Маленький человек в бедной лизе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что понимается в литературоведении под термином “маленький человек”? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ничем не примечательный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос. Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах.

Глубокое развитие тема маленького человека

получила в реалистической литературе девятнадцатого века. Однако предшественником прозаиков-реалистов в разработке этой темы можно считать выдающегося русского писателя восемнадцатого столетия Николая Михайловича Карамзина.

В историю отечественной словесности Карамзин вошел как основоположник нового литературного направления – сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века. Оно получило свое название от французского слова sentiment, что переводится на русский язык как “чувство”, “чувствительность”. В отличие от классицизма,

требовавшего от писателя изображения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описании обыкновенного, ничем не выделяющегося из общей среды человека, который, однако, способен любить, чувствовать и стремиться к добру. Сентиментализм провозгласил культ естественного человека, живущего в единстве с природой, был не чужд патриархальной идеализации.

Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под определение “сентиментальные”.

Типичным образцом сентиментализма в русской литературе стала повесть Карамзина “Бедная Лиза”. В восприятии сегодняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы.

После смерти отца вдова и дочь вынуждены были отдать свою землю в наем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве”.

Там она встретила и полюбила молодого человека по имени Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться.

Для нас в этом сюжете нет ничего оригинального, потому что со времен Карамзина он многократно, с теми или иными вариациями, использовался в последующей литературе. Но для читателей конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века история была нова и необычна. Повесть пользовалась огромной популярностью.

Сотни читателей специально приезжали в окрестности Симонова монастыря под Москвой, где происходили описанные в повести события, чтобы побывать на месте взволновавшей их драмы.

Главная идея повести -“крестьянки тоже любить умеют!” – несла в себе новый для общественного сознания того времени гуманистический заряд.

Что понимается в литературоведении под термином “малень­кий человек”? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит.

Это самый простой, ничем не примеча­тельный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос. Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Висса­рион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах. Глубокое развитие тема маленького человека

Однако пред­шественником прозаиков-реалистов в разработке этой темы мож­но считать выдающегося русского писателя восемнадцатого сто­летия Николая Михайловича Карамзина.

В историю отечественной словесности Карамзин вошел как основоположник нового литературного направления – сенти­ментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века. Оно по­лучило свое название от французского слова sentiment, что пе­реводится на русский язык как “чувство”, “чувствительность”. В отличие

от классицизма, требовавшего от писателя изобра­жения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описа­нии обыкновенного, ничем не выделяющегося из общей сре­ды человека, который, однако, способен любить, чувствовать и стремиться к добру.

Сентиментализм провозгласил культ ес­тественного человека, живущего в единстве с природой, был не чужд патриархальной идеализации. Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под определение “сентиментальные”.

Типичным образцом сентиментализма в русской литерату­ре стала повесть Карамзина “Бедная Лиза”. В восприятии се­годняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьян­ской девушки Лизы.

После смерти отца вдова и дочь вынужде­ны были отдать свою землю в наем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа сво­его – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня стано­вилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь – ткала хол­сты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве”.

Не выдержав из­мены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

Для нас в этом сюжете нет ничего оригинального, потому что со времен Карамзина он многократно, с теми или иными вариациями, использовался в последующей литературе. Но для читателей конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века история была нова и необычна. Повесть пользовалась огром­ной популярностью.

Сотни читателей специально приезжали в окрестности Симонова монастыря под Москвой, где проис­ходили описанные в повести события, чтобы побывать на ме­сте взволновавшей их драмы.

Главная идея повести – “крестьянки тоже любить умеют!” – несла в себе новый для общественного сознания того времени гуманистический заряд.

Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.

Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.

Сочинение: Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза

Мы изучаем - Сочинение: Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза. Подсказки школьнику

Что понимается в литературоведении под термином малень­кий человек? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит.

Это самый простой, ничем не примеча­тельный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос. Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Висса­рион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах. Глубокое развитие тема маленького человека получила в реалистической литературе девятнадцатого века.

Однако пред­шественником прозаиков-реалистов в разработке этой темы мож­но считать выдающегося русского писателя восемнадцатого сто­летия Николая Михайловича Карамзина.

В историю отечественной словесности Карамзин вошел как основоположник нового литературного направления сенти­ментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. Оно по­лучило свое название от французского слова sentiment, что пе­реводится на русский язык как чувство, чувствительность. В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изобра­жения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описа­нии обыкновенного, ничем не выделяющегося из общей сре­ды человека, который, однако, способен любить, чувствовать и стремиться к добру.

Сентиментализм провозгласил культ ес­тественного человека, живущего в единстве с природой, был не чужд патриархальной идеализации. Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под определение сентиментальные.

Типичным образцом сентиментализма в русской литерату­ре стала повесть Карамзина Бедная Лиза. В восприятии се­годняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьян­ской девушки Лизы.

После смерти отца вдова и дочь вынужде­ны были отдать свою землю в наем за гроши. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа сво­его ибо и крестьянки любить умеют! день ото дня стано­вилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь ткала хол­сты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве.

Не выдержав из­мены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

Для нас в этом сюжете нет ничего оригинального, потому что со времен Карамзина он многократно, с теми или иными вариациями, использовался в последующей литературе. Но для читателей конца восемнадцатого начала девятнадцатого века история была нова и необычна. Повесть пользовалась огром­ной популярностью.

Сотни читателей специально приезжали в окрестности Симонова монастыря под Москвой, где проис­ходили описанные в повести события, чтобы побывать на ме­сте взволновавшей их драмы.

Главная идея повести крестьянки тоже любить умеют! несла в себе новый для общественного сознания того времени гуманистический заряд.

Читайте также: