Маньеризм в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана..


Всему свое время и своя эпоха, меняются модные тенденции в жизни, искусстве, литературе, и только рыцарское отношение к даме не выходит из моды.

Куртуазная лирика, означающая воспевание любви, живет еще со времен трубадуров, то есть с XI века. А что такое маньеризм и куртуазный маньеризм, чем отличаются эти жанры искусства и литературы в частности, разберемся в этой статье.

куртуазный маньеризм

Маньеризм в литературе или эстетика контрастов

Слово "маньеризм" происходит от итальянского, означающего манеру. Так, например, манера письма, характерная для литературных произведений этого стиля, отличается изощренностью слога, сложным выражением мысли через аллегории или с использованием гротескных, контрастных сопоставлений.

Некоторые сочинения, исполненные в духе маньеризма, были переполнены искусственно-вычурным стилем, поэтому неслучайно он считается ранней фазой барокко.

Творчество писателей различных времен и национальностей объединяет тяга к маньеризму: Шекспир и Сервантес, Кальдерон и Монтень, Драйден, Спонд, Дю Бартас и другие. Разные по величине и значимости таланты, объединенные стилем, создали новые жанры на основе маньеризма, такие как трагикомедия, поэмы иронического или комического толка.

куртуазный маньеризм стихи

Разнонаправленное влияние

Как уже упомянуто ранее, стиль маньеризма был противоречив и отличался силой воздействия на различные стороны человеческой и общественной жизни.

С одной стороны, он способствовал оттачиванию рафинированной, изысканной, культуры, далекой от реальной жизни "черни", отличался особыми манерами поведения, тем самым предвосхищая зарождение нового вычурного стиля в искусстве - "рококо".

С другой стороны, эзотерические течения в маньеризме способствовали развитию сакрального барокко. Кроме того, средствами маньеризма в искусстве заиграл новыми красками эротизм, достигший в этом стиле наиболее яркого развития.

Искусствоведческие исследования отмечают существование определенной переклички между постмодернистской культурой и произведениями маньеризма. Существует определенная зависимость или программная вторичность, вызванная "культурным багажом" предшественников.

Так, известный американский искусствовед Джерри Сальс выделяет в искусстве новое художественное течение "нео-маньеризм", которое, по словам критика, в XXI веке использует на новый лад готовые и яркие клише предыдущих эпох.

в стиле маньеризма

Куртуазная лирика

Куртуазное искусство возникло в XI-XIII веке, и было основано на Кодексе рыцарской морали с обязательным культом Прекрасной Дамы.

Персонажи делятся на плохих и хороших в зависимости о того, как они относятся к объекту любви. Потому что в куртуазной лирике - любовь всегда радость, а отсутствие или неспособность любить - это скука.

Возникает культ Прекрасной Дамы. Место жонглера, шпильмана, скопа занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.

На основе куртуазной лирики были отточены новые поэтические формы и жанровые особенности:

куртуазный маньеризм в литературе

  • канцона представляет собой изысканное по форме стихотворение, содержащее признание в любви;
  • сирвента – это поэтическое сочинение, затрагивающее мораль и нравственность, размышления на политические темы;
  • плач – поэзия, передающая печаль или потерю в связи со смертью близкого или любимого человека;
  • тенцона – это стихотворение, написанное в форме диалога и спора различных героев-персонажей;
  • пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;
  • альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания)

Куртуазный маньеризм в России

В конце восьмидесятых в России возникла поэтическая группа, которая получила название Орден куртуазных маньеристов. Окончательно группа поэтов оформилась 22 декабря 1988 года и первым изданием, вышедшим в 1989 году под знаком Ордена, был сборник стихов "Волшебный яд любви"

В названии Ордена использованы два термина, о которых шла речь выше, а стихи, созданные в стиле куртуазного маньеризма, отличались изысканностью формы и жестким, откровенным юмором не без доли цинизма.

Вот пример того, как выглядит куртуазный маньеризм в стихах Вадима Степанцова:

Мы плыли в лодочке подводной

На полюс Северный большой,

И капитана этой лодки

Я обожала всей душой.

Но он любил меня недолго,

Он скоро высадил меня

На полюс Северный огромный

Среди арктического дня.

куртуазный маньеризм что это

Состав Ордена

При основании Ордена куртуазных маньеристов в его состав вошли:

  1. Великий Магистр - поэт Вадим Степанцов.
  2. Александр Бардодым - Черный Гранд-Коннетабль.
  3. Командор - поэт Дмитрий Быков, который вышел из состава Ордена 1992-м.
  4. Магический Флюид и Командор-Ордалиймейстер Ордена - Константэн Григорьев (один из основателей московской рок-группы "Бахыт-Компот".
  5. Великий Приор Ордена - Андрей Добрынин, поэт, переводчик, писатель.
  6. Архикардинал Ордена - Виктор Пеленягрэ, ныне автор более 20 книг стихов, известный как поэт-песенник.

Позднее в состав Ордена куртуазных маньеристов были приняты Александр Скиба (командор-процептор Ордена), поэт Александр Тенишев и писатель, журналист, критик Александр Вулых.

Программа, цели, манифест

Орден, как и полагается всякому уважающему себя новообразованию в литературе или политике, выпустил манифест, определяющий задачи и цели куртуазного маньеризма в литературе.

Авторы манифеста или группа поэтов, входящих в орден, заявляли, что понятие о том, что жизнь прекрасна, исчерпывается утверждением, что она удивительна.

Затем следовал короткий экскурс в историю общества, оригинально и с юмором описывающий социальную подоплеку возникновения куртуазного маньеризма именно в России.

Они объявляют себя выше бесконечной войны "лягушек и мышей", клянутся служить красоте, любви, изысканному и острому слову. И подписываются, как патриции духа, веселые рыцари Ордена.

По тому времени это было достаточно смело, свежо и главное - откровенно. Позже (в 1992 году) будет снят фильм "За брызгами алмазных струй" об истории русских поэтов Ордена куртуазного маньеризма и что это за событие или шаг, влияющий на развитие русской литературы.

куртуазный маньеризм в поэзии

Последователи и поклонники

У куртуазных маньеристов было много подражателей и последователей. Многим хотелось заявить о себя нестандартно, с юмором, одним словом, используя приемы, не принятые в классическом понимании поэзии.

Вот, как написан "Сонет без цели" Константина Радзиевского:

Сонет без цели пишется затем,

Чтоб отличиться выходкою странной

И обеспечить тренинг неустанный

Поэзогенераторных систем.

Сидишь себе и глючишь без проблем,

Накушавшись картошки со сметаной

Иль попросту торчишь маленько пьяный

В отсутствие пера достойных тем.

Так поступали труженики тыла

На фронте, если кабель перебила

Жестокая снарядная балда:

В кармане гоношатся пассатижи

Но парень к славе делается ближе,

Зубами замыкая провода.

Достижения куртуазных маньеристов

Орден отличался достаточно плодотворной творческой деятельностью. Правда, в настоящее время его бывшие участники заняты в основном собственным творческим ростом и группу как бы ничего не объединяет.

Тем не менее, хотелось бы отметить библиографию Ордена, как яркий и нестандартный поход в поисках новой литературы. Куртуазный маньеризм в поэзии представлен такими сборниками:

Орден куртуазных маньеристов: [Стихи / Ред. Сокол Г. Ф.]. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 1997. — 16 с.

Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувствительность/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0425-3.

Услады киборгов: [Сб. стихотворений]/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 2001. — 399 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0731-7.

Песни сложных устройств: [Сб. стихотворений] / Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Материк, 2003. — 531 с. — 3000 экз. ISBN 5-85646-105-3. Содерж. авт.: Вадим Степанцов, Андрей Добрынин, Константин Григорьев, Александр Скиба, Александр Вулых.

Можно сказать, что поэзия, написанная в такой манере, и сейчас привлекает читателя.

Маньеризм – что это такое, когда возник, основные особенности

Разделение на стили и направления в сфере искусств часто обладает индивидуальным подходом. Особенно это касается работ авторов, творивших в древние века. На рубеже заката эпохи Возрождения и возникновения барокко в искусстве появился стиль маньеризм. Это направление до сих пор вызывает споры у специалистов.

Что такое маньеризм?

Когда возник маньеризм?

История человечества похожа на полотно, состоящее из чередования светлых и темных полос. На смену временам инквизиции пришел ренессанс с его возвышенным стилем в искусстве. По прошествии времени от него начали морально уставать, и он постепенно угас. В Европе началась эпоха реформации. В 20-х годах 16 в. после ряда войн был разграблен Рим. Упадок чувствовался во всем.

В эти годы в итальянской литературе, живописи, архитектуре, скульптуре возникло течение, о котором идет речь. Стиль маньеризм стал отражением определенной деградации человеческого творчества по сравнению с эпохой Возрождения. Во второй половине столетия это направление распространилось на большинство стран, существовавших в тогдашней Европе. Продержался этот стиль до конца 16 века.

Когда возник маньеризм

Особенности маньеризма

Главенство внешних форм над внутренним содержанием – основная черта. На первый план выносится обострение чувств, напряженность нервов во всех композициях. Можно отметить характерные черты стиля маньеризм:

  1. Нарушение пропорций в формах (удлиненные части тела, например).
  2. Обилие разнообразных визуальных эффектов. Это могут быть эксперименты с перспективой, освещением или яркостью цвета.
  3. Перебор с деталировкой. За мелочами теряется стилистическая общность композиции.
  4. Неестественность красоты. Она преподносится вычурно, ее выразительность максимально увеличивается.
  5. Цвета, формы и их сочетания имеют большую живость и используются оригинальней, чем при Ренессансе.
  6. Преобладание новых гипертрофированных форм в эклектике. Этим черты маньеризма отличаются от предыдущих этапов искусства.
  7. Обильное использование серебрения и позолоты в композициях.

Маньеризм в живописи

Яркими представителями являлись художники: Джорджо Вазари, Якопо Понтормо, Эль Греко, Микеланджело. Стиль отображал идеи своего времени, поэтому типичный маньеризм картины художника тех лет отличал следующими особенностями:

  1. Опровержение устаревших канонов живописи. Рушились догмы и идеалы мастеров классических школ.
  2. В построении композиции не было симметричности. Не наблюдалось равновесных пирамидальных или круговых форм, характерных предыдущей эпохе.
  3. Художники избегали центральных фигур, которые могли бы сбалансировать построение картины. Несбалансированность наоборот подчеркивалась.
  4. Живописцы в своих работах использовали преимущественно краски холодных тонов. Тем самым подчеркивалось отсутствие умиротворения в душах персонажей.

Маньеризм в архитектуре

Его представляли архитекторы Дж. Вазари, Б. Амманати, Джулио Романо, Б. Буонталенти. Маньеризм в искусстве градостроительства проявился в отсутствии четкого плана и хаотичности застроек. Совершенство классических форм зданий, построенных во время эпохи Возрождения, сменилось эклектическим искажением гармонии. Субъективные идеи мастеров этого направления, воплощенные в камне, подчеркивали эфемерность мироздания и неопределенность судеб людских. Здания содержали в себе набор выразительных элементов декора без смысловой связи между собой.

Мешанина орнаментов на стенах сочетала в себе богато выполненные узоры геральдики и фигуры людей. Псевдобарельефы перемешались с инкрустациями из золота и серебра. Часто использовались мифологические мотивы в росписях стен. Планировка не продумывалась сознательно. Этим архитектор подчеркивал стремление свергнуть правила старых мастеров. Сооружения стиля маньеризма обладали эффектами, призванными для усиления эмоциональной составляющей. Зыбкость пространства и фантомность – основные идеи зданий, построенных в этом стиле.

Маньеризм в архитектуре

Маньеризм в литературе

  • особенная стилевая вычурность;
  • наличие в тексте образов из области фантастики;
  • не естественность и искусственность выражений;
  • смешение литературных жанров (трагикомедия, например);
  • присутствие определенного эзотерического контекста.

Маньеризм в моде

Яркими проявлениями этого направления стали испанские костюмы того времени. Маньеризм в одежде стал проявляться в причудливо-вычурных формах. Элементы новой моды:

  • широкие расклешенные юбки;
  • неплотно закрепленные лифы;
  • богатый мавританский узор из геометрических линий;
  • броские самоценные украшения, не несущие функционального значения.

Влияние строгого исполнения церковных предписаний соседствовало с национальным колоритом. Одежда, пошитая в форме геометрических фигур, искусственно изменяла естественные линии тела человека. Отдельные элементы гардероба не уравновешивали друг друга, а находились в дисгармонии. Например, костюм мог состоять из двух несочетаемых конусов, отталкивающих взгляд. Маньеризм в одежде противопоставлялся гармоничным вещам эпохи Ренессанса.

Маньеризм в моде

Маньеризм в интерьере

Чувственная эстетика диктовала свои правила обустройства убранства помещений. Испанский маньеризм, как и в одежде, стал яркой иллюстрацией этого стиля в интерьере. Создавая внутреннюю обстановку, специалисты решали 2 основные задачи:

Решались эти задачи следующим образом:

Информация о том, как поменять пароль в ВК пригодится людям, которые пользуются этой социальной сетью и хотят сохранить свои данные. Регулярно злоумышленники взламывают страницы, поэтому нужно придумать надежную комбинацию.

Уголовная ответственность является одной из разновидностей юридических наказаний, которая применяется по отношению к правонарушителям. Она предусмотрена в определенных законодательных актах государства, имеет свои принципы, формы и другие нюансы.

Субсидиарная ответственность – это правовая норма, призванная усилить гарантии возврата кредитных средств. Ее несет определенный круг лиц, связанный с тем, кто одолжил деньги. Она наступает, когда основной заемщик не способен вернуть кредит.

Гражданско-правовая ответственность как правовой институт – это важный инструмент защиты наших прав при взаимодействии с обществом. Всем участникам гражданских правоотношений будет полезно познакомиться с этим понятием поближе.

Читайте также: