Маньеризм в литературе кратко
Обновлено: 05.07.2024
Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана..
Всему свое время и своя эпоха, меняются модные тенденции в жизни, искусстве, литературе, и только рыцарское отношение к даме не выходит из моды.
Куртуазная лирика, означающая воспевание любви, живет еще со времен трубадуров, то есть с XI века. А что такое маньеризм и куртуазный маньеризм, чем отличаются эти жанры искусства и литературы в частности, разберемся в этой статье.
Маньеризм в литературе или эстетика контрастов
Слово "маньеризм" происходит от итальянского, означающего манеру. Так, например, манера письма, характерная для литературных произведений этого стиля, отличается изощренностью слога, сложным выражением мысли через аллегории или с использованием гротескных, контрастных сопоставлений.
Некоторые сочинения, исполненные в духе маньеризма, были переполнены искусственно-вычурным стилем, поэтому неслучайно он считается ранней фазой барокко.
Творчество писателей различных времен и национальностей объединяет тяга к маньеризму: Шекспир и Сервантес, Кальдерон и Монтень, Драйден, Спонд, Дю Бартас и другие. Разные по величине и значимости таланты, объединенные стилем, создали новые жанры на основе маньеризма, такие как трагикомедия, поэмы иронического или комического толка.
Разнонаправленное влияние
Как уже упомянуто ранее, стиль маньеризма был противоречив и отличался силой воздействия на различные стороны человеческой и общественной жизни.
С одной стороны, он способствовал оттачиванию рафинированной, изысканной, культуры, далекой от реальной жизни "черни", отличался особыми манерами поведения, тем самым предвосхищая зарождение нового вычурного стиля в искусстве - "рококо".
С другой стороны, эзотерические течения в маньеризме способствовали развитию сакрального барокко. Кроме того, средствами маньеризма в искусстве заиграл новыми красками эротизм, достигший в этом стиле наиболее яркого развития.
Искусствоведческие исследования отмечают существование определенной переклички между постмодернистской культурой и произведениями маньеризма. Существует определенная зависимость или программная вторичность, вызванная "культурным багажом" предшественников.
Так, известный американский искусствовед Джерри Сальс выделяет в искусстве новое художественное течение "нео-маньеризм", которое, по словам критика, в XXI веке использует на новый лад готовые и яркие клише предыдущих эпох.
Куртуазная лирика
Куртуазное искусство возникло в XI-XIII веке, и было основано на Кодексе рыцарской морали с обязательным культом Прекрасной Дамы.
Персонажи делятся на плохих и хороших в зависимости о того, как они относятся к объекту любви. Потому что в куртуазной лирике - любовь всегда радость, а отсутствие или неспособность любить - это скука.
Возникает культ Прекрасной Дамы. Место жонглера, шпильмана, скопа занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.
На основе куртуазной лирики были отточены новые поэтические формы и жанровые особенности:
- канцона представляет собой изысканное по форме стихотворение, содержащее признание в любви;
- сирвента – это поэтическое сочинение, затрагивающее мораль и нравственность, размышления на политические темы;
- плач – поэзия, передающая печаль или потерю в связи со смертью близкого или любимого человека;
- тенцона – это стихотворение, написанное в форме диалога и спора различных героев-персонажей;
- пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;
- альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания)
Куртуазный маньеризм в России
В конце восьмидесятых в России возникла поэтическая группа, которая получила название Орден куртуазных маньеристов. Окончательно группа поэтов оформилась 22 декабря 1988 года и первым изданием, вышедшим в 1989 году под знаком Ордена, был сборник стихов "Волшебный яд любви"
В названии Ордена использованы два термина, о которых шла речь выше, а стихи, созданные в стиле куртуазного маньеризма, отличались изысканностью формы и жестким, откровенным юмором не без доли цинизма.
Вот пример того, как выглядит куртуазный маньеризм в стихах Вадима Степанцова:
Мы плыли в лодочке подводной
На полюс Северный большой,
И капитана этой лодки
Я обожала всей душой.
Но он любил меня недолго,
Он скоро высадил меня
На полюс Северный огромный
Среди арктического дня.
Состав Ордена
При основании Ордена куртуазных маньеристов в его состав вошли:
- Великий Магистр - поэт Вадим Степанцов.
- Александр Бардодым - Черный Гранд-Коннетабль.
- Командор - поэт Дмитрий Быков, который вышел из состава Ордена 1992-м.
- Магический Флюид и Командор-Ордалиймейстер Ордена - Константэн Григорьев (один из основателей московской рок-группы "Бахыт-Компот".
- Великий Приор Ордена - Андрей Добрынин, поэт, переводчик, писатель.
- Архикардинал Ордена - Виктор Пеленягрэ, ныне автор более 20 книг стихов, известный как поэт-песенник.
Позднее в состав Ордена куртуазных маньеристов были приняты Александр Скиба (командор-процептор Ордена), поэт Александр Тенишев и писатель, журналист, критик Александр Вулых.
Программа, цели, манифест
Орден, как и полагается всякому уважающему себя новообразованию в литературе или политике, выпустил манифест, определяющий задачи и цели куртуазного маньеризма в литературе.
Авторы манифеста или группа поэтов, входящих в орден, заявляли, что понятие о том, что жизнь прекрасна, исчерпывается утверждением, что она удивительна.
Затем следовал короткий экскурс в историю общества, оригинально и с юмором описывающий социальную подоплеку возникновения куртуазного маньеризма именно в России.
Они объявляют себя выше бесконечной войны "лягушек и мышей", клянутся служить красоте, любви, изысканному и острому слову. И подписываются, как патриции духа, веселые рыцари Ордена.
По тому времени это было достаточно смело, свежо и главное - откровенно. Позже (в 1992 году) будет снят фильм "За брызгами алмазных струй" об истории русских поэтов Ордена куртуазного маньеризма и что это за событие или шаг, влияющий на развитие русской литературы.
Последователи и поклонники
У куртуазных маньеристов было много подражателей и последователей. Многим хотелось заявить о себя нестандартно, с юмором, одним словом, используя приемы, не принятые в классическом понимании поэзии.
Вот, как написан "Сонет без цели" Константина Радзиевского:
Сонет без цели пишется затем,
Чтоб отличиться выходкою странной
И обеспечить тренинг неустанный
Поэзогенераторных систем.
Сидишь себе и глючишь без проблем,
Накушавшись картошки со сметаной
Иль попросту торчишь маленько пьяный
В отсутствие пера достойных тем.
Так поступали труженики тыла
На фронте, если кабель перебила
Жестокая снарядная балда:
В кармане гоношатся пассатижи
Но парень к славе делается ближе,
Зубами замыкая провода.
Достижения куртуазных маньеристов
Орден отличался достаточно плодотворной творческой деятельностью. Правда, в настоящее время его бывшие участники заняты в основном собственным творческим ростом и группу как бы ничего не объединяет.
Тем не менее, хотелось бы отметить библиографию Ордена, как яркий и нестандартный поход в поисках новой литературы. Куртуазный маньеризм в поэзии представлен такими сборниками:
Орден куртуазных маньеристов: [Стихи / Ред. Сокол Г. Ф.]. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 1997. — 16 с.
Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувствительность/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0425-3.
Услады киборгов: [Сб. стихотворений]/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 2001. — 399 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0731-7.
Песни сложных устройств: [Сб. стихотворений] / Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Материк, 2003. — 531 с. — 3000 экз. ISBN 5-85646-105-3. Содерж. авт.: Вадим Степанцов, Андрей Добрынин, Константин Григорьев, Александр Скиба, Александр Вулых.
Можно сказать, что поэзия, написанная в такой манере, и сейчас привлекает читателя.
Разделение на стили и направления в сфере искусств часто обладает индивидуальным подходом. Особенно это касается работ авторов, творивших в древние века. На рубеже заката эпохи Возрождения и возникновения барокко в искусстве появился стиль маньеризм. Это направление до сих пор вызывает споры у специалистов.
Что такое маньеризм?
Когда возник маньеризм?
История человечества похожа на полотно, состоящее из чередования светлых и темных полос. На смену временам инквизиции пришел ренессанс с его возвышенным стилем в искусстве. По прошествии времени от него начали морально уставать, и он постепенно угас. В Европе началась эпоха реформации. В 20-х годах 16 в. после ряда войн был разграблен Рим. Упадок чувствовался во всем.
В эти годы в итальянской литературе, живописи, архитектуре, скульптуре возникло течение, о котором идет речь. Стиль маньеризм стал отражением определенной деградации человеческого творчества по сравнению с эпохой Возрождения. Во второй половине столетия это направление распространилось на большинство стран, существовавших в тогдашней Европе. Продержался этот стиль до конца 16 века.
Особенности маньеризма
Главенство внешних форм над внутренним содержанием – основная черта. На первый план выносится обострение чувств, напряженность нервов во всех композициях. Можно отметить характерные черты стиля маньеризм:
- Нарушение пропорций в формах (удлиненные части тела, например).
- Обилие разнообразных визуальных эффектов. Это могут быть эксперименты с перспективой, освещением или яркостью цвета.
- Перебор с деталировкой. За мелочами теряется стилистическая общность композиции.
- Неестественность красоты. Она преподносится вычурно, ее выразительность максимально увеличивается.
- Цвета, формы и их сочетания имеют большую живость и используются оригинальней, чем при Ренессансе.
- Преобладание новых гипертрофированных форм в эклектике. Этим черты маньеризма отличаются от предыдущих этапов искусства.
- Обильное использование серебрения и позолоты в композициях.
Маньеризм в живописи
Яркими представителями являлись художники: Джорджо Вазари, Якопо Понтормо, Эль Греко, Микеланджело. Стиль отображал идеи своего времени, поэтому типичный маньеризм картины художника тех лет отличал следующими особенностями:
- Опровержение устаревших канонов живописи. Рушились догмы и идеалы мастеров классических школ.
- В построении композиции не было симметричности. Не наблюдалось равновесных пирамидальных или круговых форм, характерных предыдущей эпохе.
- Художники избегали центральных фигур, которые могли бы сбалансировать построение картины. Несбалансированность наоборот подчеркивалась.
- Живописцы в своих работах использовали преимущественно краски холодных тонов. Тем самым подчеркивалось отсутствие умиротворения в душах персонажей.
Маньеризм в архитектуре
Его представляли архитекторы Дж. Вазари, Б. Амманати, Джулио Романо, Б. Буонталенти. Маньеризм в искусстве градостроительства проявился в отсутствии четкого плана и хаотичности застроек. Совершенство классических форм зданий, построенных во время эпохи Возрождения, сменилось эклектическим искажением гармонии. Субъективные идеи мастеров этого направления, воплощенные в камне, подчеркивали эфемерность мироздания и неопределенность судеб людских. Здания содержали в себе набор выразительных элементов декора без смысловой связи между собой.
Мешанина орнаментов на стенах сочетала в себе богато выполненные узоры геральдики и фигуры людей. Псевдобарельефы перемешались с инкрустациями из золота и серебра. Часто использовались мифологические мотивы в росписях стен. Планировка не продумывалась сознательно. Этим архитектор подчеркивал стремление свергнуть правила старых мастеров. Сооружения стиля маньеризма обладали эффектами, призванными для усиления эмоциональной составляющей. Зыбкость пространства и фантомность – основные идеи зданий, построенных в этом стиле.
Маньеризм в литературе
- особенная стилевая вычурность;
- наличие в тексте образов из области фантастики;
- не естественность и искусственность выражений;
- смешение литературных жанров (трагикомедия, например);
- присутствие определенного эзотерического контекста.
Маньеризм в моде
Яркими проявлениями этого направления стали испанские костюмы того времени. Маньеризм в одежде стал проявляться в причудливо-вычурных формах. Элементы новой моды:
- широкие расклешенные юбки;
- неплотно закрепленные лифы;
- богатый мавританский узор из геометрических линий;
- броские самоценные украшения, не несущие функционального значения.
Влияние строгого исполнения церковных предписаний соседствовало с национальным колоритом. Одежда, пошитая в форме геометрических фигур, искусственно изменяла естественные линии тела человека. Отдельные элементы гардероба не уравновешивали друг друга, а находились в дисгармонии. Например, костюм мог состоять из двух несочетаемых конусов, отталкивающих взгляд. Маньеризм в одежде противопоставлялся гармоничным вещам эпохи Ренессанса.
Маньеризм в интерьере
Чувственная эстетика диктовала свои правила обустройства убранства помещений. Испанский маньеризм, как и в одежде, стал яркой иллюстрацией этого стиля в интерьере. Создавая внутреннюю обстановку, специалисты решали 2 основные задачи:
Решались эти задачи следующим образом:
Информация о том, как поменять пароль в ВК пригодится людям, которые пользуются этой социальной сетью и хотят сохранить свои данные. Регулярно злоумышленники взламывают страницы, поэтому нужно придумать надежную комбинацию.
Уголовная ответственность является одной из разновидностей юридических наказаний, которая применяется по отношению к правонарушителям. Она предусмотрена в определенных законодательных актах государства, имеет свои принципы, формы и другие нюансы.
Субсидиарная ответственность – это правовая норма, призванная усилить гарантии возврата кредитных средств. Ее несет определенный круг лиц, связанный с тем, кто одолжил деньги. Она наступает, когда основной заемщик не способен вернуть кредит.
Гражданско-правовая ответственность как правовой институт – это важный инструмент защиты наших прав при взаимодействии с обществом. Всем участникам гражданских правоотношений будет полезно познакомиться с этим понятием поближе.
Читайте также: