Макиавелли об обществе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи Никколо Макиавелли

Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли

Он выделил несколько основных философских понятий:

  • Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
  • Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
  • Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.

Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.

Политическое учение Никколо Макиавелли

Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.

Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.

Политика Макиавелли основывается на:

  • Исследование качеств человека и его природной сущности;
  • Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
  • Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
  • Объяснении действительного положения вещей в обществе;

Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.

Труды автора воспринялись современниками с особым восторгом и пользовались большим успехом. Его фамилией назвали систему политики — макиавеллизм, которая не пренебрегала способами достижения цели.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что такое политическая философия Никколо Макиавелли.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами).

Первый гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обе­щания. Желающие сохранить то, что они имеют, и стремящиеся получить то, чего у них нет, рассматривают честолюбие с разных позиций. Высшие счи­тают, что они заслуженно обладают этим благом и стараются не допустить к


кормилам власти тех, кто стремится их приобрести. Те, кто внизу, считают, что их несправедливо обделили влас­тью, следовательно, стараются ото­брать ее. Если на чашу весов положе­но общественное благо и за него бо­рются две столь противоречивые силы, то правитель не должен питать иллю­зий, что он добьется классового мира уговорами, раздачей привилегий и т.п. Если все одинаково корыстны, то и правитель должен быть корыстным. Богатые, достигшие власти, знают, какой ценой они ее добились, и понима­ют, что, если на их место придут бедные, они будут ничуть не лучше, ибо от своего честолюбия они не избавятся. Но создать иллюзию временного при­мирения классовой борьбы можно, и это во власти правителя. Он должен вести себя следующим образом: когда он идет к власти, он расточает обеща­ния, заигрывает с населением, добиваясь поддержки низов. Но как только он дошел до власти, он должен забыть о своих обещаниях и никогда к ним не возвращаться. Почему? Ведь здравый смысл подсказывает, что низы оби­дятся и будут спрашивать с правителя выполнения его обещаний. Проеци­руя свою логику, они будут говорить: мы бы так не поступили. Но они не зна­ют, как бы они поступили, пройдя такой путь, поскольку им никто не по­зволил это сделать, значит, они себя в этой ситуации еще не проверяли. А мудрый правитель знает, что с ними будет то же самое. Если правитель на­чинает реализовывать свои обещания, то он ставит себя в зависимость от


низов. Но зависимый правитель — са­мый слабый, нерешительный и наибо­лее ограниченный в своих возможно­стях правитель. Он будет всегда огля­дываться на интересы масс, а интересы государства могут им противоречить. Правителю нельзя проявлять свою не­решительность и зависимость от низов, ибо больше всего они ценят в пра­вителе решительность, независимость и даже в какой-то степени социальную наглость. За подобные качества они будут его уважать.

Третий принцип: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Награда­ми люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раз­дражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).

Что выгодно государю: опираться на любовь своих подчиненных или дер­жать их в страхе? Макиавелли считает, что так ставить вопрос нельзя. Пра­вильная постановка такая: когда ему выгодно опираться на любовь своих

подданных, а когда их выгодно держать в страхе? На любовь правитель дол­жен опираться в начале своей карьеры, когда он идет к власти. Тут он может заигрывать с подчиненными, расточая им похвалы, награды, обещания, но когда он достиг власти, если это твердый властитель, он обязан исходить из мотива страха.




Макиавелли считал, что можно отобрать у своих подчиненных все, вплоть до жизни, но не посягать на имущество, так как это — главная точка, где концентрируются все интересы индивида, это — средство к существованию. Можно казнить его родственников, сослать его, но нельзя лишать его соб­ственности.

Макиавелли создал концепцию циклического развития государственных форм, согласно которой существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и демократия) и три плохие, или извра­щенные (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а де­мократия — в анархию. Как видим, Макиавелли слегка изменил названия: вместо автократии у него тирания, а вместо охлократии — анархия. Но глав­ное, что, как и у античных философов, у Макиавелли правильные формы превращаются в неправильные.

5 Макиавелли Н. Государь // Соч. М., 1998. С. 181-184.

Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо ничто не удержит ее от превращения в свою про­тивоположность. Так и в человеческих делах: добродетель легко перетекает в порок, а порок принимает обличье добродетели. Циклическое развитие форм управления напоминает кругооборот, взаимообращение добра и зла.


Кругооборот возможен в силу относи­тельности противоположных состоя­ний — добра и зла, низа и верха, упад­ка и подъема. Противоположности легко превращаются друг в друга.

Мы знаем, что у любого обществен­ного явления две стороны — негатив­ная и позитивная. Для одних людей сталинизм воплощает величие духа, твердость государственной власти, торжество дисциплины и всеобщей спра­ведливости, а для других он — олицетворение вселенского зла, геноцид про­тив собственного народа, попрание человеческого достоинства, жертвы и репрессии. Вы скажете: это крайности, а истина посередине. Но в человечес­ких делах редко достигается золотая середина, все больше крайности. Пра­витель хотел лучшей жизни для народа и установил сильный режим, а по­томки оценили его как покушение на человеческую свободу. Одни говорят: наконец-то в России установлена демократия и человек свободно вздохнул (имея в виду 1990-е), а другие возражают, нет, мол, воцарились анархия и произвол. Кому верить? Кто прав?

Поскольку формы правления устанавливает не природа, а люди, сотни тысяч и десятки миллионов, угодить на каждого невозможно, и каждый ста­рается предложить свое. В результате одни тянут одеяло вправо, а другие — влево. Когда побеждают первые, утверждается, скажем, аристократия, а когда их одолевают противники, в стране воцаряется ее противоположность — олигархия. Смысл теории Макиавелли заключается именно в том, что фор­мы правления очень легко переходят в свою противоположность. Их анти­образы всегда рядом, как тень, и избавиться от них невозможно. Надо про­сто постигнуть законы истории, а не витать в облаках, полагая, что демо­кратию или монархию можно утвердить раз и навсегда. Их надо утверждать каждый день, бороться за правильные формы правления, охранять их, очи­щать от болезней и коррозии.

Итак, все три формы правления раскачиваются, согласно Макиавелли, подобно маятнику, легко переходя в свои антиобразы (рис. 5).

В законе Макиавелли надо видеть воплощение процесса инверсии: когда маятник слишком отклонен в одну сторону, то в дальнейшем, минуя точку равновесия, он резко отклоняется в другую. Инверсия (от лат. inversio — пе­рестановка) означает изменение обычного порядка на противоположный, изменение направления (полярности), переход в противоположное состоя­ние. Одно время считалось, что она описывает только мир физических яв­лений. Но оказалось, что сфера действия инверсии гораздо шире.

И в средние века, и в античности формы правления менялись, как в калей­доскопе: чуть повернул государственный руль — уже другой политический узор. В греческих полисах монархия уступала власть аристократии, олигар­хия — демократии, а иногда и тирании. Вокруг царя всегда роилась аристо-

кратия — узкий круг знатных семей-землевладельцев, из которой набиратись воины, гарантировавшие внутреннюю и внешнюю безопасность. Охраняя мо­нарха и родину, аристократия приобретала влияние на решение политических


вопросов. Наступало время, и она ока­зывалась наверху, а монарха свергали Через какое-то время недовольный на­ род устранял аристократию, называя ее кучкой продажных олигархов, и уста­навливал демократию, которая по прошествии времени где-то сменялась ти­ранией, а где-то — охлократией (анархией), вслед за которой к власти прихо­дит жестокий тиран.


Рис. 5. Закон политической инверсии Макиавелли: каждая форма правления обязательно переходит в свою противоположность

Итак, согласно теории кругооборота форм правления Макиавелли, у лю­бого положительного режима власти есть свой негативный двойник. И ког­да власти задумали устроить для своего общества положительный политичес­кий режим и последовательно двигаются по этому пути, наращивая демо­кратические институты, то за высшей точкой развития будет движение в обратную сторону по принципу маятника, поскольку никакой политический режим на века не создается, у него есть свое время жизни.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами).

Первый гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обе­щания. Желающие сохранить то, что они имеют, и стремящиеся получить то, чего у них нет, рассматривают честолюбие с разных позиций. Высшие счи­тают, что они заслуженно обладают этим благом и стараются не допустить к


кормилам власти тех, кто стремится их приобрести. Те, кто внизу, считают, что их несправедливо обделили влас­тью, следовательно, стараются ото­брать ее. Если на чашу весов положе­но общественное благо и за него бо­рются две столь противоречивые силы, то правитель не должен питать иллю­зий, что он добьется классового мира уговорами, раздачей привилегий и т.п. Если все одинаково корыстны, то и правитель должен быть корыстным. Богатые, достигшие власти, знают, какой ценой они ее добились, и понима­ют, что, если на их место придут бедные, они будут ничуть не лучше, ибо от своего честолюбия они не избавятся. Но создать иллюзию временного при­мирения классовой борьбы можно, и это во власти правителя. Он должен вести себя следующим образом: когда он идет к власти, он расточает обеща­ния, заигрывает с населением, добиваясь поддержки низов. Но как только он дошел до власти, он должен забыть о своих обещаниях и никогда к ним не возвращаться. Почему? Ведь здравый смысл подсказывает, что низы оби­дятся и будут спрашивать с правителя выполнения его обещаний. Проеци­руя свою логику, они будут говорить: мы бы так не поступили. Но они не зна­ют, как бы они поступили, пройдя такой путь, поскольку им никто не по­зволил это сделать, значит, они себя в этой ситуации еще не проверяли. А мудрый правитель знает, что с ними будет то же самое. Если правитель на­чинает реализовывать свои обещания, то он ставит себя в зависимость от


низов. Но зависимый правитель — са­мый слабый, нерешительный и наибо­лее ограниченный в своих возможно­стях правитель. Он будет всегда огля­дываться на интересы масс, а интересы государства могут им противоречить. Правителю нельзя проявлять свою не­решительность и зависимость от низов, ибо больше всего они ценят в пра­вителе решительность, независимость и даже в какой-то степени социальную наглость. За подобные качества они будут его уважать.

Третий принцип: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Награда­ми люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раз­дражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).

Что выгодно государю: опираться на любовь своих подчиненных или дер­жать их в страхе? Макиавелли считает, что так ставить вопрос нельзя. Пра­вильная постановка такая: когда ему выгодно опираться на любовь своих

подданных, а когда их выгодно держать в страхе? На любовь правитель дол­жен опираться в начале своей карьеры, когда он идет к власти. Тут он может заигрывать с подчиненными, расточая им похвалы, награды, обещания, но когда он достиг власти, если это твердый властитель, он обязан исходить из мотива страха.

Макиавелли считал, что можно отобрать у своих подчиненных все, вплоть до жизни, но не посягать на имущество, так как это — главная точка, где концентрируются все интересы индивида, это — средство к существованию. Можно казнить его родственников, сослать его, но нельзя лишать его соб­ственности.

Макиавелли создал концепцию циклического развития государственных форм, согласно которой существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и демократия) и три плохие, или извра­щенные (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а де­мократия — в анархию. Как видим, Макиавелли слегка изменил названия: вместо автократии у него тирания, а вместо охлократии — анархия. Но глав­ное, что, как и у античных философов, у Макиавелли правильные формы превращаются в неправильные.

5 Макиавелли Н. Государь // Соч. М., 1998. С. 181-184.

Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо ничто не удержит ее от превращения в свою про­тивоположность. Так и в человеческих делах: добродетель легко перетекает в порок, а порок принимает обличье добродетели. Циклическое развитие форм управления напоминает кругооборот, взаимообращение добра и зла.


Кругооборот возможен в силу относи­тельности противоположных состоя­ний — добра и зла, низа и верха, упад­ка и подъема. Противоположности легко превращаются друг в друга.

Мы знаем, что у любого обществен­ного явления две стороны — негатив­ная и позитивная. Для одних людей сталинизм воплощает величие духа, твердость государственной власти, торжество дисциплины и всеобщей спра­ведливости, а для других он — олицетворение вселенского зла, геноцид про­тив собственного народа, попрание человеческого достоинства, жертвы и репрессии. Вы скажете: это крайности, а истина посередине. Но в человечес­ких делах редко достигается золотая середина, все больше крайности. Пра­витель хотел лучшей жизни для народа и установил сильный режим, а по­томки оценили его как покушение на человеческую свободу. Одни говорят: наконец-то в России установлена демократия и человек свободно вздохнул (имея в виду 1990-е), а другие возражают, нет, мол, воцарились анархия и произвол. Кому верить? Кто прав?

Поскольку формы правления устанавливает не природа, а люди, сотни тысяч и десятки миллионов, угодить на каждого невозможно, и каждый ста­рается предложить свое. В результате одни тянут одеяло вправо, а другие — влево. Когда побеждают первые, утверждается, скажем, аристократия, а когда их одолевают противники, в стране воцаряется ее противоположность — олигархия. Смысл теории Макиавелли заключается именно в том, что фор­мы правления очень легко переходят в свою противоположность. Их анти­образы всегда рядом, как тень, и избавиться от них невозможно. Надо про­сто постигнуть законы истории, а не витать в облаках, полагая, что демо­кратию или монархию можно утвердить раз и навсегда. Их надо утверждать каждый день, бороться за правильные формы правления, охранять их, очи­щать от болезней и коррозии.

Итак, все три формы правления раскачиваются, согласно Макиавелли, подобно маятнику, легко переходя в свои антиобразы (рис. 5).

В законе Макиавелли надо видеть воплощение процесса инверсии: когда маятник слишком отклонен в одну сторону, то в дальнейшем, минуя точку равновесия, он резко отклоняется в другую. Инверсия (от лат. inversio — пе­рестановка) означает изменение обычного порядка на противоположный, изменение направления (полярности), переход в противоположное состоя­ние. Одно время считалось, что она описывает только мир физических яв­лений. Но оказалось, что сфера действия инверсии гораздо шире.

И в средние века, и в античности формы правления менялись, как в калей­доскопе: чуть повернул государственный руль — уже другой политический узор. В греческих полисах монархия уступала власть аристократии, олигар­хия — демократии, а иногда и тирании. Вокруг царя всегда роилась аристо-

кратия — узкий круг знатных семей-землевладельцев, из которой набиратись воины, гарантировавшие внутреннюю и внешнюю безопасность. Охраняя мо­нарха и родину, аристократия приобретала влияние на решение политических


вопросов. Наступало время, и она ока­зывалась наверху, а монарха свергали Через какое-то время недовольный на­ род устранял аристократию, называя ее кучкой продажных олигархов, и уста­навливал демократию, которая по прошествии времени где-то сменялась ти­ранией, а где-то — охлократией (анархией), вслед за которой к власти прихо­дит жестокий тиран.


Рис. 5. Закон политической инверсии Макиавелли: каждая форма правления обязательно переходит в свою противоположность

Итак, согласно теории кругооборота форм правления Макиавелли, у лю­бого положительного режима власти есть свой негативный двойник. И ког­да власти задумали устроить для своего общества положительный политичес­кий режим и последовательно двигаются по этому пути, наращивая демо­кратические институты, то за высшей точкой развития будет движение в обратную сторону по принципу маятника, поскольку никакой политический режим на века не создается, у него есть свое время жизни.

Кто такой Никколо Макиавелли и каковы основные направления его учения, рассмотрим в данной статье.

Этим понятием обычно обозначают политику, основанную на культе насилия, злонравия. Никколо Макиавелли считается родоначальником современной политологии как науки, при этом в своих книгах по политическому устройству выдвинул ряд принципов, которыми современные политики и бизнесмены придерживаются в своей деятельности как его последователи.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ — РОДОНАЧАЛЬНИК СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Портрет Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито, вторая половина XVI века

makiavelli-05

Никколо родился 3 мая 1469 года недалеко от города-государства Флоренции в семье адвоката. Он получил классическое образование. В ту эпоху территория современной Италии была ареной непрерывной борьбы между самостоятельными итальянскими государствами. В эту борьбу вмешивались Франция, Испания и Священная Римская империя. Своя игра была и у Папы Римского. Он наблюдал за деятельностью Чезаре Борджиа, руководил флорентийской милицией.

Никколо Макиавелли занимал пост государственного секретаря во Флоренции. Он выполнял различные дипломатические поручения и вволю поварился в котле политической жизни.

В конце концов в 1513 году (в сорок четыре года) он был обвинён в заговоре, арестован, освобождён, после чего удалился в своё поместье, где создал ряд произведений, которые и сегодня, спустя более чем 500 лет, популярны среди политиков и бизнесменов и считаются мировой классикой.

makiavelli-14

Макиавелли умер в 1527 году и кенотаф в его честь находится в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИ

Он считал политическую сферу самостоятельной, относительно независимой от других областей жизни общества. Предметом политической науки Макиавелли считал власть во всех её проявлениях. Макиавелли анализировал (в своих трудах) политику Италии как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир.

makiavelli-15

Теоретически он отделял политику государства от норм морали (общепринятых в обществе нравственных стандартов поведения) и подходил к достижению важных политических целей с жёстко рациональных позиций. Макиавелли был сторонником объединения раздробленной Италии с помощью сильной власти и любыми средствами.

Но Италия стала единой лишь в 1870 году, через триста с лишним лет после смерти теоретика.

Более того, реальные политические события в различных странах впоследствии неоднократно подтверждали идеи, которые были высказаны в своё время итальянским мыслителем-теоретиком, например, то, каким путём приходили и добивались власти ряд правителей-диктаторов в западной цивилизации и не только в ней. Хотя, конечно, существовали и другие способы ведения политики.

В обстановке феодальной раздробленности, в которой находилась Италия, Макиавелли полагал, что сильный, хотя бы и жестокий и лишённый угрызений совести правитель лучше, чем бесконечная усобица. Так, Макиавелли писал:

«Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж выбирать, то надежнее выбрать страх.

Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но, когда у тебя явится в них нужда, они тотчас же от тебя отвернутся.

Макиавелли отстаивал поведение правителя, которое мы могли бы счесть нравственно порицаемым, злонравным, он же считал его приемлемым, но только при определённых обстоятельствах, когда свободе государства угрожали. В действительности он поддерживал представление о том, что мы теперь называем чрезвычайными полномочиями правительства.

Он полагал, что человек должен всегда действовать в согласии со временем, и это правило относил и к этике взаимоотношений.

Часто о Макиавелли пишут, что он поддерживал тиранию. Однако Макиавелли определял тиранию как правление в собственных корыстных целях и презирал её, так же как и коррупцию, полностью противоречащую интересам государства. А свои трактаты Макиавелли делал исключительно для применения в общественной деятельности; он вовсе не концентрировался на частных отношениях.

Макиавелли выделял два типа отношений: общественные и частные — и отмечал, что необходимо, чтобы в обществе были такие нравы, при которых ценность каждого из типов отношений была повседневно и неотъемлемо равна другому.

Обстоятельства, по мнению некоторых, периодически требуют, чтобы правительство действовало способами, которые, по Макиавелли, будут публично нравственно приемлемы для общества, но будут скрыто нести зло и будут нравственно порицаемы, если правда об их сути всплывёт.

Макиавелли не поддержал бы общий принцип, что цель оправдывает средства; он полагал, что одна особенная цель (свобода) диктует средства. В этом бы он разошёлся с некоторыми политиками прошлого и современности, которые этот принцип берут за основу.

Не был он и нравственно порочен или бессовестен: он просто полагал, что принципы выстраивания отношений в обществе были опасно догматическими, непрактичными и безответственными. Поэтому можно сказать, что нравственно порочное изображение Макиавелли — не что иное, как искажение образа того, кто наблюдал власть, как вокруг себя, так и на собственном опыте, замечая то, что действительно работало в условиях жизни его общества.

Взгляд Макиавелли на эффективное руководство помогает понять инструменты, философию, которые, по его мнению, необходимы для достижения целей в политике. При этом нужно опять-таки заметить, что есть и другие средства, которые не попали в поле рассмотрения Макиавелли, как в силу особенностей эпохи, так и в силу личных его качеств.

Изучение рынка, поведения продавцов и покупателей является едва ли не ключом к пониманию покупательских решений. Интерактивный подход, управление взаимоотношениями потребителей и производителей услуг — все эти дисциплины позаимствовали свои базовые идеи (принципы) из Макиавелли с поправкой на современную среду применения.

Пользоваться этим или нет — нравственный выбор каждого, но ознакомится — точно стоит, хотя бы для того, чтобы понимать, как на нас пытаются воздействовать и управлять нам.

makiavelli-07

В 1513 году Макиавелли поселился в своём имении Страде близ Флоренции.

По мнению Макиавелли, никакие нравственные обязанности не должны удерживать герцога от этого дела.

Для успешности войны по его мнению необходимо преобразование военного устройства:


  • воинами должны быть граждане;
  • наёмные войска бессильны и опасны;
  • нужно сформировать национальное войско введением всеобщей обязанности служить в нём.

Современные учёные полагают, что необходимо понимать трактат как руководство для государя, желающего освободить от иноземцев и объединить Италию. С этой точки зрения понятно, что Макиавелли ставит первой надобностью государя приобретение военного могущества.

Кроме того он доказывает примером испанского короля Фердинанда Католика, что очень полезным политическим орудием может служить вероучение (Фердинанд Католик действительно следовал тем принципам, которые излагает Макиавелли).

makiavelli-04

Цитата Николло Макиавелли

Макиавелли считал, что государство должно использовать вероучение для руководства людьми, поскольку людям свойственно сомневаться в распоряжениях человека, но распоряжения божества не обсуждаются.

Сам Макиавелли не был религиозен в смысле слепого следования тому или иному вероучению, но если для достижения цели требуется опираться на то, во что верят широкие слои населения, он не видел даже повода для сомнений — необходимо это использовать.

Заметки на полях

Ни одна семья в истории Италии не оставила такого следа и не обросла столькими легендами, мифами, слухами и предположениями, как клан Борджиа.

Род подарил католическому миру двух римских пап, два десятка кардиналов, и почти за каждым из них тянулась очень дурная слава.

Чезаре (Цезарь) Борджиа — политический идеал Макиавелли

Чезаре (Цезарь) Борджиа (1475 — 1507), политический деятель эпохи Возрождения из испанского рода Борха (Борджиа).

Его цель была — создать на базе папства сильное итальянское государство, а ещё — своё собственное, которое бы заняло большую часть Апеннинского полуострова и играло решающую роль на европейской арене.

Посол Флоренции при дворе Борджиа — Никколо Макиавелли, писал позднее, что Чезаре действительно мог объединить Италию. Он был удачлив, целеустремлен и дьявольски хитер.

Предпринял неудачную попытку создания в центральной Италии собственного государства под эгидой Святого Престола, который занимал его отец — Александр VI.

Погиб в бою, пережив отца менее чем на четыре года. Чезаре (Цезарь) Борджиа был похоронен в церкви Санта-Мария-де-Виана, недалеко от места гибели.

Макиавелли хвалит даже вероломное убийство мелких владетелей в Синигалье. Он говорит, что можно совершать какие угодно злодейства, чтоб упрочивать повиновение страхом.

Понятия Макиавелли о людях очень дурны; он говорит:

Потому для государя полезнее действовать страхом, чем желание приобрести любовь. Ложь, вероломство, жестокость хороши, когда нужны для упрочения власти.

Но истреблять внутренних врагов следует всех за один раз, чтобы спокойствие общества не подвергалось продолжительному страданию. Когда свирепости длятся мало времени, они меньше раздражают народ.

Государь должен по возможности щадить денежные интересы своих подданных, потому что людям легче терять жизнь, чем имущество. Вывод из всех своих рассуждений Макиавелли высказывает в конце книги словами:

makiavelli-06

Он сам знает, что рекомендуемые им средства дурны; он только считает их необходимыми для объединения Италии, для её освобождения от иноземного владычества. Правда, что он ошибается и в этом: те дурные средства, которые рекомендует он, никогда не приносили ничего, кроме вреда.

Под неизгладимым впечатлением падения Савонаролы он писал:

«…Многие люди измышляли такие государства и владения, которых никто никогда не знал в этом мире. Правила, по которым мы живём, и те, по которым нам следовало бы жить, так сильно отличаются друг от друга, что человек, бросающий уже сделанное ради того, что он должен был бы делать, скорее губит себя этим, чем спасает…

makiavelli-03

Не удивительно, что и современники Макиавелли, и последующие поколения находили его советы шокирующими.

Макиавелли не просто вывел на общее обозрение скрытые принципы повседневной политики, но и поставил их выше христианских заповедей: ведь он писал о том, как следует вести успешную политику, используя и вероучения. Подобная форма была непростительна, он срывал табу, но игнорировать содержание общество не могло. И в этом несомненная заслуга Макиавелли, за что можно быть ему благодарными.

В ЧЁМ СОСТОИТ ОТЛИЧИЕ УЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИ ОТ ДРУГИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ?

makiavelli-08

Его идеи таким образом используются и в управлении, и в социальной психологии, и в других современных науках.

makiavelli-09

Отличаются его идеи и от Средневековых опусов, в которых государство рассматривалось как проявление божественной воли, а не как инструмент в руках волевого государя, действующего отнюдь не по Божьему промыслу.

МАКИАВЕЛЛИЗМ КАК МОДНОЕ СЛОВО СОВРЕМЕННОСТИ

makiavelli-11

Проявляется макиавеллизм в ситуациях, когда политик обладает свободой действий, когда у него хотя бы немного развязаны руки (то есть степень автономности высока). В таком положении оказался, например, американский политик Генри Киссинджер.

Макиавеллизм чаще всего расцветает в условиях абсолютистских, тоталитарных режимов, а также в период кризисов и революций, за которыми неизменно и следуют вышеперечисленные режимы.

Вообще многие лидеры XX века пользовались принципами Макиавелли, даже иногда не будучи с ними знакомыми. Что ещё раз доказывает их применимость правителями многих стран в своей деятельности. Вот только некоторые из этих принципов.

Макиавеллизм как деградация общественных нравов

Макиавеллизм как принципы управления людьми

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте управления общественным мнением и массовым бессознательным.

Доктор психологических наук В.В. Знаков (родился в 1950 году, основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считал, что макиавеллист — это

Макиавеллизм как миф

Усложняет анализ современной политики на предмет следования принципам Макиавелли большая разница между оглашаемым и реализуемым по факту. Естественно, подробный и правильный анализ будет проведён спустя десятилетия.

Современные менеджеры (управленцы, если по-русски) перепробовали уже все науки: увлечение методами психологии породило поведенческую (бихевиористскую школу), интерес к точным наукам сделал доминирующим методом последних лет количественный подход.

И несмотря на все эти научные изыскания, простые тезисы Макиавелли действуют и поныне, особенно на Западе, в рамках его концепции жизни.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

makiavelli-13

Однако при этом Макиавелли же сказал, что:

В этом смысле либералы всех мастей поступают чрезвычайно глупо, даже не пытаясь сделать вид преемственности новейшей истории с советской и занимаясь оголтелой десоветизацией.

Может ли теория Макиавелли быть применима к современности? Мы можем, в качестве примера рассмотреть события России в 90-х годов.

В эти годы в стране отсутствовало единство. В начале 90-х годов вслед за развалом СССР была реальная опасность распада и России. Парад суверенитетов, охвативший российские автономии, привёл на грань выхода из России Татарстана, Чечни и т.д.

makiavelli-01

Долгое время наше общество было изолировано от социально-экономических воззрений Запада. Мы не имели ту интеллектуальную традицию, и с готовностью воспринимаем её готовые, отдельные к употреблению, постулаты.



Мы не думаем, что идеи Макиавелли взяли бы на вооружение некоторые политические деятели, если он увидел и описал бы всю систему, а уж тем более — если бы предложил альтернативу ей. Хорошо, хоть высветил некоторые алгоритмы данной системы и выложил их напоказ всем.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

makiavelli-16

Макиавелли — это теоретик-мыслитель, который жил в Эпохе Возрождения, который сумел весьма определённо постичь смысл основных тенденций эпохи, в которой жил, смысл её политических устремлений, требований и изложить, сформулировать их так, что они становились не просто высказываниями, афоризмами и максимами, а чтобы смогли самым активным способом воздействовать на тех, кто стремился к преобразованию, желая создать и увидеть свою новую Италию, не чураясь любых методов).

Есть разные мнения разных людей о Макиавелли, некоторые из них относятся к произведениям и к личности Макиавелли противоречиво. Некоторые очень резко негативно, за то, что он безжалостно и беспощадно раскрывал механизмы политической власти, её задачи, средства, и цели. А некоторые из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, дела и мысли которого пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

Макиавелли был первым в истории, кто отделил политику от нравов общества и вероучений и сделал её самостоятельной дисциплиной, с присущими ей принципами и законами.

Вот уже почти 500 лет как Николло Макиавелли ушёл из жизни, а его работы вызывают дискуссии, эмоции. Макиавелли до сих пор в тех или иных аспектах упоминается философами, политологами, историками, а сегодня даже менеджерами.

Эпоха Возрождения была охарактеризована тем, что в сфере социально-политических воззрений всё кардинально изменилось. В частности в корне переменилось представление и сущности государственной власти и государстве в целом.

Для эпохи Средневековья было примечательно господство теократических взглядов, которые интерпретировались посредством учения Августина, Фомы Аквинского и некоторых других теологов. Определяющим в их учении было воззрение, что власть, принадлежащая папе римскому, выше власти любого государя, в силу того, что папа римский – это преемник самого Иисуса Христа через посредничество апостола Петра. Всякий государь – Божий избранник, однако получение власти происходит только через церковь, а посему для того, чтобы стать истинным государем, необходимо провести процедуру "помазания", которую может провести только священник.

XIV–XV вв. были отмечены серьёзными поражениями церкви в борьбе за верховную светскую власть. В XIV в. активистами и сторонниками светского уклада жизни Уильямом Оккамом и Марсилием Падуанским были выдвинуты идеи главенства светской власти над церковной. Более того, М. Падуанский говорил о необходимости отделения государства от церкви. Однако, несмотря на новаторские воззрения, поистине радикальный переворот в социально-политической жизни стал возможен только в XVI–XVII вв. Это произошло благодаря развитию и становлению идей протестантизма и религиозными войнам на территории Европы.

Основные виды социально-политических учений

В это время один прогрессивный итальянец развивал совершенно новое и не характерное для того времени учение о государстве и государственной власти. Его звали Никколо Макиавелли.

Эпохе Средневековья характерно зарождение абсолютизма и у его истоков стоял Жан Боден, французский юрист, который стал теоретиком этого учения. Непрекращающиеся религиозные войны дали ему повод отстаивать идеи веротерпимости и активно продвигать идею сильной королевской власти. По мнению Ж. Бодена, наилучшая форма государственного правления – наследственная монархия, где король – единственный источник закона и права, при этом он сам должен соблюдать и уважать все законы.

Ж. Боден говорил о том, что разными народами нужно управлять по-разному, всем одна система управления не подходит. В основе его идей было положение о том, что северными странами нужно управлять при помощи силы, теми, кто проживает в умеренных широтах, управлять, полагаясь на разум, а южными – посредством религии.

Ещё одной интересной фигурой того времени был Гюго Гроция, который активно выступал за идею "естественного права". Его концепция стала основой для социальной философии начала Нового времени и Просвещения.

Эпоха Возрождения стала колыбелью ещё для одного важного направления в сфере социальной философии – утопизм. Его наиболее видными представителями были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Философия Макиавелли

Никколо Макиавелли родился во Флоренции и там же прожил большую часть жизни. Он на протяжении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. Являясь государственным деятелем, он одновременно увлекался исследованиями истории, поэтической и писательской деятельностью. Близко дружил с Леонардо да Винчи и Микеланджело, что откладывало на его взгляды специфический отпечаток.

В 1512 г. после восстановления власти герцога Медичи во Флорентийской республике, Н. Макиавелли оказался среди тех, кто был арестован за свою деятельность и отправлен в тюрьму, а позднее в ссылку в деревню. Но это не помешало его дальнейшей работе, и он продолжал заниматься написанием своих трудов. Его основные работы были написаны именно в деревне. Среди них "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции".

Философские воззрения Н. Макиавелли

Важнейшее новшество Макиавелли заключалось в том, что он стал рассматривать политику как самостоятельную сферу. Именно он первым предложил рассматривать проблемы, связанные с управление обособлено от других сфер, в том числе и от религии, теологии, философии и этики. Макиавелли не ссылается в своих трудах на "волю Божью". В разговорах о судьбе он обращает особое внимание на способы борьбы с ней, он не рассуждает о должном поведении, которое базируется на христианских ценностях. Нет ни единого слова и о добродетели. Поведение любого человека, будь то правителя или подданных никак не связывается со спасением души, затронуты только земные интересы. Политическая сфера независима от других сфер, она является целиком автономной.

В качестве образца правильного поведения правителей, Макиавелли ссылается к деятельности древнеримских государей, в частности республиканского периода.

Политический реализм Макиавелли

Социально-политическое учение, которое проповедовал Макиавелли, получило название политический реализм. В основе его учения – управление людьми, базирующееся на знании реальной человеческой природы. Он утверждал, что природа человека ни хорошая, ни плохая. Однако плохого в человеке больше. Из чего следует, что хороший политик должен принимать во внимание больше недостатки людей, нежели рассчитывать на их положительные качества.

Рассуждая о природе человека, Макиавелли делал акцент на то, что люди скорее забудут смерть близкого, нежели потерю имущества.

В силу таких обстоятельств, наибольшего накала приобретает та борьба, где речь идёт об обладании собственностью. В этой борьбе нет ничего плохого, считал Макиавелли, ведь она, прежде всего, неизбежна, и к тому же может приводить к благоприятным последствиям.

Следствием такой борьбы стало получение Римом свободы, т.е. республики.

Макиавелли предосудительно относится к христианству, за то, что его основе лежит смирение, более того, согласно религиозным представлениям, человек обязан концентрировать своё внимание на небесах и жизни после смерти, тем самым вера отвлекает людей от земных дел. Подобно другим гуманистам, мыслитель даёт оценку человеку по его личным делам и заслугам. Более того, часто и резко высказывается о дворянском сословии, которое по большому счёту живёт за счёт чужого труда.

Идеальным политическим прообразом для Макиавелли оставалась всегда Римская республика. В ней он видел мощную державу, со стабильным политическим укладом, которая на протяжении нескольких столетий смогла сохранять внутренний порядок и увеличиваться на огромные территории. Согласно такой форме правления, каждый гражданин нёс ответственность за судьбу государства, в котором живёт.

Современные условия жизни внесли некоторые изменения в политический порядок, по мнению Макиавелли, а значит, наилучший вид политического устройства может видоизмениться, и, как считает мыслитель, это должна быть наследственная монархия. Основой такого государства является мощь, которая никак не связана с моральными нормами, в силу этого такое государство остро нуждается в принудительной силе, т.е. армии. Он яро высказывался за всеобщую воинскую повинность.

Идеальный правитель, по мнению Макиавелли

Идеальный правитель, говорил Макиавелли, - это "лисица и лев", понимая по этим те качества, которые делают его любимцем народа, и при этом наделяет чертами, внушающими страх. Но из-за того, что подобного сочетания качеств добиться практически невозможно, то лучшее средство – наводить страх на подданных.

При возникновении определённых условий монарх должен безоговорочно принять решение жестко воздействовать, к примеру, организовать людей и переселить народ, разрушить целый город или спешно возвести новый, сделать богатых бедными, а бедных – богатыми. Любые действия оправдываются, если это сохранит стабильное положение государства и порядок.

Предотвращение бунта можно организовать путём казни нескольких десятков человек, которые могли бы стать его предводителями и идейными вдохновителями. Это вариант для сильного правителя. Он не допустит восстания, в котором могут погибнуть тысячи человек.

Влияние социального учения Макиавелли на философию

Учение Макиавелли значительно повлияло на развитие социальной философии и до сих пор продолжает воздействовать на современную науку. Однако, если XVII–XIX вв. показывал идеи макиавеллизма как аморальные и беспринципные, то сегодня исследователей в основном интересует анализ технологии власти.

Утопизм и его основные проявления

Утопизм – течение социальной философии, которое представляет собой совокупность различных моделей и проектов идеального общества.

Это название произошло от названия книги Томаса Мора "Утопия". Это слово дословно переводится с древнегреческого как "место, которого нет".

Варианты утопий, которые имели место быть в древнейшие времена в античной мифологии, где идеальное общество отождествлялось с "золотым веком". Самая первая философская утопия – модель идеального государства Платона. Также к идеальному обществу относят христианские представления о "Божьем царстве".

В эпоху Средневековья все социальные беды интерпретировались посредством греховности людей и отсутствием у них истинной веры.

Проблема в том, что представители каждой веры, считали, что только их вера является истинной.

На основе отдельных религиозных общин постоянно предпринимались попытки создания идеального общества. Продолжались такие попытки достаточно долго даже в период Реформации.

Во времена Крестьянской войны в Германии была создана анабаптистская коммуна, которая была последней попыткой создать идеальное общество.

Эпоха Возрождения предложила новые варианты решения социальных проблем. Социальный гнёт, нищета и человеческие пороки устранялись посредством разумного государственного управления и развитием науки.

В Новое время – XVIII и в XIX вв. в особенности, стали появляться работы, которые имели черты утопического социализма. В них особое внимание уделялось необходимости общественной собственности, средств производства и честному распределению произведённой продукции.

В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса прослеживалась основная идея, которая заключалась в развитии человечества до стадии коммунизма. Это общество, которому характерны общественная собственность на средства производства, отношения коллективизма, материальное изобилие и удовлетворение всех потребностей людей. Однако путь к коммунизму быть устелен социальными революциями.

Ярко выраженная попытка создать коммунистическое общество, была предпринята в России в 1917-1991 гг. Множество других стран также следовали этим путём. Немудрено, что все эти попытки потерпели фиаско.

Идея ренессансного утопизма

Ренессансный утопизм развивался благодаря Т. Мору и Т. Кампанелле. Немаловажную роль сыграл и Фр. Бэкон, который предложил модель идеального общества, соответствующую ренессансной, но при всём при этом его обычно относят в числу философов Нового времени, а точнее самым первым представителем.

Т. Мор – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, который за свои взгляды был казнён, а позднее канонизирован и причислен к лику блаженных.

Т. Мор написал трактат "Утопия", в котором ярко изобразил идеальное общество. Согласно содержанию трактата, все люди равны и не имеют ни частной, ни личной собственности, всё общее и труд, и быт, и производство.

Труд, согласно трактату, - это обязанность всех граждан распределение обязанностей зависит от потребностей общества и способностей граждан.

Рабочее время в таком обществе длится шесть часов, чтобы оставалось время на развлечения и наслаждение жизнью. Тяжёлая и неприятная работа – на преступниках, которые считаются рабами. Предметы потребления распределяются по необходимости, деньги в утопичном обществе отсутствуют. Это общество, для которого характерно материальное изобилие. Однако остаётся вопрос: как достичь такого изобилия. В основе политического строя – принцип выборности и старшинства. Утопийцы принимают любую религию, отрицательно относятся лишь к атеизму.

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и политический деятель, а с 1591 г. ещё и монах-доминиканец. Выдержал множественные обвинения в ереси, возглавил заговор против испанского правящего аппарата, но был пойман и приговорён к пожизненному заключению. Двадцать семь лет провёл за решёткой. Там же и написал свои главные труды, в их числе и "Город-Солнце".

В основе сочинения – идеальный город и идеальное государство, в котором все равноправны. Собственность отсутствует, даже детей воспитывает государство. Все работают, рабочее время всего четыре часа. В таком государстве огромными темпами развивается наука и её достижения призваны облегчать жизнь людей. Правящий аппарат состоит из учёных-жрецов, а главный культ – Бог Солнца.

Этим понятием обычно обозначают политику, основанную на культе насилия, злонравия. Никколо Макиавелли считается родоначальником современной политологии как науки, при этом в своих книгах по политическому устройству выдвинул ряд принципов, которыми современные политики и бизнесмены придерживаются в своей деятельности как его последователи.

Портрет Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито, вторая половина XVI века


Никколо родился 3 мая 1469 года недалеко от города-государства Флоренции в семье адвоката. Он получил классическое образование. В ту эпоху территория современной Италии была ареной непрерывной борьбы между самостоятельными итальянскими государствами. В эту борьбу вмешивались Франция, Испания и Священная Римская империя. Своя игра была и у Папы Римского. Он наблюдал за деятельностью Чезаре Борджиа, руководил флорентийской милицией.


Макиавелли умер в 1527 году и кенотаф в его честь находится в церкви Санта-Кроче во Флоренции.


Теоретически он отделял политику государства от норм морали (общепринятых в обществе нравственных стандартов поведения) и подходил к достижению важных политических целей с жёстко рациональных позиций. Макиавелли был сторонником объединения раздробленной Италии с помощью сильной власти и любыми средствами. Но Италия стала единой лишь в 1870 году, через триста с лишним лет после смерти теоретика.

В обстановке феодальной раздробленности, в которой находилась Италия, Макиавелли полагал, что сильный, хотя бы и жестокий и лишённый угрызений совести правитель лучше, чем бесконечная усобица. Так, Макиавелли писал:

Макиавелли отстаивал поведение правителя, которое мы могли бы счесть нравственно порицаемым, злонравным, он же считал его приемлемым, но только при определённых обстоятельствах, когда свободе государства угрожали. В действительности он поддерживал представление о том, что мы теперь называем чрезвычайными полномочиями правительства.

Он полагал, что человек должен всегда действовать в согласии со временем, и это правило относил и к этике взаимоотношений.

Часто о Макиавелли пишут, что он поддерживал тиранию. Однако Макиавелли определял тиранию как правление в собственных корыстных целях и презирал её, так же как и коррупцию, полностью противоречащую интересам государства. А свои трактаты Макиавелли делал исключительно для применения в общественной деятельности; он вовсе не концентрировался на частных отношениях.

Обстоятельства, по мнению некоторых, периодически требуют, чтобы правительство действовало способами, которые, по Макиавелли, будут публично нравственно приемлемы для общества, но будут скрыто нести зло и будут нравственно порицаемы, если правда об их сути всплывёт.

Макиавелли не поддержал бы общий принцип, что цель оправдывает средства; он полагал, что одна особенная цель (свобода) диктует средства. В этом бы он разошёлся с некоторыми политиками прошлого и современности, которые этот принцип берут за основу. Не был он и нравственно порочен или бессовестен: он просто полагал, что принципы выстраивания отношений в обществе были опасно догматическими, непрактичными и безответственными. Поэтому можно сказать, что нравственно порочное изображение Макиавелли — не что иное, как искажение образа того, кто наблюдал власть, как вокруг себя, так и на собственном опыте, замечая то, что действительно работало в условиях жизни его общества. Взгляд Макиавелли на эффективное руководство помогает понять инструменты, философию, которые, по его мнению, необходимы для достижения целей в политике. При этом нужно опять-таки заметить, что есть и другие средства, которые не попали в поле рассмотрения Макиавелли, как в силу особенностей эпохи, так и в силу личных его качеств.

Пользоваться этим или нет — нравственный выбор каждого, но ознакомится — точно стоит, хотя бы для того, чтобы понимать как на нас пытаются воздействовать и управлять нам.


В 1513 году Макиавелли поселился в своём имении Страде близ Флоренции.

По мнению Макиавелли, никакие нравственные обязанности не должны удерживать герцога от этого дела.

Для успешности войны по его мнению необходимо преобразование военного устройства:

  • воинами должны быть граждане;
  • наёмные войска бессильны и опасны;
  • нужно сформировать национальное войско введением всеобщей обязанности служить в нём.

Современные учёные полагают, что необходимо понимать трактат как руководство для государя, желающего освободить от иноземцев и объединить Италию. С этой точки зрения понятно, что Макиавелли ставит первой надобностью государя приобретение военного могущества. Кроме того он доказывает примером испанского короля Фердинанда Католика, что очень полезным политическим орудием может служить вероучение (Фердинанд Католик действительно следовал тем принципам, которые излагает Макиавелли).


Цитата Николло Макиавелли

Заметки на полях

Макиавелли хвалит даже вероломное убийство мелких владетелей в Синигалье. Он говорит, что можно совершать какие угодно злодейства, чтоб упрочивать повиновение страхом. Понятия Макиавелли о людях очень дурны; он говорит:

Потому для государя полезнее действовать страхом, чем желание приобрести любовь. Ложь, вероломство, жестокость хороши, когда нужны для упрочения власти. Но истреблять внутренних врагов следует всех за один раз, чтобы спокойствие общества не подвергалось продолжительному страданию. Когда свирепости длятся мало времени, они меньше раздражают народ. Государь должен по возможности щадить денежные интересы своих подданных, потому что людям легче терять жизнь, чем имущество. Вывод из всех своих рассуждений Макиавелли высказывает в конце книги словами:






Проявляется макиавеллизм в ситуациях, когда политик обладает свободой действий, когда у него хотя бы немного развязаны руки (то есть степень автономности высока). В таком положении оказался, например, американский политик Генри Киссинджер.

Макиавеллизм чаще всего расцветает в условиях абсолютистских, тоталитарных режимов, а также в период кризисов и революций, за которыми неизменно и следуют вышеперечисленные режимы.

Вообще многие лидеры XX века пользовались принципами Макиавелли, даже иногда не будучи с ними знакомыми. Что ещё раз доказывает их применимость правителями многих стран в своей деятельности. Вот только некоторые из этих принципов.

Макиавеллизм как деградация общественных нравов

Макиавеллизм как принципы управления людьми

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте управления общественным мнением и массовым бессознательным.

Доктор психологических наук В.В. Знаков (родился в 1950 году, основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считал, что макиавеллист — это

Макиавеллизм как миф

Усложняет анализ современной политики на предмет следования принципам Макиавелли большая разница между оглашаемым и реализуемым по факту. Естественно, подробный и правильный анализ будет проведён спустя десятилетия.


Однако, при этом Макиавелли же сказал, что:

В этом смысле либералы всех мастей поступают чрезвычайно глупо, даже не пытаясь сделать вид преемственности новейшей истории с советской и занимаясь оголтелой десоветизацией.





Макиавелли — это теоретик-мыслитель, который жил в Эпохе Возрождения, который сумел весьма определённо постичь смысл основных тенденций эпохи, в которой жил, смысл её политических устремлений, требований и изложить, сформулировать их так, что они становились не просто высказываниями, афоризмами и максимами, а чтобы смогли самым активным способом воздействовать на тех, кто стремился к преобразованию, желая создать и увидеть свою новую Италию, не чураясь любых методов).

Есть разные мнения разных людей о Макиавелли, некоторые из них относятся к произведениям и к личности Макиавелли противоречиво. Некоторые очень резко негативно, за то, что он безжалостно и беспощадно раскрывал механизмы политической власти, её задачи, средства, и цели. А некоторые из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, дела и мысли которого пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

Макиавелли был первым в истории, кто отделил политику от нравов общества и вероучений и сделал её самостоятельной дисциплиной, с присущими ей принципами и законами.

Вот уже почти 500 лет как Николло Макиавелли ушёл из жизни, а его работы вызывают дискуссии, эмоции. Макиавелли до сих пор в тех или иных аспектах упоминается философами, политологами, историками, а сегодня даже менеджерами.

Читайте также: