Макс вебер политология кратко

Обновлено: 08.07.2024

Максимилиан Карл Эмиль Вебер, известный нам, как Макс Вебер, является немецким социологом, философом, историком, а также политическим экономистом. Идеи данного учёного оказали значительное влияние на развитие различных отраслей наук, в том числе и политологии, социологии. Маркс Вебер выступает в качестве одного из основоположников социологии, так как подробно занимался изучением данной науки. Также Макс Вебер занимался изучением такой науки, как экономики. Он работал в величайших институтах своего времени, в частности, в мюнхенском, венском, фрайбургском, берлинском и иных. Он воспитал известных учеников, являлся научными руководителями современных деятелей, а также известен в качестве создателя понимающей социологии.

Рисунок 1. Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Политическая социология

Вебер занимался изучением так называемой политической социологии, так как был достаточно близок к социологическим наукам. В частности, данным ученым был введен в оборот такой термин, как социальное действие. При этом любые социальные явления изучались и с точки зрения эмпирических методов. Рассматривая какие-либо социальные явления, учёные стремятся распознать не только цель происходящего, но и смысл, вопросы вовлечения индивидов каких-либо правоотношения.

Он основал такие явления, как и рационализация, секуляризация и другие. Особенно интересны были его взгляды на соотношение социологии, экономики и религии. В частности, он видел особую связь данных наук с религией, связывая с ней также и момент возникновения общественных отношений, особенно касающихся распределения труда и создания капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии данные ученый изучал религиозные системы других стран, стремясь связать их с экономикой.

Политику он рассматривал как призвание и профессию, выделив ее в качестве особого государственного института. Вебер также определил, что только политика, только власть обладает особой монополией, а именно монополией в сфере применению насилия. Данный ученый впервые выделил типы власти общества, подчеркивая различие данных типов. В какой-то мере Вебер дал начало изучению такого явления, как демократия, так как его работа активно освещала данные темы.

Готовые работы на аналогичную тему

Вебер как ученый и общественный деятель пытался также баллотироваться в немецкий парламент, участвовал в консультировании комиссии по разработке Конституции ФРГ.

Вебер считал, что имеющаяся реальность представляет собой некоторый хаос, и всё, что имеется в нем, состоит в этом хаосе. Власть дает возможность обществу несколько упорядочить данный хаос за счет создания упорядоченных отношений власти и подчинения.

Макс Вебер считал, что та система, которая была предложена Кантом, устарела для современного мира и является уже не актуальной. Он рассматривает другие системы, в том числе и противоречащие учениям Канта. Некоторое вдохновение для Макса Вебера имели работы Карла Маркса, которые изучали социализм. Ученый указывают, что конфликт между сословиями неизбежен, человечество никакими способами не сможет его избежать. Интересным является тот факт, что несмотря на то, что Вебер активно изучал влияние религии на развитие экономической и иной ситуации в стране, сам он не скрывал свои светскости.

Социология как особенность учения Вебера

Макс Вебер разрабатывал различные теории, регламентирующие политическую социологию. Политическую направленность придавало ей изучение таких явлений, как:

  • государственность;
  • конструкции, из которых построено государство;
  • их основные характеристики и черты;
  • иные значительные положения данной области.

Основной чертой любого политического социолога является выявление идеального типа государства, выступающего в качестве идеальной теоретической государственный конструкции, характеризующей такой социальный феномен, как государство.

Модель идеального государства выступает в качестве так называемых утопий, то есть по факту несуществующего явления. Такие явления не имеют аналогов в действительности. Все исследователи, политические деятели стремились найти политическую утопию, выдав какие-либо несуществующие идеи в качестве политической идее об идеальной жизни. Например, таким приемом пользовалась коммунистическая партия.

Вебер разработал также такое понятие, как целерациональное действие. В частности, он обращал внимание на действия индивида в качестве субъекта осмысленного целеполагания. При этом действие он также обуславливает психологией индивидов.

Вебер также изучал и следующие положения:

  • исследования феномена власти;
  • оценка феномена западноевропейского капитализма;
  • учет творческого потенциала.

Как социолог, Макс Вебер изучал предмет социологии, определяя его в качестве поведения. В частности, он изучал различные общественные сферы, государство, общественные организмы вне деятельности людей. В частности, им были определены следующие типы идеальных социальных действий, характеризующиеся следующими признаками:

  • наличие четко поставленной цели (целерациональность);
  • наличие побуждения, которое возникает вследствие влияния какой-либо ценности (ценнорациональность);
  • ориентация на обычаи (традиционность);
  • сильное влияние чувств (аффект).

Отличие от марксистской теории в данном случае заключается в том, что Макс Вебер обращает внимание на мотивы, чувства людей, влияющие на осуществление ими той или иной деятельности.

Идея Вебера заключается именно в рационализации общественной жизни, что выступает также в качестве признака ее развития. Он видел переход от аграрного общества к индустриальному, связывая с этим основы бытия.

Вебер также интересовался вопросами управления людей, а также управление государством, то есть изучал различные виды власти, как политической, так и государственной. При этом он отвечал явлениям власти и господства, делая между ними определенные различия. В частности, власть должна обладать таким обязательным признаком, как легитимность распоряжения.

Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юристом, а по политическим ориентациям — национал-либералом. Мать была образованной и глубоко религиозной женщиной. До 29 лет Вебер жил с родителями. В их доме встречались довольно известные философы, историки и политики Германии последней трети XIX в.

В 1882 г. он заканчивает гимназию и начинает изучать право в Гейделъбергском, а затем — Берлинском, Страсбургском и Геттингенском университетах. Кроме права интересуется историей, экономикой и философией. Самостоятельную научную работу начинает в сфере истории права. Его первые труды были посвящены истории торговых корпораций в средние века и влиянию аграрных отношений Древнего Рима на государственное и частное
право. Одновременно участвует в исследовании аграрных отношений на востоке Германии, изучает роль биржи в экономике страны и публикует в 1890-е гг. результаты данных исследований.

В 1893 г. Вебер женился на Марианне Шнигтер. Осенью 1894 г. занял место профессора кафедры политической экономии Фрейбургского университета, а с 1896 г. работает в Гейдельбергском университете.

Многие университеты Германии предлагают ему место профессора на льготных условиях. Но Вебер отвергает эти предложения и вплоть до 1919 г. занимается только наукой и журналистикой. В 1918—1920 гг. он был консультантом комиссий по выработке условий мира между Германией и Францией и проекта конституции Веймарской республики. После смерти Л. Брентано в 1919 г. занимает место профессора кафедры политической экономии в Мюнхенском университете.

На протяжении своей относительно короткой жизни Вебер был свидетелем объединения Германии во второй половине XIX в. под руководством Бисмарка и интенсивного перехода германского капитализма в государственно-монополистическую фазу. Но ему пришлось увидеть и почти полную потерю Германией своей политической роли после первой мировой войны. Это обстоятельство существенно повлияло на политические взгляды ученого.

Хорошо известно, что в идеологии либерализма личности и ее свободе приписывалось универсальное, всемирно-историческое значение. Классическая немецкая литература и философия отражала эту общую мировоззренческую установку. Система образования, сложившаяся в Германии в начале XIX в., тоже укрепляла гуманистические стремления буржуазии и ее литературных и политических представителей. Но поражение в революции 1848—1849 гг. и социальная и политическая неустойчивость в эпоху Бисмарка придали гуманитарным стремлениям немецкой буржуазии консервативно-охранительную форму.

На протяжении жизни Вебер наблюдал и изучал политику кайзеровской Германии и не питал в отношении ее никаких иллюзий.

Известно, что любая наука, изучающая социально-исторические отношения и процессы,— элемент социально-исторической практики. Общественную науку создают люди, принадлежащие своему времени и классу. Они обладают определенным социальным положением. И потому занимают определенную позицию в общественной, политической и идейной борьбе своего времени. Политическая позиция и .взгляды ученого-обществоведа не существуют сами по себе. Они связаны с проблематикой и выводами его научных исследований. Как эта связь проявилась в мировоззрении Вебера?

Вебер, таким образом, считал капитализм лучшей из возможных форм социально-экономического строя. И потому составлял программы социальных преобразований, которые должны обеспечить политическую гегемонию буржуазии. Но эти программы, по его мнению, не могут быть осуществлены ни немецкой буржуазией, ни прусским государством. Идеалы первой сводятся к погоне за прибылью. А во втором крупные юнкеры-землевладельцы занимают господствующее положение. Классово-сознательный буржуа Вебер не был некритическим апологетом капитализма. Однако его критический и реформаторский пыл в значительно большей степени зависел от националистических установок, нежели от ценностей либерализма. Это было обусловлено традициями исторической школы права и политической экономии, в которой марксизм толковался весьма своеобразно.

И потому Вебер сомневался в том, что социализм сможет преодолеть эти процессы и снять отчуждение труда. Он соглашался с Марксом в том, что классовая борьба — необходимая составная часть капитализма. Но не соглашался с тем, что она — основной источник социально-исторического развития. Классовая борьба, по Веберу, представляет собой явление не столько объективное, сколько обусловленное субъективными установками. В соответствии с этой посылкой источники классовой борьбы при капитализме усматривались им в погоне буржуазии за прибылью и отсутствии у нее социальной, политической и моральной ответственности.

Существенным фактором упадка революционных тенденций партии Вебер считал ее бюрократизацию. Он оказал определенное влияние на Р. Михельса, создавшего теорию олигархизации политических партий на основе изучения организационной структуры и деятельности германской социал-демократии. Вебер приветствовал также националистическую и шовинистическую позицию, которую заняла партия в годы первой мировой войны.
Политическое мировоззрение немецкого социолога неплохо иллюстрирует его отношение к русским революциям 1905 — 1907 гг. и 1917 г., а также к германской революции 1918 г.

Примечательно, что национализм и шовинизм Вебера переплелся с традиционно-либеральными воззрениями. Он никогда не поддерживал идею мирового господства Германии. Решительно выступал против любых форм аннексии чужих территорий и считал, что ценность больших и малых наций одна и та же. Каждая из них вносит вклад в общечеловеческую культуру. И потому любая нация вправе создавать такие формы политической жизни, которые определяются ее суверенитетом.

Таким образом, составными частями политического мировоззрения Вебера были либерализм, национализм, шовинизм, консерватизм и отрицательное отношение к социалистической идеологии. Как эти установки сказались в выборе исследовательских проблем и методологии социального познания?

Ответ на поставленный вопрос целесообразно начать с анализа его ранних работ. Они недостаточно освещены в литературе. Но именно в них ученый сформулировал проблемы, изучению которых посвятил всю жизнь. Ранние работы Вебера показательны и с точки зрения связи мировоззрения и методологии, политики и науки. Они насыщены конкретной социально-политической проблематикой. Однако последующая деятельность Вебера показывает, что содержание данных работ не сводилось к злобе дня.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Реферат ПОЛИТОЛОГия.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ

Тема: Макс Вебер и его вклад в политологию

Заочной формы обучения

  1. М. Вебер и его вклад в политологию……………………………………….5
  2. М. Вебер и его научные взгляды .. …………………………………………11

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.

Как следствие, в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политика – явление сложное и многогранное. Это явление изучается и осмысливается учеными уже около двух с половиной тысячелетий. Но и в настоящее время редкий политолог решается категорически и однозначно высказаться о том, что собственно является сущностью политики.

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции.

Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространённую учебную дисциплину.

Он родился в городе Эрфурт в Германии в состоятельной и очень интеллигентной семье, работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук, т.е. диапазон его интересов и научной деятельности необычайно широк.

Для общей тенденции трудов Макса Вебера характерна эволюция от историко-экономических проблем к вопросам общей социологии - все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом.

Макса Вебера считают бесспорным классиком мировой социологии, энциклопедически образованным ученым, политическим и общественным деятелем. Он считается крупнейшим представителем немецкой исторической школы политэкономии. Правовед по образованию, он начинал свою деятельность с исследований в области экономической истории. Формирование социально-политических воззрений его теоретической позиции во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX века, а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии.

Целью работы является рассмотрение вклада М. Вебера в политическую науку. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Макс Вебер является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук. Однако все Вебер изучал в историческом аспекте. Все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом.

В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др.

Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в,:а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс- пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок.

Наиболее очевидным образом проблематика конфликта проявляется в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства - подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной. При анализе властных отношений для Вебера основное значение имеют не столько акции насилия, сколько сами механизмы согласия с властными полномочиями. По его мнению страх за жизнь и имущество являются не единственными основаниями принятия власти. В различных политических системах проявляются различные сочетания материальных и идейных интересов, побуждающих людей к согласию с властями или, наоборот, к протесту против них. По мере исторического развития цивилизации вырабатываются все более сложные формы взаимоотношений индивидуумов и власти, общественных структур и политических институтов1.

Подробно все это расписано в учении Вебера о типах легитимного господства, то есть такого господства, которое признается управляемыми индивидами. Как писал Вебер, “господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу”. Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства, выделяя три разновидности подчинения:

  • традиционный;
  • харизматический;
  • рациональный.

Традиционный тип господства-подчинения обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению, основан на вере в священность издревле существующих порядков и властей.

Харизматический тип господства-подчинения. Понятие харизмы играет в веберовской политической социологии важную роль. Харизма, в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое качество индивида, выделяющее его среди остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, пророки и провидцы, выдающиеся политики, основатели мировых религий и другие типы (например, Будда, Христос, Магомет, Солон, Ликург, Цезарь и т. д.)2.

Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Авторитет харизматического лидера базируется на его силе, только не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.

• Вклад в политическую науку В. Парето и Г. Моски (XX в.).

• Современные зарубежные политологические школы

-новая теория демократии (И.Шумпетер); По мнению Йозефа Шумпетера, при демократии власть принимать политические решения обретается посредством конкурентной борьбы за голоса людей. В этой теории основное внимание уделяется ответственности политического руководства, которому следует избегать вызывающих разногласия вопросов, а также игнорировать переменчивые и размытые требования обычных граждан. На граждан возлагается миссия защиты общества от безответственных политиков. - плюралистическая теория демократии (Р.Даль); Роберт Даль истолковывает демократическую политику как плюрализм различных групп, объединённых общими интересами. Согласно его концепции, каждый гражданин принадлежит кругу людей, у которых есть определённые узкие интересы, тесно связанные с их повседневной жизнью. По этим вопросам граждане хорошо информированы и стремятся обрести влияние на других. Хотя каждая группа интересов представляет собой заведомое меньшинство, для достижения нужного им результата они объединяются в коалиции. Фактически демократия становится правлением не большинства, а этих политически активных коалиций

• Политическая мысль Древней Руси IX – XIY вв.

• Политическая мысль России в период второй половины XYII – первой половины XYIII вв

• Политическая мысль во второй половине XYIII в:

• Политическая мысль первой половины XIX в.

• Политическая мысль России во второй половине XIX в.:

• Русский общинный социализм революционеров

• Русский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).

• Политическая мысль России во второй половине XIX в

Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Всеединство - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Всеединство было представлено в различных философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии. Наиболее яркое выражение эта проблема нашла в русской философии, где начиная с B.C.Соловьева, сложилось самобытное направление - философия всеединства. Датой ее возникновения считают 1874. "новый" либерализм, или неолиберализм провозглашал необходимость обеспечения каждому гражданину "права

• Вклад в политическую науку В. Парето и Г. Моски (XX в.).

• Современные зарубежные политологические школы

-новая теория демократии (И.Шумпетер); По мнению Йозефа Шумпетера, при демократии власть принимать политические решения обретается посредством конкурентной борьбы за голоса людей. В этой теории основное внимание уделяется ответственности политического руководства, которому следует избегать вызывающих разногласия вопросов, а также игнорировать переменчивые и размытые требования обычных граждан. На граждан возлагается миссия защиты общества от безответственных политиков. - плюралистическая теория демократии (Р.Даль); Роберт Даль истолковывает демократическую политику как плюрализм различных групп, объединённых общими интересами. Согласно его концепции, каждый гражданин принадлежит кругу людей, у которых есть определённые узкие интересы, тесно связанные с их повседневной жизнью. По этим вопросам граждане хорошо информированы и стремятся обрести влияние на других. Хотя каждая группа интересов представляет собой заведомое меньшинство, для достижения нужного им результата они объединяются в коалиции. Фактически демократия становится правлением не большинства, а этих политически активных коалиций

• Политическая мысль Древней Руси IX – XIY вв.

• Политическая мысль России в период второй половины XYII – первой половины XYIII вв

• Политическая мысль во второй половине XYIII в:

• Политическая мысль первой половины XIX в.

• Политическая мысль России во второй половине XIX в.:

• Русский общинный социализм революционеров

• Русский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).

• Политическая мысль России во второй половине XIX в

Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Всеединство - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Всеединство было представлено в различных философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии. Наиболее яркое выражение эта проблема нашла в русской философии, где начиная с B.C.Соловьева, сложилось самобытное направление - философия всеединства. Датой ее возникновения считают 1874. "новый" либерализм, или неолиберализм провозглашал необходимость обеспечения каждому гражданину "права

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Оглавление

  • К политической социологии Макса Вебера[1]
  • Макс Вебер. Политика как призвание и профессия. Сборник

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политика как призвание и профессия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Филиппов А. Ф., перевод на русский язык, вступительная статья, 2018

К политической социологии Макса Вебера [1]

В этой книге помещены две работы Макса Вебера (1864–1920), относящиеся к самому позднему периоду его творчества. И по жанру (одна из них — брошюра, написанная на основе публичной лекции, другая — теоретико-методологическая глава фундаментального научного труда), и по предмету (становление современного государства и профессии политика, с одной стороны; проблематика и систематика понимающей социологии — с другой) они очень разные, не говоря уже об авторской интонации и стилистике. Вебер был выдающимся оратором и публицистом, его речи и газетные статьи привлекали широкую образованную аудиторию, но его методически строгие тексты, посвященные тонкому анализу понятий, приводили и до сих приводят в отчаяние своей сложностью менее искушенных читателей. Соединение этих текстов в одном томике нуждается в дополнительном обосновании, помимо указания на то, что созданы они были практически в одно время. Здесь нам потребуется обратиться прежде всего к скучной, но важной материи: библиографии. История публикаций требует внимания, без нее многое непонятно.

Во-первых, подчеркнем еще раз, Вебер эти работы писал хоть и не одновременно, но, во всяком случае, в один и тот же период. Во-вторых, оба текста он довел до высокой степени готовности, до издательской корректуры; что один текст вышел из печати при его жизни, а другой — меньше чем через год после кончины, — это обстоятельство скорее случайное [16] . В-третьих, между двумя работами есть глубокая содержательная связь.

II. Политическая история и научная биография

Стенограмма доклада не сохранилась, но судя по всему, он подвергся серьезной доработке для публикации и существенно увеличился в объеме. Вебер многое дописал, и вместе с его добавлениями и уточнениями получился оригинальный письменный текст, а не просто расшифрованная и авторизованная речь. Вебер мог ответственно подойти к выбору каждого слова, каждой формулировки, и это заставляет столь же внимательно вчитываться в его доклад, как мы это делаем с научными трактатами.

III. К политической социологии: основные понятия

Я не хотел бы повторять все, что было сказано о понимающей социологии и политической позиции Вебера в связи с предыдущей публикацией его работ [27] . Остановлюсь лишь на нескольких принципиальных моментах, которых не касался в должной степени ранее.

Государство способно силой навязать порядок, при этом основные характеристики порядка не так важны, как средство — легитимное насилие. Насилие означает преодоление сопротивления. Чужая воля должна быть сломлена, но сломлена именно как воля, то есть подчинена, перенаправлена. Те, кто действуют, подчиняясь, в силу дисциплины и признания господства легитимным, не утратили способность к действию, к постановке цели и выбору средств. Но цель они ставят в соответствии с подчинением господствующему, и надежность этого господства (то есть шансы на то, что действующий не изменится, не перестанет подчиняться) называется порядком. Если бы порядок был обеспечен только грубой силой, он мог бы быть нарушен, скажем ответной силой, но он обеспечивается также верой в легитимность. Легитимность означает укоренение порядка в чем-то высшем, чем голая фактичность приказа, изменение временного горизонта подчинения по сравнению с тем, который может быть обеспечен грубым превосходством силы. Именно поэтому, подобно тому, как Вебер отделяет хозяйственно ориентированное действование от хозяйственного, он отделяет политически ориентированное действование от политического. Разные союзы (а союз — это способ организации действований) могут пользоваться насилием, но оно не будет легитимным; могут они и стремиться к тому, чтобы воздействовать на руководство политического союза, на организацию порядка, на исполнение власти. Но политическим в точном смысле является то, что связано именно с порядком, постоянным легитимным порядком государства.

Итак, от действования Вебер переходит к социальному действованию, от него — к отношению, далее к закрытым отношениям, к отношениям по типу союзов, к союзам, в которых обеспечивается и которые основаны на господстве, далее к легитимному господству и легитимному насилию, монополию на которое имеют союзы на определенной территории. Они эту монополию могут потерять, средства господства могут быть экспроприированы, господство реорганизовано, но все равно порядок — порядок законного государства — должен быть. От категории действования путь к категориям союза, господства и государства не так уж долог, но это совершенно иной путь, чем тот, который проложен в экономической социологии Вебера.

В идее широкой демократической поддержки призванного политика, в идее харизмы как того качества, которое делает востребованной и возможной такую поддержку, мы видим прямое высказывание политико-социологического толка, в отличие от экономико-социологического. У порядка, у государственной бюрократической машины, у насилия есть не просто фактические средства обеспечить уважение к порядку, но также и некоторая собственная смысловая составляющая. Харизма в религиозном смысле открывала пути к трансцендентному, это была способность (благодатный дар) истолковать и научить правильному пути к спасению. Харизма в политическом смысле означала дар и способность сделать, так сказать, имманентное трансцендентным. Соединение волений действующих — обычная тема политической философии — истолковывается как поддержка призванного политика, имеющая иной характер и иные следствия, чем то, что может быть получено путем простого сложения. Суверен Гоббса, общая воля Руссо — это предшественники веберовской харизмы как политической категории, которая, заметим, при этом истолковывается, с одной стороны, вполне эмпирически, как реальная вера, реальная надежда на спасителя-политика, а с другой — отчетливо отсылает к религиозной тематике, ибо связывает посюстороннее поведение не с моментальной хозяйственной потребностью, но с благами (политико-героически) понимаемого спасения. Почему вообще из массовой поддержки — тем более, если она выражена в таком феномене, как поведение избирателей, — может родиться понимание достоинств политика, которые напоминают о феноменах совершенно иного типа (религиозных) и других эпох (далеко отстоящих от модерна с его секуляризацией, превращением религиозного в светское)? — Эти вопросы разрабатываются уже после Вебера, но то, что ставятся они до сих пор, говорит не столько о неудовлетворительном характере предложенных им решений, сколько о том, что его социология радикальным образом поменяла всю рамку мышления о политическом, отчего важнейшие связи с традицией европейской мысли стали невидимыми для неискушенного взгляда. Реконструкция веберовской мысли именно в этом роде, то есть понимание Вебера не только как великого новатора, но и как наследника, продолжателя, является трудным, увлекательным и, возможно, в научном отношении очень продуктивным делом.

Читайте также: