётся впечатление, что противоположная сторона знакома с доказываемым противником тезисом более основательно, чем он сам, и после тщательной проработки проблемы убедилась в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом.

Необходимо овладевать приёмами нейтрализации психологических уловок в общении.

Существует несколько приёмов нейтрализации уловок. Основные из них следующие:

В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более вооружён не столько знаниями, сколько умениями реализовывать па практике непозволительные приёмы - уловки.

Поведенческая стратегия в сфере делового общения предполагает умение менеджера, предпринимателя руководить собой и подчиненным, опираясь на принципы цивилизованной профессиональной деятельности и совокупность тактических приемов, способов и средств. Кроме рассмотренных общих тактических приемов менеджерам и предпринимателям целесообразно познакомиться и с другими, применяемыми в отдельных формах делового общения.

Специфическая тактика и техника делового общения:

- защиты от некорректных собеседников;

- нейтрализации замечаний партнеров, сослуживцев;

- разрядки отрицательных эмоций и техники самоуспокоения;

- конкретные приемы, средства и способы ведения переговоров;

- поведения и действий на различных этапах (стадиях, фазах) конфликтных ситуаций и др.

Ак­ту­али­зация те­мы ма­нипу­ляций в пе­рего­вор­ном про­цес­се. Зна­комс­тво с ме­тода­ми ней­тра­лиза­ции ма­нипу­ляций.

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

в ми­ни-лек­ции опи­сыва­ют­ся ма­нипу­ляци­он­ные при­емы, ко­торые мож­но при­менить в раз­го­воре с со­бесед­ни­ком. Те­ма дос­та­точ­но ин­те­рес­ная, об­ширная, но не­од­нознач­ная. На нас­то­ящий мо­мент су­щест­ву­ет мно­жест­во тех­ник и при­емов по вли­янию на ход лю­бой бе­седы. Ин­тернет пест­рит объ­яв­ле­ни­ями о же­лании обу­чить Вас ней­ро­линг­вис­ти­чес­ко­му прог­рамми­рова­нию и раз­личным спо­собам ма­нипу­ляций. Есть при­вер­женцы по­доб­ных обу­чений, а есть те, кто восп­ри­нима­ет ис­кусс­тво ма­нипу­ляций не­гатив­но. По на­шему мне­нию, прой­ти ба­зовую под­го­тов­ку в дан­ном воп­ро­се все-та­ки сто­ит. Да­же ес­ли Вы не пла­ниру­ете при­менять эти при­емы на прак­ти­ке, не­об­хо­димо уметь рас­позна­вать и за­щищать­ся от тех, кто на­вер­ня­ка бу­дет это де­лать. В ми­ни-лек­ции так­же зат­ро­нуты 3 ос­новных ме­тода ней­тра­лиза­ции ма­нипу­ляций.

Инструкция:

В ос­но­ве лю­бого де­лово­го вза­имо­дей­ствия ле­жит об­ще­ние. В от­ли­чие от лич­ност­но­го, де­ловое об­ще­ние не яв­ля­ет­ся са­моцелью и кро­ме по­луче­ния удов­летво­рения от не­го са­мого выс­ту­па­ет од­ним из средств сов­мест­ной де­ятель­нос­ти лю­дей, ее инс­тру­мен­том. Эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание ме­ханиз­мов де­лово­го об­ще­ния поз­во­ля­ет зна­читель­но улуч­шить ка­чест­во вза­имо­дей­ствия, до­бить­ся ус­пе­хов в биз­не­се. Но, как лю­бой инс­тру­мент, об­ще­ние мож­но ис­поль­зо­вать с раз­ны­ми це­лями. Ис­поль­зо­вание при­емов ком­му­ника­ции, ис­тинная цель ко­торых не сов­па­да­ет с дек­ла­риру­емой парт­не­ру по об­ще­нию и не­сет ему яв­ный или скры­тый урон, на­зыва­ет­ся ма­нипу­ляци­ей.

Ма­нипу­ляция как спо­соб ока­зать скры­тое пси­холо­гичес­кое воз­дей­ствие на со­бесед­ни­ка с целью до­бить­ся вы­год­но­го для се­бя по­веде­ния пос­то­ян­но ис­поль­зу­ет­ся в биз­не­се. Раз­личные при­емы и улов­ки поз­во­ля­ют зак­лю­чить бо­лее вы­год­ные конт­рак­ты, под­толк­нуть парт­не­ра или кли­ен­та к нуж­но­му ре­шению. Расс­мот­рим ос­новные при­емы пси­холо­гичес­ких ма­нипу­ляций в де­ловом об­ще­нии, в ос­но­ве ко­торых ле­жит ис­поль­зо­вание свой­ств че­лове­чес­кой пси­хики.

Сре­ди ос­новных при­емов ма­нипу­ляции, целью ко­торых яв­ля­ет­ся уже пря­мое вы­нуж­де­ние со­бесед­ни­ка при­нять оши­боч­ное, не­выгод­ное для его по­зиции ре­шение, вы­деля­ют:

Су­щест­ву­ет три ос­новных ме­тода ней­тра­лиза­ции этих и дру­гих при­емов пси­холо­гичес­кой ма­нипу­ляции в де­ловом об­ще­нии:

При деловом общении каждый из участников диалога хочет получить свою выгоду. Для этого используются манипуляции в деловом общении. Чтобы не попасться на уловки, необходимо знать несколько простых правил, которые не только защищают от манипулирования со стороны собеседника, но и помогут "выиграть" разговор и добиться желаемого.

Способы манипуляции в деловом общении

Для манипулирования в разговоре потребуется изучить несколько способов. Их рекомендуется использовать в комплексе во время диалога.

Подготовка к разговору

Перед диалогом необходимо внимательно изучить предстоящую тему обсуждения и продумать возможные пути исхода.

Обработка информации

Адресат не сможет анализировать информацию, если набрать быстрый темп разговора. Это позволит в нужный момент изменить факты под себя и выиграть диалог.

Внезапная искренность

Для ослабления внимательности собеседника необходимо втереться в его доверие. Для этого можно откровенно высказаться по поводу сложившейся ситуации, оказав эмоциональное давление на собеседника.

Безразличие к разговору

Не стоит обращать внимание на собеседника и на излагаемую им информацию. Не должно быть никаких эмоций. В ходе разговора необходимо переспрашивать и просить заново рассказать различные детали. Это позволит оказать давление и вызвать у адресата эмоции. При этом можно начинать манипулировать.

Одной из техник манипулирования является нарочная некомпетентность в решении поставленного вопроса. В таком случае собеседник потеряет мнимость и расслабится. В нужный момент достаточно будет немного надавить и добиться желаемого.

Профессионализм

Использование профессиональных терминов окажет давление на собеседника, если он их не знает.

Манипуляции в деловом общении и защита от них

Защита от манипуляций в деловом общении является важным пунктом для победы в разговоре. Это позволит увидеть все уловки партнера и нейтрализировать их.

Отключение чувств

Манипуляторы подбирают различные уловки, анализируя чувства и реакцию собеседника на поставленные вопросы. Исходя из этого, главным правилом для защиты от манипуляций является спокойствие и адекватная оценка ситуации, вопросов, претензий во время диалога. Это собьет собеседника, и он начнет использовать другие уловки. Эмоции и чувства необходимо отключить

Дистанция

Во избежание психологического негативного давления необходимо придерживаться среднего расстояния. При близком контакте манипулятор, имея более высокую должность и влияние, может морально давить на собеседника. При этом использование оскорбительных выражений и угроз необязательно.

Препятствия и адекватная оценка диалога

Не стоит бояться задать манипулятору вопросы по теме разговора. Большинство начальников могут подстраивать ситуацию под себя и подменять понятия. Это одна из уловок манипуляции, которую можно обойти путем предоставления фактов и опровержений.

Близкий контакт

Доверительные отношения с манипулятором дают ему возможность скрытно навязывать решения. Во избежание близкого контакта необходимо оставаться на уровне деловых отношений. При любых возможных ситуациях, когда манипулятор хочет "подружиться", требуется вести себя сдержанно и не обращать внимания.

Анализ диалога

С начала разговора необходимо обращать внимания на незначительные вопросы и отговорки манипулятора. Это позволит узнать его настрой и скрытый смысл намерений.

Промежуточные отговорки

Манипулятор является таким же человеком, которому свойственно ошибаться. Для определения ошибок необходимо задавать уточняющие и наводящие вопросы по поводу излагаемой информации. Это позволит поставить манипулятора в ступор.

Служебные обязанности

В трудовом договоре обозначены все обязанности работника. Если начальник пытается обвинить в некомпетентности и неисполнении задач, не стоит бояться сослаться на трудовой договор.

Рассеянность

Чтобы защититься от уловок манипулятора можно включить рассеянность, невнимательность и замедление действий.

Поведение

Манипуляторы уже имеют опыт и использовали уловки с другими собеседниками. Большинство реагируют стандартно и не пытаются защитить свои интересы и правоту. Во избежание манипуляций необходимо придерживаться спокойного поведения и грамотно оценивать ситуацию. Даже если манипулятор предлагает сделку на выгодных условиях, лучше сначала разобраться и задать уточняющие вопросы по пунктам. Это собьет манипулятора с толку, и можно будет заметить недопонимание на его лице.

Управление разговором

Манипулятор пытается отвлечь от темы обсуждения и выстраивает второстепенные линии разговора. Для решения делового вопроса необходимо возвращаться на нужное место диалога.

Перерыв

В том случае, когда в разговоре манипулятор начинает одерживать победу, можно сделать небольшой перерыв. Для этого можно использовать любой предлог, чтобы отлучиться. Это может быть вынужденное выполнение задачи руководства или необходимость отдать приказ подчиненным.

Нападение

Не стоит останавливаться на защитной позиции. Манипулятор не ожидает нападения. Для этого можно использовать те же способы, что и он. Однако сначала нужно их узнать.

Вывод

Одержать победу в разговоре можно с любым собеседником, если грамотно использовать манипуляции в деловом общении.

Мы предлагаем популярные бизнес аналитика обучение, а также семинары по деловой коммуникации, которые помогут Вам получить знания и увеличить эффективность Вашей работы.

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией .

Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе. Различные приемы и уловки позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению. Рассмотрим основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики.

Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:

Существует три основных метода нейтрализации этих и других приемов психологической манипуляции в деловом общении.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

манипуляции в общении

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

манипуляции в деловом общении

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

манипуляции в общении виды приемы

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

психологические манипуляции в общении

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

манипуляции в межличностном общении

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

В семейных отношениях

характеристика манипуляций в общении

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

манипуляции в общении и их нейтрализация

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

Читайте также: